Использование мультимедиа материаловдля подготовки к егэ по истории
статья по истории по теме

Егоркина Елена Михайловна

В настоящее время все чаще и острее встает вопрос о подготовке школьников к ЕГЭ, в том числе и по истории.В связи с этим разрабатывается огромное количество учебных пособий, электронных изданий (ЭИ). Остановимся на последних. Естественно, многие из них можно применять в учебном процессе. Однако встает вопрос, все ли они методически грамотные? На какие моменты методики и содержания стоит обратить внимание?

На мой взгляд, важно обратить внимание на то, чтобы ЭИ соответствовало своему основному предназначению:

  1. повторению и закреплению учебного материала,
  2. анализу уровня усвоения материала по истории за курс средней школы,  
  3. соответствовало документам Министерства образования и науки, регламентирующих историческое образование,

подготовка должна быть основана на реальном банке открытых вариантов заданий ЕГЭ Минобрнауки РФ по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использования мультимедиа материалов для подготовки к ЕГЭ по истории

Егоркина Елена Михайловна, учитель истории, обществознания

Школа №378, Кировский район Санкт-Петербурга

В настоящее время все чаще и острее встает вопрос о подготовке школьников к ЕГЭ, в том числе и по истории.

В связи с этим разрабатывается огромное количество учебных пособий, электронных изданий (ЭИ). Остановимся на последних. Естественно, многие из них можно применять в учебном процессе. Однако встает вопрос, все ли они методически грамотные? На какие моменты методики и содержания стоит обратить внимание?

На мой взгляд, важно обратить внимание на то, чтобы ЭИ соответствовало своему основному предназначению:

повторению и закреплению учебного материала,

анализу уровня усвоения материала по истории за курс средней школы,  

соответствовало документам Министерства образования и науки, регламентирующих историческое образование,

подготовка должна быть основана на реальном банке открытых вариантов заданий ЕГЭ Минобрнауки РФ по истории.

Поскольку банк ЕГЭ пополняется постоянно, необходимо, чтобы в пособиях присутствовал учебник по истории с древнейших времен до наших дней, излагающим основные этапы и события развития российского общества. Хорошим подспорьем являются интерактивные карты, линия времени, словари. Все это способствует быстрому поиску информации, не выходя за рамки ЭИ.

В качестве примера рассмотрим ЭИ «1С:Школа. История, 10-11 кл., Подготовка к ЕГЭ», разработанного по заказу Министерства образования РФ. Диск не только удовлетворяет вышеприведенным требованиям, но и содержит ряд инновационных идей, полезных для обучения истории.

Для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Кроме того, нововведением (в отличие от подобных ЭИ) является система наводящих вопросов, подсказок, гиперссылок на справочную часть ЭИ и других реакций на неверный ответ.

Стоит заметить, что в пособии учитывается, что разные дети по-разному воспринимают и осваивают информацию, на разных уровнях развития находится их логическое и образное мышление, различные виды памяти учащихся. Поэтому в тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разнообразном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, видеофрагментов. Разработаны специальные тренажеры по развитию общеучебных навыков, развиваемых в ходе изучения истории и контролируемых в рамках ЕГЭ, что соответствует требованиям нового стандарта исторического образования. Учителя и методисты, работающие с ЭИ, смогут также пополнять ЭИ объектами, созданными ими самостоятельно или подобранными с полиграфического или электронного носителя.

Диагностические тесты по каждой из крупных тем и итоговый тест, которые позволяют провести диагностику знаний и особенностей восприятия разного типа информации, по завершении обучения или перед началом использования данного ЭИ.

Интерактивные тренажеры позволяют осуществить контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. В ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксирование траектории использования ЭИ данным учеником, успешности выполнения заданий в виде информативной диаграммы. Анализ контрольно-диагностических и контрольных итоговых тестов в формате ЕГЭ также осуществляется автоматически, каждому ученику прописывается индивидуальное резюме с рекомендациями по ликвидации в пробелах знаний.

В пособии рассмотрены основные "содержательные линии" курса истории России:

      развитие трудовой и хозяйственной деятельности людей, экономических и социальных отношений в разные эпохи;

       становление и эволюция российского государства, политической власти;

      взаимоотношения власти и общества; общественные движения, ситуации и механизмы смены форм правления (например, в XX в. — перехода от самодержавия к республике, затем к советской системе, а от нее — к демократической системе);

       модернизация экономических, политических и социальных отношений в новое и новейшее время; смена периодов реформ и революций, реформ и контрреформ; изменения в жизни различных групп общества, страны в целом;

       формирование многонационального Российского государства, национальная политика на разных этапах его истории, положение народов и национальных групп, характер межнациональных отношений;

       характерные черты духовной жизни, быта, менталитета различных слоев и групп российского общества в разные периоды истории, развитие традиционалистской, советской, современной идеологий;

       "человеческий фактор" российской истории (известные личности и обычные люди);

       роль геополитического фактора в историческом развитии России; место страны в мировой истории, влияние на расстановку сил мире и международную жизнь; особенности внешней политики российского государства на разных этапах развития.

Дидактические материалы ЭИ могут повысить эффективность подготовки к ЕГЭ и могут быть использованы как на стадии усвоения знаний, так и на стадии контроля их усвоения. Использование ЭИ может существенно интенсифицировать темп усвоения знаний, умений и навыков классом за счет неизбежного выполнения всех заданий каждым учеником индивидуально, с индивидуальной траекторией и темпом закрепления, а также фиксирования успешности каждого его шага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования мультимедиа технологий на уроках химии.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемы...

Использование мультимедиа проектора (опыт работы)

Опыт: «Использование мультимедиа проектора при проведении уроков и внеклассных мероприятий в школе» Содержание: I.Теоретическая интерпретация опыта…………………………………..2...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Использование средств мультимедиа как условие повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ.

Использование средств мультимедиа как условие  повышения качества преподавания истории искусств в ДШИ....

Доклад на тему "Использование мультимедии на уроках истории и обществознания"

Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего обще­ства. Наступило время, когда без этой чудо - техники нельзя представить себе и школу. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом на многих ...

Использование мультимедиа технологий на уроках истории и обществознания

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложн...

«Обучение спортсменов базового уровня подготовки техническим приемам в баскетболе с использованием мультимедиа»

Инновационная методика обучения спортсменов на раннем этапе подготовки техническим приемам в баскетболе с использованием мультимедиа базируется на основе интеграции теории и методики физического воспи...