"Кризис империи. Русско - японская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Кризис империи и русско-японская война.
Цели:
1) ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами русско – японской войны; выявить причины и основные события (1905 г.) революции 1905 – 1907 гг.
2) продолжить формирование умений работать историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Развивать понятийный аппарат. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих домашних заданий. Формировать навыки работы с заданиями КИМов ЕГЭ (части А, В, С).
3) прививать любовь и уважение к родной истории.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, карта.
Словарь: черта оседлости, зубатовщина
Ход урока:
Проверка Д/З.
Тестирование по теме «Россия на рубеже XIX-XXвв».
Изучение нового материала.
План:
Внутренняя политика правительства в начале XX в.
Русско-японская война.
Внутренняя политика правительства в начале XX в.
Воцарение Николая II (1894-1917)
Политический строй России в нач.XX в.
- самодержавна монархия,
- заявление Николая II (сохранить незыблемость самодержавия как делал его незабвенный родитель)
К началу ХХ в. в российском обществе накопилось много противоречий, которые требовали немедленного решения. Суть проблем очень хорошо выразил Л.Н Толстой: “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы”
Проблемное задание: Докажите, что конфликт назрел? Определите особенности пути выхода из него, который избрали власти?
Пути развития России
Линия сравнения | С.Ю.Витте | В.К.Плеве | |
1.Путь развития России | Европейский (капитализм) | Свой, особый путь | |
2.деятельность дворян | Предпринимательство в области финансов и промышленности | За дворянами будущее России. Сохранение привилегий. | |
3.Крестьянский вопрос | Уравнение крестьян в правах. Выход из общины. Собственность на землю. Расселение на окраины. | Запретить телесные наказания., круговую поруку. Сохранить общину. Разрешить выход только зажиточным крестьянам. Против расселения на окраины. | |
4.Рабочий вопрос | Принять рабочее законодательство на государственном уровне. | Религиозное нравственное воспитание. Зубатовщина (полицейский социализм) Подконтрольные рабочие организации (Гапон) | |
5.Межнациональные отношения | Против русификации Против черт оседлости (евреи) Против погромов. | ||
6.Студенческие выступления | Подавление | ||
7.Выход из кризиса | Ограничение власти Парламент Дем.свободы | Самодержавие «Маленькая победоносная война» |
Комментарии к вопросам таблицы:
В3. Плеве способствовал уравнению крестьян в правах с другими сословиями (см. табл.)
В4. Конец XIX в. – рост рабочего движения. Экономические стачки сменились политическими. 53% стачек проходили под лозунгами введения дем.свобод, «Долой самодержавие!». Не было единства по рабочему вопросу. Предложения Витте и Плеве(см.табл.)
?? В чем суть зубатовщины? (чит.уч-к, с.23)
В5. Для евреев введена черта оседлости (15 губерний Зап.России), запрещалось заниматься земледелием, занимать гос.должности. Погромы.
В6. Студенты – горючий материал рев.движения.
??Почему?
?? Какой путь тупиковый, какой перспективный? Какого пути выхода из кризиса придерживался НиколайII? Почему?
Русско – японская война (1904-1905гг.)
Задание: изучит п.2 §2. Определить причины, основные события, итог и последствия войны.
Причины:
А. территориальные споры
Б. расширить сферы влияния (ДВ, Китай)
В. отвлечь народ от внутренних проблем
Основные события:
27 января1904 – нападение Яп. на Порт-Артур
28 января – потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» (у Чемульпо)
31 марта – подорвался на мине броненосец «Петропавловск». Погибли главноком. Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаров, вся команда, художник-баталист Верещагин.
Июнь – 20 декабря – осада П-А (рук. Стессель) Поражение
Август 1904 – сражение у Ляояна России
Сентябрь 1904 – на р.Шахе
Февраль-март 1905 – сражение у Мукдена
14-15 мая – Цусима
?? Каков итог войны? Причины?
Портсмутский договор (роль Витте и США)
Требования Японии | Условия договора |
Вывод рос.армии из Кореи и Манчжурии | Корея – сфера влияния Японии Аренда П-А передана Японии Из Манчжурии вывели войска и Яп. и Р… |
Российский дв флот передать Японии | ------ |
Контрибуции | ------ |
Аннексия о.Сахалин | Юг Сахалина |
Причины поражения России в войне.
Последствия войны:
- падение авторитета власти
- революция 1905=1907 гг.
С.Ю.Витте: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ТЕСТ)
Д/З: §2 (п.1, 2), записи в тетр., сообщение о С.О. Макарове
Тестовое задание № 1
В начале XX в. в рабочем движении стали преобладать
политические требования
экономические требования
требования свободы совести
требования улучшения условий труда
Главные оппоненты в споре за пути развития России в нач.XX в.?
1). Николай II и Плеве
2). Витте и Плеве
3). Святополк-Мирский и Макаров
4). Святополк-Мирский и Витте
В самом начале русско-японской войны героическое сопротивление превосходящим силам противника оказал экипаж крейсера
1) «Новик» 2) «Память Азова» 3) «Варяг» 4) «Аврора»
Вторая тихоокеанская эскадра адмирала Рожественского потерпела поражение в сражении
1) при Ляояне 2) при Мукдене 3) при Цусиме 4) на рейде Порт-Артура
По условиям Портсмутского мира Россия уступала Японии
1) Камчатку 2) южную часть Сахалина 3) Курильские острова 4) Приморский край
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис империи и русско-японская война.
ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами русско – японской войны; выявить основные направления внешней политики; акцентировать влияние на ДВ продолжить формирование умений рабо...
Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.
Данный урок создан как одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
мультимедийное сопровождение урока. Основные участники - учащиеся 11 класса с докладами на заданные темы...
Методическая разработка урока на тему: «Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.»
Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг...
Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"
Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...
Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:· актуализацию полученных знаний по курсу &laq...
Задание по истории для 11 класса по теме: «Кризис империи: русско-японская война»
Задание по истории для 11 класса по теме: "Кризис империи: русско-японская война" способствует проверки знаний учащихся по теме. Задание №1, №2, №5 - направлены на проверку умения учащихся а...