Интегрированный урок "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме

Короткова Анета Михайловна

Разработка представляет собой комментарий к технологической карте к интегрированному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommentariy_k_tehnologicheskoy_karte.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения

Технологическая карта к интегрированному уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения"


Комментарий к технологической карте.

Учитель истории: (на фоне фонограммы «колокольный звон»)
http://www.zvon.ru/mp3/records/pavslob.mp3
Утром 30 мая 1672 года, как только взошло солнце, по всей Москве раздался колокольный звон. Так на Руси было принято возвещать о семейной радости царя Алексея Михайловича - рождении сына или дочери … родился Петр.
Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с деятельностью Петра Великого, изучая произведение А.Толстого «
Петр Первый». В течение урока мы будем заполнять таблицу (лист наблюдения), которая будет необходима вам для составления характеристики Петра.
Учитель истории: Первая супруга царя Мария Ильинична Милославская родила много детей, но рано умерла. Овдовевший царь женился второй раз на молодой, красивой и крепкой здоровьем Наталье Кирилловне Нарышкиной. После смерти отца Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, правление которого было недолгим. Так как Федор был бездетен, снова встал вопрос о наследнике престола. Милославские и Нарышкины начали борьбу. Наиболее кровавой будет эта борьба во время стрелецкого бунта 1682 года. Иван был старшим, но здоровьем слаб и умом недалек. Петр был реальным претендентом, но ему было мало лет. Было решено провозгласить двух царей одновременно, а регентшей при них назначить Софью - старшую сестру.
Учитель литературы: книга 1, часть 1, главы 16 (конец), 17, 18, 19, часть 2, глава 1 (начало)
(
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=9 )
Обратимся к тексту романа А.Н. Толстого «
Петр Первый». Прочитайте главы о стрелецком бунте, какое впечатление произвела на вас картина выступления стрельцов. Что можно сказать о роли Софьи в этом восстании?
Звучит музыка «Хованщина»
http://mp3.classic-music.ru/music/mussorgsky/hovan01.mp3
Учитель истории: Реальная власть оказалась у Софьи в руках, а Петр с матерью был отправлен в с. Преображенское. Петр рос, играл с «потешными» войсками, которые впоследствии помогли ему свергнуть Софью с престола.
Учитель литературы: книга 1, часть 2, глава 3
(
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=12).
Как Петр относится к обучению грамоте, какая наука его больше привлекает? Чем для Петра стал Преображенский потешный полк: детским увлечением или серьезной военной подготовкой? Что привлекало будущего царя в Кукуе и как это его характеризует?
Учитель истории: После смерти Ивана в1689 году Петр остался единоличным правителем. Перед ним встал вопрос о дальнейшем развитии государства, посмотрев на карту определите основные направления и задачи деятельности Петра Первого. (Уч-ся говорят о необходимости выхода к морю, показывают на карте город Архангельск - единственный порт). Нужен был выход к незамерзающим морям.
Учитель литературы: книга 1, глава 6, 7 (часть 1)
(
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=52
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=57 )
- Как ведет себя Петр во время штурма Азова? Чем закончился первый Азовский поход? В чем причина поражения?
Каковы результаты второго похода на Азов? Как вы понимаете фразу: «Кукуй одолел Москву» ?
Учитель истории: Следующие действия Петра направлены на решение задачи - овладение выходом к Балтийскому морю. В 1697-1698 гг. Петр организует «великое посольство».
Учитель литературы: книга 1, глава 7 часть 2, 5-10
(
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=58 ,
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=59 )
С какой целью Петр отправляется в Европу?
Работа с текстом в группах:
1 группа – дайте характеристику европейского общества, что произвело впечатление на русских в Европе?
2 группа – чем интересовался и чему учился Петр за границей?
Запись в тетрадях. Цели Великого посольства:
1. Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства (номинальная цель);
2. Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
3. Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
4. Заручиться поддержкой европейских государств в предстоящей Северной войне;
5. Пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение;
6. Знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран.
Практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.
Учитель истории: Установить причины Северной войны вы сможете на основе материала учебника (запись в тетрадь). На основе произведения А.Толстого мы познакомимся с основными этапами и сражениями.
Учитель литературы: книга 2, глава 4 часть 3
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=110
Чем закончилась попытка взятия крепости Нарвы? Каким изображен здесь Петр?
Учитель истории: 1709 год - Полтавская битва - это полная победа русских войск на суше.
Учитель литературы: Этот переломный момент в ходе Северной войны, когда инициатива перешла полностью в руки русских войск, наиболее ярко представлен в поэме Пушкина «Полтава». Прочитаем описание этого сражения со слов «Горит восток зарею новой» до слов «И смерть и ад со всех сторон». Какие приемы использует Пушкин, чтобы передать динамику сражения? Каким мы видим Петра? Что в его облике и поведении привлекает внимание?
Учитель истории: Победа русских войск на суше была полной, однако, у Швеции был мощный военно-морской флот. 1714 год – сражение у мыса Гангут и 1720 год – у острова Гренгам – победы молодого русского флота, история которого началась лишь с 1696 года.
Северная война закончилась полной победой русских войск. В 1721 году в городе Ништадте был подписан мирный договор, условия, которого мы узнаем со страниц учебника. Россия была провозглашена империей. Петр провел множество реформ в экономической социальной и политической сферах жизни общества. Одной из таких реформ было изменение структуры государственного управления.
Учитель литературы: книга 1, глава 5 часть 2;
книга 2, глава 1, часть 3; глава 2, часть 3, 8;
Обратимся снова к тексту А.Н. Толстого, где наглядно представлены реформы Петра в сфере культуры и быта, а также отношение русского общества к нововведениям.
Прочитайте отрывки романа и запишите, какие новшества введены Петром и каково отношение к ним общества.
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=37
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=70
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=86
http://eclassic.com.ua/russkaya_proza/aleksey_tolstoy/petr_pervyy.mp3.239/?page=95
Учитель истории: Сегодня на уроке мы начали знакомство с большой эпохой Петра Великого. Изучение дальнейшей его деятельности мы продолжим на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "

Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Повышение мотивации школьников при изучении художественного произведения средствами театрализации.

Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит  формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познаватель...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Нравственное воспитание через чтение и изучение художественных произведений.

Эта статья посвящена теме актуальной особенно в наше время...Что такое нравственность? Как воспитать  школьника человеком нравственным? Моя статья поможет ответить на эти вопросы....

Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения.

    Проблема развития интереса к  чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт -  сниже...