Методическая система
статья по истории по теме
Работая 24 года в школе, смогла сконструировать свою методическую систему, которая состоит из элементов различных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система
учителя истории, обществознания и экономики
БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»
Дорофеевой Ольги Юрьевны
Тема: «Внедрение элементов современных педагогических технологий в практику с целью формирования творческих способностей и предметных компетенций у обучающихся на уроках истории и обществознания».
Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
В.А.Сухомлинский. "О воспитании"
Москва, 1973 г.
Цель заключается в том, чтобы не слепо копировать какую либо технологию, а взять то, что применимо в работе с определённым контингентом обучающихся и создать свой универсальный метод работы. В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности обучающихся.
В своей работе использую элементы разных педагогических технологий: блочно- модульной, личностно- ориентированной, проектной, информационных технологий, технологии проблемного обучения, что позволяет качественно изменить преподавание традиционных учебных предметов истории и обществознания, оптимизировать процессы понимания и запоминания материала, а главное поднять на более высокий уровень интерес обучающихся к учёбе. В связи с этим я сформулировала следующие задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, самостоятельность;
- способствовать активному вовлечению обучающихся в познавательный процесс и творческое самовыражение;
- создавать образовательные ситуации для повышения внутренней мотивации к обучению и к формированию личностных качеств обучающихся;
- создавать условия для формирования информационной компетентности обучающихся.
Мои педагогические принципы:
- Принцип научности;
- Принцип прочности усвоения знаний;
- Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
- Принцип сотрудничества;
- Принцип индивидуализации;
- Педагогический гуманизм.
Стиль работы: Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и обучающимися строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученики могли свободно высказывать свою точку зрения, самостоятельно открывали новое, привлекая уже известное, могли свободно участвовать в процессе сотрудничества учителя и класса.
Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Моя система включает три составляющих компонента, которые оказывают непосредственное влияние на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
— распределение учебного материала;
— организация учебной деятельности;
— оценка учебной деятельности.
1. Распределение учебного материала.
При распределении учебного материала по тематическим блокам, я использую элементы блочно- модульной технологии. Тематический блок – это совокупность занятий, объединённых общей темой и целевой установкой. Внутри тематического блока распределяются типы уроков.
Тематический блок
1-й этап 25-30% учебного времени | 2-й этап 60% учебного времени | 3-й этап 10-15% учебного времени |
Введение в тему, формулирование «сквозных» проблем темы. Вводные уроки, уроки изучения нового материала. | Конкретизация темы, накопление и углубление знаний, развитие познавательных умений. Уроки изучения нового материала, комбинированные уроки. | Систематизация и обобщение новых знаний и умений, их проверка и оценивание. Повторительно- обобщающие уроки, контрольные уроки. |
2. Организация учебной деятельности.
Основанием для выбора технологий организации обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебной деятельности. В этом направлении успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности.
Моя главная установка – давать как можно меньше знаний в готовом виде. С этой целью я использую элементы различных технологий:
- технологии личностно-ориентированного обучения.
При планировании процесса обучения учитываю соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников и, исходя из этого, подбираю самые разнообразные формы деятельности на уроке. Ученик сам исследует какую-либо проблему или тему и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. В зависимости от целей и задач, используются разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись осуждению со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
- информационные технологии;
Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией
Живя в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором профессиональной деятельности мы не можем обойтись без применения информационных технологий.
Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление; помогает получить высокие баллы при сдаче ЕГЭ.
- проектная технология;
- Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета, презентаций). Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к обучению. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку, находить положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все это формирует умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Проектная технология тесно связана с технологией проблемного обучения.
-технология проблемного обучения;
Ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, анализ источников, подбор фактов. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что преподаватель на современном этапе перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
4. Оценка результатов учебной деятельности
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведёт к формированию её устойчивости.
Выводы:
Применение данной системы на практике способствует:
- активизации творческой активности и самостоятельности;
- повышению качества знаний;
- формированию позитивного социального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...