Политика «военного коммунизма» и переход к НЭПу.
план-конспект урока по истории (11 класс)
Конспект урока по истории России. 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politika_voennogo_kommunizma_i_perehod_k_nepu_zharko_n.v.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России.
Тема: Политика «военного коммунизма» и переход к НЭПу. 11 класс.
Цели урока:
Личностные:
Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к политике «военного коммунизма» и НЭПа.
Предметные:
1.Способствовать формированию знаний учащихся по истории политики «военного коммунизма» и НЭПа.
2.Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные:
1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно, логично и аргументировано излагать свою точку зрения.
2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
3.Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Показать проявления кризиса политики «военного коммунизма»;
- Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
- Цели НЭПа и основные мероприятия,
- Определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
- Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
- Последствия НЭПа.
- Развивающие:
Развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
Развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
Развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;
Сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и НЭП
Формулировать выводы по теме урока;
Отрабатывать навыки работы с текстом, документами;
Развитие навыков грамотной устной речи;
- Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
Воспитывать умение формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Необходимое оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
Политика «военного коммунизма»
Что такое «военный коммунизм»?
Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были:
- крайняя централизация управления экономикой,
- национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично),
- государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка,
- запрещение частной торговли,
- свёртывание товарно-денежных отношений,
- уравнительство в распределении материальных благ,
- милитаризация труда.
Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должны было возникнуть коммунистическое общество. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии, возглавлявшие страну в годы Гражданской войны. Угроза основам советской власти, тяжелый экономический и социальный кризис в годы гражданской войны привели руководство страны выбрать путь перехода к НЭПу.
Что такое НЭП?
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Военный коммунизм | НЭП |
Социальные: | |
1.«Потребительский коммунизм» 2.Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени | 1.Снижение дохода населения. 2.Недовольство населения |
Экономические: | |
1.Необходимость мобилизации всех ресурсов 2.Нехватка продовольствия | 1.Дефицит 2.Спад производства 3.Рост внешней задолженности |
Политические: | |
1.Борьба с контрреволюцией 2.Стремление Советской власти продержаться до мировой революции | 1.Старение руководства 2.Отсутствие необходимых реформ 3.Однопартийная система |
Военный коммунизм и НЭП в сравнении
“Военный коммунизм” | Новая экономическая политика |
Продразверстка Запрещение свободы торговли Национализация промышленности Централизованное управление экономикой Трудовая мобилизация Натуральная оплата труда | Продналог Свобода торговли Денационализация промышленности Мелкая частная собственность, аренда, концессии Хозрасчет на государственных предприятиях (трестах) Свободная наем рабочей силы Тарифная оплата труда Денежная реформа |
Продразверстка
Продразвёрстка — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.
Продналог
Продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.
Точки зрения на НЭП
- Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭП.
- Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
- После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП
Итоги НЭП
Положительные | Отрицательные |
+ Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; + Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; + Рост середняцких хозяйств (60%); + Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; + Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня). | - нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; - безработица; - обострение жилищного вопроса; - аграрное перенаселение. |
Причины свертывания НЭП
Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.
Итоги политики «военного коммунизма»
• Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое.
• В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д.
• Детская беспризорность.
• Весна – лето 1921 голод в Поволжье.
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
Рефлексия. Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…(узнал, удивился…)»
Выставление оценок за урок.
Дифференцированное домашнее задание:
- прочитать параграф, заполнить таблицу
Мероприятия НЭП и Военного коммунизма
Мероприятия НЭП | Мероприятия Военного коммунизма |
- Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Альтернативы НЭПу»
-Сообщение по теме (на выбор): «Женская мода времён НЭПа», «Мужская мода времен НЭПа», «Советская страна в годы НЭПа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу
В данном уроке разбираются оснвы военного коммунизма, его положительные и отрицательные стороны и выделяются причины по которым большевиское руководство, во главе с Лениным отказалось от военного комм...
Урок - семинар "От военного коммунизма к НЭПу"
Урок истории 11 класс...
История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."
История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."...
Переход к НЭПу
материал содержит план урока истории по теме "Переход к НЭПу", а также презентацию к нему. 9-10 класс...
урок истории "Переход к НЭПу"
УРОК ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ «ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»Цель урока: Познакомить учащихся с сущностью и основными мероприятиями новой экономической политики (нэп) в советс...
Политика " военного коммунизма"
Презентация о теории и практике введения в России социально-экономической политики- "Военный коммунизм"....
Интеллект карта (мемокарта) 10 класс по теме: Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.
Интеллект карта может служить готовым пособием для изучения темы или ее повторения обучающимися. На основе данной карты ппо отдельным вопросам темы обучающимися могут быть разработаны свои интел...