Сценарий урока-викторины "Роль П.А.Столыпина в истории России"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Вопросы предлагаемой викторины будут интересны для учащихся 9, 11 классов. Цель- проверить и расширить знания учащихся о политике, который вошёл в историю Российской империи как великий реформатор , крылатой фразой которого стали слова " Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pstolypina_11_kl_.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль П. А. Столыпина в истории России
(11 классы)
Оформление: портрет Столыпина, эпиграф.
Он ушел из жизни, не понятый и не принятый ни новыми временами, ни старой Россией.
П. Н. Зырянов
Цель: проверить знания учащихся о жизни и деятельности Столыпина, расширить их.
Ход урока- викторины.
Уроку предшествует определённая подготовка: учащиеся самостоятельно изучают материал учебника, подбирают дополнительную литературу о жизни и деятельности П.А.столыпина.
Для проведения викторины формируется две команды по 5 человек, остальные учащиеся выступают в качестве болельщиков. Все вопросы для проведения викторины распечатаны на отдельных карточках. Представители команд вслепую вытаскивают номера карточек, время на обдумывание, обсуждение - 1 мин. Затем следует ответ. Если команда не может дать правильный ответ, она в праве обратиться за помощью к болельщикам ( но при этом теряет 1 балл). Каждый правильный, полный ответ = 3 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
15 марта 1910 года в выступлении на Государственном Совете при обсуждении указа от 9 ноября 1906 года Столыпин Петр Аркадьевич, сказал: «… Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом. Господа, более 10 млн десятин общинной земли, перешедшей в личную собственность, более 500 тыс. заявлений о желании устроиться на единоличном хозяйстве, более 1,4 млн десятин уже отведенных к одним местам. Вот то живое доказательство, которое я принес сюда, чтобы засвидетельствовать перед Вами, что значит живая, неугасшая сила, свободная воля русского крестьянства!... Я слишком с большим уважением отношусь к народному разуму, чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению».
Какая забота о народе! Какая забота о процветании государства.
Летом 1911 года в письме к Извольскому – послу в Париже, бывшему министру иностранных дел, П.А.Столыпин писал:
«Нам необходим мир, война в следующем году, особенно в том случае, если ее цели будут непонятны народу, станет роковой для России и для династии. И наоборот, каждый год мира укрепляет Россию не только как военную и военно-морскую державу, но и с экономической и финансовой точек зрения.
Кроме того, и это еще важнее, Россия год от года внутренне меняется, крепнет самосознание народа и роль общественного мнения. Нельзя сбрасывать со счетов и наши парламентские установления. Сколь бы они ни были несовершенны, их влияние тем не менее вызвало в России радикальные изменения, и когда придет время, страна встретит врага с полным осознанием своей ответственности, Россия выстоит и добьется победы лишь в народной войне».
Сегодня мы с вами посвящаем нашу игру Петру Аркадьевичу Столыпину, он достоин того, чтобы о нем помнила Россия и мы с вами. Все вопросы будут касаться его жизни, деятельности, и думаю, будут полезны для расширения вашего кругозора.
1. Что изображено на гербе Столыпиных?
( на щите, имеющем в верхней половине красное поле, а в нижней – голубое, одноглавый серебряный орел, в правой лапе свернувшийся в клубок змей, а в левой – серебряная подкова с золотым крестом. Щит держат два единорога. Девиз: «Peo spes mea» – Укрепи меня, Господи.)
2. Кому принадлежат эти высказывания: «Мозг нации», «двойное обличье – либерал и крайний националист», «большой темперамент и упрямая воля», «он верил в себя и свое назначение». ( П. Н. Милюкову.)
3. Расскажите историю рода Столыпиных?
( Род известен с XVI века с Григория Столыпина; его сын – Афанасий Столыпин, участвует в войне с Польшей в 1654–1656 годах, заканчивает жизнь московским дворянином. Затем в роду патриархальные помещики. Прадед, Алексей Емельянович, был предводителем пензенского дворянства. У него было 5 сыновей и 5 дочерей, среди них: Александр – адъютант Суворова, Аркадий – обер-прокурор, сенатор, Николай – генерал-лейтенант, Дмитрий – дед Столыпина – генерал-майор, Афанасий – предводитель саратовского дворянства, Елизавета – бабушка Лермонтова – Арсеньева (Лермонтов – троюродный брат).
Аркадий Дмитриевич участвовал в Крымской войне – генерал-адъютант артиллерии. Мать Столыпина – Наталья Михайловна Горчакова – княжна, она дочь Михаила Дмитриевича – князя, главнокомандующего в Крымской войне.)
