методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812года"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Разработка урока " Отечественная война 1812 года". Представлены цели, ход урока урока, его заключительная часть, итог. Имеется дополнительный материал к каждому этапу урока. Данный урок посвящён событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века. Цель изучения данной темы – познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения. Данный урок должен способствовать формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и благодарность великим людям, служившим России. Урок направлен на воспитание любви к Отечеству, на развитие у учащихся младших классов интереса к истории. На данном уроке учитель использует видео материалы, которые позволяют ученикам более полно представить картину исторических событий девятнадцатого века, учащиеся учатся работать с историческими картами. На данном уроке осуществляется интеграция с уроком литературы, так как учитель использует отрывки из произведений великих русских поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, а так же цитирует высказывания Наполеона и французского историка Ф. П. Сегюра. Работая с учебником, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстом исторического содержания. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Школьники обобщают полученные знания по теме. На данном уроке используется презентация. С помощью использования ИКТ у учащихся повышается интерес к предмету. Увеличивается темп урока, соответственно увеличивается объём изучаемого материала. Использование ИКТ помогает учителю более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель истории
Терещенко Людмила Викторовна
МКОУ « Москаленская СОШ»
Марьяновского района
Омской области
2012 г.
Урок «Отечественная война 1812 года».
Цели урока:
- Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер.
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
- Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.
Учебное оборудование:
- Мультимедийный аппарат, видеоматериалы (авторская презентация, «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX вв.»).
- Раздаточные материалы (см. Приложение).
- Индивидуальные атласы «История России XIX в.»
- Учебник: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России конец XVII - XIX век» 10 класс.
Основные понятия и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. - Бородинское сражение, 12 октября 1812 г. - сражение под Малоярославцем; партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Выдающиеся личности: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат.
Предварительная подготовка: Отдельные учащиеся готовят сообщения: «Планы сторон. Дрисский лагерь», «Отступление русских армий», «Бородинское сражение», «Герои-партизаны».
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
- Причины войны.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Отступление русской армии.
- Бородинское сражение. Совет в Филях и оставление Москвы.
- Противостояние двух армий, партизанская война.
- Отступление и гибель «Великой армии».
- Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 года.
III. Закрепление изученного материала.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
- Рассказать об успехах и неудачах российской внешней политики в 1801-1812 гг. Как в целом оценить ее?
К неудачам русской внешней политики следует отнести: поражение под Аустерлицем и Фридландом; разгром союзников России Австрии и Пруссии; Тильзитский мир с Францией, который нанес ущерб российской экономике. С другой стороны, Наполеон, победив в сражениях Россию и Пруссию, не вторгся в пределы России уже в 1807 году и не заставил Россию воевать на два фронта, что можно считать относительным успехом.
Среди несомненных успехов следует назвать победы в войнах со Швецией, Персией и Турцией, в результате которых к России были присоединены Бессарабия, Финляндия, Грузия и часть Закавказья.
В целом результаты российской внешней политики были противоречивы. На восточном и северном участках Россия добилась несомненных успехов. В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений и побед.
2. Выполнение двумя учащимися письменных заданий с дальнейшей их проверкой учениками, выступающими в роли учителя (см. карточки - задания в Приложении).
II. Изучение нового материала (с использованием видеоматериалов).
- Причины войны.
Учитель сообщает: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дворянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.
- Давайте перечислим причины новой войны России с Францией. Ученики отвечают на основе сведений, полученных на прошлом уроке. Учитель дополняет. В результате обсуждения в тетрадях заполняется таблица (см. Приложение 3). Используются слайды 2-6 презентации.
- Вторжение Наполеона в Россию.
Учитель сообщает: накануне вторжения французская «Великая армия» значительно превосходила противостоящую ей российскую. Против 600 тыс. Наполеона русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Следует иметь в виду, что в целом российская армия также насчитывала около 600 тыс. человек, часть которых следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно иметь в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, остальные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств.
