интегрированный урок литературы и истории "Ошибка Наполеона"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Данный интегрированный урок посвящен Отечественной войне 1812 года. Урок разработан учителем истории Ярошевич О.Ю. и учителем русского языка илитературы Гостеевой Т.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennaya_voyna11.doc | 36.5 КБ |
2_chast_uroka.docx | 126.78 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 315.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся
«Недаром помнит вся Россия»
«Ошибка Наполеона», (Война 1812 года)
урок – полемика
Л.Н. Толстой и историки.
Авторы: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткин
Гостеева Татьяна Николаевна
учитель истории МБОУ СОШ № 16 г. Кропоткин
Ярошевич Оксана Юрьевна
«Ошибка Наполеона», (Война 1812 года)
урок – полемика
Л.Н. Толстой и историки.
Цели урока:
- Подвести итог изучения темы война 1812 года в творчестве Л.Н. Толстого (по роману Война и мир) с помощью языковых средств выразительности подчеркнуть идеи и содержания романа.
- Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы.
- Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
- Подвести учащихся к пониманию величия нашего народа в ходе исторических событий.
Оборудование: мультимедийное проектирование (компьютер, проектор, экран); на доске портреты Л.Н. Толстого, Кутузова, Наполеона; выставка репродукций картин В.В. Верещагина «На большой дороге. Отступление, бегство…», «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «В штыки! Ура! Ура!», «Ночной привал великой армии», «С оружием в руках – расстрелять!», «На этапе. Дурные вести из Франции»; карта «Отечественная война 1812 г»,
фильм «Отечественная война 1812 г».
Ход урока:
На доске условно 4 части (Приложение 1)
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский БОГ?
А.С. Пушкин
Ребята! Начинаем урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к приятному общению.
Сегодняшний урок, посвященный 200 – летию со дня Бородинского сражения в рамках года Российской империи. Знаете ли вы, в чем ошибка Наполеона? Гениальный стратег в военных действиях, за 3 года покоривший всю Европу, он допустил ошибку, которая стоила ему очень дорого. Ответ на этот вопрос прозвучал на интегрированном уроке истории – литературы
Класс был разделен на две научные группы. Задействованы из 22 человек – 20. 10 человек защищали взгляды Л.Н. Толстого по роману «Война и мир» против научных взглядов «историков» (10 человек).
Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона?
Учитель литературы: Л.Н. Толстой – самый сложный человек XIX столетия по словам М.Горького, но в романе «Война и мир» он четко написал, в чем ошибка Наполеона, который покорил всю Европу за 3 года, а Россию не смог. Великий человек большой труженик (переписывал «Войну и мир» 4 раза, «Анну Каренину» 7 раз, «Кавказского пленника» 100 раз, «Хаджи – Мурата» 132 раза!) в романе «Война и мир» дал субъективную оценку русскому народу, главнокомандующему Кутузову М.И., Наполеону, партизанской войне, Бородинскому сражению.
Рассмотрим отдельные эпизоды романа и выделим ключевые слова, которые представители «литературоведов» отобрали и напечатали на А – 4. Итак, слово «критику».
Первый «литературовед» Приложение №1
«Сила войска зависит от его духа»
Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»
Второй «литературовед» - «Андрей Болконский» коротко от первого лица перед разрывом гранаты, можно сказать о его службе, о ранении.
«Три главных горя его жизни: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие…» Т-4, часть3, гл. 24 - 25
Третий «литературовед» - партизаны о себе.
Предварительный просмотр:
Т-4, часть3, гл.1, 2, 3, 4, 5, 6. «Дубина народной войны». Отрывок наизусть.
Текст на доску.
Четвертый «литературовед»- «Денис Щербатый». Рассказ от первого лица. Т-4, часть 3, гл. 3-4.
Пятый «литературовед» - «Наташа Ростова» от 1 лица. Т-3, часть 3, гл. 12-13. Отдает телеги раненым. Люди собрались около Наташи и не могли поверить приказанию о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.
Шестой «литературовед» - «Петя Ростов 16 лет». Гибель Пети. Т-4, часть 3, гл. 10-11.
Он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы |
Седьмой «литературовед» - «Кутузов М.И.» Т-3, часть 3, гл. 3-4. Совет в Филях» и дальше Бородинское сражение.
«Сражение уже не было. Было продолжающиеся убийства». |
Текст на доску.
