Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме
Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_v_5_klasse.docx | 20.33 КБ |
prezentaciya_k_uroku_istorii.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Повторительно –обобщающий урок в 5 классе: «Путешествие в прошлое».
Ребята сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня мы отправляемся в путешествие .
Все из вас любят путешествовать?
Слайд 2
Цель урока: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей».
Ход урока:
Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древнейших людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности?
Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.
Но прежде, чем отправиться в путешествие я хочу вас спросить : «что обычно туристы привозят с собой из путешествия?» сувениры.
Вот и мы с вами по мере того как будем путешествовать , за правильные ответы вы берёте сувенирчик, которые находятся у вас на столах в сундучках. По собранным сувенирам вы будете оцениваться на данном уроке.
Слайд 3
Наш повторительно –обобщающий урок сегодня будет представлен в виде путешествия по станциям.
Слайд 4 Станция Рассказкино.
Задание 1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?
Для этого вспомни:
- От кого произошёл человек?
- Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
- Чем было покрыто его тело?
- Как выглядит современный человек?
Сравни условия жизни древнего и современного человека?
- Сравни занятия, орудия труда?
Слайд 5 изображение древнего человека.
Слайд 6.
Задание 2.Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?
Для этого вспомни:
- Как развивалось ремесло?
- Какой металл первым начал использовать человек?
- Как люди изобрели плуг?
- Почему на смену родовой общине пришла соседская?
- Как происходило выделение знати?
Слайд 7. Занятия и быт древних людей.
Слайд 8. Орудия труда.
Слайд 9. Станция Картово.
На станции Картово мы проверим ваше знание карты.
- покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей?(Африка)
- покажите предполагаемую область прародины человечества? (Восточная Африка)
- покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)
Обоснуйте свои ответы.
Слайд 10. Карта.
Слайд 11.Станция Задачкино.
На станции Задачкино мы с вами порешаем творческие задачи.
Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «Копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на основе этого сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль? ( Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и брёвна… Так появился плот).
Определите последовательность событий:
А. появление соседской общины,
Б. объединение общин в племя,
В. формирование родовой общины,
Г. образование человеческого стада,
Д. появление первых государств.
(Г, В, Б, А, Д.)
Слайд 12 . Станция Игровая –археологи.
Ребята, вам предлагаются археологические находки, по которым вы должны сделать как можно больше научных выводов.
Кострище, несколько косточек от животных, скребок, гарпун. (Это стоянка; люди, здесь обитавшие, умели добывать огонь; по толщине костра можно сказать: долго ли здесь жили люди; по костям –определить, на кого охотились эти народы; орудия труда были примитивными, занимались рыболовством)
Слайд 13.
Останки человека, лежащего на боку, копьё с медным наконечником, глиняный кувшин в изголовье. (Это захоронение; по всей вероятности, из племени охотников; люди умели изготавливать медные орудия труда; развивается ремесло, племя верило в загробную жизнь, т.е. религия зарождалась.
Слайд 14. Станция отдыха.
Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнём
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Слайд 15. Станция – ошибочная.
Ребята, вам предлагается текст с ошибками, выявите эти ошибки и запишите правильный текст в тетрадь.
(Все выполняют в тетради, а затем выполняем проверку.)
Слайд 16. Станция – терминово.
На данной станции, ребята, вам нужно вспомнить что обозначают данные слова:
- исторический источник,
- археология,
- человеческое стадо,
- родовая община,
-религия,
- неравенство,
-государство.
Слайд 17. Станция – отгадайкино.
На данной станции мы возвращаемся к задаче урока: «Каковы черты первобытности?»
Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором:
- люди, жили небольшими коллективами и все были равны;
- имели общее имущество;
- совместно, трудились, охотились.
Вывод записывается в тетрадь.
В заключении нашего урока –путешествия я зачитаю вам загадки, а вы попробуй те отгадать их , что позволит вам закрепить изученный материал.
Стихи – загадки.
- Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук,
За животиной он тащился
Ты прав, конечно, это…. Плуг.
