НЭП и военный коммунизм.
материал по истории (9 класс) по теме
Урок способствует формированию предметных умений, развивает умение анализировать, сравнивать и воспитывает интерес к истории, самостоятельности, уважение к правам человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nep_i_voennyy_kommunizm_v_sravnenii.rar | 127.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: НЭП и Военный коммунизм.
Цели урока:
Образовательная:
Познакомиться с НЭП, её причинами, сущностью и итогами;
показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
раскрыть причины перехода к НЭП;
установить причины свёртывания НЭП.
Развивающая:
Способствовать формированию предметных и общеучебных умений слушания;
добывать необходимую информацию;
выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
аргументации, обобщения, использования документов;
развивать умение анализировать;
формировать умение работать в группе, сотрудничать, вырабатывать
общее умение.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности,
уважение к правам человека;
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения
по любому вопросу.
Задачи урока:
Обосновать необходимость нэпа;
сравнивать основные мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа;
проанализировать исторические документы по теме.
Оборудование:
Раздаточный материал, учебник «История России ХХ век», компьютер.
Тип урока: интегрированный урок с применением технологий групповой
работы, элементов технологий РКМ.
План урока:
1. Экономическая и политическая обстановка в стране 1920-1930г.г.
2. Курс на новую экономическую политику.
3. Социально- экономические итоги нэпа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Военный коммунизм- название внутренней политики Советского государства
проводившейся в 1918- 1921 г.г. в условиях Гражданской войны. Её характерными
чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация
крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная
монополия, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товаро-
денежных отношений, милитаризация труда.
В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой
политике- кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом
« ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на
реалии Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и
переходе к НЭП было принято 15 марта 1921г. на 10 съезде РКП(б).
«Разорение, нужда, обнищание» - так В.И. Ленин характеризовал ситуацию в 1920-1921г.
Подтвердите слова Ленина фактами.
Учащиеся говорят о последствиях Гражданской войны и политики военного
коммунизма.
Дополнительный материал: сокращение населения на 13 млн. человек, промышленного производства в 7 раз, добычи нефти, угля- до уровня Х1Х века, продукции сельского
хозяйства до 67% довоенного уровня, в стране насчитывалось около 7 млн.
беспризорных детей.
Как называются события 1920-1921г., когда состоялись массовые крестьянские
выступления против продразвёрстки?
- Малая Гражданская война.
Учитель: В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич, Колчак вместе взятые.
Объясните, ребята, слова Ленина, используя фактический материал. Что и когда
произошло в Кронштадте? Какие были у восставших требования?
Ответы учащихся. Требования восставших:
1. Ликвидация продразвёрстки и продотрядов;
2. Перевыборы Советов;
3. Права крестьянам: свободно обрабатывать землю, иметь скот, права на
личное хозяйство.
Учитель: Кто участвовал в мятеже? Какие уроки извлекли большевики из этого кризиса?
Ответы учащихся: Надо идти на соглашение с крестьянством. Власть в опасности.
Учитель. Итак, цель нэпа- спасение, упрочение власти большевиков и последующий
переход к социализму.
Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне ( привлечение
продразвёрстки изымали до 70% зерна, при продналоге- около 30%, привлечение
иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924гг.).
II. Изучение нового материала:
1. Причины и последствия нэпа. Работа по группам.
Группа 1.
Выделите причины введения нэпа:
Недовольство крестьян продразвёрсткой .
Недовольство матросов, солдат, рабочих Гражданской войной.
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма».
Группа 2.
Определите основные мероприятия, их характерные черты нэпа.
Экономические: а) Спад производства
б) Дефицит в) Рост внешней задолженности.
Социальные: а) Снижение дохода населения
б) Недовольство населения
Политические: а) Старение руководства
б) Отсутствие необходимых реформ
в) Однопартийная система.
Характерные черты нэпа:
Замена продразвёрстки натуральным налогом.
Восстановление торговли
Отмена бесплатных услуг
Перевод частных государственных предприятий на хозрасчёт.
По окончании работы группа докладывает результаты классу.
Все учащиеся коллективно должны заполнить сравнительную таблицу
« НЭП и военный коммунизм».
Военный коммунизм | НЭП |
Продразвёрстка- изъятие у крестьян всех излишков хлеба. | Продналог- твёрдо фиксируемый натуральный налог. |
Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. | Денационализация промышленности
|
Централизованное управление экономикой | Мелкая частная собственность, аренда, концессии. |
Трудовая мобилизация | Хозрасчёт на государственных предприятиях ( трестах). |
Натурализация оплата труда | Свободный наем рабочей силы. Свобода торговли. |
Запрещение свободы торговли. | Тарифная оплата труда. Денежная реформа. |
С целью установить межпредметную связь с обществознанием, экономикой
можно задать вопрос:
- Какие черты нэпа можно отнести к рыночным?
Ответ: Экономическую свободу производителей и разнообразные формы собственности.
Группа 3
Определите основные итоги проведения НЭП.
Положительные | Отрицательные |
Укрепление экономических связей города и деревни. | Нехватка промышленных товаров в условиях быстрого развития мелкого производства |
Развитие промышленности | Рост цен |
Внедрение хозрасчёта | Безработица |
Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих. | Обострение жилищного вопроса (перенаселение городов) |
Развитие кооперации как основа эффективного производства. | Изменение социальной структуры ( имущественное расслоение) |
Повышение культуры труда. | Отсутствие иностранных инвестиций. |
Б. Коллективная работа над проблемой « Противоречия нэпа».
Слово учителя.
О внутренних противоречиях нэпа говорят кризисы в 1923, 1925, 1928 г.г. 3 Разделите противоречия и запишите результаты в тетрадях.
1. Экономические противоречия:
Вопросы: а) Почему большевики не смогли привлечь иностранные инвестиции?
б) Почему частный капитал не смог модернизировать советскую экономику?
в) В чём заключалось основное экономическое противоречие нэпа?
Примерный ответ: Командное управление экономикой тормозило развитие товарно- денежных отношений. Рыночные законы не могли развиваться в условиях жёсткого
политического режима, ограничение свободы предпринимателей.
2.Социальные противоречия.
Работа с текстом учебника пункт « Советское общество в годы нэпа».
Вопросы: а) О каких противоречиях нэпа идёт речь в документе?
( Противоречия между крестьянами, рабочими и нэпманами).
б) Имел ли НЭП прочную социальную базу? Кто его поддерживал?
( Среднее крестьянство, квалифицированные рабочие, новые предприниматели).
3. Политические противоречия:
На Х съезде РКП(б) подчёркивалось о том, что сами рабочие не могут управлять
экономикой и управлять должна лишь партия.
Вопросы: а) Согласны ли вы?
б) Назовите основное, на ваш взгляд, политическое противоречие нэпа?
Примерный ответ: В стране господствовала диктатура пролетариата, а либерализация
экономики должна была привести к созданию гражданского общества.
Следовательно, необходимо было отказаться от практики приказных решений.
III. Точка зрения на НЭП.
Ленин сначала видел в нэпе временную меру, но затем заявил, что нэп — это
всерьёз и надолго, а коммунисты должны научиться торговать.
После его смерти усилились противники нэп.
Часть рабочих и коммунистов воспринимала нэп как отступление от завоеваний
революции и стремилась к его уничтожению.
После смерти Ленина большинство членов партии выступала против нэпа.
IV. Подведение итогов.
V. Рефлексия. Выставление оценок.
Использованная литература:
М.Н. Зуев. История России с древнейших времён до начала ХХ1 века.
М. Дрофа, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории "Мода военного коммунизма"
Эта презентация будет интересна тем учителям, которые стараются на уроке "выйти" за пределы учебника и сообщить детям интересные факты. Я использовала эту презентацию на занятии элективных курсов...
Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу
В данном уроке разбираются оснвы военного коммунизма, его положительные и отрицательные стороны и выделяются причины по которым большевиское руководство, во главе с Лениным отказалось от военного комм...
Зачет по истории № 2 (Нэп и "военный коммунизм"). 9 класс вечерней школы.
Основной целью зачетной работыпо истории в 9 классе является проверка знаний по темам "Нэп" и "Военный коммунизм"....
"Военный коммунизм" и НЭП
Проверочная работа на выявление основных черт политики "военного коммунизма" и Нэпа....
Урок - семинар "От военного коммунизма к НЭПу"
Урок истории 11 класс...
Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма».
Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма»....
Интерактивный тест "Гражданская война и Военный коммунизм"
Интерактивный тест содержит вопросы, которые требуют выбора одного или нескольких ответов. Тест можно использовать в 9 и 11 классах по теме....