Практическая работа по истории "Отражение исторических реалий в современных массмедиа".
статья по истории (9 класс) на тему
Описание практической работы по истории, проведённой учениками 9 класса МОУ СОШ № 27 г. Подольска.
Цель работы: выяснить степень достоверности отражения исторических фактов в современных массмедиа.
Материалом послужили фильмы "9 рота" и "Штрафбат".
В ходе работы учащиеся провели самостоятельный поиск и анализ реальной информации о событиях, ставших основой сюжетов указанных фильмов.
Итоги были представлены в виде сообщений и презентаций (даны в приложении).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая по 9 роте | 16.04 КБ |
Презентация "Бой у высоты 3234" | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Интерпретация исторических событий в современных массмедиа.
На примере фильма «9 рота».
Одна из проблем преподавания истории в современной школе заключается в том, что подростки являются яркими представителями так называемой «экранной» культуры. Они знают русских князей по мультфильму «Князь Владимир» а Великую Отечественную войну по фильму «Штрафбат». В этой связи возникает проблема интерпретации исторических фактов медийными средствами.
Я со своими учениками провёл практическую работу с целью продемонстрировать соотношение реальных фактов и их «художественного воплощения». Целью я ставил показать, сколь далеко порой «авторский взгляд» уводит не искушённого в исторических реалиях зрителя. Перед учащимися был поставлен вопрос о возможной степени доверия современным массмедиа, как средствам получения адекватной (правдивой) информации.
Для примера был рассмотрен сюжет раскрученных современных фильмов, претендующих на историчность – «9 рота» Ф. Бондарчука и «Штрафбат» Н. Досталя. Учащимся было предложено самим сравнить фактическое содержание кинолент и реальные исторические события, ставшие основой сюжета. Некоторые ученики подготовили сообщения и презентации по темам, затронутым в фильмах.
Результаты сравнения поразили самих учащихся. Общее мнение класса – ничего, кроме названия, в обеих картинах не имеет никакого отношения к действительности! Конечно, учащиеся 9 класса понимали, что это художественные произведения, а не историческое исследование, что автор имеет право на долю субъективности и художественного вымысла, но столь огромное количество ошибок, несуразностей и откровенного искажения действительности привело их в изумление.
Подводя итог занятия, они сами (так полагалось по условиям) сделали достаточно радикальный, но неизбежный вывод – «Достоверность современных исторических фильмов, не многим больше, чем историчность «Аватара». Ценность этой практической работы я вижу, прежде всего в том, что учащиеся получили навык самостоятельного критического анализа информации, практического использования полученных в ходе изучения курса знаний, самостоятельного поиска информации по интересующей теме. И, самое главное, дети получили хорошую «прививку» от псевдоистории, активно пропагандируемой современными массмедиа.
Надо добавить, что эта работа имела ещё одно положительное следствие – рост интереса к истории, активизацию познавательной деятельности учащихся и их дальнейшим самостоятельным поискам материала по различным проблемным или просто интересным для них вопросам истории. Это послужило отправной точкой к следующей практической поисковой работе, получившей условное название «исторический детектив».
Учитель истории МОУ СОШ № 27 Новаков А. Н.
Приложение.
В качестве приложения можно воспользоваться презентацией «Бой у высоты 3234». Эта презентация подготовлена учеником 9 «А» класса Александром Зарубенко. Она отражает реальный бой 9-ой роты во время операции «Магистраль» во время Афганской войны. Опубликована презентация на этом же сайте, в разделе «работы учеников».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1987 году ОКСВА провёл операцию «Магистраль»,в результате которой был деблокирован город Хост, что на границе с Пакистаном. Основные бои развернулись вдоль магистрали Гардез – Хост. Моджахеды пытались взять контроль над этой дорогой, поэтому совершали неоднократные нападения на советские блокпосты и колонны. Одним из таких эпизодов и стал бой на высоте 3234. Предыстория
9 рота 345 ОПДП Командир: старший лейтенант Ткачев Сергей Борисович Количество бойцов: 39 Командир: Джалалуддин Хаккани , полевой командир Количество бойцов: ~ 300-400 Противники Отряд «Черный Аист»
Магистраль Гардез - Хост
Ход боевых действий 15:30. Начался обстрел высоты, контролируемой взводом старшего лейтенанта Гагарина Виктора Юрьевича. Сильное огневое воздействие из миномётов, стрелкового оружия, РПГ, выпущено несколько десятков реактивных снарядов. Потом всё ненадолго стихло. Противник, используя террасы и скрытые подступы, подошёл, незамеченный наблюдателями, на расстояние до 200 метров к советским позициям. 16:30. С наступлением сумерек, под прикрытием массированного огня моджахеды бросились в атаку. Спустя 50 минут атака была отбита: 10-15 моджахедов убиты, около 30 ранены. Ближе 60 метров к основным позициям моджахеды подойти не смогли, по всей видимости, они не ожидали такого сопротивления. Во время атаки погиб младший сержант Вячеслав Александров. 17:35. Вторая атака велась по позиции, ослабленной в связи с потерей пулемета "Утёс" и гибелью командира расчёта. Во время отражения атаки погиб Анатолий Кузнецов. Командир расчёта арткорректировки Иван Бабенко под конец атаки запросил поддержку полковой артиллерии.