«Ядра расплюскивали человеческое тело» |
Девятый «литературовед» - «Лев Николаевич». Портретные зарисовки Кутузова и Наполеона. Можно только Наполеона.
«Желтый, опухший, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле».
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся над круглым животом, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног».
«Маленький человек с неприятно – притворной улыбкой на лице, с жирной грудью …. И жирными ляжками коротких ног».
В портретных описаниях Наполеона Толстой Л.Н. часто бывает, безжалостен – в силу художественной установки не пропустить ничего. При этом, изображая Наполеона, Толстой под маской почти «фотографического» описания не забывает с откровенной пристрастностью отметить его самые отталкивающие черты. Наполеон Кутузов в романе – не просто два портрета на фоне истории; они представляют полярные типы отношения к истории. Одна – история Наполеона (власть человеческого разума), другая – история Кутузова.
Таким образом, мы познакомились с субъективной оценкой войны Л.Н. Толстого. В начале романа Наполеон – герой, в конце – человек, жалкий смешной. В изображении Наполеона Лев Николаевич использовал сатирические приемы (ирония, гипербола, гротеск) , характерные для позднего Толстого. Толстой подчеркивает отсутствие самых лучших человеческих качеств. Такая личность вызывает отпор людей, единых в нравственном порыве. Лев Толстой отрицает величие Наполеона, его армии, не признает за ним военного гения. Но возвеличивает наш народ, всех от крестьянина до главнокомандующего. Толстой спорит с историей – наукой. Он за гармоничного человека, за красивого, нравственного, духовно богатого.
Так в чем же ошибка Наполеона по Толстому? Ответа нет, тогда к «историкам»
Учитель: В России идет Отечественная война 1812 года, когда русский народ защищает родную землю от нашествия французской армии
Учитель: А кто руководит этими двумя армиями?
Ответ: Со стороны России генерал – фельдмаршал Кутузов, а со стороны Франции – Наполеон Бонапарт.
Учитель: Да, имена этих великих полководцев вошли в историю человечества.
Выступление учащихся
Первый «историковед»- «Наполеон Бонапарт» (Приложение 2)
Вопрос: Какой портрет дает Наполеону Л.Н. Толстой?
(Ответ: Наполеон изображен остро сатирически. Внешность этого великого человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения маленький ростом, снова и снова рисует круглый живот императора, жирные ляжки коротких ног его)
Учитель: Спасибо. Согласитесь, Наполеон – весьма известная историческая личность. Но кто нам ближе по духу? На чьей стороне всегда, правда? Конечно, на стороне России.
Отечественная война 1812 года ведет свой отсчет с того момент, как победоносная армия Наполеона вошла на территорию Российской империи.
После вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из - за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералу Барклаю – де – Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступить в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве» - Любил повторять Наполеон. Затянувшееся отступление вызывало общественное недовольство, поэтому Александр 1 сместил Барклая – де – Толли и назначил главнокомандующим генерала Кутузова.
Второй «историковед» -М.И. Кутузов
Сражение уже не было.
Было продолжающиеся убийства.
Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю.
Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах – не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество»
Наполеон: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров, Над бородинским полем гремели залпы 1200 орудий»
Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был встать на защиту Отечества с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.
- Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель – устремление на истребление французской армии… я взял намерение … отступить …» (из донесения)
- Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет, лишь временной, а не окончательным поражением противника»
Третий «историковед» - Партизанское движение в войне 1812 года
Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Вспыхнув после вторжения наполеоновских войск в Литву и Белоруссию, оно с каждым днем развивалось, принимало более активные формы и стало грозной силой.
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 года
Более всего Давыдов прославился в Отечественной войне 1812 года. Именно он предложил М.И. Кутузову применить партизанские действия против французских транспортов и солдат.
Логика была простая: Наполеон надеясь победить Россию за двадцать дней – на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.
Проблемный вопрос: В чем ошибка Наполеона Бонапарта?
Вывод: Безусловно, в умах наших соотечественников война 1812 года навсегда останется народной, потому что небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли наше Отечество от неминуемой гибели. Ведь недаром писал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
«Мы великий народ»
Рефлексия (5 минут)
Вспомните все, о чем шла речь на уроке, напишите отзыв учителю на тему
«Что нового я узнал на уроке»
P.S: Все записи на доске сделаны в цветном решении. О Наполеоне – в черном с черным магнитом – скрепкой на доске. Все остальные в синем варианте со скрепками, желтых цветов, синих, зеленных.
