Урок по теме "Война1812 года"
материал по истории (8 класс) по теме
Урок в 8 классе с использованием материалов виртуального музея. Проводится на базе кабинета информатики, с целью совершенствования коммуникативных навыков учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_po_teme_otechestvennaya_voyna_1812.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнедонская гимназия
Урок истории по теме «Бородинское сражение»
Для участия в областном конкурсе учителей истории общеобразовательных учреждений, посвященного 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Карташова Татьяна Владимировна Педагогический стаж работы – 38 лет
Учитель истории и обществознания
МБОУ Верхнедонская гимназия,
ст. Казанская, ул. Коммунальная, д. 13,
тел 31-5-90
Ст. Казанская
2012
Урок истории по теме «Бородинское сражение»
Учитель истории Карташова Татьяна Владимировна
Эпиграф: Француз – боек, да русский стоек (народная поговорка)
Цели урока:
- познакомить учащихся с Бородинским сражением и объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года.
- опираясь на произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» обратить внимание на оценку современниками этого события, отметить что величайшее в истории сражение не оставило ни в прошлом ни в сегодняшнем времени никого равнодушным
- акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого
- через урок продолжить формирование таких духовных понятий как любовь к Родине, к своему народу
- отметить массовый героизм, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества
- дальнейшее овладение учащимся художественными и выразительными свойствами языка
- продолжить работу над совершенствованием метапредметных умений и навыков
Оборудование: учебник История России 19 век (автор Данилов А.А., Зырянов П.Н. для 8 класса), компьютеры (12 штук), Интернет-проект по адресу http://www.1812panorama.ru/virtual/borodino.html
Ход урока:
- Организационный момент: просматриваем видеофрагмент о «Бородинской панораме», обращаюсь к учащимся: «Ребята, надеюсь, вы понимаете чему посвящен сегодняшний урок? Правильно – это героическое сражение 1812 года у села Бородино. Теперь посмотрите находящий перед вами документ – это извлечение из федерального закона. Ответьте пожалуйста на вопрос – как называется теперь 8 сентября 1812 года, верно – День воинской славы. И мы внуки снискавших славу непобежденных на Бородинском поле на сегодняшнем уроке постараемся стать участниками тех событий».
- Класс поделен на группы по три человека – у каждой группы персональный компьютер. На доске записан адрес сайта. Предлагаю учащимся зайти на указанный на доске сайт «Поэтическая летопись Бородинского сражения».
- Предлагаю учащимся ознакомиться самостоятельно с информацией о проекте на уже открытой ими странице.
- Обращаю внимание гимназистов, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» разбито на 14 смысловых отрывков и предлагаю им заново перечитать хорошо знакомое стихотворение.
- Первая группа читает первый отрывок, после чтения нужно нажать на гиперссылку в конце отрывка, после чего откроется историческая справка о вторжении Наполеона в Россию с иллюстрациями. Прошу ребят познакомиться с ними и ответить на вопрос о соотношении численности русской и французской армий на момент вторжения французов и почему Барклай-де-Толли принял решение не давать генерального сражения.
- Возвращаемся на исходную страницу и вторая группа читает свой отрывок, затем открывает гиперссылку после отрывка и знакомится с информацией, после чего отвечает на вопрос об участниках Бородинского сражения и роли крестьян в этом сражении.
- Аналогично двум предыдущим группам поступает и третья, читая свой отрывок, отвечает на вопрос, какая группа солдат и офицеров была недовольна отступлением.
- Четвертый отрывок читает следующая группа, знакомится со своей исторической справкой и готовит ответ на вопрос, как армия приняла назначение Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим.
- После ответа каждых четырех групп проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
- Вам ребята достался удивительный отрывок об обороне Шевардинского редута, приведите пример удивительной стойкости и героизма тех кто оборонял редут.
- Как и предыдущие познакомьтесь со своим поэтическим отрывком и откройте гиперссылку, вопрос вам: докажите что моральный дух русской армии выше духа французской армии.
- Давайте отвлечемся. Я хочу вам зачитать отрывок из басни Крылова «Волк на псарне»:
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Ребята, как вы думаете, кого Крылов представляет в образе волка?
- Группа во второй раз открывает новый отрывок, он посвящен сражению у деревни Семеновка. Ответьте на вопрос: что такое бивак используя иллюстрации и словарь.
- Продолжаем знакомиться с отрывками стихотворения. Следующий вопрос: какой эпизод произошел в самом начале сражения, во время которого жизнь главнокомандующего подверглась смертельной опасности.
- Проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
- Знакомимся с новым фрагментом, посвященным героизму офицеров и солдат. Вопрос: перед вами галерея портретов героев Бородинского сражения – расскажите об одном из них.
- Ребята, читаем следующий отрывок. Ваш вопрос звучит так: как унтер-офицер Тихонов описывает службу артиллериста.
- Продолжаем читать стихотворение Бородино и знакомится с исторической справкой. Вопрос: как очевидцы и современники оценили Бородинское сражение.
- Переходим к новому отрывку. Вопрос для группы: как Лермонтов описывает рукопашный бой.
- Проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
- После прочтения очередного отрывка прошу группу высказаться согласны ли вы со славами Л.Н. Толстого «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».
- Вот мы и подошли к концу стихотворения - обратите внимание как Лермонтов точно передает настроение всех россиян «Москва не сдан врагу, а отдана». Объясните эти строки стихотворения.
- Прошу все группы внимательно рассмотреть награды за доблесть проявленную в войне 1812 года. Вопрос: какую информацию несут награды.
Рефлексия:
М.Ю. Лермонтов поэтическими словами смог передать не только самоотверженность русских солдат, но и реалистичную картину самого сражения.
Заключение: Мы совершили благодаря Интернет-проекту удивительное путешествие в глубину веков. Я надеюсь, что никого из вас сегодняшний урок не оставит равнодушным.
Домашнее задание: К сожалению в настоящее время в нашей стране очень часто в угоду отдельным политическим лидерам, течениям, направлениям стало популярным переписывать нашу историю, ее замечательные, героические и трагические страницы. Не осталась без внимания и Отечественная война 1812 года. Я предлагаю вам написать отзыв о Бородинском сражении и выразить свою позицию в отношении нашего исторического прошлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Разработка классного часа "Урок Победы", посвящённый Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов
Классный час подготовлен для учащихся 5 класса и проведен в День знаний 2 сентября 2019года...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...
Комментарии
Урок по теме "Бородинское сражение"