4. Вы – Лев Николаевич Толстой, какие две ошибки в деятельности Столыпина вы видели? ( «Начал насилием бороться с насилием, что привело только к разрастанию его масштабов, и приступил к проведению такой земельной политики, которая имеет в виду не умиротворение, а утверждение земельного насилия».)
5. Представьте, что вы Менделеев. Где Вы повстречались и что вы по этому поводу однажды сказали?
(Менделеев Дмитрий Иванович – один из учителей Столыпина. Когда тот сдавал ему экзамен, то его ответ перешел в ученый диспут. Менделеев, опомнившись, сказал: «Боже мой, что же я? Ну довольно, пять, пять, великолепно!»)
6. За что мать Петра Аркадьевича получила медаль?
(Мать – Наталия Михайловна Горчакова – княжна, очень умная и образованная женщина, она получила медаль за то, что во время Крымской войны ухаживала за ранеными. Умерла в 1889 году.)
7. Что известно об отце Столыпина?
(Писал книги, был скульптором, играл на скрипке, им написана «История России» для народного и солдатского чтения. На выставке 1869 года экспонировались его работы: «Голова Спасителя» и «Медаль статуи Спасителя». Сочинял музыку, интересовался богословием. Большой жизнелюб и картежник – выиграл имение Колноберже. Умер в 1899 году.)
8. Представьте, что вы Столыпин, расскажите о своей блестящей карьере.
(1885 год – поступил на службу в Министерство государственного имущества, в 1889 году перешел на службу в Министерство внутренних дел и стал потом самым молодым губернатором в Гродно, через 10 месяцев – в Саратове, 1906 год – министр внутренних дел, а с 8 июля 1906 года – совмещение этого поста с должностью председателя Совета Министров.)
9. Когда произошло первое покушение на Столыпина?
(12 августа 1906 года на даче Аптекарского острова эсеры совершили первое покушение, погибло сразу 27 человек, 3 террориста, 32 раненых (потом из них 6 умерло), ранены дочь Столыпина Наталья и сын Адя. Сыну в то время было 3 года, дочери 14 лет, она в течение 2 лет после этого не ходила, так как были раздроблены ноги. Столыпину с трудом удалось уговорить врачей не ампутировать ноги у дочери.)
10. Вы – Столыпин. В о п р о с: что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?
(П. А. Столыпин считал, что арендные хутора и земледельческий порядок до и после упразднения крепостного права – корень экономической бедности в общине. Он поддержал позицию Валуева, Барятинского, Витте о предоставлении права крестьянам на выход из общины. «Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землей… Уничтожение в крестьянстве врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, хуже и рабства».
11. Откуда пошло выражение «столыпинские галстуки»?
(В ноябре 1907 года тверской земец и член кадетской партии Родичев, выступая в Думе, употребил выражение «столыпинские галстуки». Столыпин послал секундантов, но кадеты не хотели скандала и уговорили Родичева извиниться перед Столыпиным. А сказано это по поводу Положения о военно-полевых судах, которое было принято 19. 08. 1906 г. в чрезвычайном порядке по 87 статье в качестве «чрезвычайного закона». Судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в течение 24 часов. С августа 1906 года по апрель 1907 года вынесено 1102 смертных приговора. II Дума закон не приняла бы, и 20 апреля его автоматически отменили, так как закон не был внесен на рассмотрение Думы и потерял свою силу 20. 04. 1907 года.)
12. Вы – Столыпин. Что вы ответили царю, когда получили предложение стать министром внутренних дел и когда это было?
(Апрель 1906 года. Столыпин – самый молодой саратовский губернатор, сказал: «Это против моей совести, Ваше величество. Ваша милость ко мне превосходит мои способности. Я не знаю Петербурга и его тайных течений и веяний».)
13. Каковы внешние данные Столыпина? ( высокий, подвижный, подтянутый.)
14. Какое образование получил Столыпин и где?
(Гимназию в Вильне, затем физико-математический факультет Петербургского университета. Особенно увлекался ботаникой, зоологией, химией, агрономией.)
15. Чем увлекался Столыпин, какие книги любил?
(Не имел музыкального слуха, но литературу и живопись любил. Нравился Тургенев, Толстой А. К. и поэт Апухтин, он и сам сочинял детям сказки, лучшие: «Приключения в круглом доме», «Девочка с двумя носиками». По воскресеньям дома вслух читал «Анну Каренину», «Воскресенье», исторические романы Валишевского, дочкам – стихи Пушкина и Лермонтова, романы Жюля Верна.)
