Борьба Руси с западными завоевателями
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
Конспект урока в 6 классе с использованием групповой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Борьба Руси с западными завоевателями.
Цели:
- Познакомить учащихся с борьбой северных земель с западными завоевателями; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в аналитической беседе, работать в группах.
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны русской земли от иноземных захватчиков.
Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы, ополчение, экспансия.
Оборудование: карта «Русские земли в XII-XIII вв.», иллюстрации Невской битвы, Ледового побоища, документы по теме.
Ход урока.
Этап | Вид работы | Учитель | Ученик | Доска, тетрадь | Примечание |
Организационный | Приветствие класса, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих. | ||||
Проверка домашнего задания | Работа в группах | - Какую последнюю тему, мы разбирали на уроке? - Сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал. Вы будете работать по группам, определитесь, кто будет заполнять оценочный лист и кто будет вести записи во время работы группы . Каждая группа получит текст в котором допущены исторические ошибки, которые вам необходимо найти и исправить. Для исправления есть строчки под текстом. - Сделаем взаимопроверку. Группы, поменяйтесь листами с ответами Гр. №1 - №2 №4 - №5 №3 - №6 - Если вы не допустили ошибок поставьте группе за Д/З 5 б., если допустили 1 ош. – 4 б., 2-3 ош. – 3б. | Феодальная раздробленность на Руси Дети меняются и зеленым цветом исправляют ошибки | На листочках выполняется задание | |
Мотивационный | Фронтальная беседа | - обратите внимание на карту. Что на ней необычного? - Как вы думаете, что это символизирует паук? - Как бы вы думаете, с какой проблемой столкнулась Русь? | Рыцарские ордена На прибрежную территорию Балтийского моря стали претендовать шведские и немецкие рыцари. Их походы стали называться крестовые. | Появление на карте паука на севере. | |
Усвоения новых знаний:
| Учебник стр. 106-108 Работа в группе Сообщение ребенка Работа в группах с документами и выступление групп Самооценка Фронтальная беседа | - Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, в последствии они открыто переходят экспансии на русские северо-западные земли. Что такое экспансия? Используя учебник докажите, что рыцари не однократно наступали на Прибалтийские земли. Обсудите в группе и дайте ответ: - В чем опасность этой экспансии? Одновременно с крестоносцами на территорию Руси напали монголо-татары. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. но в результате такого совместного натиска на Руси оставались свободными и могли оказать сопротивление рыцарям только несколько городов самыми большими из них были Новгород и Псков. В борьбе с крестоносцами особую доблесть и силу показал молодой 19 летний Новгородский князь Александр Ярославович. Что это был за человек? Прослушаем сообщение сделанное по нашему плану. - Какими качествами обладал Александр Ярославович? - А сейчас давайте немного отдохнём. Встали. Встал добрый молодец Свет Александр Посмотрел на солнышко Поклонился земле Новгородской Взглянул в даль дальнюю Вправо посмотрел Влево взгляд направил. Опасность увидал В засаду засел На врага напал Вправо влево врагов раскидал И в Новгород отправился. Покажите на карте р. Нева? о. Чудское? Именно здесь произошли 2 знаменитые битвы Александра Ярославича. Именно эти битвы были описаны как западными хрониками, так и русскими летописями. Как представляли себе эти битвы русский народ и западные завоеватели? Каждая группа получила опережающее задание: рассмотреть стратегию каждой из сторон в битве от лица их участников. Для убедительности ваших доводов вы можете использовать документ, лежащий у вас на столе. У вас есть 2мин. Для обобщения материала. - Оцените свою личную подготовку по опережающему заданию и выступление вашей группы. - Как представляли себе эти битвы русский народ и западные завоеватели? Почему так? - В чем причины побед новгородской дружины? - Определите значение битвы для русского народа? - В чем выражался героизм русского воинства?
| Расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы 1164г. – Ладога, 1200г – устье Западной Двины, 1219г – тер. Эстов, 1227г – Новгород, 1234г.- Юрьев - насильственная католизация, - на землях селились колонисты и строили замки, - кабала местного населения. Русские княжества одновременно сражались с двумя врагами. Дети стоят в проходах Показ на карте 6 групп по 4 человека, Невская битва 1гр. – русские 2гр. – шведы Чудское озеро 4гр.- русские 5 гр.- нем. Рыцари 3гр. Оценка западных историков этих событий. 6гр.- оценка отечественных историков этих событий Документы см в Приложение. | На карте появляются таблички с датами вторжения Портрет Александра Невского | |
Закрепление новых знаний | Составление синквейна и его озвучивание Самооценка | - в конце нашего урока Синквейн, который составит каждая группа. По одному представителю от группы прошу подойти к столу и выбрать слово: экспансия, ополчение, рыцарь, борьба, победа, Александр. - Оцените свою работу по составлению синквейна. - Удалось ли Александру Невскому избавить Русь от паука? - А вот удастся ли ему победить в борьбе с монголо-татарами, узнаем на следующем уроке. | |||
Резерв | - Почему слова Александра Невского стали столь памятны для русского народа в самые страшные годы войн? «Нас мало, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде»? «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»? | ||||
Информации о домашнем задании | Запись на доске. | П. 13, вопросы | Запись д/з в дневник | ||
Подведение итогов урока | Выставление оценок | - Сдайте оценочные листы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)
Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....
Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".
Разработка урока по истории "Борьба Руси с западными завоевателями"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....
Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке"
Урок направлен на ознакомление учеников с причинами, характером, основными итогами борьбы Новгородской земли с немецкими и шведскими рыцарями; на формирование умения работать с разными источниками, вы...
Борьба Руси с западными завоевателями в 13 веке
Презентация используется в качестве наглядности, позволяет активизировать образное мышление учащихся, формирует интерес к теме, разнообразит источники информации при изучении темы, повышает эффективно...
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Презентация к уроку "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...