О технологии Развития критического мышления на уроках и не только.
статья по истории по теме
Статья о использовании на уроках различных стратегий ИКТ Развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_tehnologii_rkm.i_ne_tolko.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О технологии Развития критического мышления на уроках и не только.
РКМ – это ново?
РКМ , на мой взгляд, может стать одной из основных технологии на уроках истории, обществознания, несколько сложнее с таким курсом, как История и культура Санкт Петербурга.
Следует заметить, что анализ исторического текста, умение задавать вопросы, «сворачивать» информацию, находить в тексте главное, графически структурировать текст, не сегодня стали нашим педагогическим «инструментарием». Две фазы урока : 1- Вызова, 2- осмысления являются основополагающими любого урока. Однако, технология РКМ в своём разнообразии стратегий , предложенных нам на курсе , дает возможность конкретного поэтапного обучения и овладения этими методиками учеников. Выбора для школьников, наиболее интересной, близкой для них стратегии, как впрочем и педагогу. А также важнейшей и интереснейшей фазой предлагаемой данной технологией является фаза 3- фаза рефлексии, когда происходит личностное осмысление, принятие материала , и использование его уже как личностного творческого опыта. И это уже, согласитесь, совсем не традиционное закрепление материала. Мои дети, очень удивляются, когда я говорю им , что моя задача не пересказать вам параграф, а научить Вас самих учится! В глазах интерес и удивление, чем не фаза вызова! А ещё я люблю повторять своим детям, что голова хорошо устроенная, лучше головы хорошо наполненной, теперь, эта поговорка стала им гораздо понятнее.
РКМ- это интересно?
Детям интересно всё ,что происходит с ними на уроке, и когда учитель говорит им об экспериментах, новых педагогических технологиях, они воспринимают это с большим энтузиазмом ,и готовы стать нашими партнёрами в этом эксперименте. Во всяком случае, мои семиклассники всегда спрашивали, а когда ещё будут такие уроки?
Практика показала, что обучение должно происходить поэтапно, обязательно с объяснением ученикам что мы делаем на уроке и для чего!
«Чтение с остановками», «Техника вопросов», «Инсерт» и модификация этой стратегии были взяты мною как начало работы в технологии РКМ. Ребята достаточно быстро и успешно чувствуют себя, отчасти потому, что знакомы с ними, а также потому, что они имеют простой алгоритм. Первая технология применяется практически на каждом уроке истории когда мы знакомимся со статьями параграфа, работаем с историческими документами.
«Техника вопросов», «Ромашка вопросов» была взята мною в качестве технологии в изучении новой темы «К.И. Росси – великий мастер ходящей эпохи», 8 класс. На уроке была дана краткая информация об архитекторе, а далее , «умеющий мыслить, умеет задавать вопросы!» , осмысление с ребятами удивительного мира разнообразия вопросов. Я была очень довольна результатами работы. Тема была раскрыта так, как обычно бывает после удачного семинара, дети показали умение работать и понимание данной стратегии.
Хочу отметить, что крайне важно напоминать и объяснять ученикам, что ЭТО УМЕНИЕ не только для урока истории, но вы можете использовать его на любом другом уроке, а главное в жизни!
Кстати, о жизни, 9 класс, не из простых, чем заинтересовать? А не обсудить ли нам проблемы современной молодёжи? А если их решить попытаться? Прекрасную возможность дала стратегия И.Д.Е.А.Л. Какие проблемы стоят перед сегодняшними 9-классниками:
- Как уменьшить количество детей сирот?
- Как избавится от рака, наркотиков?
- Как можно избежать мирового экономического кризиса?
- Как сделать так, чтобы подростки не курили и не пили? - Как сдать ЕГЭ ?
- Как сделать город чистым?
Зависимость от наркотиков была отмечена, как главная проблема.
Было предложено не мало интересных, конструктивных решений, и хотя условия стратегии - полный полёт фантазии и фиксация всех пришедших в голову решений, как быть со следующими предложениями: «отправить наркоманов на необитаемый остров», «убить»?