- Что вы знаете о принципах комплектования российской и наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, российская же армия состояла из набираемых на долгую службу рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы.)
Запись в тетрадях:
Начало войны: 12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Запланированное сообщение ученика на несколько минут «Планы сторон. Дрисский лагерь». При докладе ученик должен показывать планируемые операции сторон на карте (слайд 8)
Учитель сообщает: Теперь посмотрим, как на самом деле протекали военные действия.
Работа с картой «Нашествие армии Наполеона на Россию». Ученик показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторжения. Используется материал презентации (слайды 9 - 14)
- Отступление русской армии.
Запланированное сообщение ученика на несколько минут «Отступление русских армий», используется материал презентации (слайды 10 - 17) , показываются на карте места сражений и путь отступления русских армий.
Запись в тетрадях:
22 июля - соединение русских армий в Смоленске.
4-5 августа - сражение под Смоленском.
Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Общее командование принял на себя Барклай де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.
В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая до Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы. Герои битвы (см. материалы презентации).
Работа с учебником: кто-то из учеников читает о назначении Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию.
Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными». (Презентации, слайды 18 - 19)
- Бородинское сражение. Совет в Филях и оставление Москвы.
Вариант 1. Запланированное сообщение ученика «Бородинское сражение». Ученик и при рассказе опирается на схему. (Презентация, слайды 20 - 31)
Вариант 2. Использование видеофрагмента «Бородинское сражение» из урока «Отечественная война 1812 года» («Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX вв.»).
Запись в тетрадях:
26 августа 1812 г.- Бородинское сражение.
Работа со словарем (см. Приложение 2): Флеши - полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Работа с историческим источником «Историки о войне 1812 года» (Приложение 4, слайд 31 презентации)
- Каковы же итоги Бородинского сражения? Кто в нем одержал победу? Как на этот вопрос ответили современники и историки?
Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву, с. 137. Слайды 33 - 34 презентации)
Работа с историческим источником: прочтите документ «Из письма генерала Ф.Ф. Винценгероде Александру I». (Приложение 5)
- Почему автор документа считает правильным решение Кутузова об отступлении из Москвы? Согласны ли вы с его мнением?
После обсуждения заполняется таблица «Оставление Москвы, плюсы и минусы» (см. Приложение 6; слайд 35 презентации)
Запись в тетрадях:
2 сентября - совет в Филях. Решение - оставить Москву.
Учитель сообщает: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек. (Использование презентации, слайды 36 – 41)
Работа с историческим источником: прочтите документ «Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве». (Приложение 7)
- Как отразилось на французской армии пребывание в Москве?
Делается вывод: Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские склады, «Великая армия» оказалась на грани голода.
- Противостояние двух армий, партизанская война.
- Наполеон, заняв Москву, несколько раз предлагал Александру I начать переговоры о мире, но русский царь отказывался - почему? (слайд 42)
(По представлениям Наполеона война была окончена. В генеральном сражении при. Бородине он победил русскую армию и занял «сердце России» - Москву. Русские – побежденная сторона - должны были выслать послов и просить мира. В дальнейшем в результате голода и моральной деградации французской армии, он тем более был заинтересован в примирении. Русская армия, напротив, занимала хорошую позицию, была обеспечена всем необходимым и пополнялась войсками и вооружением. Боевой дух армии был очень высок. Промедление с наступлением зимы было на руку русским. Большую роль в этом сыграла и твердая позиция самого царя, который отказывался начать мирные переговоры до изгнания захватчиков из пределов России.)
Учитель сообщает: Придворная группировка, выступавшая за заключение мира с Наполеоном, не смогла возобладать, благодаря воинственным настроениям в армии и среди генералитета. Положение «Великой армии» в Москве быстро ухудшаюсь. Она оторвалась от своих тыловых баз, развернувшееся партизанское движение сковывало действия французских фуражиров и грозило полностью нарушить коммуникационную линию французов. Французы в Москве замерзали и голодали.
