Рабочая программа по истории 5 класса Годер
рабочая программа (история, 5 класс) по теме
В рабочей программе учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 5-8 классах. Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ, 2004 г и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», 2009 г.
Имеет подробную пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya5_goder.doc | 366 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ильинская основная общеобразовательная школа
Костромского муниципального района Костромской области
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
__________________
«__»________ ____г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________________
«__»___________ _____г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________________
«__»__________ _____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Киселёвой Л.Е.
по истории 5 класс
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 5-8 классах. Программа разработана на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ, 2004 г и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», 2009 г. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу:
Рабочая программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля «Что изучает история» на 4 часа, так как Государственный стандарт (Примерная программа основного общего образования по истории) предусматривает его объем не менее 5 часов (в программе «История Древнего мира», изд. Просвещение – 1 час).
Используется следующий УМК:
Учебник История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. и др. – М.: Просвещение, 2012, рабочая тетрадь к нему.
Особенности обучения в данном классе
Курс истории вводится впервые. Класс состоит из 3 учащихся. Двоих из них (Чижов А., Киселёва Е.) можно отнести к слабоуспевающим. Один (Чижов А.) из них проходит повторное обучение в 5 классе. Остальные учащиеся (Друзьякина М.) могут активно работать в рамках заявленных целей и задач.
В цели курса входит:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям других народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи курса:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества; раскрытие специфики власти; знакомство с выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ Ильинской основной школы на изучение истории Древнего мира в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-суд, урок-путешествие, урок-викторина, урок- аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.
Технологии обучения:
Технология изучения исторического материала блоками на основе опорных схем Шаталова В.В., игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.
Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
- факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
- принципы и способы периодизации всеобщей и отечественной истории;
- важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;.
- особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
- историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
- взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
- учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
содержание программы
Раздел I.От первобытности к цивилизации (10 ч.)
Введение. Что изучает история (4 ч.)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ
-уметь объяснять смысл терминов урока, объяснять, как велся счет лет в истории, определять век и вести подсчет исторического времени, уметь работать с картой, составлять родословную семьи, объяснять возникновение имен, отчеств, фамилий; определять различие между источниками истории, давать определения государственным символам, знать составляющие элементы государственных символов.
Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ
-уметь рассказывать о расселении древнейшего человека, описывать портрет древнейшего человека, объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался , объяснять причину появления верований, религий; рассказывать о возникновении первобытного искусства.; описывать условия и образ земледельцев и скотоводов; объяснять смысл исторических понятий урока, устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека, сравнивать родовую и соседскую общину, определять необходимый ответ из ряда предложенных.
Раздел II Древний Восток (20 ч.)
Древний Египет (6 ч.)
Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Западная Азия в древности (8 ч.)
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Индия и Китай в древности (6 ч.)
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ
- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства, называть хронологические рамки существования древних государств, объяснять назначение предметов быта и труда, описывать условия жизни и основные занятия древних египтян, выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения, объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов. Показывать передвижение войск на карте. Уметь работать с историческими документами, называть хронологические рамки существования Древневосточных государств, сравнивать религии государств, объяснять цели, мотивы, результаты законов государств; уметь читать карту с опорой на легенду.
Раздел III Античность (40 ч.)
Древняя Греция (20 ч.)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ
- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства, называть хронологические рамки существования древней Греции, рассказывать о природных условиях государства и их влиянии на жизнь людей, описывать условия жизни и основные занятия древних греков, излагать мифы Древней Эллады, объяснять их значение для изучения истории, соотносить миф с реальными событиями; «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни. Объяснять образование греческих полисов и причины деления их по роду занятий, характеризовать их государственное устройство; выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения. Характеризовать политическую власть в Афинах VIII- VII вв. до н. э. и раскрывать суть реформ Солона, преобразований Перикла. Уметь раскрывать причины греко-персидских войн, македонских завоеваний и причинах распада державы Александра Македонского. Уметь составлять описания памятников архитектуры, сопоставлять факты, выделять главную мысль, работать с документами, таблицами, схемами.
