Вторжение армии Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны 1812 года
план-конспект урока по истории на тему
Сценарий урока по истории России ХIХ века
Вторжение армии Наполеона в Россию.
Начало Отечественной войны 1812 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_voyne_12_goda_tezinoy_i.b.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по истории России ХIХ века
учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 24
Тезиной Ирины Борисовны
Тема урока: Вторжение армии Наполеона в Россию.
Начало Отечественной войны 1812 года
Цели урока:
- Показать глубоко народный характер Отечественной войны 1812 года.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.
- Ознакомиться с особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в данной войне с тем, чтобы учащиеся гордились славой русского оружия, героизмом русских солдат, талантом выдающихся русских полководцев.
- Продолжить развивать историческое мышление, показать на конкретных событиях Отечественной войны 1812 года зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон от характера войны.
Основные понятия: стратегия, тактика, континентальная блокада, партизанское движение.
Оборудование урока: карта “ Нашествие армии Наполеона на Россию’’,
компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по теме, раздаточный материал.
Ход урока
- Проблемное задание : Объяснить, почему война1812 года была названа Отечественной?
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Повторение изученного ранее в форме беседы по вопросам:
- Какова была международная ситуация в Европе в начале XIX века?
- Каковы основные направления, цели внешней политики России в начале XIX века?
- Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?
- Какие противоречия существовали между Россией и Францией?
Беседа заканчивается анализом сравнительных данных о соотношении сил России и Франции накануне войны. Обобщая ответы учащихся учитель делает вывод о том, что обе стороны готовятся к войне, следовательно война была неизбежна.
III. Объяснение нового материала.
А) Причины начала войны учитель выделяет, характеризуя обострение русско-французских противоречий:
- Невыгодные для России условия Тильзитского мирного договора.
- Стремление Наполеона к мировому господству. Ещё в 1811 году Наполеон говорил: “ Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.
Б) Цели воюющих сторон. Раскрывая характер войны 1812 года, учитель обращает внимание учащихся на то, что, готовясь “ раздавить” Россию, Наполеон планировал не только разгромить русскую армию, но и подчинить страну, превратить её во второстепенное государство.
Учащимся выдаются карточки и предлагается определить какие цели войны преследует Франция, а какие – Россия.
Учащиеся должны выделить следующие цели войны:
Для Франции: 1. Приграничное сражение и разгром армии противника.
2. Порабощение завоёванного государства.
- Раздел завоёванного государства.
Для России:
- Сохранение государственной независимости.
- Сохранение территориальной целостности.
- Укрепление международного авторитета России и Александра I, снизившегося после поражения при Аустерлице и заключения тильзитского мирного договора.
Далее, учащиеся работают по слайду, где изображена территория России и те регионы, которые должны были быть отторгнуты в случае победы Наполеона. Анализируя карту, учащиеся приходят к выводу, что Россия теряла самые экономически развитые территории. Кроме того, утрата этих земель приводила к потере выходов к морям.
В) Определяя характер войны, необходимо ещё раз посмотреть причины войны и цели каждой из воюющих сторон (у каждого из участников они разные ).
Учащиеся работают с раздаточным материалом и определяют характер войны 1812 года.
Для России – война была справедливой, освободительной, Отечественной.
Для Франции – несправедливой, захватнической, грабительской.
Г) Характеризуя планы воюющих сторон, учитель выделяет следующие:
Наполеон предполагал – разгромить русские армии поодиночке в приграничных сражениях и подписать выгодный мирный договор Таким образом, Наполеон рассчитывал на быстротечную компанию. Кроме того, Наполеон ставил своей целью захват Москвы. “ Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в самое сердце”.
У русских не было единого плана начала военной кампании.
1. План Фуля: сооружение на Западной Двине Дрисского лагеря, где должна была укрыться главная армия, а другие армии зайдут Наполеону в тыл.
2. План Барклая-де-Толли: предусматривал и наступательные действия и возможность оборонительных действий.
3. “ Скифская стратегия ” – заманивание вглубь страны с целью полного разгрома завоевателя.
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
- Хорошо ли, что у России отсутствует единый план проведения военной кампании?
Выслушав рассуждения учащихся, цитируются строки И.А. Крылова:
“ Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не идёт”.
Д) Начало и ход войны – рассказ учителя.12 июня 1812 года началось вторжение Наполеона в пределы России. Так началась Отечественная война 1812 года. Для России это была справедливая война за сохранение независимости. Только Англия, блокированная с моря, и Россия, с её самостоятельной внешней политикой, мешали Наполеону реализовать его идею мирового господства.
Французская армия ( 640 тыс. человек ) противостояла русской, разделённой на три находившиеся далеко друг от друга группы ( под командованием Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова ). Наполеон рассчитывал разбить их в сражениях поодиночке.
Учитывая превосходство противника, русские отступили, избегая сражений. Единого командования не было.
В конце июля 1812 года русским удалось соединиться под Смоленском.
Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тыс. французских солдат.
К этому времени в России было создано народное ополчение. Так началась партизанская война.
Сражение за Смоленск не выявило победителя. Тем не менее Барклай де Толли, осуществлявший общее командование соединившимися русскими армиями, 6 августа дал приказ отступать.
Постоянное отступление русской армии снижало её боевой дух. Общество требовало назначения командующим М. И.Кутузова. И царь вынужден был уступить: “ Общество желало его назначения, и я его назначил,- сам же я умываю руки”.
Бородинское сражение. На основе слайда учащиеся анализируют цели сторон и соотношение сил накануне Бородинского сражения. В результате делается вывод, что Наполеон, имея незначительное преимущество, рассчитывал разгромить русскую армию, заключить выгодный мир и с блеском закончить данную военную кампанию. Кутузов предполагал, дав генеральное сражение, успокоить общественное мнение, истощить силы врага. Для чего была избрана оборонительная тактика и выгодная позиция для будущего сражения.
Следующий слайд характеризует расположение сил противостоящих сторон накануне сражения.
Ход сражения рассматривается на основе видео фрагмента CD диска. Затем учитель приводит факты, свидетельствующие о героизме солдат, офицеров и генералов в ходе сражения.
Далее следует вопрос:
- Кто же победил в ходе Бородинского сражения? Почему?
Чтобы дать правильный ответ , учитель вновь обращает внимание учащихся на цели сторон накануне сражения. И делает вывод о том, что план Наполеона провалился: потери французов составили 58 тыс. человек, потери русских- 45 тыс. человек.
Историческое значение Бородинского сражения можно оценить коротко и значимо:
- Наполеону не удалось осуществить свои планы – разгромить русскую армию и тем самым принудить Россию к капитуляции.
- Французские войска получили удар, от которого они уже не смогли оправиться.
Сам Наполеон так оценивал это сражение: “ Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание: п.4, ознакомиться с документами учебника, творческое задание: “Значение Бородинского сражения в ходе войны 1812 года и в истории России”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
презентация к уроку литературы в 10 классе "История мундира русской армии Отечественной войны 1812 года"
В презентации рассказывается о мундирах времен правления Павла 1 и Александра 1, имеется словарь предметов военной одежды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....