Пособие для учащихся по составлению информационного проекта "Крестовые походы"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Данный материал поможет учащимся самостоятельно разработать информационный проект по теме "Крестовые походы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_ist.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковои «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2008;
•дополнительных пособий для учителя:
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.
Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2006.
Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
- учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М: Просвеще
ние, 2008.
•Дополнительные пособия для учителя:
Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
Быльев В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – Брянск «Курсив» 2003
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;
М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
• Для учащихся:
Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков» - М.: «Просвещение» 2003
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории – 28 часов, всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
смыслопоисковой компетенцией;
компетенцией личностного саморазвития;
информационно-поисковой;
рефлексивной компетенцией;
учебно-познавательной компетенцией;
профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история (28 часов)
урока | Вид |
Тема уроков | Содержание темы | Планируемый результат | Педагогические средства | деятельности учащихся | День |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч) |
Т | е м а 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч) |
1 | Введение (1ч) | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Вводная лекция | Индивидуальная. |
«Средние века». | Называть хронологические рамки | с элементами беседы | Анализ иллюст- |
Исторические источни- | периода Средневековья. | раций учебника, |
ки: письменные, веще- | Продуктивный уровень: | с. 6-11 |
ственные, изобразитель- | Объяснять значение понятий, со- |
ные | ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам |
2 | Великое переселе- | Основные понятия: Ве- | Репродуктивный уровень: | Изложение нового | Индивидуальная. |
ние народов и обра- | ликое переселение на- | Показывать на исторической кар- | материала с элемен- | Решение про- |
зование варварских | родов, государство. | те территорию расселения гер- | тами организации | блемных зада- |
государств. § 1 | Исторические факты: | манских племен на территории | самостоятельной | ний. |
образование германских | Западной Римской империи; опи- | деятельности уча- |
государств | сывать образ жизни, быт германских племен. Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». | щихся | Составление схемы, сравнительной таблицы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига | Участие в дискуссии |
3 | Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3 | Основные понятия: франки, государство, империя. Исторические факты: образование и распад государства Каролингов. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий | Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая форма работы. Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии |
4 | Христианская церковь в раннее Средневековье. § 2, с. 23-26 | Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри | Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная форма работы: составление схемы; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря | Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви. Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья | выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии |
5 | Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. § 3, с. 33-37 | Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница» | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа |
6 | Западная Европа в IХ-XI вв. § 4, с. 37-44 | Основные понятия: норманны, викинги. Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Повторение | Систематизация и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч) |
8 | Византийское тысячелетие. § 6-7 | Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска. Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма. Исторические личности: Юстиниан | Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии. Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии |
9 | Образование славянских государств. §8 | Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица. Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства. Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа |
1 | 2 | 3 | ' 4 | 5 | 6 | 7 |
10 | Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. §5,7 | Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы | Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. Сообщения учащихся по данной теме |
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч) |
11 | Арабский халифат и его распад. § 9 | Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания. Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся | Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28-31, №3,4. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143-150 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
12 | Возникновение ислама. § 10 | Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат. Исторические факты: путь пророка, распространение ислама. Исторические личности: Мухаммед | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. Продуктивный уровень: характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа | Работа в парах |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 ч) Т е м а 4. Феодальное общество (5 ч) |
13 | Крестьяне и сеньоры. § 12 | Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян. Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества. Продуктивный уровень: анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Творческий уровень: составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия | Комбинированный урок | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии |
14 | Рыцарство: на войне и дома. § 11 | Основные понятия: рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарская культура | Репродуктивный уровень: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника | Урок-реконструкция исторического прошлого | Групповая форма работы |
1 | 2 | 3 | ' 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести | Продуктивный уровень: раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести |
15 | Возникновение и расцвет средневековых городов. § 13-14 | Основные понятия: отделение ремесла от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское самоуправление. Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города | Репродуктивный уровень: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. Продуктивный уровень: раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа | Изложение нового материала с элементами лабораторной работы | Групповая форма работы |
16 | Ремесло и торговля в средневековой Европе. § 13, с. 109-115 | Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк | Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы. Решение проблемного задания. Анализ фрагмента исторического документа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан | Продуктивный уровень: характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства; раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения |
17 | Повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний |
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч) |
18 | Католическая церковь: путь к вершине могущества. §15, 14, с. 129-132 | Основные понятия: индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками | Репродуктивный уровень: называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. Продуктивный уровень: раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Творческий уровень: излагать суждения о связи средневековой истории с современностью | Изучение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах. Составление схемы. Участие в дискуссии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19 | Крестовые походы. §16 | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден. Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов,государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. Составление таблицы |
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч) |
20 | Франция: объединение страны. § 17 | Основные понятия: Генеральные штаты, сословная монархия. Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством. Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповая форма работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы |
21 | Англия: от норманнского завоевания до парламента. §18 | Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, реформы Генриха Планта-генета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента. Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии. Продуктивный уровень: раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы |
22 | Германия в ХII-XIV вв. § 23 | Основные понятия: междоусобица, курфюрст | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповая форма работы |
1 | 2 | 3 | ( 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской власти во 2-й половины XIII-XIV вв. Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Го-генштауфен | Продуктивный уровень: раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы на примере особенностей развития Германии. Творческий уровень: высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны |
Раздел III. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (6 ч) Т е м а 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч) |
23 | Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20 | Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество. Исторические факты: ухудшение условий жизни европейцев в XTV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Исторические личности: Уот Тайлер | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество; сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
24 | Столетняя война. §19 | Основные понятия: дофин, национальная независимость. Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны. Исторические личности: Жанна д'Арк | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. Продуктивный уровень: анализировать причины, характер войны и последствия. Творческий уровень: высказывать свое суждение о деятельности Жанны д'Арк и Карла VII | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповые формы работы |
25 | Усиление королевской власти во Франции, в Англии. §21 | Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор | Репродуктивный уровень: рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. Продуктивный уровень: сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы |
Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч) |
26 | Гуситское движение в Чехии. § 25 | Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения | Изучение нового материала на основе анализа теста учебника и беседы | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка | Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем. Творческий уровень: давать оценку деятельности руководителям гуситских войн |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26 | Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния. Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи. Продуктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | Организация самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная работа |
28 | Повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок закрепления знаний |
1 2 3 4 5 6 7 7 |
ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч) Тема 1. Русь Древняя (12 ч) |
29 | Введение. Что изучает история Отечества (ГХ-XV вв.), с. 5-6 | Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | Вводная лекция с элементами беседы |
30 | Восточные славяне. §1 | Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы. Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | Изучение нового материала | Групповые формы работы |
31 | Соседи восточных славян. § 2 | Основные понятия: колонизация, каганат, дань. Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар | Репродуктивны й уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | Изучение нового и первичного закрепления нового материала | Индивидуальная работа | Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 6-8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
32-33 | Формирование Древнерусского государства. § 3-4 | Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. Продуктивный уровень: сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа |
34-35 | Первые русские князья. § 4-5 | Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь | Репродуктивны й уровень: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Продуктивный уровень: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир | Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Творческий уровень: высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей |
36-37 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. § 5-6 | Основные понятия: усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность. Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Репродуктивный уровень: рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу | Индивидуальная работа |
38 | Культура Древней Руси. § 7 | Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников древнерусской культуры | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями |
1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Исторические личности: летописец Нестор | Продуктивный уровень: выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» |
39 | Быт и нравы Древней Руси. § 8 | Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности | Репродуктивный уровень: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. Продуктивный уровень: выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся |
40 | Повторение | Урок контроля, оценки, коррекции знаний |
Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч) |
41 | Начало периода раздробленности на Руси. § 9 | Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности: | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: | давать определение понятий; на- |
экономические, соци- | зывать причины междоусобной |
альные, политические | борьбы русских князей. |
причины распада, поло- | Продуктивный уровень: |
жительные и отрица- | выявлять причины феодальной |