Запланированное сообщение ученика «Партизанское движение» (Слайды 43 - 50 презентации.) Учащиеся отвечают на вопросы:
- Насколько мощным было партизанское движение в России? (Партизанское движение было действительно сильным и всенародным. Партизаны наносили врагу весьма чувствительные удары, занимали небольшие города, грозили отрезать французов от своего тыла и баз снабжения.)
- Какие два направление в партизанском движении вы можете назвать? (Некоторые отряды возникали совершенно стихийно. Они состояли из крестьян, отставших солдат и руководились, как правило, невоенными людьми, зачастую самими крестьянами. Армейские партизанские отряда Фигнера, Давыдова, Сеславина, Дорохова действовали более организованно, во многом с ведома командования.)
- Отступление и гибель «Великой армии».
Учитель сообщает: Находясь в лагере под Тарутиным, русская армия быстро восстанавливала силы. Прибывали ополченцы и регулярные войска, русская армия получила перевес над французами в артиллерии. Французы попытались прорваться на юг в плодородные южные губернии, однако были остановлены русскими войсками в двух сражениях - под Тарутиным и под Малоярославцем. Последнее сражение предопределило судьбу армии Наполеона, поскольку стало окончательно ясно, что на юг ей прорваться не удастся. Сражение было чрезвычайно упорным, сгоревший город несколько раз переходил из рук в руки. Французы заняли город, однако им не удалось прорваться, русская армия занимало весьма удобную для себя позицию. С этого времени стратегическая инициатива переходит в руки русского командования. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
На карте находятся места сражений. (Слайды 51 – 56 презентации)
Запись в тетрадях:
Начало октября - сражение под Тарутиным.
12 октября - сражение под Малоярославцем.
- Чем было вызвано нежелание Наполеона отступать по Смоленской дороге? (Само по себе отступление было позорным и означало неудачное завершение московского похода, но французам пришлось отступать по разоренной дороге, на которой невозможно было пополнить запасы продовольствия и активно действовали партизанские соединения. Но с другой стороны, это был кратчайший путь к собственным тыловым базам.)
Учитель сообщает: Покидая Москву, Наполеон имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. В сражение под Красным был полностью разгромлен арьергард французов, а командующий маршал Даву едва избежал плена.
Армия Кутузова двигалась параллельно, угрожая отрезать французам пути отступления. Однако русская армия также была измотана и в последних боях практически не участвовала. Около реки Березины французская армия была окружена с трех сторон русскими армиями. Казалось, у него нет выхода. Пленение Наполеона означало бы немедленное окончание войны.
Работа с историческим источником «Из воспоминаний очевидца (В. Левентштерна)» (Приложение 8): ученики читают, отвечают на вопросы.
Учитель дополняет: После переправы Наполеон покинул армию и в санях под чужим именем и с небольшой свитой срочно выехал в Париж - набирать новую армию.
- Выскажите свое мнение по поводу такого поступка Наполеона. Почему Чичагов не мог, по мнению очевидца, задержать французов? (Войска не находились в тесном соприкосновением с противником и командующие не смогли разгадать маневр Наполеона, сделавшего вид, что будет переправляться в другом месте.)
- Кончились ли после Березины беды французов? (Нет. Потери, голод и холод армия терпела вплоть до прихода в Вильно. Отступление превратилось в беспорядочное бегство.)
Учитель сообщает: В середине декабря французская армия переправилась через Неман, покинув пределы Российской империи. 25 декабря 1812 года (6 января 1813 года). Александр I подписал манифест об окончании войны.
- Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 года.
Обсуждение и запись. (Слайд 57 презентации)
III. Закрепление изученного материала.
- Тестирование (Слайд 76 презентации, Приложения 9)..
Домашнее задание:
§57-58, вопросы к параграфам, подготовиться к тестированию.
Письменно ответить на вопрос: «Почему Россия одержала победу в войне с Францией?».
