Урок истории Средних веков в 6 классе. "Подвиг Жанны д,Арк"
методическая разработка (история, 6 класс) по теме
Повторительно-обощающий урок по теме "Столетняя война". На примере подвига Жанны д, Арк сформировать у учащихся представление о героизме. Урок разработан на основе применения технологий сотрудничества, проблемного обучения, развития критического мышления. На уроке организуется групповая работа, применяются элементы театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanna_dark._urok_v_6_kl..doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе. Подвиг Жанны д,Арк
Оборудование: видеопроектор, картины, книги.
Цель урока:
Сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д,Арк
Задачи:
- охарактеризовать этапы Столетней войны;
- выявить место и роль Жанны в войне;
- выявить отношение к Жанне разных слоев населения;
- выяснить причины предательства королем Жанны, а затем ее возвышения до национальной героини;
- определить свое отношение к проблеме героизма.
Урок: повторительно - обобщающий
I этап. Мотивационный. Формирование групп.
Ученики выбирают карточки с тезисами, по которым определяют название своей группы.
На рабочих столах каждой группы лежат карточки, на которых написаны роли: аналитик, эксперт, исследователь, проектировщик, докладчик, хронограф, эксперт-зритель. Ученики распределяют роли. К каждой роли прилагается инструкция - руководство к действию.
Аналитик: анализирует тексты, документы – расчленяет на части, устанавливает связи, синтезирует;
Эксперт: проверяет научность представленных аргументов, используя словари, хрестоматию;
Исследователь: исследует факты;
Проектировщик: составляет тезисы доклада;
Докладчик: выступает с докладами – резюме групп;
Эксперт – зритель: оценивает выступление учеников.
II этап. «Хронос» (Этапы Столетней войны):
(командам раздаются таблицы)
Задание командам: Дать название и указать даты Первого и Второго этапа Столетней войны. Третий этап войны расписать на подэтапы.
( 1этап: 1337 – 1360 гг. Неудачи Франции. Жакерия.
2 этап: 1369 – 1396 гг. Реформа французской армии. Бертран Дюкеглен. Уот Тайлер.
3 этап: к. XIV в. – 1453 г.
- Бургундцы и арманьяки
- Союз англичан с бургундцами
- 1415 г. – битва при Азенкуре
- Бургундцы в Париже (Бегство дофина)
- Осада Орлеана
- Утрата веры в победу
- Жанна д, Арк у короля
- Снятие осады с Орлеана
- Коронация в Реймсе
- Слава Жанны
- Неудача под Парижем
- Плен (Компьен)
- Суд англичан
- Казнь Жанны
- Победа Франции
III этап. Орлеанская дева.
1.Учитель: Почему Жанна пришла к королю?
(команды заполняют таблицы. Краткий ответ)
(Сцена «Встреча с королем»:
Король. Кто ты?
Жанна. Я – Жанна, дочь крестьянина из деревни Домреми.
Король. Что тебе нужно?
Жанна. Царь небесный поручил мне два дела: снять осаду с Орлеана и повести вас, ваше величество, для коронации в Реймс. Я послана Богом, чтобы помочь вам и вашему королевству.
Король. Как ты сможешь доказать это?
Жанна. Дайте мне войско, я пойду в Орлеан и сниму осаду!
Епископ. По твоим словам, Жанна, получается, что Бог хочет помочь французскому народу избавиться от бедствий. Ну а если Францию освободит сам Бог, то зачем же тогда нужны солдаты?
Жанна. Солдаты будут сражаться, а Бог пошлет им победу!
Король. Можешь ли ты сотворить чудо?
Жанна. Я пришла сюда не творить чудеса. Отправьте меня в Орлеан.
Король. Я разрешаю тебе присоединиться к войскам. Изготовить для Жанны доспехи и знамя.
(Жанна уходит)
Епископ. Жанна сослужит нам свою службу, а там видно будет. )
Учитель. Что имел в виду епископ, когда сказал: «А там видно будет?»
(команды заполняют таблицы, ответы)
2. «Жанна на войне».
Учитель. Команды представляют этапы (по жребию представители команд получают задание)
Снятие осады с Орлеана
Коронация в Реймсе
Слава Жанны
Неудача под Парижем
Плен у крепости Компьен
Учитель. Почему Жанна попала в плен?
(ответы записывают в таблицу)
3.
20 февраля 1431 год. «Жанна на допросе».
Жанна. Высокие господа! Задавайте мне вопросы один после другого.
Первый епископ. Хотела ли ты просить мира у герцога Бургундского?
Жанна. Мир можно получить лишь на конце копья.
Второй. Ненавидит ли Бог англичан?
