Экспертиза учебника А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, М.:Просвещение,2010.
книга по истории (5 класс) по теме

Клещенок Ольга Николаевна

 

Учебник, проверенный временем.

 

Человек обучаемый (способный учиться)
сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени,
чем человек обученный.
Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть, 

 и как это знание  извлечь и применить».

 

 

           О роли и назначении истории в обществе и школьном образовании сказано так много, что не требуется приводить дополнительные аргументы в подтверждении важности того дела, которым мы занимаемся.    Обучение истории в школе есть дело нравственного воспитания.
            Заинтересованность общества в том, чтобы историческое образование способствовало формированию гражданских качеств у школьников, позитивного отношения к своей стране, вполне понятна и обоснованна.
           Данный учебник предназначен для учащихся 5 класса основной школы. Учебник написан с позиции цивилизованного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Этот учебник дает возможность узнать много нового, интересного и увлекательного о жизни, обычаях и культуре древних народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экспертиза учебника48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспертиза учебника

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая  «История Древнего мира»

5 класс, М.:Просвещение,2010.

Клещенок О.Н., учитель 1 квалификационной категории  МОУ «Гимназия №9»

г. Свободного Амурской области

Учебник, проверенный временем.

Человек обучаемый (способный учиться)
сегодня нужен обществу (и самому себе) в большей степени,
чем
 человек обученный.
Знать сегодня означает, в сущности, знать, где это есть,

 и как это знание  извлечь и применить».

Название учебника:  История Древнего мира

Список авторов учебника:  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Предмет: История

Класс:  5

Издательство: Просвещение ,2010.

Статус:  рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Тип образовательного учреждения:  общеобразовательное

Завершенность предметной линии: завершена   

Состав УМК:

Программы. История Обществознание. 5-11 кл.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. в 2-х выпусках

Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.

Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского «История средних веков» 6 кл.

Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Рабочая тетрадь по новой истории. 7 кл.

Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Рабочая тетрадь по новой истории. 8 кл.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Книга для чтения по Новой истории 7,8 кл.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории: 7, 8 кл.

Сороко-Цюпа А. О., Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран. Методические рекомендации. 9 кл.

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран» 9 кл.

        О роли и назначении истории в обществе и школьном образовании сказано так много, что не требуется приводить дополнительные аргументы в подтверждении важности того дела, которым мы занимаемся.

        Обучение истории в школе есть дело нравственного воспитания. Заинтересованность общества в том, чтобы историческое образование способствовало формированию гражданских качеств у школьников, позитивного отношения к своей стране, вполне понятна и обоснованна.

        Данный учебник предназначен для учащихся 5 класса основной школы. Учебник написан с позиции цивилизованного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Этот учебник дает возможность узнать много нового, интересного и увлекательного о жизни, обычаях и культуре древних народов.

        Учебник полностью соответствует  Федеральным государственным образовательным стандартам, учебным программам по курсу Всемирной истории, входит в Федеральный перечень учебников РФ.

        Содержание направлено на формирование умений и компетентностей, предусмотренных стандартом и современными целями образования.

        Структура учебника прозрачна, авторы во вступлении объясняют, почему они выбрали именно эту, а не какую-нибудь другую структуру, что позволяет учителю и ученику получить ясное представление о том, «что, почему и как они будут изучать». ( С.6. Откуда мы знаем, как жили наши предки).

        Данный учебник является моноконцептуальным. Авторы излагают и интерпретируют исторические факты в едином русле давно сложившихся историографических традиций, при этом делают это очень корректно, не навязывая своего мнения, как единственно верного.

        Структура и содержание учебника определяет круг новых обязанностей для учителя и ученика. Так учитель должен научить ученика способам работы с разными источниками, картами, иллюстрациями. Он помогает ученику  осознать  его самобытность и вместе с тем успешно  интегрироваться в общество с его богатейшими и разнообразными культурно- историческими традициями.

        Учебник  Истории Древнего мира, его содержание  не дает окончательных ответов, а наоборот, открывает школьнику путь для новых вопросов и дальнейшего творческого исследования заинтересовавших его вопросов.

