План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
industrialnaya_revolyuciya.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведерникова Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Парбигская средняя
общеобразовательная школа»
Томская область, с. Парбиг
План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века
Задачи:
Образовательная: усвоить ключевые понятия курса
Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса
Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса
Оборудование урока: презентация
Тип урока: лекция - беседа
Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
- Организационная часть. Сообщение задач урока.
- Переход к изучению нового материала. Вводная беседа
- Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
- Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
- Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
- Изучение нового материала
План:
- Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
- Завершение промышленного переворота
- Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
- Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.
Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)
Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.
Особенностью периода является начало процеса модернизации.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное
Особенности модернизации:
- В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
- В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
- В экономической сфере – индустриализация
- В области культуры – быстрый рост научных знаний
Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин
Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.
Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)
В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)
В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)
Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.
Работа по заполнению таблицы:
Эшелоны модернизации в начале XIX века
Первый эшелон | Второй эшелон | Третий эшелон |
Страны старого капитализма | Страны молодого капитализма | Традиционное общество |
Англия Франция | США Германия Италия Япония Россия Автрийская империя | Китай Страны Латинской Америки |
Развитие капитализма шло естественным образом | Развитие капитализма за счет реформ | Процессы модернизации ограниченны |
- Завершение промышленного переворота
Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя
Технические изобретения XIX века
Дата | Изобретение | Автор | Значение |
1800 | Токарный станок из металла | Модслей (Англия) | Производство машин при помощи машин |
Автоматический текстильный станок | Ж. М. Жаккар (Франция) | Заменил ручной труд | |
1856 | Конвертер | Г. Бессемер (Англия) | Выплавка стали |
Плавильная печь | Братья Э. и П. Мартены (Франция) | Выплавка стали более высокого качества | |
1825 | Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон | Джорж Стефенсон (Англия) | Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум |
1879 | Первая электричка | Эрнст Вернер Сименс | Ипользование электричества для железной дороги |
1803 | Первый пароход (испытан на реке Сене) | Р. Фултон (Франция) | Замена парусного флота паровым |
1807 | Пароход «Клермон» | Р. Фултон | Замена парусного флота паровым |
1819 | Пароход «Саванна» | совершил трансатлантическое путешествие | |
1803 | Автомобиль с паровым двигателем | Эванс (США), Тревитик (Англия) | Появление первого автомобиля |
1885 | Автомобиль с бензиновым двигателем | Карл Бенц (Германия) | |
1895 | Праобраз современного автомобиля | Готлиб Даймлер (Германия) | |
1908 | Автомобиль «модель Т» | Генри Форд (США) | Появление дешевого автомобиля |
4 июня 1783 | Полет воздушного шара (аэростата) | Братья Монгольфье (Франция) усовершенствовал Жак Шарль | Первый полет в воздухе |
1900 | Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м) | Фердинанд фон Цеппелин (Германия) | Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат |
1902 | Планер с бензиновым двигателем | Братья Райт (США) | Начало самолетостроения |
1803 | Изобретение шпранели (разрывного снаряда) | Х. Шпранел (Англия) | Рост убойной силы оружия |
1862 | Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита | Альфред Нобель (Швеция) | Получение оружия большой разрушительной силы |
1835 | Револьвер | Сэмюэл Кольт (США) | Автоматическое оружие |
1875 | Электродуговая лампа | П.Н. Яблочков (Россия) | Электрическое освещение общественных мест |
1880 | Лампа накаливания | Т. Эдисон (США) | Овещение закрытых помещений |
1843 | Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки | Морзе | Передача информации, связь |
1899 | Бепроволочный телеграф (радио) | А. Попов (Россия) Г. Маркони (Италия) | Передача информации, связь |
1876 | Телефон | М. Грей, А. Белл (США) | Передача информации, связь |
Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)
- Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
Сложились различные формы монополистических объединений:
Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта
Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции
Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности
Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы
Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
Закрепление изученного материала:
- Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
- Что такое капиталистическая монополия?
- Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
- Какие формы слияния предприятий вы знаете?
- Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать
- Сочетание свободной конкурсенции и монополии
- Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
- Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
- Экономический раздел мира на сферы влияния
- Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
Домашнее задание:
§1-2, ответить на вопросы, словарная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)"
метериал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать для организации работы учащихся на уроке. контроля знаний по отдельным темам...
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...
План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "
Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....