Подготовить сообщения о земляках – участниках войны 1812 года и об известных памятниках героям Отечественной войны 1812 года.
Карточки - задания
Задание № 1.
Что такое континентальная блокада? Почему Россия к ней присоединилась и какое влияние это оказало на ее экономику?
Задание № 2.
Выберите правильный ответ:
- В битве под Аустерлицем русскими войсками командовал:
а) А.В. Суворов;
б) М.И. Кутузов;
в) П.И. Багратион;
г) Александр I.
- С какими странами не воевала Россия в 1801 – 1812 гг.:
а) Франция;
б) Англия;
в) Швеция;
г) Турция.
- Какие территории вошли в состав России в это время:
а) Финляндия;
б) герцогство Варшавское;
в) Средняя Азия;
г) Правобережная Украина.
- Континентальная блокада – это:
а) разрыв Англией торговых отношений со странами Европы;
б) экономическая блокада Турции европейскими державами;
в) попытка наполеоновской Франции заставить европейские страны экономически изолировать Англию, бойкотировать ее товары.
- Тильзитский мир был заключен в:
а) 1805 году; в) 1811 году;
б) 1807 году; г) 1812 году.
Приложение 1.
Основные события Отечественной войны 1812 года.
Первый этап войны:
12 (24) июня 1812 г. — Вторжение наполеоновской армии в Россию.
6 июля 1812 г.- Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение.
22 июля (3 августа) 1812 г. — Соединение под Смоленском 1-ой русской армии Барклая де Толли и 2-ой русской армии под командованием Багратиона.
4—6 августа 1812 г. — Ожесточенное сражение за Смоленск.
8 августа 1812 г. — Назначение кн. М.И. Голенищева-Кутузова главнокомандующим русской армией.
24 августа – Бой за Шевардинский редут.
25 августа – Столкновение на правом (севернее дер. Горки) и левом (в районе Утицкого леса) флангах.
26 августа (7 сентября) 1812 г. — Основное Бородинское сражение.
1 сентября 1812 г. — Военный совет в Филях: решение об оставлении Москвы.
2 сентября 1812 г. — Вступление армии Наполеона в Москву.
2—6 сентября 1812 г. — Сильный пожар в Москве.
Сентябрь—Октябрь 1812 г. — Тарутинский марш-маневр Кутузова.
Второй этап войны:
6 октября 1812 г. — Корпус маршала Мюрата был разбит в Тарутинском бою.
7 октября 1812 г. — Уход французской армии из Москвы после бесплодных усилий Наполеона добиться мира с Александром I.
12 октября 1812 г. — Крупное сражение русских войск с французскими у Малоярославца.
13 октября 1812 г. — 2 декабря 1812 Г. — Отступление французов по старой смоленской дороге.
22 октября – Сражение за Вязьму.
1 ноября – Наполеон пришел в Смоленск.
5 ноября 1812 г. — Сражение русских войск с французами под Красным.
14—16 ноября 1812 г. — Сражение при р. Березине.
14 декабря 1812 г. — Изгнание наполеоновской армии из России.
25 декабря 1812 г. — Манифест Александра 1 об окончании Отечественной войны.
Заграничные походы русской армии.
1 января 1813 г. - Начало заграничного похода русской армии.
15 февраля 1813 г. — Подписание договора о мире, дружбе и оборонительном союзе между Россией и Пруссией в городе Калише.
февраль 1813 г. — Вступление русских войск в Берлин.
16 апреля 1813г. — В местечке Бунцлау скончался М.И. Кутузов. После этого русскую армию возглавили Александр I, Барклай де Толли и Витгенштейн.
20 апреля 1813 г. — Наполеоновская армия нанесла поражение русско-прусской армии при Люцене. В битве под Баутценом победа снова была на стороне французов. Витгенштейн передает командование русскими войсками М.Б. Барклаю де Толли.
23 мая 1813 г. — Воюющие стороны подписали договор о перемирии в Плесвице.
