Разработка урока по теме Отечественная война 1812 года
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Урок для 8класса с элементами игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Урок по теме Отечественная война 1812 года

 Задачи урока:

 сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого.

Тип урока: комбинированный с элементами игры                                Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.», карта-схема «Бородинское сражение», портретная галерея полководцев 1812 года, картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях»

 ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Причины и характер войны. Соотношение сил.                                        2.Начальный период войны.                                                        3.Бородинское сражение.                                                                4.Оставление Москвы. Тарутинский маневр.                                                5.Малая война                                                                        .6.Изгнание Наполеона.                                                                        7.Итоги и значение войны 1812 г.                                                                                                         Ход урока

Добрый день, ребята!                                                                                        Наш урок сегодня посвящен событиям начала XIX века, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн.         В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

«Гроза двенадцатого года                                                                                Настала – кто тут нам помог?» –                                                         размышляет А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».                        Выяснить причины победы россиян в войне 1812 года мы должны будем на сегодняшнем уроке.                                                                         Вопросы учащимся:                                                                                        - какую цель преследовал Наполеон?                                                                -А Александр?                                                                        Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления        Франции в войну.                                                                                На уроке дается краткая сравнительная характеристика русской и французской армии.                                                                                                        Работа с учебником стр.24:                                                                                -Подумайте что отличало наполеоновских солдат от русских?                 Самостоятельная работа с картой: учащиеся показывают стратегическое расположение русской армии и характеризуют начальный этап войны. Обращаем внимание школьников на характер войны со стороны России - освободительная, Отечественная война. Это оказало сильнейшее влияние на моральный дух армии.                Работа с портретной галереей полководцев. Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий.                Проблемное задание: В начальный период войны русская армия отступала. Почему?                                                                                                Кутузов решается на генеральное сражение при Бородино. Чем вызвано такое решение?                                                                                                В ходе работы учащиеся уясняют стратегическую значимость Бородинского  сражения в Отечественной войне 1812 г. и окончательном разгроме наполеоновской армии.                                                                                                                - Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение», объясните выбор данной позиции Кутузовым? Выясните, как была укреплена позиция? Чем она была выгодна? Почему левый фланг Кутузов назвал слабым местом позиции?                                        Заслушивается сообщение уч-ся о сражении при Бородино.                                        « Из 50 данных мною сражений,- говорил Наполеон, это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов».                                Историки спорят: кто победил в этой «битве гигантов»? Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обратиться к целям сторон. Очевидно, что главных целей не добился никто. Это, однако, ничуть не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве.                                                                                                        1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина А. Фролова состоялся Военный совет русского командования. Показать уч-ся картину художника А.Д. Кившенко. Заранее подготовленный уч-ся называет поименно изображенных на картине членов Военного совета, указывая их воинские звания.                                                        Создаем игровую ситуацию «Военный совет в Филях». Каждый «член Военного совета» участвует в обсуждении хода сражения, прежде называя свою фамилию и звание. В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревни Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию»                                                        Вопросы для обсуждения                                                                                1.Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы?                                                                                        2.Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?                                                                Завершая обсуждение поставленных вопросов, акцентирую внимание учащихся на трудности выбора. Проблема выбора в жизни касается всегда не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.                                                                На следующий день русские войска оставили Москву. «Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную» (М.И. Кутузов).                                                                        Предлагаю классу вспомнить известные строки, написанные А.С. Пушкиным:                                                                                        Напрасно ждал Наполеон,                                                                                 Последним счастьем упоенный,                                                                 Москвы коленопреклоненной                                                                         С ключами старого Кремля:                                                                 Нет, не пошла Москва моя                                                                                 К нему с повинной головою.                                                                 Не праздник, не приемный дар,                                                                         Она готовила пожар                                                                                 Нетерпеливому герою.                                                                Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был пуст. В различных частях города вспыхнули пожары, а через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I. Эти попытки высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне «Волк на псарне», которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:                                                                                                …Ты сер, а я. Приятель, сед,                                                                        И волчью вашу я давно натуру знаю;                                                                А потому обычай мой:                                                                                С волками иначе не делать мировой,                                                                Как снявши шкуру с них долой.                                                                        Гибельной для захватчиков оказалась «малая война». Слушается сообщение уч-ся «Малая война». На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. И в результате Наполеон покинул Москву. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: «С сей минуты Россия спасена!»                Вопрос классу: что означали слова Кутузова?                                                        Началось изгнание наполеоновской армии из России.  Сражение при переправе через Березину довершило разгром наполеоновской армии.                                                 Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. Делаются выводы.                                                                                        Следует обратить внимание уч-ся на то, что участники событий 1812 г. – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 года не должна и не может быть предана забвению.

Домашнее задание: п.4  и разноуровневые вопросы и задания:                                1. «Гроза двенадцатого года                                                                Настала - кто тут нам помог?                                                        Остервенение народа,                                                                Барклай, зима иль русский бог?»- размышляет  А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Выскажите свое мнение о причинах победы русского народа в 1812г. Какие из перечисленных вами факторов не раз «выручали» русский народ в борьбе с внешними захватчиками?                                                                                                2. Представьте себе, что вы должны провести экскурсию по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г.Составьте наиболее полный маршрут.                        3. Подготовьте сообщение на тему: «Отечественная война 1812 г. в литературе и искусстве XIX века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...

Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...

Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812"...

Разработка урока по теме: «Отечественная война 1812 года»

Методическая разработка по теме " Отечественная война 1812 года"...

Разработка урока по теме: "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока по теме" Отечественная война 1812 года" содержит материалы для проведения урока истории по данной теме.  Приводится конспект урока, презентация, которая является неотъемлемой час...

Разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года"...