Урок в 7 классе по теме "Полтавская битва"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Урок для 7 класса по истории "Полтавская битва" содержит материал для работы по плану-схеме Полтавской битвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poltavskaya_bitva_7_klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Полтавская битва.
Цели и задачи урока: 1. Раскрыть значение Полтавской битвы как переломной в ходе Северной войны. 2. Выяснить причины победы русской армии под Полтавой. 3. Продол-жить формировать умение учащихся находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий. 4. Формировать умение анализировать и обобщать исторические явления на основе статистических данных. 5. Продолжить формировать умения работать с картой и планом-схемой.
Тип урока: изучение нового.
Основные понятия и термины: редут, гетман, Рада.
Оборудование: карта « Россия в I половине XVIII века», атласы, иллюстрация «Полтавская битва», фотография «Памятник Петру I».
План урока.
- Ход боевых действий в Польше.
- Битва при Лесной.
- Полтавское сражение. Его значение для хода Северной Войны.
- Прутский поход ПетраI.
Ход урока.
- Проверка д/з.
- В чем выразилось отставание России от передовых европейских стран?
- Пыталась ли Россия завоевать выход в моря?
- Решило ли взятие Азова проблему выхода в море?
- Какие цели преследовало «Великое посольство»? Были ли они достигнуты?
-Какой была международная обстановка накануне Северной войны?
- Назовите главных участников Северной войны?
- Почему русские войска потерпели поражение под Нарвой?
- Какие новые задачи встали перед страной в связи с поражением?
- Расскажите о создании регулярной армии.
- Где Россия одержала свои первые победы? ( В Прибалтике – Шереметьев, взяты Дерпт и Нарва; победы в Ингрии –между Ладожским озером и Финским заливом; взята крепость Нотебург, отвоеваны земли по реке Неве). Показать на карте.
-Какое значение для хода Северной войны имело основание Петербурга?
II. Изучение нового материала.
- Ход боевых действий в Польше.
- Возвратимся к событиям Северной войны. Если у русских дела шли хорошо, то у Августа II (короля Польши) дела шли все хуже и хуже. Карл XII вторгся в Польшу, захватил Варшаву, посадил на трон Польши своего ставленника Станислава Лещинского, принудил Августа II заключить с ним мир. Таким образом, Россия в борьбе с грозным противником осталась одна.
- В 1706 году Карл XII двинулся к русской границе. Русское войско сконцентрировалось в Гродно, на территории Белоруссии.
- Предположите, как могло отреагировать белорусское население на вторжение шведов? (мнения учащихся)
- А как было на самом деле, найти и прочитать в учебнике.
- Таким образом, русская армия, поддерживаемая белорусскими крестьянами, избегая невыгодного для себя сражения, отступала к Киеву.
2. Битва при Лесной.
- Как поступить русскому царю: преследовать Карла XII или встретить Левенгаупта? (работа с учебником)
- Почему Петр все-таки решил встретить корпус Левенгаупта и дать сражение?
Запись в тетради: 28 сентября 1708г.- битва у деревни Лесное, «матерь Полтавской баталии»
- Почему «матерью полтавской баталии» назвал Петр это сражение?
Работа с терминами: гетман – начальник казацкого войска, верховный правитель у
казаков.
Рада – совет казацких старшин.
- Борьба широко развернулась к весне 1709г., когда войска шведов подошли к Полтаве.
« И грянул бой, Полтавский бой…» (А.С.Пушкин)
3.Полтавская битва.
-Было решено под Полтавой дать генеральное сражение.
- Как вы понимаете, что такое генеральное сражение? В чем его важность? ( Генеральное – большое, главное, где участвуют все силы, важность состоит в том, что можно либо все потерять, либо приобрести).
- Были ли у шведов и русских генеральные сражения после поражения под Нарвой?
Запись в тетради: 27 июня 1709г. – Полтавская битва.
- Посмотрите на план – схему Полтавской битвы, давайте вместе попробуем представить как разворачивались события? (работа по схеме сражения)
- Что из себя представляла местность, где должно пройти сражение?
- Как укреплен русский лагерь?
-Как расположены войска шведов?
-Что мешало шведам наносить удары с флангов?
( В тылу русских войск был высокий берег реки Ворсклы. Левый фланг упирался в малопроходимый лес до самой Полтавы. Противник не мог атаковать с запада, так как там был лес до деревни Малые Будищи. Между этим лесом и русским лагерем простиралась широкая ровная поляна. На ней и построил Карл свою 30-ти тысячную армию. Но пройти на эту поляну можно между лесами по узкому коридору, ширина которого всего 1,5 км. Петр, выбирая место будущей битвы, решил сузить этот коридор редутами.)