16. Что последовало за указом от 10. 03. 1906 г.?
(Все желающие без ограничения имели право на переселение. Правительство выделило деньги на прокладку дорог, благоустройство на новом месте (300–500 руб.), медицинское обслуживание, общественные нужды. За 1907–1914 г. в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян или 395 тысяч семей. Население Сибири выросло на 153 %. Но не все уживались – от 5 до 12 % крестьян вернулись назад.)
17. Вы – Ольга Борисовна Нейгардт, расскажите о себе.
(Жена Петра Аркадьевича Столыпина, бывшая невеста его брата, погибшего на дуэли. Известно, что Петр Аркадьевич стрелялся затем на дуэли с убийцей своего брата, был ранен в правую руку, с тех пор она плохо действовала. Имела Ольга Борисовна очень сложный характер. У них было 5 дочерей и сын.)
18. Что это за указ от 09. 11. 1906 г.?
( Указ о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников. Принят в чрезвычайном порядке, как закон он стал действовать после обсуждения в III Государственной думе, только с 14. 06. 1910 г. Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: 1) чересполосное укрепление наделов; 2) выход на отруба и хутора.
Надел стал собственностью земледельца, а не семьи.
Надел от 12 до 18 десятин, с июля 1912 г. разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли.
К 1915 году – 25 % домохозяев вышли из общины, те, кто работал, в основном, в городе. Отруба прижились в Заволжье, Северном Кавказе, Северном Причерноморье. Хутора – в западных губерниях.)
19. Какие еще законопроекты разрабатывал Столыпин?
(Законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничений длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Вносил проект по разрешению еврейского вопроса, инициатор введения всеобщего бесплатного начального образования.)
20. Вы – Столыпин. Что находилось у вас всегда в портфеле после августа 1906 года?
(Железный лист, который должен был служить щитом в случае покушения. Всего на Столыпина было совершено 10 покушений.)
21. Вы – императрица Александра Федоровна, по какому поводу вы сказали: «Что же, были до сих пор две царицы, теперь будут три».
(Александра Федоровна узнала, что на обеде у жены Столыпина офицеры были при оружии.)
21. Почему ухудшились отношения Столыпина с царем?
(Николай II опасался узурпации власти премьер-министром. Столыпин высказывался, что нельзя допускать возвышения роли Распутина, дворцовые сановники плели интриги, ссорили его с императрицей.)
22. Когда Столыпин подал прошение об отставке и почему?
(В марте 1911 года, так как Государственный совет окончательно отклонил законопроект о западных земствах. Царь отставку не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера. На политической карьере был поставлен крест.)
23. Продолжите фразу Столыпина: «Дайте государству…»
( «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».)
24. Назовите крылатую фразу Столыпина.
( «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».)
25. Когда произошло последнее покушение на Столыпина?
(1 сентября 1911 года в Киеве, в опере шла «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. В первом ряду сидел Столыпин, в восемнадцатом – Дмитрий Богров. Во время перерыва после второго акта Столыпин стоял около оркестровой ямы с киевскими помещиками. Прозвучали выстрелы – 1-я пуля попала в правую руку навылет, 2-я пуля в орден, потом в печень и застряла в пояснице, он сел и сделал жест рукой – благословляя царя – «крестное знамение».)
ЛИТЕРАТУРА
1. Зырянов П. Н. Столыпин без легенд // История. 1991. № 8.
2. Рыбас С., Тараканова Л. Забытый исполин Петр Столыпин // Роман-газета. 1994. № 20.
3. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Петр Аркадьевич Столыпин как личность в истории России
«Россия…нашла своего человека. Этот человек Столыпин. Он призван спасти Россию» В.В.Шульгин. В 2012 году Россия отмечала 150-летний юбилей П.А.Столыпина... Данная презентация выполнена как иллюст...
Презентация к уроку истории России "Аграрная реформа П. А. Столыпина"
Материал может использоваться на уроках истории в 9 и 11 классах....
Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс
Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...
Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.
Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...
« История России в лицах и судьбах. П.А Столыпин» вечер исторического портрета для 9,11 классов (сценарий)
Одна из знаменитейших и противоречивейших фигур российской истории XX века - Петр Аркадьевич Столыпин был крупным государственным деятелем, на протяжении пяти лет занимая пост министра вну...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». ...