тельные последствия | раздробленности; раскрывать ре- |
периода раздробленно- | форматорский характер деятель- |
сти, образования само- | ности Владимира Мономаха. |
стоятельных княжеств и земель. | Творческий уровень: излагать суждения о причинах, |
Исторические лично- | положительных и отрицательных |
сти: Владимир Моно- | последствиях политической раз- |
мах | дробленности русских земель |
42- | Главные политиче- | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: | Урок комплексного | Групповые фор- |
43 | ские центры Руси. | удел, аристократия, рес- | показывать на исторической кар- | применения ЗУН | мы работы |
§ 10-11 | публика, дворянство, посадник, тысяцкий. Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы | те крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. Продуктивный уровень: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические личности: Ярослав Осмо-мысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо | Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Индивидуальная работа |
44-45 | Монголо-татарское нашествие на Русь. §12 | Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, хан Батый | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. Продуктивный уровень: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы |
46-47 | Борьба Руси с западными завоевателями. § 13-14 | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые и индивидуальные формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Исторические личности: Александр Невский | Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского |
48 | Русь и Золотая Орда в XIII веке. § 14 | Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах. Исторические личности: Александр Невский | Репродуктивный уровень: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. Продуктивный уровень: раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа |
49 | Культура русских земель в ХП-ХШ веках. § 16 | Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период. | Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский | Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» |
50 | Повторение | Систематизация и обобщение материала | Урок контроля, оценки, коррекции знаний |
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (18 ч) Тема 1. Русь Московская (6 ч) |
51-52 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. § 17, 18 | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. Исторические личности: Иван Калита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Продуктивный уровень: выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Групповые формы работы |
53-54 | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством | Основные понятия: централизация, национальное самосознание | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Куликовская битва. §19-20 | Исторические факты: рост территории и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Продуктивный уровень: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | Анализ учебного текста и фрагментов исторического документа | Индивидуальная работа |
55 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. § 20 | Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси». Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Исторические личности: Иван III, Василий Ш | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана Ш, Василия III | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 |
56 | Повторение | Обобщение и систематизация знаний | Урок контроля, оценки, коррекции знаний |
Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч) |
57 | Московское государство в конце XV -начале XVI века. §21 | Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день. Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Исторические личности: Иван III | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивны й уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | Изучение нового материала | Индивидуальная работа |
58 | Церковь и государство в конце XV -начале XVI века. §22 | Основные понятия: благотворительность, дьякон, нестяжатели и иосифляне, ересь. Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей | Изучение нового материала | Индивидуальная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические личности: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Зосим |
59 | Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. § 23 | Основные понятия: боярское правление, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство. Исторические факты: реформы 50-х гг. Избранная рада. Земские соборы. Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор. Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие на формирование личности Ивана rv. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване Ш и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Творческий уровень: составление характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальная работа |
60-61 | Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война. §24 | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Продуктивный уровень: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе. Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский | Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств |
62-63 | Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. § 25 | Основные понятия: опричнина, земщина, неограниченная диктатура, посад, крепостное право. Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
64-65 | Русская культура и быт XVI века. §26-28 | Основные понятия: кафтан, полати, шатровый стиль, эпос, публицистика, «Домострой». Исторические факты: влияние событий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры. Продуктивный уровень: выявить влияние событий XVI века на характер русской культуры. Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Творческий уровень: на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями / |
66 | Повторение | Обобщать и систематизировать исторический материал | Урок контроля, оценки, коррекции знаний |
67-68- резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для учащихся "Аттестационный материал для учащихся коррекционной школы по столярному делу"
Материал для итоговой аттестации для учащихся коррекционной школы по столярному делупредставлен в виде электронных документов, выполненных в технологии мультимедиа (презентации). Внед...
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Критерии оценки для составления информационной карты освоения обучающимися образовательной программы
Подробные описания критериев оценки для составления информационной карты....
Пособие по СКД "Методика составления договора"
Методика составления договора...
Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....
Методическое пособие для педагого ДО "Новые информационные технологии. Их развивающие возможности в обучении и воспитании"
Введение2. Общие понятия3. Современные образовательные технологии как способ обеспечения нового качества образования, развития и воспитания:...
Учебно-методическое пособие к открытому занятию "Составление букетов"
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит презентацию открытого занятия по дополнительному образованию "Составление букетов", конспект самого занятия, а также в приложении представле...