28 августа 1813 г. — Австрия подписала Теплицкий договор о дружбе и оборонительном союзе с Россией и Пруссией.
4-6 октября 1813 г. - "Битва народов" при Лейпциге.
март 1814 г. — Взятие русскими войсками совместно с союзниками Парижа.
19 (31) марта 1814 г. — Вступление союзных войск во главе с Александром I в Париж.
1814—1815 г. - Венский конгресс европейских держав в связи с завершением войны коалиции с Наполеоном Бонапартом.
2 сентября 1815г. — Священный союз России, Австрии и
Приложение 2.
Термины:
Отечественная война – война за независимость, целостность родины, вызывающая невиданный энтузиазм и героизм граждан.
Авангард – передовой отряд, прикрывающий главные силы на марше и при приследовании противника.
Арьергард – походное охранение в войсках, создаваемое для прикрытия основных сил армии при отступлении или отходе их в тыл.
Адъютант — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
Артиллерия – 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.
Батарея – артиллерийское подраздаление из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.
Гаубица – артиллерийское орудие, предназначенное дл навесной стрельбы.
Генеральное сражение – сражение армий двух воюющих стран, окончательно решающее ход войны в пользу одной из них.
Гренадеры – отборная пехота.
Гусары – легкая кавалерия, предназначенная для действий в тылу и на флангах противника, разведки и преследования врага.
Драгуны – тяжелая кавалерия, обученная для ведения боя в конном и пешем строю.
Кирасиры - тяжелая кавалерия, действующая в сомкнутом строю.
Кавалерия – конное войско.
Инфантерия – в XIX веке – пехота.
Картечь – артиллерийский снаряд, состоящий из чугунных пуль, уложенных в металлический стакан и разлетающихся при выстреле.
Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.
Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах.
Уланы – легкая кавалерия, имевшая на вооружении пику (кроме обычного вооружения), а также характерный головной убор с квадратным верхом.
Флеши – полевое и долговременное земляное укрепление в форме тупого угла.
Фураж – корм для лошадей.
Приложение 3.
Причины войны:
- Стремление Наполеона и французской буржуазии к мировому господству. Задачи Наполеона - сокрушить экономическое и политическое могущество Англии, подчинить своему контролю все страны Европы - препятствием была Россия.
- Агрессивная внешняя политика Франции. С 1810 г. Наполеон открыто начал нарушать Тильзитский мир: захватил Ольденбургское герцогство, на территории Варшавского герцогства строил военные склады и магазины. От России же требовал неукоснительного соблюдения Тильзитского мира.
- Неразрешимые противоречия между Россией и Францией.
Противоречия между Россией и Францией. | |
для Франции | для России |
1) Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговля с Англией на нейтральных американских судах, через территорию России английские товары широко распространялись в Германии, Австрии и Польше). 2) Январь 1810г.- указ Александра о введении нового таможенного тарифа | 1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба — сокращение доходов казны, дворян, купцов) 2) Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию. 3) Восстановление Польши Наполеоном — угроза целостности русской границы, опасность отторжения Литвы. 4) Падение авторитета Александра I. Российское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона |
Приложение 4.
Историки о войне 1812 года
О Бородинском сражении:
«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгшейся в Россию армией. Бородино не дало решающего перевеса ни одной из сторон и потому в сложившейся обстановке не могло предотвратить оставления Москвы русской армией».
А.З.Манфред.
О причинах победы:
«Конечно, коренной из всех его (наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины…»
Е.В. Тарле.
Приложение 5.
Из письма генерала Ф. Ф. Винценгероде* Александру I.
13 сентября 1812 г.
...Ваше Величество повелеваете мне описать Вам подробности о том, что побудило главнокомандующего к оставлению Москвы: одна необходимость, Всемилостивейший Государь; ибо мы принуждены были примкнуться к городу в самой мерзкой позиции. Что бы ни говорили, но последствия достаточно доказывают, что сражение 26-го (Бородинское) было проиграно. Армия, а особливо левый фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших к проигрышу сражения, произошла, как меня уверяли, от беспорядка, поселившегося в артиллерийском парке, после того как убили графа Кутайсова; недостаток был также и в амуниции, и не знали, где ее взять.
