Школьный исторический музей "Память"
материал по истории по теме

В данном разделе Вы найдете фотографии школьного музея, сведения о музее, научная концепция развития школьного исторического музея "Память",

 конкурсная работа  «Давно окончилась война»- Поле славы боевой , конкурсная работа « Музей школе»- Интервью  с ветераном труда,

конкурсная работа  «Тематическая фотоэкскурсия» - «Прикоснись сердцем к подвигу»,   мультимедийная презентация экспозиции школьного музея «Память».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный исторический музей 

     « Память» МБОУ СОШ  146

Цель деятельности музея:   через музейную деятельность приобщать учащихся к накопленному человечеством богатству, выраженному в документах и памятниках истории и культуры; воспитание патриотизма и гражданских позиций, развитие исторической памяти.

Задачи музея:

- расширение образовательного процесса за счет привлечения возможностей школьного музея;

- формирование навыков совместной творческой и поисковой деятельности учащихся;

- стимулирование активного участия в научно-исследовательской деятельности школы, города, своей страны.

Школьный музей «Память» сотрудничает с Советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда НЭРЗ, с отрядом особого назначения «Корсар» участниками военных действий в Афганистане и Чечне, с Советом ветеранов ВОВ Первомайского района.

В школьном музее «Память» имеются следующие материалы военно-патриотического характера и экспозиции:

1.Библиотека, состоящая из художественных книг на тему «Великая Отечественная война» и книг, содержащих документальные материалы о войне и тружениках тыла.

2.Альбомы, сделанные руками учащихся на военную тематику, интервью с ветераном, « Памяти Александра Толкунова посвящается…» и другие.

3. Сочинения и доклады учащихся о своих родственниках – ветеранах ВОВ и работниках тыла.

4.Стенды « Комиссар И.В.Зуев» , « А.М. Аксенов», «А.Толкунов», «Ветераны ВОВ и труда – работники НЭРЗ».

5. Экспонаты на военную тематику, ордена и медали.

6. Фотографии и переписка с ветеранами ВОВ.

7. Статьи из газет о Великой Отечественной войне

8. Документы и ксерокопии некоторых документов времен войны.

9. Видеофильмы о Великой Отечественной войне.

В 2007 году открыта Мемориальная Доска памяти выпускника нашей школы, героически погибшего в 1996 г. в Чеченской республике – Толкунова А.В.

 

Руководитель музея:  Почуева Ольга Евгеньевна, образование высшее, учитель истории и обществознания, стаж работы в музее – 2 года.

        

Общие сведения о музее:

1. Название музея: «Память»

2.Профиль музея: исторический

3.Дата открытия музея: 23.02.2002 г. Основатель музея – Наволоцкая Марина Николаевна.

4.Характеристика помещения: один зал, площадью 32 кв.м., световой и тепловой режим в норме.

5.Актив музея: 11 человек.  Совет  музея: 14 человек

6. Адрес музея:  ул. Аксенова 54 .   school146@mail.ru



Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО

 МУЗЕЯ «ПАМЯТЬ» МБОУ СОШ № 146  г. НОВОСИБИРСКА

 Пояснительная записка

Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются  исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности  школьного музея « Память»  является расширение образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности.  Школьный музей призван  способствовать  развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность, формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Концепция создания и развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии школы №146 на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.
Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга.
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями  независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Деятельность музея основывается на основных принципах:

- Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
- Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.
- Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.

Музей школы №146  по основному содержанию своей деятельности является историческим . Его основные темы: « История Великой Отечественной войны» и "История школы»  

 I. Содержание проблемы патриотического воспитания и
обоснование необходимости ее решения
средствами школьного музея.


     События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
     В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

 II. Цели и задачи школьного музея.

  Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения,  всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций,   поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

 Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение  культурных ценностей и художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашей Родины.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями

III. Основные направления деятельности школьного музея «Память»:

1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4. Развитие сетевого взаимодействия.
5.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая  деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

 

IV.   Совершенствование программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  1. Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
  2. Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;
  3. Письмо Министерства Образования России № 28-15-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»  
  4. Положение о проведении военно-спортивных игр и т.д.

 . Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
     Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.
     Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.
     Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами  ВОВ, Участниками войны в Афганистане и  в Чечне,   "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.

V. Механизм реализации программы развития музея.
Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

  1. направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
  2. организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея,
  3. разрабатывает план работы.

     Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
 

 

VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

  1. обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
  2. возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
  3. сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,
  4. оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в школьном историческом образовании

Выступление на ШМО гуманитарного цикла...

Краеведение в школьном историческом образовании (методическое пособие для учителя)

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт...

Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....

Статья из опыта работы по теме " Школьное историческое краеведение в модели современной школы"

На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием д...

Четыре подхода к школьному историческому образованию.

Четыре подхода к школьному историческому образованию.(Методические рекомендации школьным методобъединениям)“За социальные ценностиможно бороться и постепенно, эволюционно, не подрывая рыноч...

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...

ШКОЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ «КЛИО»

       Современное общество – общество прогрессивное, требующее инноваций и внедрения высоких технологий во все сферы жизни.Вместе с тем наблюдаются и кризисные явлени...