Музейный урок "Слава Кутузова на века"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Вислогузова Екатерина Сергеевна

Данный интегрированный музейный урок посвящен победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. В ходе урока обучающиеся знакомятся с ходом Бородинского сражения, посещают виртуальную экскурсию на Бородинское поле, знакомятся с краеведческим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slava_kutuzova_na_veka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»

Музейный урок для обучающихся 5-9 классов

                           

Слава  Кутузова  на века

                                                Подготовили:

                                                                    Вислогузова Екатерина Сергеевна,

                                                                    учитель истории;

                                                                    Гончарова Ирина Руслановна,

                                                                    учитель русского языка и литературы

Старый Оскол

2011 год

Тема:       Слава  Кутузова  на  века

Цель: показать роль М.И.Кутузова в Отечественной войне 1812 года как

           гражданина и патриота России.

Задачи: 1) познакомить обучающихся с историей Бородинского сражения (на

                  примере экспонатов виртуального музея «Бородино»);

               2) донести до слушателей созданный в литературных произведениях            

                   образ Кутузова  -  гражданина и патриота;

               3) рассказать о героях Великой Отечественной войны,награждённых

                   Орденом Кутузова.

Оборудование:    - выставка книг об Отечественной войне 1812 года;

                               - презентация «Орден Кутузова – за ратные подвиги»,

                               - презентация «Виртуальная экскурсия в Бородинский   музей»

                                          План урока

 I.      Вступительное слово учителя

 II.     Слава Кутузова на века.

1.История Бородинского сражения (заочная экскурсия в виртуальный   музей «Бородино», учитель истории Вислогузова Е.С.).

2.М.И.Кутузов – гражданин и патриот России (учитель литературы Гончарова И.Р.).

3.Орден Кутузова – за ратные подвиги (руководитель школьного музея Теплухина Н.А.).

  III.   Итог  урока

I.Вступительное слово учителя

Бородино… Какое близкое, знакомое и дорогое всем людям нашей Родины слово! В далёком 1812 году, почти 200 лет тому назад, в генеральном сражении под Бородином,  в 100 км от Москвы, русские войска развеяли миф о непобедимости наполеоновской армии. Личностью, с которой мы связываем славу русского оружия, был Михаил Илларионович Кутузов.

В 1941 году в боях против фашистских захватчиков на том же поле русской славы, обороняя Москву, проявили героизм и мужество воины 32-й стрелковой Краснознамённой дивизии полковника В.И.Полосухина. Именно в битве под Москвой был сорван фашистский план блицкрига.

Так Бородинское поле стало одним из трёх полей ратной славы Руси. Наряду с Куликовским и Прохоровским полем, Бородино стало символом героизма и беспримерного мужества русского народа.

Сегодня мы с вами побываем в виртуальном музее «Бородино», познакомимся с его экспонатами, поговорим о незаурядной личности того времени  Михаиле Илларионовиче Кутузове – мудром, прозорливом полководце, патриоте своей Родины, узнаем о героях Великой Отечественной войны, награждённых Орденом Кутузова.

           

II. Слава Кутузова на века.( Приложение 1, слайды 1-18)

      1.История Бородинского сражения (слайд 1)

БОРОДИ́НСКОЕ СРАЖЕ́НИЕ – это генеральная битва кампании 1812 года между русскими и наполеоновскими войсками, произошедшая  26 августа (7 сентября) в районе села Бородино, в 124 км к западу от Москвы (слайд 2).

Бородинская битва вошла в историю не только как крупнейшее военное сражение, но и как противостояние двух лидеров крупнейших и мощнейших государств того периода – Наполеона Бонапарта и Александра I (слайд 3).

С самого начала военных действий возглавил русскую армию Барклай де Толли (слайд 4), затем его сменил и в конечном итоге привел армию к победе талантливейший полководец Михаил Илларионович Кутузов  (слайд5).

С начала военных действий в 1812 году Наполеон делал ставку на разгром русских армий в решающей битве, но русские войска из-за почти троекратного численного преимущества противника стали отходить в глубь своей территории. В середине августа силы противоборствующих сторон выровнялись. Прибывший к войскам 17 августа новый главнокомандующий М.И.Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве.

22 августа русские армии подошли к селу Бородино, где по предложению полковника К.Ф. Толя была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км.

И сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по Бородинскому полю, а так же побываем в музее - диораме «Бородинская битва» ( слайд 6)

Начало сражения

Сражение началось в 5 часов 30 минут утра, Наполеон обрушил свой главный удар против 2-й армии Багратиона (слайд 7). Корпуса маршалов Л.-Н. ДавуМ. НеяИ. Мюрата и генерала А. Жюно несколько раз атаковали Семеновские флеши (историки насчитывают до восьми атак) (слайд 8)

Французы неоднократно врывались на флеши, но всякий раз после контратаки оставляли их. Лишь к 9 часам они окончательно овладели укреплениями русского левого фланга, а попытавшийся в это время организовать очередную контратаку Багратион был смертельно ранен   (слайд9)
Борьба за центр позиции

После захвата флешей основная борьба развернулась за центр русской позиции — батарею Раевского, которая в 9 и 11 часов утра подверглась двум сильным атакам противника (слайд 10)

15 часов французы захватили батарею. В плен к ним попал руководивший обороной раненый генерал-майор П.Г. Лихачев. Но прорвать их оборону или совершить обход флангов наполеоновским частям так и не удалось. Поредевшие русские полки стояли, готовые отразить новые атаки

Но расстройство войск, отсутствие резервов определили решение Кутузова, штаб которого преувеличивал силы противника, отвести армию к Можайску, а затем к Москве, чтобы сохранить силы для последующей борьбы. Около полуночи русский главнокомандующий приказал начать отступление   (слайд 11).

Это сражение получило название «битвы генералов»: у русских было убито 6 и ранено 23 генерала, у французов — 12 убито и 38 ранено. Наполеоновская армия потеряла примерно 35 тысяч человек личного состава. Количество пленных с обеих сторон оказалось приблизительно одинаковым — по тысяче человек (слайд 12)

Ни один из противников не решил поставленных перед собой задач и не добился существенного преимущества. Наполеон не сумел разгромить русскую армию, Кутузов — защитить Москву (слайд 13) Несмотря на первоначальные просчеты, Кутузову удалось, хотя и дорогой ценой, латая дыры в обороне, перестроить боевые порядки, сохранить оборонительную линию. В Бородинском сражении русская армия показала образцы тактического искусства: маневр резервами из глубины и вдоль фронта, удачное применение кавалерии для действий на фланге, упорство и активность обороны, непрерывные контратаки во взаимодействии пехоты, кавалерии и артиллерии. Противник был вынужден вести лобовые атаки (слайд 14).  Русские войска, воюя на своей территории, за короткий срок смогли восстановить численность своих рядов (слайд 15). Из всех родов войск наполеоновской армии самые ощутимые и невосполнимые потери понесла конница, для которой Бородинское поле стало огромным кладбищем, что и предопределило поражение Наполеона в войне с Россией (слайд 16).

В 1941 году в боях против фашистских захватчиков на том же поле русской славы, обороняя Москву, проявили героизм и мужество воины 32-й стрелковой Краснознаменной дивизии полковника В.И.Полосухина. Именно в битве под Москвой был сорван фашистский план блицкрига (слайд 17)

Так Бородинское поле стало одним из трех полей ратной славы Руси. Наряду с Куликовским и Прохоровским полем, Бородино стало символом героизма и беспримерного мужества русского народа (слайд 18)

2.М.И.Кутузов – гражданин и патриот России.

Учитель:   Михаил Илларионович Кутузов был истинным гражданином и патриотом России. Его образ создан во многих литературных произведениях. О нём слагали стихи поэты, о его неординарности  рассказывали  писатели, публицисты. Мы понимаем, что в  художественном образе всегда есть доля вымысла, но во всех произведениях остаются неизменными  мудрость и терпение Кутузова, вера в победу русского оружия,  любовь к Отчизне. Именно таким предстаёт перед нами великий полководец в рассказах Сергея Петровича Алексеева.

1 ученик: Из рассказа «Военный манёвр» я узнал, что Михаилу Илларионовичу Кутузову в 1812 году исполнилось 67 лет.  До Бородинского сражения нелёгкая жизнь Кутузова была полна боёв и походов: Крым  и  Дунай, поля Австрии, грозные стены Измаила, бой под Алуштой, осада Очакова, упорный бой у Кагула.

                  Трижды Михаил Илларионович был ранен. Дважды в голову, один раз в щёку. В одном из сражений ему выбило правый глаз.Алексеев пишет о том, что в таком почтенном возрасте можно было бы уже и на покой старику, но русскому народу нужен был именно такой полководец, как Кутузов. Его помнили, им гордились, его любили. Поэтому, когда назначили главнокомандующим, ждали от него решительных действий – наступления. «Едет Кутузов бить французов»,- так говорили между собой солдаты. Кутузов понимал их чувства.