Хотя и достоверно, что неприятель понес равномерно чрезвычайную потерю и может быть более нашей, но он мог себя подкрепить на следующий день 4-м и 8-м корпусами, которые, прибыв поздно, не были в деле. На другой день сражения, 27-го, арьергард наш был атакован и опрокинут почти на армию, находившуюся в боевом порядке позади Можайска; ночью мы отступили и продолжали сии отступательные движения... пока не прислонились в самой дурной позиции, в трех верстах от Москвы...
1-го поутру князь Кутузов писал мне, чтоб я приехал к нему для переговоров. Я... отправился в главную квартиру, находившуюся в двух верстах от Москвы. Проездом я нашел и увидел армию в так называемой позиции, в которой слишком неблагоразумно было бы ожидать неприятельского нападения... Это было 1-го числа в полдень; тогда он еще ни на что не решился; говорено было о позиции, об атаке, об отступлении. Слава Богу, что меня не почтили приглашением к совету. Я уже во весь день не видел князя, но узнал, что собран был военный совет и что решено было отступить. Но здесь я должен откровенно сказать, что я сего же был бы мнения, если б меня спросили, судя по положению главной квартиры и дурной позиции, в каковую упрятали армию и которая не была даже удобна для составления из нее наступательной колонны, если б положено было покуситься на атаку...
Князь, решась отступить на рассвете, приказал мне тогда возвратиться к моему корпусу, взять опять команду над ним и прикрывать отступление его армии, правого фланга и арьергарда его по Можайской дороге, потом же мне самому отступить через город и прикрывать Владимирскую дорогу. Но все сии повеления были токмо словесные; к сему прибавлено было еще, что город занят будет во всю ночь арьергардом под командой генерала Милорадовича... Неприятель вступил в Москву около 5-ти часов вечера, следуя близко за арьергардом генерала Милорадовича, который, как меня уверяли, условился с ним о некотором распорядке, который, однако, не был мне сообщен. Положение мое было затруднительно. Быв в деле с 4-м корпусом, удаленный на несколько верст от города, который, как меня уверяли, предположено было удержать ночью и в который дали вступить неприятелю, я некоторое время имел перед правым моим флангом кавалерию, спускавшуюся по Можайской дороге и которую мне надлежало сначала принять за нашу кавалерию. Надобно было быть в сей день особенному для меня счастью, что с отрядом моим отделаться от неприятеля с честью. Неожиданный случай подкрепил меня гвардейскими казаками и изюмскими гусарами, которые, отрезаны быв от армии, присоединились ко мне...
Коль скоро неприятель вступил в город, пожар начался и большая часть оного обращена в пепел. Мне неизвестно, оставила ли армия наша в городе что-либо кроме госпиталя; большая часть жителей спаслась: ужасное зрелище, которое я в жизни мою не позабуду! Пленные уверяют меня, что, несмотря на пожар, неприятель нашел много драгоценных для себя вещей в городе, а особливо сукон. Он все сие собирает в Кремль, куда пожар не достиг...
Письмо мое было уже запечатано, и я хотел его отправить, но в сие время привели ко мне с аванпостов моих некоего господина Яковлева**... он снабжен французским паспортом и открылся мне, что имеет при себе письмо от императора Наполеона к Вашему Императорскому Величеству. Я ответствовал ему тотчас, что после сего открытия мне нельзя было почесть его за обыкновенного человека, что я не могу понять, как он осмелился принять на себя такое поручение и что я как его, так и бумаги его отправлю к министру полиции, что немедленно и исполняю.
- Когда произошли события, описанные в документе?
- Почему автор документа считает правильным решение Кутузова об отступлении из Москвы?