Древний Рим (18 ч.)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ
- уметь объяснять смысл терминов урока, показывать на карте положение изучаемого государства; называть хронологические рамки существования древнего Рима, описывать условия жизни и основные занятия древних римлян, излагать легенду об основании Рима, выделять характерные черты политического строя, выделять характерные черты, присущие группам населения, соотносить легенду с реальными событиями; используя легенду, определять, какое управление было в Риме при Ромуле. Уметь определять даты по событиям, проводить анализ фактов и определять по ним события. Сравнивать управление в древнейшем Риме и в Римской республике. Объяснять причины войн Рима с народами Италии, Карфагена, Средиземноморья. Выяснить сущность рабовладения в Риме. Объяснять причины гражданских войн в Риме, рассказывать о сути земельного закона Гракхов. Объяснять причины установления диктатуры и ее последствиях для Рима, о зарождении христианства. Уметь составлять описания памятников архитектуры, сопоставлять факты, выделять главную мысль, работать с документами, таблицами, схемами.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории Древнего мира
(предмет)
Класс 5
Учитель Киселёва Л.Е.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 6, зачетов __, тестов ч.;
Планирование составлено на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории МО РФ, 2004 г и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», 2009 г.
Учебник История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. и др. – М.: Просвещение, 2012
Учебно - тематический план
5 класс
Содержание учебного материала | Количество часов | ||
Раздел I.От первобытности к цивилизации | 10 ч. | ||
Введение Что изучает история | 4 ч. | ||
Тема 1. Жизнь первобытных людей | 6 ч. | ||
К/Р №1 по теме: «Жизнь первобытных людей» | 1 ч. | ||
Раздел II Древний Восток | 20 ч. | ||
Тема 1. Древний Египет | 6 ч. | ||
Тема 2. Западная Азия в древности | 8 ч. | ||
К/Р № 2 по теме: «Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия» | 1ч | ||
Тема 3. Индия и Китай в древности | 6 ч. | ||
К/Р № 3 по теме: «Индия и Китай в древности» | 1 ч | ||
Раздел III Античность | 38 ч. | ||
Тема 1. Древняя Греция | 20 ч. | ||
К\Р № 4 по теме: «Древняя Греция» | 1ч | ||
К/Р № 5 по теме «Культурные достижения Древней Греции» | 1ч | ||
Тема 2. Древний Рим | 18 ч. | ||
К/Р № 6 «Наследие Древнего мира» | 1ч | ||
Всего | 68 ч. |
Тематическое планирование уроков по курсу «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5- го класса
Сроки | № урока | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся | Контроль знаний | Корректировка | ||||||
Понятия | УУД | |||||||||||
Раздел I.От первобытности к цивилизации (10 часов) Введение (4 ч.) | ||||||||||||
1 | Что такое история? | Исторические периоды, дописьменная история, письменная история. | Знать, что изучает история, из чего складываются исторические знания. | Индивидуальная работа | Входной контроль. Работа с исторической картой. | |||||||
2 | Счет лет в истории. | Наша эра, до нашей эры, год, век, тысячелетие | Научатся объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого. Уметь ориентироваться на ленте времени. | Работа с лентой времени. Решение исторических задач | Текущий контроль. Хронологический диктант | |||||||
3 | Историческая память. Источники знаний о прошлом. | Исторические источни ки, факты, историческая память. | Уметь: - объяснять значение по нятий: раскопки, Древний мир; - определять значение исторических источников | Индивидуальная, групповая работа с источниками | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
4 | Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. | Топонимика, географические названия и их происхождение | Уметь определять по карте исторические географические названия | Решение творческих задач, практическое задание | Текущий контроль. Работа с контурной картой. | |||||||
Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.) | ||||||||||||
5 | Древнейшие люди. | Первобыт ные люди, человече ское стадо, охота, собиратель ство, орудия труда, «человек умелый» | Составлять рассказ по рисунку, сравнивать древнейших и современных людей | Беседа, работа по карте | Текущий контроль. Тестовая проверка | |||||||
6 | Родовые общины охотников и собирателей. | «Человек разумный», род, сородич, родовая община, «присваи вающее хо зяйство» | Уметь: - давать определение по нятий: первобытные люди, человек разумный, челове ческое стадо, орудия тру да, родовая община; - описывать условия существования древней ших людей; - излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | Работа с тек стом учебника, работа с иллю страциями учебника, ра бота в тетради, работа с новыми терминами | Текущий контроль. Устный опрос | |||||||