- Живут в пределах местности одной
Они, как брошенное в землю семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали…….. племя
- Назови это занятье,
Когда целый день – деньской
Плоды, ягоды, коренья,
Что имеет вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всё потом съедали. Собирательство.
- Женщины сеять и жать научились
И хозяйки из них получились:
Палку с сучком взяли
И копать стали быстрей
Чтоб урожай получился добрей
Отгадаешь ты иль нет
Тысячу иль больше лет
Что придумал человек? Мотыга.
- Это главное орудие
На многие века.
Оно сделано из дерева
Но изменив слегка,
Охотники остроконечник,
Привязали наконечник
И с тех пор для всех зверей
Нет оружия грозней. Копьё.
Выставление оценок детям по тому, сколько собрано сувениров.
Слайд 18. Домашнеее задание – повторение раздела: «Жизнь первобытных людей».
МОУ ООШ с. Потодеево.
Разработка открытого урока:
«Жизнь первобытных людей»
Урок –путешествие.
Подготовила
Учитель истории Белоглазова Татьяна Алексеевна.
2009 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»
СХЕМА Путешествия по станциям 7. ОТГАДАЙКИНО
РАССКАЗКИНО Задание 1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека? Для этого вспомни: От кого произошёл человек? Как он выглядел? Чем было покрыто его тело? Как выглядит современный человек? Сравни условия жизни древнего и современного человека? Сравни занятия, орудия труда?
Древнейший человек
РАССКАЗКИНО Задание 2. Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни: Как развивалось ремесло? Какой металл первым начал использовать человек? Как люди изобрели плуг? Почему на смену родовой общине пришла соседская? Как происходило выделение знати?
Родовые общины охотников и собирателей.
Орудия труда
КАРТОВО Задание . Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей? Покажите предполагаемую область прародины человечества? Покажите древнейший район земледелия?
ЗАДАЧКИНО Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племён? Докажите свою мысль. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? Определите последовательность событий: А. появление соседской общины, Б. объединение общин в племя, В. формирование родовой общины, Г. образование человеческого стада, Д. появление первых государств.
ИГРОВАЯ – «археологи» Кострище, Несколько косточек от животных, Скребок, Гарпун.
ИГРОВАЯ – «археологи» Останки человека, лежащего на боку, Медный топор и копьё с медным наконечником, Глиняный кувшин в изголовье.
Станция для отдыха Мы сейчас все дружно встанем И немножко отдохнём Вправо, влево повернитесь, Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки!
ОШИБОЧНАЯ Первобытному человеку пришлось преодолеть несложные испытания. Около 50 тысяч лет назад на Земле установился тёплый климат. В Африке, Австралии за короткое лето лёд и снег не успевали таять. Постепенно вечный ледник толщиной кое –где до двух сантиметров покрывал обширную территорию. Многие животные- слоны, бегемоты, жирафы –распространились по всей Земле. Люди выжили и поселились на материке Африка. Никаких достижений у них не было.
ТЕРМИНОВО Что обозначают слова: Исторический источник, Археология, Человеческое стадо, Родовая община, Религия, Неравенство, Государство.
ОТГАДАЙКИНО Каковы черты первобытности? Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором: люди, жили небольшими коллективами и все были равны; имели общее имущество; совместно трудились и охотились.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить раздел : «Жизнь первобытных людей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический суп "Россия век XVIII" повторительно-обобщающий урок 7 класс
Урок разработан в не стандартной форме с задействованием бытового компонента, близкого для каждого учащегося. Рекомендую использовать на уроках среднего звена (6-8 класс). На примере закрепления ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Путешествие по Африке"
Данная разработка предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока по разделу Африка. Урок проходит в форме игры....
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»
презентация повторительно-обобщающего урока по теме: «Путешествие по Древней Греции»...
Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"
Повторительно-обобщающий урок брейн - ринг по теме«Путешествие по Древней Греции» завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...
Повторительно – обобщающий урок по теме «Путешествие в Древний Египет»
Урок построен в форме игры по маршрутам....