* Ф. Ф. Винценгероде — немецкий генерал на русской службе. Во время оккупации французами Москвы командовал особым отрядом, который прикрывал дорогу на Тверь и вел партизанскую войну.
** И. А. Яковлев (1767—1846) — помещик, отец А. И. Герцена. Жил в Москве, не успел выехать до прихода французов. По просьбе Наполеона взял письмо для Александра I. Это была первая попытка Наполеона начать мирные переговоры.
Приложение 6.
Оставление Москвы, плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
|
|
Приложение 7.
Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве
Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших...
До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 до 200 тысяч рублей. Сгорело шесть тысяч лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены. Так как никто не ожидал, что город будет предан пламени, то можно только представить себе, сколько богатства погибло.
Из воспоминаний французского офицера
Своеволие и беспорядок достигли крайних пределов; всякая мысль о команде и послушании стала невозможностью, исчезла разность в чинах и пожеланиях — мы представляли собой шайку обрюзглого люда. Когда несчастный после долгой борьбы падал, наконец, подавленный всеми бедами, все вокруг него, уверенные в том, что это конец и ему уже не подняться, прежде чем он испускал последний вздох, бросались на несчастного как на настоящий труп, срывали обрывки одежды — и он, в несколько секунд оказавшись голым, оставался в таком виде умирать медленной смертью...
Как отразилось на французской армии пребывание в Москве?
Приложение 8.
Из воспоминаний очевидца (В. Левентштерна):
«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее чем у французов…
Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам…
Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березины до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы…
Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».
Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся.»?
Приложение 9.
Тесты для самопроверки
- Направлением главного удара Наполеон избрал:
а) Санкт-Петербург; б) Москву;
в) Киев; г) Новгород.
- Кто командовал 1-ой русской армией в июне 1812 г.?
а) М.Б. Барклай де Толли б) М.И. Кутузов;
в) П.И. Багратион; г) Н.Н. Раевский.
- Главнокомандующий русской армией, про которого солдаты говорили: "Ведет гостя в Москву":
а) М.Б. Барклай де Толли б) М.И. Кутузов;
в) П.И. Багратион; г) Н.Н. Раевский.
- Город, где соединились отступающие русские армии:
а) Витебск б) Смоленск в) Москва г) Малоярославец
- Какой город в 1812 году считался «ключом к Москве»?
а) Витебск б) Смоленск в) Санкт-Петербург г) Тула
- Значение Смоленского сражения состоит в том, что:
а) был сорван замысел Наполеона о разгроме русских армий по одиночке;
б) основные силы французской армии были разгромлены;
в) русским армиям удалось отстоять Смоленск;
г) русская армия перешла в контрнаступление.
- Бородинское сражение закончилось:
а) победой русской армии; б) поражением русской армии;
в) не принесло победы ни одной из сторон;
г) отступлением французской армии.
- Какую цель преследовал М.И. Кутузов, принимая решения оставить Москву без боя:
а) навязать Наполеону зимнюю кампанию;
б) спасти Санкт-Петербург? в) сохранить русскую армию;
г) вызвать всенародный гнев к Наполеону.
- Среди имен героев Отечественной войны 1812 года отметьте имена партизан:
а) П.И. Багратион; б) П.И. Пестель; в) В. Кожина; г) А.С. Фигнер; | д) Д.В. Давыдов; е) Н.Н. Раевский; ж) Г.Курин; з) А.Н. Сеславин |
- Расположите в хронологической последовательности события в ходе Отечественной войны 1812 года:
а) тарутинский маневр; б) Бородинское сражение;
в) битва за Смоленск; г) военный совет в Филях;
д) переправа французских войск через реку Березину;
е) уход французской армии из Москвы.
Приложение 10.
Тесты для самопроверки
Задания с открытым ответом
- Характер войны 1812 года для России.
- Характер войны 1812 года для Франции.
- "Я буду властелином мира..." (автор слов)
- Государства, непокоренные французами к 1812. году.
- Количество русских армий, расположенных перед вторжением вдоль границы.