Главные мысли об объединении – красным с красными магнитами. И тогда к концу урока вся доска в цитатах – деталях, и красная нить урока, выделена красным. Дети почти догадались, ответы были верны. Вопрос «В чем ошибка Наполеона можно задать и гостям, т.е. задействовать всех.
P.S: Урок яркий, эмоциональный, рассчитан на 40 минут. Если не укладываешься во времени, то на втором можно рассказать о неделе русской культуре во Франции. На площади ставят 100 – 200 стульев, на возвышении стол и за столом человек в шапке – ушанке (а у них летом эта неделя) читает вслух роман «Война и мир»15 минут. Затем следующий выходит на «сцену» и тоже продолжает читать вслух. Публика плачет, когда умирает Лиза, Андрей, старый Болконский, Петя…
Далее можно о картинах и художнике. Очень интересная история…
Одежда, мундиры того времени.
Флаги и так далее.
Очень много возможностей. Но второй урок – это не кульминация, а факты для размышлений. Обязательна беседа о впечатлениях.
Домашнее задание:
Учитель литературы: тема Наполеона в романе Ф.М, Достоевского «Преступления и наказание»
Учитель истории: п. 24 Сахаров А.Н. Боханов А.Н. История России XVII – XIX века.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Приложение 2
Эссе
Человек на войне: отношение, мотивы, участие, проведение, характерные черты людей 1812 года.
(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Близится праздник Великой победы Великого народа. Подвиг его бессмертен. Но мы должны не только сохранить в сердцах память о героях Великой Отечественной, но и учиться у них мужеству, стойкости, любви к родине.
Наверное, не мне одному интересно знать как можно больше о людях военных лет, понять, чем они жили, что думали, когда массами шли добровольно на фронт.
Идут годы, меняется жизни, а подвиги людей повторяются. Ведь так было и во времена войны 1812 года, да и во все другие периоды истории, когда смертельная опасность нависла над страной и когда поднимался стар и млад на ее защиту.
В годы Великой Отечественной войны ленинградский журнал «Звезда» отмечал: «Ни одно из произведений сейчас не вызывает такого живого отклика в сердцах читателей – бойцов, как война и мир»
В самом конце 1941 и начале 1942 года в Ясной Поляне побывало много бойцов нашей армии, отправлявшихся на передовую. Они оставляли короткие, но волнующие записи в книги посетителей. Так, например, лейтенант Захарченко написал 21 февраля 1942 года. «В Ленинграде я знал одного командира орудия, который, командуя, кричал:
- За «Войну и мир» - огонь!
- За «Анну Каренину» - огонь!
Его так и убило за Толстого.
За что же так ценят люди бессмертный роман? Да, наверное, за то, что во все тяжелые времена
Да, наверное, за то, что во все тяжелые годины служил могучим источником патриотического воодушевления. Роман был ответом на вопрос: «Каким быть человеку на войне?» И не случайно в осажденном Ленинграде, в дни блокады, «Война и мир» был издан стотысячном тиражом, что уже само по себе в условиях обстреливаемого города было подвигом.
И не только у нас так велик авторитет романа. В странах Европы, народы которых на себе испытали удары фашистов, произведение обрело вторую жизнь. Французы и другие народы обретали в эпопее Л. Толстого надежду и мужество. Интересно, что там, где к власти приходили фашисты, Толстой объявлялся запрещенным писателем.
Почему же изверги так боялись Толстого? Да потому, что знали: роман «Война и мир» дает могучую нравственную поддержку всем людям, поднимающимся на борьбу за освобождение.
Величайшая сила духа, сила патриотизма русского народа проявилась в войне 1812 года, когда летом Наполеон прошел границу России, и началась война. Как пишет Толстой, «Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». К этой цели были устремлены помыслы всех патриотов от главнокомандующего до рядового солдата и крестьянина. К этому же стремился Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради осуществления ее отдаст свою жизнь Петя Ростов.
Война, как это показано в романе, сурово проверяет каждого человека. Толстой как бы ставит всех действующих героев перед лицом смертельной опасности, нависшей над родиной, и как бы спрашивает у них: «Ну – ка, что вы за люди? Как вы себя поведете в эту тяжелую для отечества годину, чем поможете народу, защищающему землю от вражеского нашествия?» И герои дают ответна этот главный вопрос.
