Борьба Руси с западными завоевателями
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме

Конспект урока в 6 классе с использованием групповой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Борьба Руси с западными завоевателями.

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.
  2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в аналитической беседе, работать в группах.
  3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны русской земли от иноземных захватчиков.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы, ополчение, экспансия.

Оборудование: карта «Русские земли в XII-XIII вв.», иллюстрации Невской битвы, Ледового побоища, документы по теме.

Ход урока.

Этап

Вид работы

Учитель

Ученик

Доска, тетрадь

Примечание

Организационный

Приветствие класса, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих.

Проверка домашнего задания

Работа в группах

- Какую последнюю тему, мы разбирали на уроке?

- Сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал. Вы будете работать по группам, определитесь, кто будет заполнять оценочный лист и кто будет вести записи во время работы группы .  Каждая группа получит текст в котором допущены исторические ошибки, которые вам необходимо найти и исправить. Для исправления есть строчки под текстом.

- Сделаем взаимопроверку.

Группы, поменяйтесь листами с ответами

Гр. №1 -  №2

№4 - №5

№3 - №6

- Если вы не допустили ошибок поставьте группе за Д/З 5 б., если допустили 1 ош. – 4 б., 2-3 ош. – 3б.

Феодальная раздробленность на Руси

Дети меняются и зеленым цветом исправляют ошибки

На листочках выполняется задание

Мотивационный

Фронтальная беседа

- обратите внимание на карту. Что на ней необычного?

- Как вы думаете, что это символизирует паук?

- Как бы вы думаете, с  какой проблемой столкнулась Русь?  

Рыцарские ордена

На прибрежную территорию Балтийского моря стали претендовать шведские и немецкие рыцари. Их походы стали называться крестовые.

Появление на карте паука на севере.

Усвоения новых знаний:

  1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики



























  2. Александр Невский




  1. Физ/минутка













  1. Невская битва и битва на Чудском озере

Учебник стр. 106-108

Работа в группе

Сообщение ребенка

Работа в группах  с документами и выступление групп

Самооценка

Фронтальная беседа  

- Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, в последствии они открыто переходят  экспансии на русские северо-западные земли.

Что такое экспансия?

Используя учебник докажите, что рыцари не однократно наступали на Прибалтийские земли.

Обсудите в группе и дайте ответ:

- В чем опасность этой экспансии?

Одновременно с крестоносцами на территорию Руси напали монголо-татары. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. но в результате такого совместного натиска на Руси оставались свободными и могли оказать сопротивление рыцарям только несколько городов самыми большими из них были Новгород и Псков.

В борьбе с крестоносцами особую доблесть и силу показал молодой 19 летний Новгородский князь Александр Ярославович. Что это был за человек? Прослушаем сообщение сделанное по нашему плану.

- Какими качествами обладал Александр Ярославович?

- А сейчас давайте немного отдохнём. Встали.

Встал добрый молодец

Свет Александр

Посмотрел на солнышко

Поклонился земле Новгородской

Взглянул в даль дальнюю

Вправо посмотрел

Влево взгляд направил.

Опасность увидал

В засаду засел

На врага напал

Вправо влево врагов раскидал

И в Новгород отправился.

Покажите на карте р. Нева?   о. Чудское?

Именно здесь произошли 2 знаменитые битвы Александра Ярославича. Именно эти битвы были описаны как западными хрониками, так и русскими летописями.  Как представляли себе эти битвы русский народ и западные завоеватели?

Каждая группа получила опережающее задание: рассмотреть стратегию каждой из сторон в битве от лица их участников. Для убедительности ваших доводов вы можете использовать документ, лежащий у вас на столе. У вас есть 2мин. Для обобщения материала.

- Оцените свою личную подготовку по опережающему заданию и выступление вашей группы.

- Как представляли себе эти битвы русский народ и западные завоеватели? Почему так?

- В чем причины побед новгородской дружины?

- Определите значение битвы для русского народа?

- В чем выражался героизм русского воинства?

 

Расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы

1164г. – Ладога, 1200г – устье Западной Двины, 1219г – тер. Эстов, 1227г – Новгород, 1234г.- Юрьев

- насильственная католизация,

- на землях селились колонисты и строили замки,

- кабала местного населения.

 Русские княжества одновременно сражались с двумя врагами.

Дети стоят в проходах

Показ на карте

6 групп по 4 человека,

Невская битва

1гр. – русские

2гр. – шведы

Чудское озеро

4гр.- русские

5 гр.- нем. Рыцари

3гр. Оценка западных историков этих событий.

6гр.- оценка отечественных историков этих событий

Документы см в Приложение.

На карте появляются таблички с датами  вторжения

Портрет Александра Невского

Закрепление новых  знаний

Составление синквейна  и его озвучивание

Самооценка

- в конце нашего урока Синквейн, который составит каждая группа. По одному представителю от группы прошу подойти к столу и выбрать слово: экспансия, ополчение, рыцарь, борьба, победа, Александр.

- Оцените свою работу по составлению синквейна.

- Удалось ли Александру Невскому избавить Русь от паука?

- А вот удастся ли ему победить в борьбе с монголо-татарами, узнаем на следующем уроке.

С карты убирается  паук.

Резерв

- Почему слова Александра Невского стали столь памятны для русского народа в самые страшные годы войн? «Нас мало, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде»? «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»?

Информации о домашнем задании

Запись на доске.

П. 13, вопросы

Запись д/з в дневник

Подведение итогов урока

Выставление оценок

- Сдайте оценочные листы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"

Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...

Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке

Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...