Разработка урока в 10 классе "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Урок отличается большой иформационной насыщенностью, добиться закрепления зрительных образов помогает презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_smuta.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Смутное время» /2 часа/
Урок изложения нового времени
Цели:
- Дать представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного, охарактеризовать политику Бориса Годунова, определить причины и последствия Смуты
- Развитие навыков скорописи, умение выстраивать логическую цепочку событий, выделять главное
- Воспитание чувства гордости за русский народ
Основные понятия: смута, урочные лета, патриарх, гражданская война, интервенция, самозванство
Важнейшие даты:
1598-1613 гг.- Смута
1598 г.- пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова
1601-1603 гг.- неурожай, голод
1605 г.- смерть Бориса Годунова
1605-1606 гг.- правление Лжедмитрия 1
1606-1607 гг.- восстание Ивана Болотникова
1606-1610 гг.- правление Василия Шуйского
1610-1613 гг.- семибоярщина
1611 г.- 1 ополчение
1612 г.- 2 ополчение
1613 г.- установление династии Романовых
План урока:
- Воцарение Фёдора Иоановича, основные направления его политики. Угличское дело
- Приход к власти Бориса Годунова, его реформы.
- Народные волнения. Появление первого самозванца
- Восстание Ивана Болотникова
- «Тушинский вор». Действия Василия Шуйского
- Семибоярщина
- Борьба с польско-литовской интервенцией /первое и второе ополчение/
Изложение нового материала:
- 1584 – умер Иван Грозный
? о престолонаследии
Иван Дмитрий
Фёдор /умер в 1591 г. в Угличе/
/ 1584-1598гг./
Слабый царь. Фактически правит его шурин – Борис Фёдорович Годунов.
Успешная внешняя политика, мир с Польшей и Швецией, успешно отражены нападения крымского хана, продолжается освоение Сибири/ Тюмень, Тобольск/
1589 г.- учреждено в Москве патриаршество /первый митрополит Иов/
1598 г.- смерть Фёдора
НАЧАЛО СМУТЫ
Земский собор избрал на престол Бориса Годунова /1598-1605/
Смутное время - период в истории России /1598-1613 г./, характеризуемый слабостью государственной власти, гражданской войной, самозванством, интервенцией
Причины Смуты:
- Опричнина Ивана Грозного, показавшего обществу его бесправие перед произволом царской власти
- Стремление различных социальных слоёв улучшить своё положение
- Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не «выборному царю»
- Деятельность Бориса Годунова
«Он /Борис Годунов/ был талантливым политическим деятелем, несомненно, реформатором. Главное его внимание обращено было на устройство внутреннего порядка»
Ключевский
В своей политике царь отказался от террора Ивана Грозного. Но выход из запустения страны видел в закрепощении крестьян.
-1597 г.- «урочные лета» /5 летний срок сыска беглых крестьян/
-!!! поддержка дворянства
-Строительство новых городов – Самара, Саратов, Уфа, Царицын
- НО….. экономический подъём 90-х годов сменился упадком
1601-1603гг- неурожай, голод
1603 г.- восстание Хлопка
«Голод погубил Бориса»
Кобрин
Борис Годунов пытался бороться с голодом
-раздача денег,
-бесплатный хлеб из государственных хранилищ
!!! недовольство в народе
В Польше появился самозванец - Лжедмитрий 1 /Григорий Отрепьев/, который обратился к польскому королю Сигизмунду за помощью при захвате власти в России. Обещал подчинить русскую православную церковь подчинить католической и отдать Речи Посполитой часть русских земель.
1604 г.- Лжедмитрий 1 перешёл границу, страна охвачена брожением.
В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, а в июне Лжедмитрий 1 вступил на престол
1605-1606 гг.- правление Лжедмитрия 1
Оказался деятельным и энергичным правителем:
- раздавал дворянам деньги и земли
-пытался создать союз европейских государств для войны с Турцией
-обещания, данные польскому королю не выполнил
-май 1606 г. женился на Марине Мнишек
!!!!!! Его окружение проявляло презрение к русскому боярству !!!!!!
Заговор возглавил Василий Иванович Шуйский
17 мая 1606 г. Лжедмитрий убит
1606-1610 гг. – правление Василия Шуйского
Новая власть не облегчила положение социальных низов
1606-1607гг - восстание Ивана Болотникова
Летом 1607г. появился новый самозванец- Лжедмитрий II - решил взять Москву.
Остановился в Тушино - Лжедмитрий II –«тушинский вор»
Василий Шуйский не решился опереться на силы народа и заключил договор со Швецией –
весной 1609 г.- войска под командованием Скопина- Шуйскогоосвободили северо-восточную часть Руси, разгромили тушинцев под Тверью
Интервенция сентябрь 1609 г.- Речь Посполитая объявила
войну России
Осадила Смоленск /20 месяцев – осада , оборона –
Михаил Шеин/
1611 г.- шведы захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива
Московские бояре, понимая безнадёжность положения Шуйского, организовали переворот – Шуйский пострижен в монахи
1610-1613г - семибоярщина
Новое правительство встало на путь национальной измены, решило пригласить на русский престол польского королевича Владислава
Сентябрь 1610 г.- в Москву вошли польские войска
30 ноября 1610 г.- патриарх Гермоген призвал к борьбе с интервентами, посажен в тюрьму, где умер.
!!!!! на борьбу за освобождение России поднимается народ
1611г. – первое ополчение - Рязань, Прокопий Ляпунов – неудача
1612 г. – второе ополчение – Нижний Новгород, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
!!!!! Интервенты разбиты
*************************************************
1613 г - На Земском соборе избран новый царь -
Михаил Романов /1613-1645г/
1617г.- Столбовский мир со Швецией /Россия была лишена выхода в море/
1618 г- Деулиновское перемирие с Польшей
Последствия Смуты:
- Временное усиление роли сословно- представительного органа - Земского собора
- Экономическая разруха и обнищание народа
- Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
- Воцарение новой династии
Закрепление знаний
1.Что такое гражданская война, народное ополчение, интервенция?
2. Почему и в чём проявился подъём национального самосознания русского народа?
3. Кого мы можем назвать народными героями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс
Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс...
Разработка урока по теме: "Времена года"
Разработка к уроку: "Времена года" для 3 класса....
Разработка урока английского языка "Времена года. Погода."
по теме «Seasons and the weather» Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 класса (авт. К.И.Кауфман,М.Ю. Кауфман)....
Методическая разработка урок-конкурс "Лучшее время в году"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, изучающих иностранный язык в цикле ОГСЭ...
разработка урока на тему Время для 5 класса по учебнику Биболетова
разработка урока на тему Время для 4 класса по учебнику Биболетова...
Методическая разработка урока "Простое совершенное время"
Материалы следует исспользовать по завершению 3-го раздела по УМК Кузовлева в 5 классах....
Разработка урока "Прошедшее простое время"
Разработка урока "Прошедшее простое время"...
- Мне нравится (2)
Комментарии
учебный материал Смутное время
Тема очень сложная, много фактологии,у вас все получилось очень занимательно, интересно, спасибо большое