Жанна. Мне ничего не известно о любви или ненависти Бога к англичанам…но я твердо знаю, что все они будут изгнаны с французской земли, кроме тех, кто найдет на этой земле смерть.
Третий. Признавайся, что ты колдунья, отрекись от ереси!
Жанна. Я не колдунья. Я хотела свободы для Франции.
Третий. Ты убивала людей.
Жанна. Я никого не убила. Я просто шла впереди всех со знаменем в руках.
Второй. Ты носишь мужскую одежду. Ты колдунья.
Жанна. Если вы изломаете у меня все суставы и разлучите душу с телом, вы не получите от меня другого ответа. Я не колдунья.
Первый. Отрекись, Жанна, предайся в руки церкви и ты спасешься от казни.
Второй. Согласись носить женскую одежду. Тебя помилуют.
Жанна. Я защищала Францию и потому носила мужскую одежду. Меня вел Бог.
Третий. Тебя вел не Бог, а дьявол.
Первый. На костер колдунью!
Второй и Третий. Сжечь еретичку!
Учитель. Почему англичане устроили суд над Жанной? Что они хотели доказать?
(ответы команд)
«В тюрьме».
Жанна. Еретичка! Сочли ересью, что оставила дом и пошла защищать Родину! Ересь – что воевала в мужской одежде, ересь – что предсказывала победу! Называют колдуньей, оскорбляют, избивают, приковывают цепью. Архангел Михаил, помоги! Я все делала, как ты велел мне. Я шла впереди войска с белым знаменем, я помогла нашему дофину Карлу стать королем. И я в тюрьме. Я не могу больше этого выносить.
Господи! Ты требуешь от меня слишком многого! Я желаю подчиниться церкви! Я не хочу на костер!..
Покориться этим людям? Предать свое дело? Нет, лучше костер! Только не предать дело своей жизни!
Учитель. Какой документ подписала Жанна, признав себя ведьмой? Как она могла это сделать?
(ответы команд)
4.
«Казнь». З0 мая 1431 года в 8 часов утра Жанну вывели из тюрьмы. 800 солдат охраняли место казни.
Жанна.
Опять с народом я моим;
И не повержена; и не в презренье;
И не клянут меня; и я любима…
О, Родина моя! Свободна и едина!
Смотрите, радуга на небесах,
Растворены врата их золотые;
Средь ангелов – архангел Михаил
Ко мне простер руки он святые…
Я в облаках и мчусь я быстротечно…
Туда… туда… Земля ушла из глаз;
Минута – скорбь, блаженство бесконечно.
Молитесь, люди, вы за всех за нас!
Ученик.
Костер разгорается выше, выше.
Минута прощания. Тише, тише…
Проходят враги, палачи, каратели,
С притворным смиреньем проходят предатели,
К потомкам взывая: «Прощенья, прощенья!»
Но нет предательству отпущенья!
Учитель. Кого имел в виду автор стихотворения: «С притворным смиреньем проходят предатели?»
(группы отвечают)
Учитель. Что думали о Жанне разные слои населения? Отвечать от первого лица (группы по жребию выбирают)
- духовенство
- дворяне
- горожане
- солдаты Жанны
- крестьяне
Учитель. Во Франции развернулась народно – освободительная война. В 1453 году Столетняя война закончилась. Англичане были вытеснены с территории Франции. Все как предсказывала Жанна. Король не признавал роль Жанны в освобождении Франции. В 1456 году Карл VII решил оправдать свою спасительницу. Приговор, вынесенный Жанне в Руане и его 12 статей были признаны ошибкой.
Почему король Карл VII сначала предал Жанну, а потом ее оправдал?
(ответы команд)
? Правильно ли поступила Жанна, пойдя на костер, во имя тех, кто ее предал?
(ответы команд)
У каждого в жизни есть выбор: «Я или Родина?» Кто – то выбирает себя, и лишь немногие – Родину, но благодаря им Родина жива!
Этап 3. Подведение итогов.
Рефлексия.
Незаконченные предложения
- Я считаю, что…
- Особенно удачным было…
- В то же время. Я посоветую…
- Исходя из…хотелось бы…
- А мне бы хотелось…
- Мне мешало…, потому что…
- Я понял(а), что…
- Наше занятие поможет мне в …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс
Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"...
Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.
Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Столетняя война"
Презентация содержит иллюстрации, карты, задания для учащихся, тест для самопроверки по изучаемой теме....
Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого
Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...
Планирование уроков истории средних веков.
Планирование составлено по учебнику Агибаловой Е.В. и Г. М. Донского и рассчитано на 30 часов (2 часа в неделю)...
Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"
Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы....