"Содружество народов России"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Разработка сценария применима классными руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями сельских клубов и дворцов культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ccenariy_sodruzhestvo_narodov_rossii.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Максатихинская СОШ №1»
Максатихинского района Тверской области
Сценарий внеклассного мероприятия
«Содружество народов России».
Разработала: учитель музыки высшей категории МБОУ Максатихинская СОШ №1 п. Максатиха Тверской области Ивашкина Елена Юрьевна
Максатиха
2012
Сценарий внеклассного мероприятия
«Содружество народов России».
Цель:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
- развивать интерес к изучению родной страны;
- познакомить учащихся с обычаями и традициями народов России;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
Звучит песня «Умывает красно солнышко».
Мы приветствуем участников фестиваля «содружество народов России», проходящего в рамках недели науки в нашей школе.
Тверская область – один из многонациональных регионов России. Здесь проживают представители многих народов: Русские, Украинцы, Карелы, Белорусы, Армяне, Татары, Азербайджанцы, Цыгане, Чуваши, Чеченцы, Молдаване, Немцы, Мордва, Грузины, Таджики.
Велика наша страна Россия!
Много народов населяют её.
И у каждого из них есть
Свои обычаи, песни, танцы.
А открывает наш фестиваль русский народный танец «кадриль».
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
О русских традициях и обычаях нам рассказывала учащаяся 10 б класса Тебина Анастасия.
1 ведущий.
У каждого народа кроме традиций, есть своя национальная кухня, народные ремёсла, музыкальные инструменты.
Об истории старинного русского инструмента рассказала учащаяся 9б класса Бардина Кристина.
Одним из старинных русских инструментов является домра. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте, который бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи. Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.
Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.
Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате варварского истребления и запрета, после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!
Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека, нашего земляка – Василия Васильевича Андреева.
Учащаяся ДМШ Зверькова Анастасия исполнила русскую народную песню «Ах, вы сени» на домре.
Кроме домры, на Руси бытовали и гусли, и балалайка, и гармошка. Эти инструменты мы и сейчас можем увидеть на праздниках, например на масленице. А что это за праздник, и как его отмечали рассказывала учитель истории и обществознания Соснова Е.И.
На просторах российской страны
Много разных народов живёт
Все народы как братья равны
Всем народам – любовь и почёт.
О Чеченской Республике в нашей стране знают и дети и взрослые, но к сожалению Чечня в настоящее время чаще всего ассоциируется со словом война или терроризм. В конце 2002 года два региона подписали Соглашение о сотрудничестве, а в Твери открылось представительство Чечни. Наша Тверская область - это место где живут постоянно или спасаются от бедствий войны тысячи жителей Чеченской Республики.
«Чеченцы и русские неразрывно связаны общей историей, они всегда стояли на страже интересов России. Даже личная охрана русских царей состояла из чеченцев, а это – проявление наивысшего доверия. Чеченцы принимали участие во всех войнах Российской империи, а потом и Советского Союза. Свыше 25 тысяч чеченцев воевали на фронтах Великой Отечественной войны, за мужество и отвагу многие из них награждены орденами и медалями, имеют звание Героев Советского Союза. 400 чеченцев защищали Брестскую крепость. Чеченцы всегда ощущали себя гражданами России, чувствовали принадлежность не только к малой родине – Чечне, но и ко всей великой России».
О чеченских традициях в своей семье рассказывала учащаяся 11 класса Эскаева Русалина.
1 ведущий.
У Валдая, где веками
Жили родичи карелов,
Ищут северные птицы
От своих тревог защиту,
А другие улетели
К Тверь-реке с мечтой о мире,
Третьи – к пастбищам оленьим,
К лопарям на дальний север.
Мчались – кто куда способен
От мечей свирепых шведов.
Эти строки из пролога Баллады о земле карельской.
Ведь наряду с русскими, коренными жителями Тверской области являются и карелы, это самобытный народ, который сохранил свой язык, свою культуру, письменность. Тверские карелы никогда никого на завоевывали. Живя бок обок с русским народом, они впитали в себя русскую культуру. Сегодня тверские карелы дают возможность всем, кто живет рядом с ними, познакомиться с карельской культурой, историей, традициями.
О фольклоре карелов рассказывал учащийся 9б класса Сухов Константин.
Карельские песни исполнила учитель истории и обществознания Николаева А.В.
Сказка «Репка» на карельском языке была сыграна учащимися 5в класса.
Теплеет атмосфера в нашем зале.
Всё ярче дружбы огонёк горит.
Как много здесь сегодня мы сказали!
Как много дел хороших предстоит!
Наш праздник-фестиваль народов,
Сумел, нам кажется, сердца гостей согреть.
Все знают, что одной семьёй невзгоды
Сумеем мы всегда преодолеть.
Цвети наш край! Живите в мире, люди!
Народы в дружбе пусть живут из века в век.
Давайте истину простую не забудем:
Достоин счастья каждый человек!
С людьми, что в крае проживают тут,
Любые беды и ненастья мы осилим.
Всё это наша Родина, мой друг!
Великая, могучая Россия!
Использованная литература:
Энциклопедия «Народы России» под редакцией В.Г.Панова.- М.:Большая Российская Энциклопедия, 1997г.
Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. – Тверь: Студия-С, 2003. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...