7 | Возникновение искусства и религиозных верований. | Искусство, религия, духи, душа, молитвы | Выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей. Объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев первобытных людей с позиций современного человека. | Рассказ учителя, беседа, работа над новыми по нятиями, работа в тетради | Текущий контроль. Понятийный диктант | |||||||
8 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Ското вод ство, земледелие, ремесло, «произ во дящее хо зяйство», род, племя | Выявлять изменения в обществе. Объяснять особенности управления в племени и родовой общине, используя терминологию. Выделять причины перехода к земледелию, выявлять последствия расселения земледельческих племён. Давать собственную оценку изменениям. | Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника, бе седа по прочитанному, работа с картой, рас сказ учителя, работа над новыми понятиями | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
9 | Появления неравенства и знати. | Неравенство, знать, раб, царь, соседская община, государство | Выявлять главное в процессе перехода человечества на ступень цивилизации. Определить, черты какого общества более свойственны современному обществу. Выявить нравственные ценности цивилизации. | Ра бота по схеме «Образование государства»; работа над новыми понятиями | Текущий контроль. Тесты | |||||||
10 | К/р № 1 по теме: «Жизнь первобытных людей» | Итоговый контроль | ||||||||||
Раздел II Древний Восток (20 часов) Тема 1. Древний Египет (6 ч.) | ||||||||||||
11. | Государство на берегах Нила. | Папирус, иероглиф, свиток, пороги, дельта, оазисы, дамбы, каналы | Выделять признаки государства. Обобщать и делать выводы. Уметь объяснять, как природные условия и развитие хозяйства повлияли на становление цивилизации | Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, работа с иллю страциями учебника, с ис торическим ис точником; ра бота над новы ми поня тиями | Текущий контроль. Работа с контурной картой. | |||||||
12. | Как жили земледельцы и ремесленники. | шадуф, ремесло, писцы. | Уметь: — давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги; - характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; | Групповые формы работы | Текущий контроль. Тестовая проверка | |||||||
13. | Жизнь египетского вельможи. | вельможи | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. | Анализ источников, беседа, решение творческих задач | Текущий контроль. Понятийный диктант | |||||||
14. | Военные походы фараонов. | колесницы, дротики, египетское войско, рабы, завоевательные походы. | Умение работать с картой, распознавать интересы различных общественных групп | Рассказ учителя; работа с картой; работа в рабо чей тетради; со ставление схемы; заполне ние таблицы | Текущий контроль. Хронологический диктант | |||||||
15. | Искусство и религия древних египтян | Храмы, жрецы Пирамиды, архитектура, скульптура | Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы, пересказывать текст учебника | Работа с учебником – груп повая. Заполне ние таб лицы | Текущий контроль. Сообщения | |||||||
16. | Письменность и знания древних египтян | Иероглифы, папирус | Воспитывать чувство прекрасного | Самостоятель ная работа с текстом учеб ника, беседа по вопросам, ра бота над новы ми понятиями | Текущий контроль. Устный опрос | |||||||
Тема 2. Западная Азия в древности (8 ч.) | венные признаки и интересы | |||||||||||
17. | Древнее Двуречье | Клинопись, шумеры | Уметь сравнивать цивилизации. Уметь характеризовать хозяйство междуречья. Уметь определять свою позицию в отношении правителей междуречья. | Рассказ, беседа, работа по карте, работа с исто рическим доку ментом (Хре стоматия стр. 58), самостоя тельная работа учащихся с тек стом учебника | Текущий контроль. Терминологический диктант | |||||||
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Закон, аренда, ростовщик | Уметь объяснять особенности образования и развития народов и государств Западной Азии. Причины и следствия быстрого развития Междуречья. Давать собственную оценку представлениям о справедливости вавилонского царя. | Работа с клас сом – объясне ния учителя +вопросы к классу+работа в тетрадях | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
19. | Финикийские мореплаватели | Колони, колонизация, алфавит | Уметь читать историческую карту; анализировать исторический текст | Устный ответ по карточке, решение задач | Текущий контроль. Тестовая проверка | |||||||
20. | Библейские сказания | Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет | Умение давать развернутый ответ и отзыв на него, работа с разными источникам информации | Лабораторная работа | Текущий контроль. Сообщения | |||||||