Данная стратегия успешно применима на уроках истории в темах ,где поднимаются проблемные вопросы. В частности, на уроках мы решали «Как освободить индейцев от колониальной зависимости?» Вдело шло всё: восстание, бегство, создание собственной армии, помощь других госудатств, помощь церкви, изобретение и продажа «нового продукта» и выкуп , машина времени и наконец инопланетяне. Стратегия ЗХУ (о, бедный русский язык!) была использована мною во внеклассной работе, правда с незначительной коррекцией. Мы говорили о святой для всех ленинградцев, петербуржцев дате, 65 лет полного освобождения об блокады, и мне как классному руководителю и учителю истории, стало интересно, а что мои 7-классники знают о блокаде Ленинграда. Это был первый этап работы, одним из условий было не обращаться за помощью, а провести «инвентаризацию» знаний. Это было своеобразной фазой вызова, актуализации и мотивации изучения темы. На классном часе я читала дневник Кирилла Аникиева, ученика 6 класс 225 ленинградской школы, рассказ ребёнка про карточки на хлеб, написанный им в дни блокады, я намеренно ничего не комментировала а только эмоционально с выражением читала, колоссальное осмысление , сопереживание и представление себя на месте этого блокадного мальчика. После урока, а так же просмотра фильма «Зимнее утро», я попросила написать, что они узнали о блокаде (важно, развивать умение увидеть детали и умение пользоваться различными источниками информации) и что они ещё хотят узнать? Их небольшая работа на тетрадном листке может быть не только «установкой на исследование», но и меркой гражданственности, патриотизма, любви к своему городу!
Следующий ряд стратегий я определила для себя как стратегии 2- уровня и прежде чем разработать и провести урок в них, я обучала учеников элементам, составным частям данных стратеги. Я считаю, что стратегия «Зигзаг» информативно, а главное ситуативно перегружена. Она сложна для восприятия учеников, и не очень понятна. За 1 академический час её провести просто невозможно, а целеполагающим этой стратегии, как раз и является цельность в проведении и взаимообучении. Так же динамика передвижения, дифференциация ролей (один пишет, другой диктует, третий думает), многоэтапность переписывания текста ненужно перегружает данную стратегию. Лучшее применение «Зигзага» - старшие классы: 10,11, 2 академических часа, и предварительная отработка каждого этапа «Зигзага».
Ниже я предлагаю модификацию данной стратегии, на мой взгляд более чёткую, понятную ребятам, но не менее интересную. Я узнала о ней на курсах в АППО. Она была представлена незабываемым названием, кстати американским «Чикагская рулетка».
При поэтапной проработке успешно были проведены уроки в стратегии «Бортового журнала» (спасибо за схему). По теме «Многоликий Петербург» в 8 классе, «Россия петровских преобразований» в 7 классе. Эта форма вызвала у ребят большой интерес, все хотели стать отважными пилотами или моряками и вести Бортовой журнал!
Учебные стратегии развития письменной речи (эссе, литературная зарисовка, сочинение, синквейн) мои любимые, поэтому хотелось бы сказать спасибо, за чёткость алгоритма работы в данных стратегиях, разъяснений, уточнений и интересного разнообразия. На мой взгляд это технологии для старших классов, хотя первым шагам нужно начинать учить в средней школе.
Темы, которые предлагались 9 классам , в данной стратегии:«Молодежные субкультуры», «Петербургский стиль, какой он?», «Современная архитектура Петербурга».
Что в итоге?
Критические мышление помогает увидеть всю многоаспектность проблемы, Принимать к осмыслению все возможные решения. Учит самостоятельно учится, уметь обращаться к себе, к своему личностному опыту. Работать в диалоге партнёрства, где учитель в меньшей степени говорит, а больше слушает и направляет ученика, а ученик получает стимул к росту личности и творческой реализации.
Для себя я определила следующие критерии эффективности применение технологии РКМ : современность, актуальность, технологичность, доступность и качество.
Дан Татьяна Юрьевна, учитель истории, истории и культуры Санкт Петербурга лицея № 395.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.
Проект урока технологии по кулинарии в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....
«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и при...
Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»
Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...