Урок по теме "Война1812 года"
материал по истории (8 класс) по теме

Татьяна Владимировна Карташова

Урок  в 8 классе с использованием материалов виртуального музея. Проводится на базе  кабинета информатики, с целью совершенствования коммуникативных навыков учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_po_teme_otechestvennaya_voyna_1812.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнедонская гимназия

Урок истории по теме «Бородинское сражение»

Для участия в областном конкурсе учителей истории общеобразовательных учреждений, посвященного 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года

Карташова Татьяна Владимировна Педагогический стаж работы – 38 лет

Учитель истории и обществознания

МБОУ Верхнедонская гимназия,

ст. Казанская, ул. Коммунальная, д. 13,

тел 31-5-90        

        

Ст. Казанская

     2012

Урок истории по теме «Бородинское сражение»

Учитель истории Карташова Татьяна Владимировна

Эпиграф: Француз – боек, да русский стоек (народная поговорка)

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с Бородинским сражением и объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года.
  2. опираясь на произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» обратить внимание на оценку современниками этого события, отметить что величайшее в истории сражение не оставило ни в прошлом ни в сегодняшнем времени никого равнодушным
  3. акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого
  4. через урок продолжить формирование таких духовных понятий как любовь к Родине, к своему народу
  5. отметить массовый героизм, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества
  6. дальнейшее овладение учащимся художественными и выразительными свойствами языка
  7. продолжить работу над совершенствованием метапредметных умений и навыков

Оборудование: учебник История России 19 век (автор Данилов А.А., Зырянов П.Н. для 8 класса), компьютеры (12 штук), Интернет-проект по адресу http://www.1812panorama.ru/virtual/borodino.html

Ход урока:

  1. Организационный момент: просматриваем видеофрагмент о «Бородинской панораме», обращаюсь к учащимся: «Ребята, надеюсь, вы понимаете чему посвящен сегодняшний урок? Правильно – это героическое сражение 1812 года у села Бородино. Теперь посмотрите находящий перед вами документ – это извлечение из федерального закона. Ответьте пожалуйста на вопрос – как называется теперь 8 сентября 1812 года, верно – День воинской славы. И мы внуки снискавших славу непобежденных на Бородинском поле на сегодняшнем уроке постараемся стать участниками тех событий».
  2.  Класс поделен на группы  по три человека – у каждой группы персональный компьютер. На доске записан адрес сайта. Предлагаю учащимся зайти на указанный на доске сайт «Поэтическая летопись Бородинского сражения».
  3. Предлагаю учащимся ознакомиться самостоятельно с информацией о проекте на уже открытой ими странице.
  4. Обращаю внимание гимназистов, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» разбито на 14 смысловых отрывков и предлагаю им заново перечитать хорошо знакомое стихотворение.
  5. Первая группа читает первый отрывок, после чтения нужно нажать на гиперссылку в конце отрывка, после чего откроется историческая справка о вторжении Наполеона в Россию с иллюстрациями. Прошу ребят познакомиться с ними и ответить на вопрос о соотношении численности русской и французской армий на момент вторжения французов и почему Барклай-де-Толли принял решение не давать генерального сражения.
  6. Возвращаемся на исходную страницу и вторая группа читает свой отрывок, затем открывает гиперссылку после отрывка и знакомится с информацией, после чего отвечает на вопрос об участниках Бородинского сражения и роли крестьян в этом сражении.
  7. Аналогично двум предыдущим группам поступает и третья, читая свой отрывок, отвечает на вопрос, какая группа солдат и офицеров была недовольна отступлением.
  8. Четвертый отрывок читает следующая группа, знакомится со своей исторической справкой и готовит ответ на вопрос, как армия приняла назначение Михаила Илларионовича Кутузова главнокомандующим.
  9. После ответа каждых четырех групп проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
  10. Вам ребята достался удивительный отрывок об обороне Шевардинского редута, приведите пример удивительной стойкости и героизма тех кто оборонял редут.
  11. Как и предыдущие познакомьтесь со своим поэтическим отрывком и откройте гиперссылку, вопрос вам: докажите что моральный дух русской армии выше духа французской армии.
  12. Давайте отвлечемся. Я хочу вам зачитать отрывок из басни Крылова «Волк на псарне»:

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Ребята, как вы думаете, кого Крылов представляет в образе волка?

  1. Группа во второй раз открывает новый отрывок, он посвящен сражению у деревни Семеновка. Ответьте на вопрос: что такое бивак используя иллюстрации и словарь.
  2. Продолжаем знакомиться с отрывками стихотворения. Следующий вопрос: какой эпизод произошел в самом начале сражения, во время которого жизнь главнокомандующего подверглась смертельной опасности.
  3. Проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
  4. Знакомимся с новым фрагментом, посвященным героизму офицеров и солдат. Вопрос: перед вами галерея портретов героев Бородинского сражения – расскажите об одном из них.
  5. Ребята, читаем следующий отрывок. Ваш вопрос звучит так: как унтер-офицер Тихонов описывает службу артиллериста.
  6. Продолжаем читать стихотворение Бородино и знакомится с исторической справкой. Вопрос: как очевидцы и современники оценили Бородинское сражение.
  7. Переходим к новому отрывку. Вопрос для группы: как Лермонтов описывает рукопашный бой.
  8. Проводим физкультминутку для работающих за компьютером.
  9. После прочтения очередного отрывка прошу группу высказаться согласны ли вы со славами Л.Н. Толстого «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».
  10. Вот мы и подошли к концу стихотворения - обратите внимание как Лермонтов точно передает настроение всех россиян «Москва не сдан врагу, а отдана». Объясните эти строки стихотворения.
  11. Прошу все группы внимательно рассмотреть награды за доблесть проявленную в войне 1812 года. Вопрос: какую информацию несут награды.

Рефлексия:

М.Ю. Лермонтов поэтическими словами смог передать не только самоотверженность русских солдат, но и реалистичную картину самого сражения.

Заключение: Мы совершили благодаря Интернет-проекту удивительное путешествие в глубину веков. Я надеюсь, что никого из вас сегодняшний урок не оставит равнодушным.

Домашнее задание: К сожалению в настоящее время в нашей стране очень часто в угоду отдельным политическим лидерам, течениям, направлениям стало популярным переписывать нашу историю, ее замечательные, героические и трагические страницы. Не осталась без внимания и Отечественная война 1812 года. Я предлагаю вам написать отзыв о Бородинском сражении и выразить свою позицию в отношении нашего исторического прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...


 

Комментарии

Татьяна Владимировна! Большое спасибо за Ваш конспект урока! он очень продуман,содержателен. Меня очень порадовали ссылки на ЭОР, ведь их сейчас так много и чтобы выбрать достойную ,порою много времени потратишь на поиски нужной информации. Обязательно на следующий год воспользуюсь Вашей разработкой!