Образование в Древнем Египте
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Астапенко Марина Викторовна

План -конспект урока в 5-м классе.

Цель урока:  ознакомление обучающихся с письменностью Древнего Египта

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
  • научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование:  ноутбук, проектор

Межпредметные связи:иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obrazovanie_v_drevnem_egipte.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заринская средняя общеобразовательная школа

имени М.А. Аверина»

Образование в Древнем Египте

План –конспект урока в 5 классе

                                                                 Автор - составитель:

Астапенко Марина Викторовна, учитель истории  

Плотниково

2012

Урок истории в 5-м классе по теме: "Образование в Древнем Египте"

Цель урока:  ознакомление обучающихся с письменностью Древнего Египта

Задачи урока:

Образовательные:

  1. раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  2. познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  1. путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
  2. на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
  3. научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  1. помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  2. воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование:  ноутбук, проектор

Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.

 

План изучения нового материала

1.  Письменность:

  1. иероглифы,
  2. дешифровка иероглифов,
  3. папирусы,
  4. необходимость овладения письменностью.

2. Математические знания:

  1. арифметика;
  2. геометрия.

3. Практическое занятие.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Когда мы произносим слово “Египет”, какие ассоциации у вас возникают?

(Учитель показывает изображение Нефертити.). Кто изображен на этом рисунке? (Нефертити) Кем она была? Чем она известна? О чем же нам сегодня поведает Нефертити? Мы познакомимся с древнеегипетской школой: узнаем, кто, чему и как там учился. Мы узнаем особенности письменности, попробуем расшифровать, прочитать и написать иероглифы, научимся считать и измерять расстояние и время.

1. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
  2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?
  3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.
  4. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (см. Рисунок 2). Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Нефертити предлагает вам вопрос № 1 из своего ларца. Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы. 

  1. Основным материалом для письма служил папирус. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров. Из-за дороговизны папирусов часто школьники учились писать на обломках керамики (можно продемонстрировать надпись иероглифами на фрагменте керамики). 
  2. -Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос:
  3. - Как египтяне из папируса изготавливали материал для письма?

Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. Писцы занимали высокое положение при дворе фараона. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.

2. Математические знания

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

  1. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).
  2. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды и т.д.)
  3. Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). Давайте проверим решение задачи (останется 240 мешков зерна, их можно продать и выручить деньги).

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

2000 500 30 2

2532

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
  2. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски),
  3. запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его угадать). 

Практическое занятие: с помощью предлагаемых иероглифов и цифр составить рассказ сообщение о каком – либо событии.

Подведение итогов урока. Чтение написанных текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Художественное образование в Древнем Египте.

Метод копирования и заучивания....

Художественное образование в Древнем Египте. Копирование и заучивание.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6785966","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"383"}}]]...

Контрольная работа по теме «Образование государства в Древнем Египте» 5 класс

Тест по теме «Образование государства в Древнем Египте»Древний Египет находился В южной АзииВ  Северо – Восточной АфрикеВ  Южной АмерикеДревнеегипетское государство образов...