Крупнокалиберный пулемет НСВ 12,7 мм «Утес»
19:10. Началась третья, самая дерзкая атака. Под прикрытием массированного огня из пулемётов и гранатомётов мятежники, не считаясь с потерями, шли в полный рост. Атака была отбита. С восьми вечера до трёх ночи всего было девять атак. 23:10. Началась пятая, одна из самых ожесточённых атак на высоту. Используя мёртвые пространства, под плотным огнём моджахеды подошли к склонам высоты с трёх направлений, в том числе через минное поле. На западном направлении моджахедам удалось приблизиться на расстояние 50 метров, а на отдельных участках — на бросок гранаты. 3:00. Последняя атака, двенадцатая по счету, была наиболее отчаянной, противнику удалось приблизиться к посту на 50, а на отдельных участках — на 10-15 метров. К этому моменту у защитников почти закончились боеприпасы, они уже были готовы вызвать на себя огонь полковой артиллерии. В критический момент подошёл разведвзвод старшего лейтенанта Смирнова Леонида, доставивший боеприпасы, что позволило перейти в контратаку и окончательно решило исход боя. Моджахеды поняли, что эту гору им взять не удастся. Забрав раненых и убитых, они стали отходить.
Во время боя 9 рота потеряла 28 человек ранеными и 6 убитыми. У моджахедов потерь гораздо больше – 200 человек. Обороняющимся очень помогла полковая артиллерия. Старший лейтенант Бабенко, арткорректировщик роты, вызывал огонь практически на свои позиции. Все участники боя были потом награждены орденами Красного Звезды и Боевого Красного Знамени. Младший сержант Александров и рядовой Мельников были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза
Мельников Андрей Александрович Пулемётчик 9-й парашютно-десантной роты гвардии рядовой Мельников А. А. особенно отличился 7 и 8 января 1988 года в боях за высоту 3234 с превосходящими силами противника. Прицельным огнём с частой сменой позиций Андрею Мельникову долгое время удавалось отражать многочисленные атаки врага. Когда у Андрея закончился боекомплект, он добрался до соседнего укрытия за новыми боеприпасами, но упал навзничь, успев только сказать: «Боеприпасы, всё…». Когда с мёртвого героя сняли бронежилет, то не поверили, как он оставался живым столько времени. Судя по ранениям, Андрей должен был умереть ещё несколько часов назад. Пластины бронежилета были вдавлены в его тело от взрывных волн.
Александров Вячеслав Александрович 7 января 1988 года командир отделения парашютно-десантного полка младший сержант Александров в составе подразделения, выполняя задачу по обороне высоты 3234, трижды успешно отражал атаки противника. Огонь моджахедов был полностью сосредоточен по позиции Александрова. Но несмотря на это, Вячеслав отдал приказ своим бойцам укрыться за позицией, а сам продолжал вести огонь. По описаниям сослуживцев, из-за дыма и взрывов кладки Александрова невозможно было разглядеть, но пулемёт героя не замолкал. В этом неравном бою Вячеслав Александров погиб смертью храбрых. Ценою своей жизни отразил атаки врага и спас своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе.Исследовательская работа по литературе.
В работе подробно освещена история дуэлей, а именно отражение дуэли как исторической реалии 19 века в русской литературе. Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи...
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
Тема моего сообщения «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана с происходящими в настоя...
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном...
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Практическая работа «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам»
Испльзуется на уроках географии в 5 классе....
Научно- практическая работа по теме: «Nickname как разновидность современных антропонимов»
Данная тема является актуальной, потому что интернет и никнеймы прочно вошли в нашу жизнь. Интернет предоставляет людям возможность примерить на себя новую виртуальную личность, живущую в в...
Презентация к учебной работе по теме "Исторические изменения в современном русском языке"
В презентации кратко представлен материал исследовательской ученической работы. Освещены главные изменения в основных разделах русского языка: фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксисе. При...