              Писатель показывает нам полководца размышляющим о том, что тогда  было главным – наступать в угоду желаниям русских солдат или сберечь армию. Кутузов  думает: «Армию  сберегать надо. Смерть без армии государству Российскому». Но солдатам, уважая их чувства, он  говорит: «Что мы – не русские? Что нам, в силе господь отказал? Что нам, храбрости не хватает? Сколько же нам отступать!»  А когда на следующий день они увидели первый приказ нового главнокомандующего – продолжать отступление и в недоумении обратились к нему, Кутузов ответил: «Кто сказал отступление? Сие есть военный манёвр!» Писатель показывает нам хитрость полководца, его умение общаться с простым народом, вовремя найти нужные слова.

              Прочитав рассказ «Военный манёвр», я увидел Кутузова простым в общении человеком, настоящим патриотом, думающим о судьбе государства Российского.

2 ученик:   Мне понравился рассказ «Фили» Сергея Алексеева. Фили – это такая маленькая деревня под Москвой. Там проходил военный совет, на котором решалась судьба России. Нужно было решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы? За битву выступали генералы. Но решающее слово оставалось за Кутузовым, так как он был главнокомандующий, фельдмаршал. Звание фельдмаршала он был удостоен за Бородинское сражение. При Бородино ни один из противников не оказался слабее.    Но русские были первыми в мире, кто не уступил Наполеону. Поэтому и генералы  выступали за новый бой, и солдаты. Кутузов показан в рассказе великолепным стратегом. Он понимал: «Будет армия цела - будет время разбить врага». Вот почему Кутузов начал с убеждения: « С потерей Москвы ещё не потеряна Россия… Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия». Но вдруг фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ, и он твёрдо закончил: «Властью, данной мне государём и отечеством, повелеваю отступление».

               Сергей Алексеев показывает нам мудрость Кутузова, твёрдость его характера, умение отстаивать своё мнение.

               А в другом рассказе «Морем огонь колышется» Кутузов представлен нам заботливым командиром, который сразу после отступления занялся хозяйственными делами: как одеть, накормить людей, где взять тёплую одежду  и откуда пополнить запасы хлебом.

Учитель: Действительно, рассказы Сергея Алексеева рисуют нам образ Кутузова как замечательного человека, знающего полководца, неравнодушного командира. Мы видим великое прошлое нашего народа. Хотелось бы, чтобы каждый из нас помнил: у нас есть что вспомнить и чем гордиться. Велика наша Родина. Велико её прошлое.        

 

   3. Орден Кутузова – за ратные подвиги

Руководитель школьного музея «Летопись»

Сейчас, ребята, мы с вами посмотрим презентацию «Орден Кутузова – за ратные подвиги».( Приложение 2)

III. Итог урока.

Учитель:         Подводя итог, заметим, что говоря о Бородинском сражении, мы непременно вспомним о главнокомандующем русской армии, фельдмаршале Михаиле Илларионовиче Кутузове. Говоря же о Кутузове, мы, безусловно, скажем о Бородинской битве – непревзойдённом свидетельстве победы русского духа.

                  «Бородинская битва, самим Наполеоном названная «битвою гигантов», - писал В.Г.Белинский, - была самым трагическим актом великой драмы 1812 года». Она подготовила и определила дальнейшее поражение наполеоновской армии.

                   Участник Бородинского сражения, русский офицер Фёдор Глинка в своих «Записках» отметил: «Только русские могли выдержать такое сражение, потому что стояли они на родной земле и сражались под отечественным небом», «воспоминания о Бородино надо писать дымом, кровью и слезами».

                    Этими же словами можно описать каждое из сражений в Великой Отечественной войне 1941 года. На полях битв с гитлеровскими полчищами советские солдаты, вдохновлённые мужеством и патриотизмом предков, проявленными в 1812 году, приумножили славу русского воинства. Не случайно Орден Кутузова считается одной из достойнейших наград за ратные подвиги. Слава великого полководца будет жить в веках!

               


Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.А. Сто рассказов из русской истории. Для мл. школ. возраста.- Кишинев: Лит. артистикэ, 1985.- 206 с., ил.
  2. Андреева О., Христов И. Бородино 1812.Шипка 1877. – Киев: София Пресс, 1984.- 160 с., ил.
  3. Белгородская энциклопедия. Главный редактор В.В.Овчинников.- Белгород: Издательство областная типография, 2000.- 463 с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

Учебно-методические материалы музейного урока «Страницы развития книгоиздательского дела в конце 19 - начале 20 веков в Петербурге-Петрограде»

Учебно-методические материалы музейного урока «Страницы развития книгоиздательского дела в конце 19 - начале 20 веков в Петербурге-Петрограде»...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....