21. | Древнееврейское царство | Правление Соломона, Давида. | Умение составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов | Развернутый ответ на вопрос | Текущий контроль. Понятийный диктант | |||||||
22. | К/р № 2 по теме: «Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия» | Итоговый контроль. Повторить основные понятия раздела | ||||||||||
23. | Ассирийская военная держава. | Бронза, конница, таран, держава | Умение работать с исторической картой, историческими документами | Рассказ учителя, беседа с учащи мися, работа по карте, работа по картине | Текущий контроль. Работа с контурной картой. | |||||||
24. | Персидская держава «царя царей» | Персы. Зороастризм | Уметь объяснять процесс образования персидской державы. Знать причины победы Персии. Давать оценку методам создания и сохранения державы персидскими царями. | Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, беседа, работа с историческими документами | Текущий контроль. Тестовая проверка. Работа с персоналиями. | |||||||
Тема 3. Индия и Китай в древности (6 ч.) | ||||||||||||
25. | Природа и люди Древней Индии | Индийцы, джунгли. | Умение работать с картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ | Работа по карте, беседа, решение истор. задач | Текущий контроль. Сообщение о поклонении в Индии животным. | |||||||
26. | Индийские касты | Касты. Буддизм Касты: брахманы, воины, земледельцы, слуги | Умение пересказывать текст, самостоятельно строить рассказ на основе двух источников | Групповая работа, беседа, решение истор.задач | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
27. | Чему учил китайский мудрец Конфуций | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы, иероглифы. | Уметь выявлять признаки цивилизации. Уметь выделять причинно-следственные связи. Научиться выявлять гуманистические ценности конфуцианства. | Работа по карте, беседа | Текущий контроль. Исторический диктант | |||||||
28. | Первый властелин единого Китая | империя, «Великий шелковый путь», «Вели кая Китайская стена» | Умение работать с текстом, составлять план, выделять главное | Самостоятельная работа, беседа | Текущий контроль. Сообщение о Китайской стене. Работа с контурной картой. | |||||||
29. | Государства Древнего Востока (обобщающий урок) | Повторение основных понятий и фактов по теме | Уметь: - определять значение куль турного наследия народов Древнего Востока; - описывать исторические объекты и культурные памятники; - выявлять сходства и раз личия в культуре стран Древнего Востока | Групповые формы работы | Повторить имена и даты. | |||||||
30. | К/Р № 3 по теме: «Индия и Китай в древности» | Итоговый контроль. | ||||||||||
Раздел III Античность (38 часов) Тема 1. Древняя Греция (20 час) | ||||||||||||
31. | Греки и критяне | Эллада, эллины. Лабиринт. Мифы. Крылатые выражения: «Нить Ари адны», «По лет Икара» | Уметь выделять признаки цивилизации. Уметь сравнивать. Анализ источников. Уметь выявлять гуманистические ценности древних греков. | Рассказ учителя, работа по карте, работа в тетради – прием сравнения – особые природные ус ловия (Др. Гре ции и Египта), чтение мифов, беседа по прочитанному; словарная работа | Текущий контроль. Работа с контурной картой. | |||||||
32. | Микены и Троя | Текущий контроль. Составить конспект | ||||||||||
33. | Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Крылатые выражения: «Яблоко раздора», «Суд Пари са», «троянский конь», «ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой» | Научиться анализировать источники, объединяя факты и понятия в целостную картину. Уметь сравнивать современные ценности с ценностями древних греков. | Коммент. чтение текста учебника; беседа по прочи танному; Сообщ. уч-ся о жизни древнегр. Поэта Гомера Выполн. зад. в рабочей тетради | Текущий контроль. Тестовая проверка. Работа с персоналиями. | |||||||
34. | Религия древних греков | Мифы, мифология, религия | Объяснять особенности древнегреческой религии. Анализируя поступки греческих богов, научить объяснять причины возникновения сомнений в справедливости их законов. | Работа с учебником; заполне ние таблицы; рассказ учителя; сообщения учащихся | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
35. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Полис, демос, аристократ | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Познавательные задачи | Текущий контроль. Исторический диктант | |||||||
36. | К\Р № 4 по теме: «Древняя Греция» | Итоговый контроль | ||||||||||
