Тематический урок к 150-летию П. Столыпина
материал по истории (11 класс) по теме

Тематический урок к 150-летию П. Столыпина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_urok_k_150-letiyu_p.stolypina.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Петр Аркадьевич Столыпин: спаситель России или палач?"

Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.    П.Столыпин

Цели урока:

  1. обобщение и углубление полученных знаний по теме, раскрытие ключевых вопросов истории России ХХ века на основе жизни и деятельности конкретного человека.
  2. развитие умений давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории, высказывать аргументированные суждения на основе анализа и сопоставления фактов, анализировать различные точки зрения, мнения, принципы и позиции.
  3. воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.
  4. формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
  5. формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога, дискуссии.

Оборудование урока:

  1. мультимедиапроектор.
  2. презентация фотодокументов о Столыпине.
  3. учебник «История России ХХ век» 11класс.
  4. Портрет П.А. Столыпина.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: дискуссионный семинар.

Организация

работы - в группах. Класс делится на группы сторонников и противников Столыпина. Каждая группа готовит к уроку факты «за» и «против» в оценке деятельности Столыпина.

План урока.

  1. Биография Столыпина и оценка личности Столыпина современниками.
  2. Столыпин и реакция.
  3. Столыпин и аграрный вопрос.
  4. Реформы Столыпина (парламент, армия и флот, образование)
  5. Заключение.

Вступление учителя.

В истории России начала ХХ века одна из самых заметных фигур - Петр Аркадьевич Столыпин. Его имя всегда вызывало споры, противоречивые и взаимоисключающие оценки. Ни один из политических деятелей империи того времени не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. Вешатель против героя, ничтожный карьерист против великого государственника, тщеславный интриган против высоконравственного патриота – таков разброс существующих оценок. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, другие черносотенцем, палачом. Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин? Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о трагедии Петра Аркадьевича.

Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности.

  1. Биография Столыпина и оценка личности Столыпина современниками.

Выступление учащихся с биографией П. А. Столыпина.

Вопрос учащимся.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать государственный деятель, чтобы стать исторической личностью?

Учитель подводит итог выступлениям учащихся и предлагает высказывание

В.О. Ключевского:

«Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения, стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности, совестливость во всех делах, стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить».

Проблемный вопрос:

Можем ли мы назвать Петра Аркадьевича Столыпина исторической личностью? Кто он П.А.Столыпин спаситель России или палач?

Ребятам предлагаются рабочие листы с оценками П. А. Столыпина его современниками.

Положительная

Отрицательная

«Он всегда шел прямо к цели…, никогда не тратил слов понапрасну. Если он что-нибудь обещал, то всегда исполнял» Ф.А. Головин.

«Человек с ясной головой», «с ясным и сильным», «светлым умом» один «из безупречнейших, умнейших людей России» графиня Клейнмихель.

 «Все решающим элементом в его жизни были только его убеждения, его совесть»

«Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая».  Н. П. Шубинской.

Человек «необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы» Д. Н.  Любимов.

«Это был русский человек, деятель русским понятный и человек, безусловно, правдивый и честный» А. Н. Шварц.

«Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси» В. В. Розанов.

На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях» «Рижский вестник»

«Выдающийся государственный деятель», «незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие», «безупречная личная репутация» В.И. Гурко.

«Столыпин был злой и мстительный» А.А. Рейнбот.

«Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований» А.Н. Шварц.

«П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…» Д.Н. Шипов.

«Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…»             И. И. Толстой.

«Власть ударила ему в голову» он «возомнил о себе как о выдающейся исторической личности», «цеплялся за власть и готов был многим поступиться ради ее сохранения»     В. И. Гурко.

«При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования» С.Ю. Витте.

«Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба» С.Е. Крыжановский.

Выступление учащихся с биографией Столыпина.

2. Столыпин и реакция.

Одно из главных обвинений против Столыпина  – установление реакции: жесткое подавление революции, репрессии, казни.

Выражения "столыпинская реакция",  "столыпинские галстуки" (виселицы) продолжают жить в русском языке. Прославился этим выпадом против Столыпина депутат Госдумы кадет Родичев. С его легкой руки это выражение пошло гулять по стране, появились даже язвительные куплеты:

У нашего премьера
Ужасная манера
На шею людям галстуки цеплять.

Позиция Столыпина на посту Председателя была выражена предельно ясно: «Правительство не колеблясь, противопоставит насилию силу».

Вопрос для учащихся

Согласны ли вы с этими обвинениями и с позицией Столыпина? Учащиеся характеризуют политику реакции с позиций сторонников и противников.

3. Столыпин и аграрный вопрос.

Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина также остается дискуссионным. Сторонники первой точки зрения считают, что реформы были осуществлены под давлением революции и в итоге потерпели крах.

Вторая точка зрения представлена взглядами тех, кто идеализирует сами реформы и их результаты.

Попробуем разобраться, кто же прав и попытаемся дать объективную оценку.

Столыпин инициировал крупнейшую земельную реформу, в этом, по мнению Тхоржевского его главная историческая заслуга.

Ребята выступают с характеристикой аграрной реформы и ее результатов.

4.  Реформы Столыпина (парламент, армия и флот, образование)

 «Благодаря его умелой политике страна…ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» В.В. Розанов. Учащиеся обсуждают результаты деятельности Столыпина, дают оценку его политике и личности, отвечают на проблемные вопросы урока.

Вопрос учащимся.

Как Вы считаете, актуальна ли эта тема в наши дни?

Заключительное слово учителя.

Время показало, насколько он был прав, отстаивая идею Великой России и отвергая «великие потрясения». Через неделю после его смерти начали говорить о его забвении и вот уже сто лет никак не успокоятся. Это и есть главное признание его исторической личности.

Приложение 1.

П.А. Столыпин 

                                                                                

Приложение 2.

Бюст П.А. Столыпина в Орле.

Приложение 3.

Дочери Столыпина в маскарадных костюмах.

Приложение 4.

Портрет работы И. Репина, 1910г.

Приложение 5.

Могила Столыпина (Киево-Печерская лавра).

Приложение 6.

Вид на главный дом и флигели усадьбы Середниково


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического дня к 400-летию изобретения телескопа

Сценарий единого тематического дня к 400-летию изобретения телескопа, особенность которого в том, что учащиеся в этот день получают информацию о событии на всех предметах. Такое событие запоминается н...

Урок-игра для старших классов "Столыпин Петр Аркадьевич".

В 2006 году мы отметили 100 лет с момента начала аграрной реформы П.А.Столыпина, в этом году прошли в Киеве торжества, связанные со 100-летием со дня его трагической» гибели. Существует медаль и преми...

ПРАЗДНИЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 1150-ЛЕТИЮ ГОРОДА СМОЛЕНСКА (Подготовительная группа)

ПРАЗДНИЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 1150-ЛЕТИЮ ГОРОДА СМОЛЕНСКА (Подготовительная   группа)...

Сценарий урока-викторины "Роль П.А.Столыпина в истории России"

Вопросы предлагаемой викторины будут интересны для учащихся 9, 11 классов. Цель- проверить и расширить знания учащихся о политике,  который вошёл в историю Российской империи как великий реформат...

Урок истории "Реформы П.А. Столыпина"

Урок истории в 9 классе "Реформы П.А. Столыпина". Тип урока: урок изучения нового материала....

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...

Тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

18 апреля в МБОУ "Дарьевская СОШ" был проведен тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, учителем английского языка Зоричевой Ю. А.3 ма...