Л.Н. Толстой показывает и гражданское, и военное население. Все жили одной мыслью (это важно: ВСЕ ОДНОЙ мыслью!: делать все от тебя зависящее, чтобы навредить врагу, не дать почувствовать ему себя хозяином на нашей земле. Солдаты не хотели отступать без боя., генералы спорили между собой. Жители Смоленска после отступления нашей армии сожгли сами свой город, чтоб ничего не досталось врагу. Например, купец Ферапонтов кричит людям: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам». Мешки выкидывали на улицу: « Сам запалю». И запалил»…
Сгорел не только Смоленск, но и другие города и деревни. Жители уходили в глухие смоленские леса, уводили скот…
Люди из лесов нападали на небольшие отряды французов и уничтожали их по частям.
На войне 1812 года проявился массовый героизм. К примеру, у русских воинов перед Бородинским сражением не возникало вопроса о том, каков будит исход. Для каждого из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого зависит судьба Родины, и каждый готов был отдать за это жизнь. Это были только слова. Именно так и сражались и рядовые, и лучшие командиры.
Лев Николаевич показал героизм людей на примере батареи Раевского. Она находилась в центре боя, и была самым опасным местом. Небольшое количество пушек и небольшое количество людей сдерживали натиск основных сил Наполеона. Люди делали свое дело спокойно и даже весело, не замечали залетающих снарядов, пуль, хотя человек 20 унесли к 10 часам. Шутили над Пьером: «Ай нашему барину чуть шляпу на сбила». Граната летела рядом. На лицах людей «вспыхивали молнии скрытого, разгорающегося огня. Это в то время, когда кругом гуляла смерть, когда вокруг убиты много знакомых и незнакомых!
Показана одна батарея, но подобное было и на других участках боя. Как говорили французы, русские «производили адский огонь, от которого таяло французское войско». А русские все стояли плотными рядами, и орудия их все стреляли! Фраза «русские все стоят» повергла Наполеона в ужас.
Михаил Илларионович Кутузов в ходе Бородинского сражения «сидел, понурив серую голову» Он не делал никаких распоряжений. Он знал, что решают участь сражения не распоряжению, не место, не количество пушек, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой. Чутким сердцем и умом Кутузов улавливал все изменения в ходе боя. Он не позволял окружающим впадать в уныние, он подбадривал людей нужными словами.
В романе писатель подчеркивает глубочайшую связь Кутузова с войнами, их мыслями и делами. Да, они были просто ЕДИНЫМ целым. Он был своим, родным для солдат, потому и любили его и ценили беспредельно. А его дружеское «братцы» лишь подчеркивало эту кровную связь. Все понимали, что идет это слово от души. И было в мудрой голове Кутузова одно предвидение: «Будут же они лошадиное мясо жрать!»
Воевала не одна армия, но и народ. «Дубина народной войны поднялась» … Мужики истребляли французов. Мы вспомнили партизанский отряд. Дениса Давыдова. Вслед за ним стихийно возникли казачьи, кавалерийские, помещичьи отряды. Одну партию возглавлял дьячок, который взял в плен НЕСКОЛЬКО СОТ пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов. Целыми днями по лесам, прилегающим к дорогам, партизаны выслеживали врагов. Отряд Дениса из двухсот человек и отряд Долохова пленили французов полторы тысячи человек.
Писатель рисует в романеи другого народного мстителя Тихона Щербатого. Тихон был самым полезным в отряде Денисова. Ловкий, смелый, сильный русский крестьянин с топором ходил на врага, по 20 человек убивал без страха за свою жизнь. Крестьянин на войне стал настолько ярким героем!
А сколько было таких сыновей России! Никто силой не гнал людей в партизаны, они шли добровольно и делали свое трудное, но такое необходимое для спасения Родины дело.
«Всем народом» - навалили. В едином патриотическом порыве действует все население. Когда оставляли Москву, зажигали и истребляли оставшееся. Во всех городах и деревнях происходило то же самое. Когда захватчики вошли в Москву, то чувствовали себя, как на пороховом погребе. Под ними горела земля.
Мужики Карп и Влас и все бесчисленное количество таких мужиков не только не взяли сена в Москву за большие деньги, а жгли его.
Лев Толстой внушает нам чувство гордости за свой народ, который спас Россию.
Никого не оставляют равнодушными страницы, посвященные Пете Ростову. Шестнадцатилетний, он рвется к партизанам, к Долохову и Денисову. Он рвался в бой, навстречу своей гибели. Он мог бы спрятаться, отсидеться? Нет, он рвется туда, где сражение. Толстой показал патриотический порыв одного юноши, но, думаю, в жизни их было много.