37. | Зарождение демократии в Афинах | демос, граждане, народ ное собрание, демокра тия, ареопаг, архонты. | Умение читать карту, работать с текстом, анализировать иллюстрации | Выполнение заданий в печатной тетради | Текущий контроль. Устный опрос | |||||||
38. | Древняя Спарта | Спартанцы, илоты, совет старейшин, народное собрание | Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии | Анализ источников, работа по карте | Текущий контроль. Понятийный диктант | |||||||
39. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Пираты, скифы, скил, колонии | Научиться выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации. Научиться давать собственную оценку действиям греков по отношению к местным жителям | Работа с исто рической кар той, беседа с учащимися, ра бота в тетрадях, рассказ учителя, работа с тек стом учебника | Текущий контроль. Работа с картой. | |||||||
40. | Олимпийские игры в древности | Олимпия, «Священный мир», олимпионик | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | Работа по учебнику, беседа | Текущий контроль. Терминологический диктант | |||||||
41. | Победа греков над персами в Марафонской битве | Марафон, экспансия, стратег. | Умение по плану описывать битву | Викторина по иллюстрациям | Текущий контроль. Работа с картой. Тестовая проверка. | |||||||
42. | Нашествие персидских войск на Элладу | триера | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Развернутый ответ по плану | Текущий контроль. Исторический диктант. | |||||||
43. | В гаванях афинского порта Пирей | Граждане, метеки, пошлина | Формирование умений обобщать отдельные события | Рассказ учителя, самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника | Текущий контроль. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» | |||||||
44. | В городе богини Афины. В театре Диониса В афинских школах и гимназиях | афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз. | Уметь: - раскрывать роль Афин в истории Древней Греции; - описывать условия су ществования и образ жиз ни жителей Афин: граж дан, переселенцев, жен щин, рабов; - составлять описание и объяснять значение па мятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др. | Индивидуальная работа. Групповая форма работы | Текущий контроль. Сообщение об Акрополе. Понятийный диктант | |||||||
45. | Афинская демократия при Перикле | демократия, народное собрание, оратор. | Научиться выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Давать нравственную оценку рабовладению | Работа с тек стом учебника, составление схемы, работа с историческим документом; со ставление ха рактеристики исторического деятеля - Пе рикла | Текущий контроль. Тестовая проверка. | |||||||
46. | Города Эллады подчиняются Македонии | Македония, монархия, Филиппики, сариссы. | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Анализ источников, беседа | Текущий контроль. Сообщение о Филиппе Македонском. | |||||||
47. | Поход Александра Македонского на Восток | Фаланга, конница, осадные башни | Уметь выявлять причины побед Александра Македонского и последствия для покорённых народов. Уметь давать нравственную оценку поступкам Александра. | Самостоятель ная работа уча щихся с текстом и атласами – ра бота в тетра дях – просле дить по карте движение армии А. Маке дон ского и найти основные места сражения; хро нология | Текущий контроль. Сообщение об Александре Македонском. | |||||||
48. | В Александрии Египетской | «чудеса света», Музей | Сравнивая признаки запада и востока, уметь делать выводы о слиянии или раздельном сосуществовании двух цивилизаций | Рассказ учителя + игра – путеше ствие по г. Александрии + сообщения учащихся | Текущий контроль. Понятийный диктант. | |||||||
49. | Обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | Повторение основных понятий и фактов по теме | Групповая и индивидуальная работа | Текущий контроль. Самостоятельная работа | ||||||||
50. | К/р № 5 по теме «Культурные достижения Древней Греции» | Итоговый контроль | ||||||||||
Тема 2. Древний Рим (18 часов) | ||||||||||||
51. | Древнейший Рим | Латины, весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат | Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивилизаций. Понимать причины смены царской власти на республиканскую. | Объяснение учителя, работа с исторической картой; работа с учебником; сло варная работа; работа с кон турной картой | Текущий контроль. Сравнит природные условия Греции и Италии. | |||||||
52. | Завоевание Римом Италии | Галлы, республика, консул, народный трибун, «право вето» | Уметь работать с картой. Уметь выделять главное в завоевательных походах Рима, их причины и следствия. | Рассказ учителя о республике римлян по схеме, работа учащихся с тек стом учебника, беседа по во просам, выпол нение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль. Терминологический диктант | |||||||
