ДМК "Причины поражения Великой Армии Наполеона"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А) Распределите ролевые обязанности в группе (фиксаторы времени, выступающие, заполняющие таблицу)
Б) Прочитайте тексты
В) Определите, кто автор каждого текста (из 2-х вариантов), и подчеркните в тексте, какие фразы помогли вам понять это
Г) Заполните первую строку таблицы
Д) Определите причины поражения, которые выделяет автор текста, заполните вторую строку таблицы
Е) Обсудите в группе: можем ли мы безоговорочно доверять автору: Если да ставите «+», нет «-«, Сомневаемся «?»
Ж)Переходим к обсуждению: представители групп по очереди разбирают по 1 тексту, остальные слушают, Выражают своё согласие или несогласие
- Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce , сделать искусное выпадение в prime и т. д., — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.…»
Историк/пистаель
- …едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.»
Иностранец/россиянин
Современник/потомок
- «… и начались пожары. Французам стало жарко. Они сняли с себя платье и в дезабилье вышли на улицу.
Не успели они сделать пяти шагов, как стукнул мороз и уложил на месте добрую половину французов.
Оставшиеся в живых еле добежали до своих квартир и, наскоро одевшись, попросили есть.
Но, увы! Тут оказалось, что русские уезжая, забрали с собой весь хлеб.
Осталось одно сено, но не было между французами г-жи Нордманъ-Северовой, чтобы сварить им из сена бульон, курицу и компот.»
Сатирик россиянин/иностранец историк
- «…Несколько дней раздача провианта становится весьма беспорядочной: сухари все вышли, вина и водки нет ни капли, люди питаются одной говядиной, от скота отнятого у жителей и окрестных деревень. Но и мясо надолго не хватает, так как жители при нашем приближении разбегаются и уносят с собою все, что только могут взять и скрываются в густых, почти неприступных, лесах…
…Собранные мною около города большие стада скота отбиты неприятельскими легкими отрядами, а оставшиеся отправлены мною в г. Красный. Даже отряды наших войск, расположенные в окрестностях города, принуждены спасаться от русских разъездов в самом городе. Подвоз продуктов из деревень прекратился, и два наших транспорта, с 65 нагруженными фурами и 150 лошадьми, у нас отбиты…»
Иностранец/россиянин
Современник/потомок
- Сообщая о сущности флангового маневра царю, Куту зов до конца не раскрывал его суть. Он писал 16 сентября из деревни Жилино: «С армиею де лаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние… прикрывать пособия, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова…».
В такой сложной обстановке совершать подобного рода маневры никому из полководцев до Кутузова ещё не приходилось. По замыслу и осу ществлению фланговый маневр явился выдающимся до стижением военного искусства, одно проведение которого могло бы дать Кутузову славу гениаль ного полководца. Кроме того, менял ся и сам характер боевых действий: вместо оборонительных они становились наступательными.
Историк/пистаель
- «…Хитрая лиса – Кутузов – меня сильно подвел своим фланговым маршем»
Иностранец/россиянин
Причины поражения Великой армии Наполеона | ||||||
Текст№1 | Текст№2 | Текст№3 | Текст№4 | Текст№5 | Текст№6 | |
Автор | ||||||
Причины поражения Великой Армии | ||||||
+/-+? |
Причины поражения Великой армии Наполеона | ||||||
Текст№1 | Текст№2 | Текст№3 | Текст№4 | Текст№5 | Текст№6 | |
Автор | ||||||
Причины поражения Великой Армии | ||||||
+/-+? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-суд по теме "Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»
Тип урока: обобщения и систематизацииФорма урока: урок-судМетоды: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);практический; стимулирования и мотивации (Ю.К....
Методическая разработка классного часа "Народная война против армии Наполеона""
Цель: Создание условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, их гражданского становления.Задачи:1. Приобщить обучающихся к изучению героической и...
Вторжение армии Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны 1812 года
Сценарий урока по истории России ХIХ века Вторжение армии Наполеона в Россию.Начало Отечественной войны 1812 года...
"Великой армии простой солдат".Презентация о жизни и творчестве В.Быкова (11 класс)
Презентация поможет учителю провести урок литературы в 11 классе и рассказать о Василе Быкове , участнике Велиеой Отечественной войны....
Конспект урока "Потерянная армия Наполеона"
Урок предназначен для учащихся 8-9 классов....
11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).
Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...
презентация "Заграничный поход русской армии. Разгром Наполеона"
Презентация по теме "Заграничный поход русской армии. Разгром Наполеона". Можно использовать на уроках Новой истории и истории России....