"Они выбирали свободу..."
презентация к уроку (история, 11 класс) по теме
Презентация о диссидентском движении в годы советской власти. В работе говорится о трех этапах диссидентского движения, называются имена наиболее известных диссидентов. Особое внимание уделяется деятельности Андрея Дмитриевича Сахарова, "хельсинской группы" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oni_vybirali_svobodu.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Диссидент (лат. dissidens — «несогласный») — человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей Диссидентство, как общественно-политическое явление, являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму.
История термина В 1960-е годы термин «диссидент» был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистской идеологии, а апеллировало к советским законам и официально провозглашаемым ценностям
Идеология « Диссидентство 1960-х — 1970-х следует считать прежде всего нравственно-этическим движением, участники которого желали освободиться от официальной лжи. Многие из диссидентов никогда не стремились к политической деятельности и, когда появилась возможность, сознательно от неё ушли.» Елена Боннэр «По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков, все 60-е годы Словно грибы, вырастали организации, союзы, группы и даже Партии самых различны оттенков. Встречал я партии из двух человек, из пяти, из двенадцати.» Владимир Буковский
Направления движений Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму. Первое ориентировалась на поддержку извне СССР второе на использование протестных настроений населения внутри страны.
Предпосылки Приход к власти Никиты Сергеевича Хрущёва запомнился развенчанием Сталина и других новаций «оттепели», но готовность общества к переменам была все еще ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства коммунизма». Но механизм был запущен, и нужен был только толчок для того, что бы эта стабильность рухнула.
Арест Ю. Даниэля и А. Синявского В Москве 10 февраля 1966 г. перед Верховным судом предстали писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявинский, которые в течение 10-ти лет под псевдонимами печатали свои повести рассказы на Западе. Их обвинили в антисоветской агитации. Андрей Донатович Синявский Юлий Маркович Даниэль
Инакомыслие — предательство «Мне стыдно не за тех, кто оболгал Родину и облил грязью всё самое светлое для нас. Они аморальны. Мне стыдно за тех, кто пытался и пытается брать их под защиту. Вдвойне стыдно за тех, кто предлагает свои услуги и обращается с просьбой отдать им на поруки осуждённых отщепенцев» Речь Михаила Шолохова на XXIII съезде партии( против Ю. Даниэля и А.Синявского)
Демонстрация на Пушкинской Пл. Вскоре после ареста Ю. Даниэля и А. Синявского возникла идея провести демонстрацию протеста. Более 35 лет в Москве не проводилось независимых политических демонстраций. Последней была демонстрация троцкистов в 1927 г. Автором идеи стал математик и поэт Александр Есенин-Вольпин .
«Процесс четырех» После суда над Ю. Даниэлем и А. Синявским двое диссидентов — Александр Гинзбург и Юрий Галансков — составили и распространили «Белую книгу об этом процессе. В 1967 г. составителей книги и двух их «сообщников» арестовали, В январе 1968 г. состоялся суд — «процесс четырёх», как его тогда окрестили.
«Хроника» 30 апреля 1968 г. вышел в свет первый выпуск бюллетеня «Хроника текущих событий». Конечно же мало кому из редакторов «Хроники» удавалось долго оставаться на свободе. Первого редактора, Наталью Горбаневскую, арестовали через год, в 1969 г. Несмотря на аресты, «Хроника» выходила целых 15 лет.
Самиздат Очень важной частью диссидентского движения стала самодельно размноженная литература — «самиздат». Это Название полушутлив расшифровывали так: «Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это»
Рост популярности По данным известных исследователей в 1967г. на территории СССР насчитывалось более 400 неофициальных студенческих групп различного направления. Общественный протест затронул все слои общества Булат Шалвович Oкуджава Тенгиз Евгеньевич Абуладзе
Выступления в армии Общество проснулось, протесты прокатились по всей стране и затронули даже такую, казалось бы непоколебимую структуру как армия. Впервые за долгие годы выступления в защиту прав человека довольно регулярно происходили в армии и на флоте.
Противодействие властей В конце 60-х гг. было создано Пятое управление для борьбы с внутренней оппозицией. Общее количество политзаключенных, находившихся одновременно в местах лишения свободы, насчитывало не менее 600 человек. Среди известных диссидентов были А. Сахаров, В. Буковский, А. Марченко, В. Красин, Ж. Медведев, Л. Убожко и др.
Открытые диссидентские группы Диссиденты раздумывали, как придать себе больший вес. Прежде всего они решили изменить адресатов своих писем. Письма стали направлять не властям, а международной общественности. Затем родилась мысль об организациях не подпольных, как прежде, а о гласных.
Московская Хельсинкская группа В 1975 г. в Хельсинки был принят Заключительный акт совета по безопасности и сотрудничеству в Европе. Западные страны признали раздел Германии и послевоенные границы в Европе. В обмен Советский Союз обязался соблюдать права человека.
Влияние и итоги Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий, что вызывало обеспокоенность советского руководства.
Заключение В конце 1979 г. началось "генеральное наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979 – 1980 гг.) оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. Значительно более жестокими стали выносимые приговоры. Многим диссидентам, отбывшим 10 – 15-летние заключения, назначали новые максимальные сроки. Ужесточился режим содержания политзаключённых.
Диссидентские организации Народно-трудовой союз российских солидаристов Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа Инициативная группа по защите прав человека в СССР Комитет прав человека в СССР Московская Хельсинкская группа Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся Группа революционного коммунизма Международный союз церквей евангельских христиан - баптистов Группа за установление доверия между СССР и США Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям
Идейные лидеры Андрей Дмитриевич Сахаров Александр Исаевич Солженицын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"
Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Презентация на тему: «Конституция РФ Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». ...
Литературный альманах "Я выбираю свободу..."
Литературный альманах - внеклассное мероприятие посвящено песенному творчеству В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы...
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....
НУЖНО ЛИ ЗЛО ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДОБРА? БУДЕТ ЛИ СВОБОДОЙ ВЫБИРАТЬ ДОБРО, КОГДА НЕТ ЗЛА? РАЗМЫШЛЯЯ О ПРОБЛЕМЕ
Размышления о проблеме в контексте разработки программы воспитательной работы...