53. | Устройство Римской республики | республика, народные трибуны, консулы, форум, легион. | Уметь: - объяснять основные понятия и термины; - сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике; - характеризовать войско римлян | Групповая работа | Текущий контроль. Составить план пересказа. | |||||||
54. | Вторая война Рима с Карфагеном | Пентеры «ворон» пунические войны | Уметь: - характеризовать войны Рима с Карфагеном: при чины, ход, последствия; - объяснять значение основных понятий; - давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Индивидуальная работа | Текущий контроль. Составить опорный конспект | |||||||
55. | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | триумф, император. | Уметь: - рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; - объяснять значение основных понятий; - раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Среди земноморья | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль. Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа. | |||||||
56. | Рабство в Древнем Риме Земельный закон братьев Гракхов. | Имение, раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы. Граждан ская война | Уметь выделять главное. Уметь выявлять причинно-следственные начала гражданских войн. Уметь давать оценку восстанию рабов. | Работа с исто рическими до кументами, во просы к доку ментам; рассказ учителя; сообщение уче ника о гладиа торских школах | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||||||
57. | Восстание Спартака | восстание | Уметь: - описывать восстание рабов в Риме; - раскрывать причины, ход, результат восстания; - давать характеристику Спартака; - высказывать свое мнение о значении восстания Спартака | Индивидуальная, групповая работа | Текущий контроль. Тест | |||||||
58. | Единовластие Цезаря | Диктатор, ветеран, «перейти Рубикон», «жребий брошен» | Используя историческую карту, последовательно располагать события гражданских войн в период падения республики. Выявлять причины уничтожения республики. | Самостоятель ная работа уча щихся с текстом учебника – что предпринял Це зарь для укреп ления своей власти Работа с исто рическим до ку ментом, беседа по прочитан ному | Текущий контроль. Сообщение о Юлии Цезаре. Работа с персоналиями | |||||||
59. | Установление империи | Империя, император, претори анцы | Уметь выявлять главные признаки императорской власти. Выделять причины нелюбви римлян к императорам-деспотам. Оценивать деятельность императоров. | Рассказ учителя, комментиро ванное чтение параграфа, ра бота в тетрадях – установить последователь ность событий | Текущий контроль. Составить опорный конспект. Работа с картой | |||||||
60. | Соседи Римской империи | Уметь: - показывать на историче ской карте территорию Римской империи; - описывать жизнь соседей Римской империи; - анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления | Индивидуальная работа | Текущий контроль. Составить план пересказа. | ||||||||
61. | В Риме при императоре Нероне | Диктатор | Уметь: - показывать на примере деятельности Нерона усиле ние императорской власти; - раскрывать террористи ческие методы правления Нерона, причины пожара в Риме | Индивидуальная работа | Текущий контроль. Сообщение об императоре Нероне. Работа с персоналиями | |||||||
62. | Первые христиане и их учение | Иисус, апостолы, Хри стианство, «Евангелие». | Уметь: - объяснять значение основных понятий; - рассказывать о жизни и деятельности христиан; — объяснять суть христи анского учения; - сравнивать учение хри стианства с другими рели гиями | Индивидуальная работа | Текущий контроль. Хронологический диктант | |||||||
63. | Расцвет империи во II веке | Колоны, рабы с хижинами | Сравнить правление римских императоров, сделать вывод о целесообразности и пользе их деяний для империи. Уметь объяснить своё отношение к деятельности императоров. | Рассказ учителя, работа с тек стом учебника, работа в раб. тетр., словарная работа, состав ление схемы | Текущий контроль. Сообщение о бетоне, арке, амфитеатре. Работа с картой. | |||||||
64. | «Вечный город» и его жители | Колизей, Пантеон, термы, цирк. | Уметь: - описывать повседневную жизнь римлян; - составлять описание па мятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры; - определять роль археоло гических раскопок Помпеи для исторической науки | Групповая работа | Текущий контроль. Сообщение о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) | |||||||
65. | Римская империя при Константине | варвары, епископ, свя щенник, Новый Завет | Уметь: - характеризовать деятель ность Константина; - рассказывать о переменах в положении христиан; - раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток | Индивидуальная работа | Текущий контроль. Терминологический диктант | |||||||
