Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
В данном уроке разбираются оснвы военного коммунизма, его положительные и отрицательные стороны и выделяются причины по которым большевиское руководство, во главе с Лениным отказалось от военного коммунизма и перешла к НЭПу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_vk_i_nep.pptx | 533.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Характеристика мероприятий военного коммунизма. Экономические и социальные последствия Гражданской войны. Выбор экономического пути после окончания Гражданской войны. план ГОЭЛРО. Рост недовольства различных социальных групп. Тамбовский мятеж Антонова Кронштадтский мятеж X съезд партии 1921 Переход к новой экономической политике. (НЭП) Основные положения НЭПа Термины: продразверстка; оплата по труду; аренда; концессии; синдикаты; частичная приватизация; хозрасчет. Личности: Сокольников Григорий Яковлевич ; Бухарин Николай Иванович; Рыков Алексей Иванович.
«Военный коммунизм» 1918-1920 - это внутренняя политика советского государства в период гражданской войны и интервенции, основанная на военно-политическом союзе рабочих и беднейших крестьян с целью разгрома контрреволюции и создание условий для быстрого перехода к социализму. Основные черты: Национализировать всю промышленность с целью экономического ослабления буржуазии. Наложить 10 млрд. налог на имущие классы. Ввести строгую централизацию в управлении и социально-экономической жизни страны. ( Главкизм – 50 главков) Ввести трудовую повинность и трудовую мобилизацию. Перейти к продовольственной разверстки и трудовой повинности. Ввести уравнительную оплату труда. Бесплатное жильё Уравнительное распределение карточки Милитаризация труда.
Показатели В 1921 г. по сравнению с 1913 г. Промышленное производство Сократилось в 7 раз Добыча угля Сократилась более чем в 3 раза (29,1 млн т до 8,6 млн т ) Добыча нефти На уровне 1890 г. (с 10,2 млн т до 3,8 млн т) Выплавка чугуна Сократилась в 22 раза Производство тканей Сократилось в 18 раз Продукция сельского хозяйства Сократилось на 40 % Продукция земледелия Сократилась на 45 % Продукция животноводства Сократилась на 33% Посевные площади Уменьшилось на 15 млн га
Выбор экономического пути после окончания Гражданской войны. Лидер большевиков В.И. Ленин «В нашей стране мелкого крестьянства наша главная основная задача – суметь перейти к государственному принуждению, чтобы крестьянское хозяйство поднять. Диктатура пролетариата не боится принуждения и резкого, решительного, беспощадного выражения государственного принуждения, ибо передовой класс имеет право осуществлять это принуждение». Для ускорения развития страны в 1920 была создана комиссия ГОЭЛРО. Утверждается план строительства 15-30 электростанций по всей стране. Широко известен лозунг «Коммунизм – есть советская власть плюс элекрофикация всей страны» . ГОЭЛРО - Государственная электрификация России
В начале 1920 г. по заданию Ленина написал работу «Основные задачи электрификации России». В феврале 1920 г. стал председателем Государственной комиссии по электрификации России ( ГОЭЛРО), был руководителем работ и автором нескольких разделов плана ГОЭЛРО, выступил с докладом о плане электрификации России на VIII Всероссийском съезде Советов 23 декабря 1920 г . Глеб Максимилианович Кржижановский
Кронштадтский мятеж март 1921
Антонов Александр Степанович Тухачевский Михаил Николаевич Тамбовский мятеж Антонова 1920- начало 1921. Причины восстания: Продразверстка Отсутствие промтоваров Нарушение законности Частые мобилизации в красную армию
X съезд партии РКПб – 8-16 марта 1921 положил начало перехода к новой экономической политики.
НЭП - (1921 -1928 гг.) – цикл экономических мероприятий по выходу из кризиса сменивший политику военного коммунизма. Основные черты: Частичная денационализация (мелкая и средняя промышленность) Привлечение иностранного капитала (концессии) Финансовые реформы Сокольникова (создание Золотого червонца) Отмена всеобщей трудовой повинности Ликвидация карточной системы Свободный наем рабочей силы Введение прдналога Преобразование главков в тресты Введение свободной торговли Введение платы за жильё
Военный коммунизм Новая экономическая политика Производство Национализация промышленности, продразверстка в деревне Допущение частного капитала в промышленность и введение продналога. Обмен Запрет частной торговли Свобода торговли Распределение и потребление Уравнительное распределение. Классовый принцип - карточки Денежная оплата по труду. Отмена карточек. Характер труда Всеобщая трудовая повинность Возрождение экономических стимулов к труду. Характер управления Жесткая централизация – главки ВСНХ Использование экономических методов хозрасчет , синдикаты Элементы соответствия экономики Командная не рыночная экономика. Огосударствление. Элементы смешанной экономики. Положительные стороны Эффективна в период гражданской войны Создает стимулы к труду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории "Мода военного коммунизма"
Эта презентация будет интересна тем учителям, которые стараются на уроке "выйти" за пределы учебника и сообщить детям интересные факты. Я использовала эту презентацию на занятии элективных курсов...
Зачет по истории № 2 (Нэп и "военный коммунизм"). 9 класс вечерней школы.
Основной целью зачетной работыпо истории в 9 классе является проверка знаний по темам "Нэп" и "Военный коммунизм"....
НЭП и военный коммунизм.
Урок способствует формированию предметных умений, развивает умение анализировать, сравнивать и воспитывает интерес к истории, самостоятельности, уважение к правам человека....
"Военный коммунизм" и НЭП
Проверочная работа на выявление основных черт политики "военного коммунизма" и Нэпа....
Урок - семинар "От военного коммунизма к НЭПу"
Урок истории 11 класс...
Политика «военного коммунизма» и переход к НЭПу.
Конспект урока по истории России. 11 класс....
Интеллект карта (мемокарта) 10 класс по теме: Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.
Интеллект карта может служить готовым пособием для изучения темы или ее повторения обучающимися. На основе данной карты ппо отдельным вопросам темы обучающимися могут быть разработаны свои интел...