Вторжение армии Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны 1812 года
план-конспект урока по истории на тему

Тезина Ирина Борисовна

 

Сценарий урока по истории России ХIХ века

 

Вторжение армии Наполеона в Россию.

Начало Отечественной войны 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_voyne_12_goda_tezinoy_i.b.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий урока по истории России ХIХ века

учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 24

Тезиной Ирины Борисовны

Тема урока:        Вторжение армии Наполеона в Россию.

Начало Отечественной войны 1812 года

Цели урока:

  1. Показать глубоко народный характер Отечественной войны 1812 года.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.
  3. Ознакомиться с особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в данной войне с тем, чтобы учащиеся гордились славой русского оружия, героизмом русских солдат, талантом выдающихся русских полководцев.
  4. Продолжить развивать историческое мышление, показать на конкретных событиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон от характера войны.

Основные понятия: стратегия, тактика, континентальная блокада, партизанское движение.

Оборудование урока: карта “ Нашествие армии Наполеона на Россию’’,

компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Проблемное задание :  Объяснить, почему война1812 года была названа Отечественной?

II.     Подготовка учащихся к восприятию нового материала.  Повторение изученного ранее в форме беседы по вопросам:

 - Какова была международная ситуация в Европе в начале XIX века?

 - Каковы основные направления, цели внешней политики России в начале XIX века?

- Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?

- Какие противоречия существовали между Россией и Францией?

Беседа заканчивается анализом сравнительных данных о соотношении сил России и Франции накануне войны. Обобщая ответы учащихся учитель делает вывод о том, что обе стороны готовятся к войне, следовательно война была неизбежна.

III. Объяснение нового материала.

А) Причины начала войны учитель выделяет, характеризуя обострение русско-французских противоречий:

  1. Невыгодные для России условия  Тильзитского мирного договора.
  2. Стремление Наполеона к мировому господству. Ещё в 1811 году Наполеон говорил:  “ Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.  

Б)  Цели воюющих сторон. Раскрывая характер войны 1812 года, учитель обращает внимание учащихся на то, что, готовясь “ раздавить” Россию, Наполеон планировал не только разгромить русскую армию, но и подчинить страну, превратить её во второстепенное государство.

       Учащимся выдаются карточки  и предлагается определить какие цели войны преследует Франция, а какие – Россия.

        Учащиеся должны выделить следующие цели войны:

        Для Франции:                                                                                                                                                          1. Приграничное сражение и разгром армии противника.

     2. Порабощение завоёванного государства.

  1. Раздел завоёванного государства.

Для России:

  1. Сохранение государственной независимости.
  2. Сохранение территориальной целостности.
  3. Укрепление международного авторитета России и Александра I, снизившегося после поражения при Аустерлице и заключения тильзитского мирного договора.

Далее, учащиеся работают по слайду, где изображена территория России и те регионы, которые должны были быть отторгнуты в случае победы Наполеона. Анализируя карту, учащиеся приходят к выводу, что Россия теряла самые экономически развитые территории. Кроме того,  утрата этих земель приводила к потере выходов к морям.

 В) Определяя характер войны, необходимо ещё раз посмотреть причины войны и цели каждой из воюющих сторон (у каждого из участников они разные ).

     Учащиеся работают с раздаточным материалом и определяют характер войны 1812 года.

     Для России – война была справедливой, освободительной, Отечественной.

     Для Франции – несправедливой, захватнической, грабительской.

Г) Характеризуя планы воюющих сторон,  учитель выделяет следующие:

        Наполеон предполагал – разгромить русские армии поодиночке в приграничных  сражениях и подписать выгодный мирный договор Таким образом, Наполеон рассчитывал на быстротечную компанию. Кроме того, Наполеон ставил своей целью захват Москвы. “ Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в самое сердце”.

        У русских не было единого плана начала военной кампании.

1. План Фуля: сооружение на Западной Двине Дрисского лагеря, где должна  была укрыться главная армия, а другие армии зайдут Наполеону в тыл.

2. План Барклая-де-Толли: предусматривал и наступательные действия и возможность оборонительных действий.

3. “ Скифская стратегия ” – заманивание вглубь страны с целью полного разгрома завоевателя.

  Учащимся предлагается ответить на вопрос:

- Хорошо ли, что у России отсутствует единый план проведения военной кампании?

Выслушав рассуждения учащихся,  цитируются строки И.А. Крылова:

“ Когда в товарищах согласья нет,

   На лад их дело не идёт”.

Д)  Начало и ход войны – рассказ учителя.12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона в пределы России. Так началась Отечественная война 1812 года. Для России это была справедливая война за сохранение независимости. Только Англия, блокированная с моря, и Россия, с её самостоятельной внешней политикой, мешали Наполеону реализовать его идею мирового господства.

     Французская армия ( 640 тыс. человек ) противостояла русской, разделённой на три находившиеся далеко друг от друга группы ( под командованием Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова ). Наполеон рассчитывал разбить их в сражениях поодиночке.

      Учитывая превосходство противника, русские отступили, избегая сражений. Единого командования не было.

      В конце июля 1812 года русским удалось соединиться под Смоленском.

Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. французских солдат.

     К этому времени в России было создано народное ополчение. Так началась партизанская война.

     Сражение за Смоленск не выявило победителя. Тем не менее Барклай де Толли, осуществлявший общее командование соединившимися русскими  армиями,  6 августа дал приказ отступать.

     Постоянное отступление русской армии снижало её боевой дух. Общество требовало назначения командующим М. И.Кутузова. И царь вынужден был уступить: “ Общество желало его назначения, и я его назначил,- сам же я умываю руки”.

Бородинское сражение.                                                                                                                                            На основе слайда учащиеся анализируют цели сторон и соотношение сил накануне Бородинского сражения. В результате делается вывод, что Наполеон, имея незначительное преимущество, рассчитывал разгромить русскую армию, заключить выгодный мир и с блеском закончить данную военную кампанию. Кутузов предполагал, дав генеральное сражение, успокоить общественное мнение, истощить силы врага. Для чего была избрана оборонительная тактика и выгодная позиция для будущего сражения.

     Следующий слайд характеризует расположение сил противостоящих сторон накануне сражения.

   Ход сражения рассматривается на основе видео фрагмента CD диска. Затем учитель приводит факты, свидетельствующие о героизме солдат, офицеров и генералов в ходе сражения.

   Далее следует вопрос:

- Кто же победил в ходе Бородинского сражения? Почему?

   Чтобы дать правильный ответ , учитель вновь обращает внимание учащихся на цели сторон накануне сражения. И делает вывод о том, что план Наполеона провалился: потери французов составили 58 тыс. человек, потери русских- 45 тыс. человек.

 Историческое значение Бородинского сражения можно оценить коротко и значимо:

  1. Наполеону не удалось осуществить свои планы – разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.
  2. Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.

Сам Наполеон так оценивал это сражение: “ Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Домашнее задание: п.4, ознакомиться с документами учебника, творческое задание:  “Значение Бородинского сражения  в ходе войны 1812 года и в истории России”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

презентация к уроку литературы в 10 классе "История мундира русской армии Отечественной войны 1812 года"

В презентации рассказывается о мундирах времен правления Павла 1 и Александра 1, имеется словарь предметов военной одежды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....