Работа с терминами: Редуты – четырехугольные земляные укрепления для круговой обороны. ( показать иллюстрации редутов)
- Посмотрите на расположение редутов, форму какой геометрической фигуры напоминает?
- Почему треугольника? ( раздробить боевой строй шведов)
-Днем, накануне битвы, Петр проводил смотр войск. Он был одет в темно-зеленый мундир с широкими красными обшлагами. Такую форму носила армия.
-Почему Петр надел форму солдат?
- К воинам Петр обратился с речью. Давайте зачитаем ее. К чему призывает Петр?
( читаем речь Петра)
- Вечером, проверяя дозоры, Карл был ранен в ногу казаками. Он появился перед своими войсками в носилках. «Несомый верными слугами, в качалке бледен, недвижим, страдая раной Карл явился, вожди героя шли за ним…» (Пушкин)
- Как вы думаете, какую речь мог произнести Карл своим воинам? О чем им напомнить?
( о бывших победах и пообещать обед в русском лагере)
- Полтавский бой прекрасно описал Пушкин, послушаем отрывок.
(наизусть читает подготовленный ученик)
- Что происходило на поле боя?
- Вновь обращаемся к схеме. Шведы прошли редуты, армия Карла значительно поредела. Русская построена в две линии, пехота посередине, на флангах кавалерия, артиллерия впереди, а также между пехотой и конницей. Карл построил пехоту в середине, на флангах кавалерия, второй строй малочислен. Бой начался в 8 часов утра, русские остановились на расстоянии полета пули, шведы шли вперед, завязалась рукопашная битва. Шведы потеснили левый фланг русских, тогда в атаку повел батальон второй линии сам Петр. Неприятеля остановили, когда в бой вступила кавалерия, шведы отступили. К 11 часам дня битва была выиграна.
- Определите причины победы русской армии. (тщательная подготовка к бою, храбрость воинов, полководческое искусство Петра, умелое перекрытие вероятных путей отступления противника, глубина боевого порядка в две линии, превосходство русской артиллерии, новшество – редуты)
- После победы, Петр пленных шведских офицеров пригласил на обед и первый тост поднял «за здоровье наших учителей – шведов».
- Объясните, что значит этот тост?
- Были бы изменения в русской армии без поражения под Нарвой?
-Предположите, какое значение имела Полтавская битва для всего хода Северной войны? (мнения учащихся)
- Прочитайте в учебнике, дополните свои ответы. (работа с учебником)
- Русских воинов, павших в битве, похоронили в двух братских могилах. Над ними насыпали высокий холм, на вершине которого поставили дубовый крест. Наградами отмечены все герои Полтавской битвы, все участники – памятными медалями. (показать изображение медали – на лицевой стороне изображен Петр, а на оборотной – сражающаяся пехота на фоне Полтавы с надписью «За Полтавскую баталию»).
4.Прутский поход.
- После поражения Карл бежал в Турцию, боясь усиления России Турция объявила России войну, военные действия начались в 1711г.
Запись в тетради: 1711г – Прутский поход.
-У русских было 40 тыс. человек, а турецкая армия насчитывала 110 тысяч. На берегу реки Прут произошла битва. Турки несли большие потери, русские оказались в окружении, они были утомлены, им не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. В этих условиях начались переговоры о мире. Россия возвращала Турции крепости Азов, Таганрог и другие. После окончания войны с Турцией, все силы России были обращены на завершении борьбы за Балтийское море.
- Могли ли неудачи Прутского похода изменить новое положение России?
III.Итоги урока.
- В чем проявилось полководческое искусство Петра I и других военачальников в Полтавской битве?
-Каковы последствия Полтавской битвы для международного положения России? Для хода Северной войны?
- Историческая задача:
Когда в 1812г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов, как свидетельствует предание, ответил: « Есть много дорог на Москву, одна из них ведет через Полтаву».
- О чем предупреждал Наполеона русский генерал?
IV.Д/з.
Подготовить рассказ о ходе Полтавской битвы от имени солдата 1) русской армии и 2) солдата шведской армии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.
Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....
Презентация к уроку истории по теме "Курская битва"
Презентация посвящена важнейшему событию Великой Отечественной войны 194101945 гг. - Курской битве. Иллюстрации и текст презентации кратко характеризуют характер, значимость и масштаб сраж...
Презентация к уроку истории по теме "Сталиградская битва"
Презентация посвящена важнейшему, переломному событию Великой Отечественной войны 194101945 гг. – Сталинградской битве. Иллюстрации и текст презентации кратко освещают героизм защитн...
урок посвященный 70-летию Курской битвы
Цели урока: • раскрыть содержание Курской битвы; • показать историческое значение битвы; ...
«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.
Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...