- Военный министр России перед войной 1812 г.
- Командующий Первой русской армией.
- Командующий Второй русской армией.
- Командующий Третьей русской армией.
- Река, переправившись через которую французы вторглись в Россию.
- Главнокомандующий русской армией, про которого солдаты говорили: "Ведет гостя в Москву".
- Российский император, находившийся в то время на престоле.
- Новый главнокомандующий, назначенный императором под давлением общества.
- Учеником и соратником какого другого полководца он был (см. № 13)
- Город, взятием которого французы рассчитывали одержать победу в войне.
- Город, где, соединились отступающие русские армии.
- Какой город в 1812 году считался "ключом к Москве".
- Место генерального сражения русской и французской армий.
- Дата этого сражения (число, месяц, год)
- В чью пользу оно завершилось.
- "Самое страшное из моих, сражений то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми". Кто, о какой битве сказал?
- Один из героев Бородинского сражения.
- Где состоялся военный совет, на котором было принято, решение об оставлении Москвы.
- Когда это было (число, месяц, год) см. № 23
- "Пока будет существовать армия... до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но, при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна". Автор строк.
- Стихийное бедствие, постигшее Москву в 1812 году.
- Место расположения русской армии после отступления из Москвы.
- Один из героев партизан войны;1812 г.
- Должностное лицо, издавшее манифест с призывом создавать ополчение.
- Должностное лицо, разрешившее дворянам вооружаться самим и раздать оружие крестьянам.
- Герой войны I8I2 года, наш земляк.
- Дорога, по которой вынужден был отступать Наполеон.
- Река, при переправе через которую отступающая французская армия понесла огромные потери.
- В, каком году, французы были изгнаны и территории России.
- В каком городе и в каком году закончились заграничные походы русской армии.
- Где, когда решался вопрос о послевоенном устройстве Европы после победы над Наполеоном.
- Где и когда было сражение, названное "битвой народов".
- Территория, вошедшая в состав России после войны.
- Название Союза, созданного для поддержания незыблемости послевоенного устройства и борьбы с революционным движением.
- Один из организаторов этого Союза
- Известный вам памятник войны 1812 года в Петербурге.
- Известный вам памятник войны 1812 года в Москве.
Пояснительная записка
Автор материала : Терещенко Людмила Викторовна | |
Должность : учитель истории | |
Образовательное учреждение : МКОУ « Москаленская СОШ», МАрьяновского района, Омской области | |
Название материала : урок « Отечественная война 1812 года» | |
Вид ресурса: методическая разработка урока | |
Цели: 1.Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер. 2.Воспитывать чувство гордости, любви к Родине на примерах подвигов российского народа. 3.Развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать. Задачи материала :способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.
| |
Список использованной литературы.
2, Газета «Первое сентября». Приложение «История» Ссылки на Интернет - источники : http://www.internet-school.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. http://www.internet-school.ru/ - Телешкола http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" СD. “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс
Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....
Методическая разработка урока "Русско - японская война"
Комбинированный урок с использованием регионального компонента, с учетом профиля профессии "Официант, бармен"...
Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"
Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...
Методическая разработка урока истории "Столетняя война", 6 класс
Технологическая карта урока расчитана на 2 ч.(может быть сокращена до 1 ч.). Урок был представлен в рамках муниципального этапа (очного) "УГА-2020". Победитель.Ввиду большого веса файла урок...
Методическая разработка урока "Русско-японская война 1904-1905 гг."
Методическая разработка включает конспект урока и презентацию...
Методическая разработка урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."
Данный урок является, вторым уроком в изучении внешней политики России при АлександреII.Тип урока - комбинированный: проведён отбор наиболее рациональной структуры уро...
Методическая разработка урока «Металлы- солдаты войны»
Данный урок входит в систему уроков по теме: «Металлы» в 9 классе и является обобщающим. Он связан с другими уроками системой знаний и умений, т.к. для его проведения необходимы знать стро...