Подвигов совершали много, трагедий случалось немало. В романе «Война и мир» писатель старался показать человека на войне, он представил войну как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. Нельзя забыть как тихий Тушин, маленький человек, кричал «Круши ребята!»
«Ну, Матвеевна, матушка, не выдавай! (к пушке по отчеству!)
Нельзя забыть героев 12 – го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платоновых, Милорадовичей.
Нельзя забыть слова Кутузова: «Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей, спасена Россия. Благодарю тебя, господи» - и заплакал. В этих словах выразилась все и боль, и страх за родину, и надежда на спасение ее.
Прав был Кутузов: «начали жрать конину французы!»
Автор в романе не только возвеличивает подвиги героев но хочет, чтобы ИМЕНА ИХ ЗВУЧАЛИГРОМЧЕ, чтобы НЕ БЫЛИ ЗАБЫТЫ !
В годы войны проявляется главная сущность людей, выявляется. Кто есть кто. Можно много говорить о себе, но каков ты на самом дел, скажут только твои поступки, что ты сделал для родины в тяжелую годину.
Страницы нашей многовековой истории нельзя забывать, ведь, мы великий народ с великой культурой, хорошими традициям, у нас есть великие Победы. Надо только быть вместе.
Приложение № 2
Наполеон… Его имя, безусловно, знакомо каждому из нас. Этот человек замахнулся на господство над всем миром, и едва не добился своей цели. Великий деятель, настоящий француз, блестящий полководец и знаменитый император - Наполеон Бонапарт до сих пор будоражит умы историков, психологов и даже обычных людей. Он необычен, эксцентричен, в нём много привлекательного, но немало и отталкивающего.
Наполеон не похож на остальных, он выделяется на фоне других. Он разрушитель старых норм и создатель новых. Он тот, кто за свою жизнь сделал больше, чем многие народы за многие сотни лет. Его можно сравнить с Цезарем и Македонским. Все они горели желанием изменить этот мир, имея при этом четкие цели. Он просчитывал то, что действительно было возможно и реально. Еще в ранней юности в нем были видны и злоба, и скрытая агрессия, и какая-то нечеловеческая сдержанность и собранность. И, безусловно, он был тщеславен и амбициозен. Возможно, поэтому он был достаточно одинок, не имел друзей. А еще каждая обида, нанесенная ему, возвращалась обидчику кулаками. И малый рост помогал одерживать победы за счет напора и ловкости. Да и ровесники были гораздо скучнее и обычнее книг. Книги можно было анализировать, изучать, по ним получить всевозможную информацию. Книги учили его думать. И перед завоеванием стран могу прочитать целую стопку книг о том народе, его обычаях и устройстве. Таким образом, рассудок всегда властвовал над чувствами. Но, говоря о нем, нельзя забывать, об этом его противоречивом чувстве превосходства слегка наивным, но с четкой уверенность в своей уникальности. И он искренне не понимал, как другие не видят его уникальность. Только комплименты и похвалы могли считаться нормой.
Он сумел опустить на колени пол-Европы, но покорить русский народ у него так и не получилось, и это стало лишь следствием той энергии, которую он направлял во внешний мир. Этот поток энергии подхватывал других людей, и они сами неслись туда, куда эта мощь их увлекала. Люди почти не осознавали что они делают благодаря энергии Наполеона и для Наполеона. Именно это мы можем увидеть во всех его военных и политических завоеваниях.
Одна из самых ярких людей в истории, Наполеон Бонапарт был мастерским солдатом, несравненным великим тактиком и превосходным администратором. Он был также абсолютно безжалостным диктатором, и на склоне лет и карьеры задумывался, что многое сделал не так. Конечно, в его блистательном восхождении многое сыграли обстоятельства - время, место, но талант его бесспорен. Как и Цезарь, он не прятался в тылу, а был в середине боя, сражаясь вместе со своими солдатами, и вдохновляя их личным примером и личной храбростью. Чтобы узнать, каким человеком был Наполеон, биография его вполне достаточна, изучая ее, можно легко понять, что это был великий солдат и предводитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...
Презентация к интегрированному уроку: "М. Кутузов и Наполеон".
Урок по литературе при изучении романа "Война и мир" Л. Н. Толстого....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...