брейн - ринг по истории по теме: "Смутное время"
материал по истории (7 класс) по теме

В работе даётся небольшая информация о смутном времени, затем вопросы для команд игроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_po_istorii_7_klass..doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Брейн-ринг по истории  10 класс.

Мероприятие посвящено дню согласия и примирения.

Цель: развитие познавательного интереса к истории России,

              повышение интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

              умение работать в коллективе,

              воспитание чувства патриотизма и гражданственности у учащихся.

Форма проведения: игра.

План проведения: 1) вступительное слово учителя,

                                       2) игровая деятельность учащихся,

                                       3) подведение итогов игры,

                                       4) заключительное слово.

1) Вступительное слово:

   4 ноября день народного единства - российский национальный праздник.

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идёт о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

   У русского народа таким переломным моментом было начало XVІІ века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

2) Игровая деятельность учащихся:

     а) жеребьёвка.

     б) первый отборочный тур:

Вопросы:

  1. Назовите хронологические рамки Смутного времени (1598 - 1613).
  2. Какое событие получило в истории название «Угличская драма»?    (смерть Дмитрия).
  3. На каком правителе прервалась династия Рюриковичей? (Фёдор Иванович).
  4. Объясните, почему возник в XVІ в. династический кризис. (убийство Иваном Грозным старшего сына, болезненность Фёдора и его бездетность,  гибель царевича Дмитрия).
  5. Назовите первого патриарха Москвы и всея Руси (Иов).
  6. В каком году Земский собор избрал царём Бориса Годунова? (1598).
  7. Кем приходился Борис Годунов царю Фёдору? (шурином).
  8. Что такое Земский собор? (представительный орган).
  9. Кто из русских царей того периода был задушен вместе с матерью?

(Фёдор Годунов).

    10) В каком году Лжедмитрий І пересёк границу Русского государства?  

          (1604).

         второй тур:

Вопросы:

  1. Настоящая фамилия Лжедмитрия І?  (Отрепьев).
  2. Супруга Лжедмитрия І? (Марина Мнишек).
  3. Глава заговора против Лжедмитрия, его приемник на престоле? (Шуйский).
  4. Какова была расправа над Лжедмитрием? (убит, сожжён, прах выстрелили из печи по направлению  Польши).
  5. Кто из русских царей впервые присягнул подчинённым - дал «крестоцеловальную запись»? (В. Шуйский).
  6. Вождь восстания крестьян и казаков, противник Шуйского? (Болотников).
  7. Назовите город - центр восстания И. И. Болотникова? (Путивль).
  8. Деревня, в которой находился лагерь Лжедмитрия ІІ на подступах к Москве? (Тушино).
  9. Подлинная «возможно» фамилия Лжедмитрия ІІ? (Молчанов).
  10. Назовите монастырь, ставший центром борьбы против Лжедмитрия ІІ? (Троице-Сергиев).
  11. Кого называли «тушинским ворёнком»? (сын Марины Мнишек).
  12.  Что означает выражение «тушинские перелёты»?(переходили из- за материальной выгоды от Шуйского к Лжедмитрию Второму).
  13.  Как называлось время боярского правления после свержения Василия Шуйского? (семибоярщина).
  14.  Кто возглавил семибоярщину? (Мстиславский).
  15. Польский королевич, призванный боярами на русский престол? (Владислав).

         третий тур:

Вопросы:

  1. В какой монастырь был заключён патриарх Гермоген? (Чудов).
  2. Патриарх Русской православной церкви, противник иноземного вмешательства в русские дела? (Гермоген).
  3. Город, более полутора лет, выдерживавший осаду польских войск? (Смоленск).
  4. Город, занятый Шведами во время смуты? (Новгород).
  5. Назовите центр І ополчения? (Рязань)
  6. Назовите центр ІІ ополчения?(Нижний Новгород)
  7. Князь, военный руководитель ІІ ополчения? (Пожарский).
  8. Нижегородский староста, руководитель ІІ ополчения? (Минин).
  9. Назовите верховный орган ІІ ополчения? («совет всей земли»).
  10. Фамилия царя, избранного в 1613 году? (Романов).
  11. Монашеское имя отца царя Михаила Фёдоровича? (Филарет).
  12.  Кого называли бобылями?(обнищавших крестьян).
  13.  Назовите полководца, племянника царя Василия, разгромившего тушинцев под Тверью? (М. Скопин-Шуйский).
  14.  В каком году Польша объявила войну с Россией? (1609).
  15.  В каком году ополчение Минина и Пожарского освободило Москву?

Заключительное слово:

    Смутное время, это и польско-шведская интервенция. Это и время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Череда бедствий, жестокая засуха, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Бесчисленные разбойничьи шайки захватили практически всю территорию. Конечно, это происходило и само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Из-за бушевавшего голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные проблемы оборачивались экологическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

    Главной бедой того времени была утрата нравственных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство. Ради своих интересов существующие тогда боярские группировки готовы были на признание любой лжи. Вспомним, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрия самозванца.

    И этот страшный период длился годами. Разрасталась национальная катастрофа. У многих современников, тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

    И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и в среде знати. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным её будущее возрождение. Уже к середине XVІІ века Русь вновь стала сильной державой, причём не только в военном, но и в политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

    «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа - его просто не было бы, если Смутное время не удалось преодолеть»

                                              (цитата патриарха Всея Руси Алексия ІІ).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по истории 18 века.

Используется на уроках истории для учеников 7 класса в качестве закрепления изученного материала....

Внеклассная работа.Брейн-ринг по истории.

Внеклассное мероприятие в форме игры "Брейн-ринг" по истории для обучающихся 8-9 классов....

Брейн - ринг по истории

Мероприятие по истории в форме игры брейн - ринг  "Кто лучше всех знает историю?"...

Брейн-ринг по истории: Великая отечественная война

Великая отечественная война" В аннотацию разработка урока по истории "Брейн-ринг Великая отечественная война" Брейн-ринг состоит из 4 этапов:        1. Представление команд участни...

Презентация по Истории на тему "Смутное время"

Презентация расскажет о причинах и сути смутного времени....

Брейн-ринг по истории "Святые защитники Руси"

Сценарий проведения брейн-ринга по истории для 7-9 классов, посвященного Дню народного единства «СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ»Пояснительная запискаУрок посвящен празднованию Казанской и...