66. | Взятие Рима варварами | Варвары, вандалы, готы | Уметь выделять этапы и рубежи главных событий. Уметь работать с картой. Уметь выделять причины падения Западной Римской империи. | Работа по карте, работа с тек стом учебника, беседа по про читан ному | Текущий контроль. Тестовая проверка | |||||||
67. | Семь чудес света | Семь чудес света | Умение логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Беседа, игра | Текущий контроль. Сообщения | |||||||
68. | К/р. № 6 «Наследие Древнего мира» | Итоговый контроль |
литература
Книги для учителя
Учебная литература
- История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2012.
- Годер Г.И. рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 1-2 выпуск. – М.: Просвещение, 2011.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.
- М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко. Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2009
- История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
- История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
- История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
- История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.
- Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
- Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
- Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.
Справочники
- Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
- Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
- Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
- Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
- Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
- Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
- Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
- Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.–М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.–352 с., ил.
- Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
- Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
- Хроника человечества. М., 1996.
Дополнительная литература
Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.
Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.
Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.
Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.
Книги для учащихся
Ко всем разделам
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.
К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»
Каратов С.Ю. Быстроногий Джар
Каратов С.Ю. Земля мамонтов
Каратов С.Ю. Каменный исполин
Рони Старший Ж. Борьба за огонь
Рони Старший Ж. Пещерный лев
Рони Старший Ж. Вамирэх
Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика
Покровский С.В. Охотники на мамонтов
К разделу «Древний Восток»
Воронкова Л.Ф. След огненной жизни
Матье М.Э. День египетского мальчика
Матье М.Э. Кари, ученик художника
Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт
Ян В.Г. Финикийский корабль
К разделу «Древняя Греция»
Воронкова Л.Ф. Мессенские войны
Воронкова Л.Ф.Герой Саламина
Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков
Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции
Лурье С.Я. Заговорившие таблички
Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры
Триз Д. Фиалковый венец
К разделу «Древний Рим»
Джованьоли Р. Спартак
Езерский М. Аристоник
Линдсей Дж. Беглецы
Немировский А.И. Слоны Ганнибала
Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря
Ян В.Г. Спартак
Электронные учебные материалы
Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»
Энциклопедия «Кругосвет»
Карты:
- Атлас История Древнего мира 5 класс
- Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.
- Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности
- Индия и Китай в древности
- Эллинистические государства
- Греция в IV в. до н.э.
- Завоевания Александра Македонского
- Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.
- Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.
Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование, календарно- тематическое планирован...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику :Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г.
Рабочая программа по истории в классе к учебнику:История Древнего мира : учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г....
Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.
Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68...
Рабочая программа по истории, 5 класс. УМК А. А. Вигасина, Г. И. Годера "История Древнего мира", 2019 год
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)Рабочая программа разработана на основе приме...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...