        Учебник, интересен и ценен отсутствием фактических ошибок, корректностью с точки зрения представлений базовой науки.

        Соблюдение преемственности, учет  возрастных особенностей школьника - еще одна положительная составляющая данного учебника. Всё содержание учебника построено логично и ясно, последовательность тем обоснованна. Содержание тесно связано с жизнью ребенка и другими предметами, изложение живое и увлекательное, присутствуют межпредметные связи и сведения из истории науки.

        В школьном учебнике достаточно насыщенное информационное пространство образуется при помощи разнообразных элементов:

текстовый компонент, в который входят разные виды основного и дополнительного текстов, а также пояснительный текст, дающий возможность получать навыки исследовательской деятельности, способствующие формированию аналитического мышления;

внетекстовый компонент (иллюстрации, методический аппарат учебника).

        Иллюстративная система каждой темы представлена  хорошо выполненными фотографиями, учебными рисунками, схемами, репродукциями художественных произведений. ( Так, например, очень удачным считаю представленные подборки на с.18-19 «Искусство первобытных людей», с.58-59 «Искусство Древнего Египта» и др.)

        Информационное пространство учебника дополнено вспомогательными компонентами:

шмуцтитулами, на которых представлены карты;

форзацами: в начале -  карта Древнего мира, в конце - Важнейшие даты по истории Древнего мира;

постраничными сносками;

пояснительными текстами,

которые не только украшают собой учебник, но и несут собственную содержательную информацию.

        Удачной особенностью учебника являются прозрачные, условные границы между её текстовыми и внетекстовыми компонентами. Лишенные прямоугольных черных рамок, изображения как бы встраиваются, вживляются в текст, и тогда один источник плотно перетекает в другой и обратно. Этот прием пятиклассниками воспринимается легко.  В учебнике нет ни одной страницы, на которой бы не был помещен  иллюстративный материал очень хорошего качества.        

        В учебнике достаточно заданий, формирующих умения и компетентность, предусмотренных стандартом, которые в свою очередь дополняются заданиями  в Рабочей тетради по истории Древнего мира. Они дают возможность для дифференцированного подхода к обучению. Именно в тетради представлены разноуровневые задания: тестовые задания, исторические задачи, задания на нахождение исторических ошибок, кроссворды.

        Поскольку  в курсе истории Древнего мира продолжается работа над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить - учебник представляет такую возможность. В конце каждого параграфа представлены задания именного такого уровня.        Так, например, в параграфе 7 «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»  предлагается составить рассказ от имени земледельца о том, как прошел  его день. Такие задания представлены практически во всех разделах.

        Таким образом, плохих учебников нет, просто  не каждая книга может полностью выполнять все его функции и отвечать критериям оценки школьного учебника. Но в нашем современном информационном обществе  это не проблема,  найти достойный учебник возможно.         Моё мнение, именно учебник истории Древнего мира группы авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, С.С. Свенцицкой, который имеет положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования  действительно  отвечает всем требованиям, проверен временем, в 2010 г.  выпущено 17-е издание, в котором коллектив авторов учел все замечания учителей.  

        Учебник обладает целым рядом достоинств:

Содержание учебника: научно, корректно, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам.

Способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся.

Методический аппарат учебника способствует выполнению образовательной программы, предполагает использование разных методических приемов на уроке.

Ориентирован на формирование у учащихся навыков исследовательской и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "В городе богини Афины"

Тема урока: В городе богини Афины.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: заочное путешествие.Цель урока: Сформировать представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития...

Рабочая программа по курсу "История России. Всеобщая история" для 5 и 6 классов к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера...

Рабочая программа составлена на основе 5 кл. - А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова  6 кл. - авторской программы A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И...

Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, История, 5 класс.

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по...

Разработки уроков 5 класс. История Древнего Мира (К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРаздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)Введение в историю Древнего мира.Древнейшие люди.Родовые общины охотников и собирателей.Возникновение искусства и ре...

Дидактические материалы по истории Древнего мира.5 класс. Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой

Данный дидактический материал предназначен для проверки знаний учащихся 5 класса полученных при изучении тем "Древняя Индия" и "Древний Китай"...