Разработка урока в 10 классе "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок отличается большой иформационной насыщенностью, добиться закрепления зрительных образов     помогает презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_smuta.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Смутное время»            /2 часа/

Урок изложения нового времени

Цели:

  1. Дать представление о состоянии России после смерти Ивана Грозного, охарактеризовать политику Бориса Годунова, определить причины и последствия Смуты
  2. Развитие навыков скорописи, умение выстраивать логическую цепочку событий, выделять главное
  3. Воспитание чувства гордости за русский народ

Основные понятия: смута, урочные лета, патриарх, гражданская война, интервенция, самозванство

Важнейшие даты:

1598-1613 гг.- Смута

1598 г.-  пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова

1601-1603 гг.- неурожай, голод

1605 г.- смерть Бориса Годунова

1605-1606 гг.-  правление Лжедмитрия 1

1606-1607 гг.- восстание Ивана Болотникова

1606-1610 гг.- правление Василия Шуйского

1610-1613 гг.- семибоярщина

1611 г.- 1 ополчение

1612 г.- 2 ополчение

1613 г.- установление династии Романовых

План урока:

  1. Воцарение Фёдора Иоановича, основные направления его политики. Угличское дело
  2. Приход к власти Бориса Годунова, его реформы.
  3. Народные волнения. Появление первого самозванца
  4. Восстание Ивана Болотникова
  5. «Тушинский вор». Действия Василия Шуйского
  6. Семибоярщина
  7. Борьба с польско-литовской интервенцией /первое и второе ополчение/

Изложение  нового материала:

  1.             1584 – умер Иван Грозный

                                  ?  о престолонаследии

Иван        Дмитрий

        Фёдор        /умер в 1591 г. в Угличе/

                                     / 1584-1598гг./

Слабый царь. Фактически правит его шурин – Борис Фёдорович Годунов.

Успешная внешняя политика, мир с Польшей и Швецией, успешно отражены нападения крымского хана, продолжается освоение Сибири/ Тюмень, Тобольск/

1589 г.- учреждено в Москве патриаршество /первый митрополит Иов/

                              1598 г.- смерть Фёдора

                                       НАЧАЛО СМУТЫ

                        Земский собор избрал на престол Бориса Годунова /1598-1605/

Смутное время - период в истории России /1598-1613 г./, характеризуемый слабостью государственной власти, гражданской войной, самозванством, интервенцией

Причины Смуты:

  1. Опричнина Ивана Грозного, показавшего обществу его бесправие перед произволом царской власти
  2. Стремление различных социальных слоёв улучшить своё положение
  3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не «выборному царю»

  1. Деятельность Бориса Годунова

«Он /Борис Годунов/ был талантливым политическим деятелем, несомненно,  реформатором. Главное его внимание обращено было на устройство внутреннего порядка»

         Ключевский

В своей политике царь отказался от террора Ивана Грозного.                                           Но выход из запустения страны видел в закрепощении крестьян.

-1597 г.- «урочные лета» /5 летний срок сыска беглых крестьян/

-!!! поддержка дворянства

-Строительство новых городов – Самара, Саратов, Уфа, Царицын

  1. НО…..  экономический подъём 90-х годов сменился упадком

1601-1603гг- неурожай, голод

1603 г.- восстание Хлопка

                                 «Голод погубил Бориса»

                                                                      Кобрин

Борис Годунов пытался бороться с голодом

-раздача денег,

-бесплатный хлеб из государственных хранилищ

!!!  недовольство в народе

В Польше появился  самозванец - Лжедмитрий 1 /Григорий Отрепьев/, который обратился к польскому королю Сигизмунду за помощью при захвате власти в России. Обещал подчинить русскую православную церковь подчинить католической и отдать Речи Посполитой часть русских земель.

1604 г.- Лжедмитрий 1 перешёл границу, страна охвачена брожением.

В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, а в июне Лжедмитрий 1 вступил на престол

1605-1606 гг.- правление Лжедмитрия 1

Оказался деятельным и энергичным правителем:

- раздавал дворянам деньги и земли

-пытался создать союз европейских государств для войны с Турцией

-обещания,  данные польскому королю не выполнил

-май 1606 г. женился на Марине Мнишек

!!!!!!  Его окружение проявляло презрение к русскому боярству  !!!!!!

Заговор возглавил Василий Иванович Шуйский                                                                        

17 мая 1606 г. Лжедмитрий убит

1606-1610 гг. – правление Василия Шуйского

Новая власть не облегчила положение социальных низов

1606-1607гг - восстание Ивана Болотникова

Летом 1607г. появился новый самозванец- Лжедмитрий II  - решил взять Москву.

Остановился в Тушино - Лжедмитрий II –«тушинский вор»

Василий Шуйский не решился опереться на силы народа и заключил договор со Швецией –

 весной 1609 г.- войска под командованием Скопина- Шуйскогоосвободили северо-восточную часть Руси, разгромили тушинцев под Тверью

Интервенция                           сентябрь 1609 г.- Речь Посполитая объявила

                                                                             войну России

                                 Осадила Смоленск /20 месяцев – осада , оборона –

                                                                                      Михаил Шеин/

1611 г.- шведы захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива

Московские бояре, понимая безнадёжность положения Шуйского, организовали переворот – Шуйский пострижен в монахи

                                1610-1613г - семибоярщина

Новое правительство встало на путь национальной измены, решило пригласить на русский престол польского королевича Владислава

Сентябрь 1610 г.- в Москву вошли польские войска

30 ноября 1610 г.- патриарх Гермоген призвал к борьбе с интервентами, посажен в тюрьму, где умер.

!!!!!   на борьбу за освобождение России поднимается народ

1611г.    – первое ополчение -      Рязань, Прокопий Ляпунов – неудача

1612 г.   – второе ополчение – Нижний Новгород, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

!!!!!     Интервенты разбиты

*************************************************

1613 г -   На Земском соборе избран новый царь -                                                                    

                                                                    Михаил Романов /1613-1645г/

1617г.- Столбовский мир со Швецией /Россия была лишена выхода в море/

1618 г- Деулиновское перемирие с Польшей

Последствия Смуты:

  1. Временное усиление роли сословно- представительного органа - Земского собора
  2. Экономическая разруха и обнищание народа
  3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
  4. Воцарение новой династии

Закрепление знаний

1.Что такое гражданская война, народное ополчение, интервенция?

2. Почему и в чём проявился подъём национального самосознания русского народа?

3. Кого мы можем назвать народными героями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс

Разработка урока по теме "Времена года", 3 класс...

Разработка урока по теме: "Времена года"

Разработка к уроку: "Времена года" для 3 класса....

Разработка урока английского языка "Времена года. Погода."

по теме «Seasons and the weather»      Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 класса (авт. К.И.Кауфман,М.Ю. Кауфман)....

Методическая разработка урок-конкурс "Лучшее время в году"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, изучающих иностранный язык в цикле ОГСЭ...

разработка урока на тему Время для 5 класса по учебнику Биболетова

разработка урока на тему Время для 4 класса по учебнику Биболетова...

Методическая разработка урока "Простое совершенное время"

Материалы следует исспользовать по завершению 3-го раздела по УМК Кузовлева в 5 классах....

Разработка урока "Прошедшее простое время"

Разработка урока "Прошедшее простое время"...


 

Комментарии

Желнина Ирина Гавриловна

Тема очень сложная, много фактологии,у вас все получилось очень занимательно, интересно, спасибо большое