Фашистская диктатура в Германии.
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме

Козина Наталья Алексеевна

Урок исследование, организована работа обучающихся с документами. Исследуется причины утверждения фашизма, содержание фашистской идеологии, несовместимость политики и практики фашизма с современностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_fashizm_.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Пояснительная записка

К уроку «Фашизм: вчера и сегодня»

учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»

города Череповца Вологодской области

Козиной Натальи Алексеевны.

           В современном мире не ослабевает интерес к такому феномену, как фашизм. К сожалению, бытовой фашизм довольно распространенное явление. Поэтому, считаю, что изучение идеологии и практики фашизма должно уделяться серьезное внимание в школьном курсе. Понимание губительности идей фашизма должно войти в сознание обучающихся. Отторжению этих идей может помочь яркая и образная демонстрация реального воплощения фашизма. Человеконенавистническая суть фашизма, проявляемая в массовом физическом истреблении людей по их расовым и идеологическим признакам, должна восприниматься современным человеком как величайшее зло, и одновременно трагедия именно нашей страны, так много выстрадавшей и испытавшей. Идея расширения жизненного пространства на Восток воплощалась в невиданном ранее по масштабу вторжением на территорию нашего государства, огромными жертвами и потерями для советских людей. С чего начинается фашизм? С утраты уважения к представителям других рас, народов, и признания основополагающих на сегодняшний момент ценностей: равенства всех людей независимо от национальной принадлежности, расы, цвета кожи, признание главной ценностью человека, его прав и свобод.

    Не поиски тех, за счет кого можно было бы решать свои интересы, а совместное сотрудничество должно определять современное развитие. Главной задачей считаю осознание обучающимися недопустимости проявления фашистских идей и взглядов в их жизни, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Пока в России нет почвы для экстремизма. Но учитывая, что в нашей стране:

- не урегулированы отношения с собственностью;

- имеется огромное количество оружия на вооружении различных охранных служб и просто преступных группировок;

- увеличивается диспропорция между богатыми и бедными регионами,

-неверие в возможность правового разрешения конфликтов и споров,

- несформированность гражданского общества и нравственной позиции

фашизм может довольно быстро расцвести махровым цветом. В этом-то и опасность болезни – инкубационный период ее долог, но затем события начинают развиваться стремительно и бесконтрольно.  Но уроки прошлого должны помочь осознать настоящее, понять ту модель мира, в котором нам хотелось бы существовать, в котором перед каждым человеком открыты возможности для развития и совершенствования.

    Урок по теме «Фашизм: вчера и сегодня» проводится в 10 классе второго концентра. Предполагает использование ИКТ. Обучающиеся  самостоятельно определяют главную проблему урока, анализируют и осмысливают фрагменты текста, обобщают материал. Обучающиеся работают в группах с текстами и документами, заполняют таблицы, выполняют тестовые задания, осуществляют самопроверку, участвуют в дискуссии, подводят итоги. Так как обучающие знакомы с этой темой, работу на уроке предваряет групповое выполнение тестовых заданий. В качестве домашнего задания – групповая работа по составлению презентаций на предложенные темы.

Тема урока: «Фашизм: вчера и сегодня».                                                

Эпиграф: «У фашизма нет будущего,

но у него всегда есть настоящее».                                                                                                                                                                      Асар Эппель            

Цели:                                            

-  познакомить обучающихся с истоками рождения тоталитарного фашистского государства, идеологией и практикой фашизма, проследить взаимосвязь условий, способствующих развитию фашизма в прошлом и настоящем.

-  воспитывать понимание человеконенавистнической сути фашизма, уважение к людям независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности, толерантность. Уважение к подвигу, совершенному в годы Великой Отечественной войны.

-  развивать умения отбирать и систематизировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать  свою позицию, работать с текстом и документами, выступать с презентациями. Содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентности  обучающихся.

Оборудование урока: 1.Проектор, ноутбук, экран. 2.Презентация PawerPoint «Фашизм: вчера и сегодня». 3. Видеофрагмент фильма «Обыкновенный фашизм». 4. Тестовые задания. 5. Текстовые фрагменты и документы.

Ход урока:

Постановка учебных задач.

Этап вызова.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к теме, которая не оставляет равнодушным ни одного современного человека. Посмотрите на слайды и определите тему нашего урока.

Демонстрация слайдов с лозунгами - призывами (Граффити в Череповце) и слайдов современных скинхедов.

Вопрос: Какое явление современности нашло отражение на этих слайдах?

Сформулируйте проблему, связанную с этим явлением.

Проблема: фашистские взгляды имеют сторонников и сегодня.

Какой главный вопрос мы сегодня будем обсуждать на уроке?

Каковы причины возникновения  фашизма? Чем грозит миру фашизм? Какое влияние он оказывает  на человека?

Этап изучения нового материала.

Учитель:

1.Что такое фашизм? Когда и где он появился? В какой стране он получил наибольшее развитие?

Ответы обучающихся.

Выполнение в группах тестовых заданий.

1.Тоталитарный режим – это: 1)режим, основанный на открытой террористической диктатуре; 2)режим, при котором власть принадлежит народу; 3)режим, при котором существуют демократические свободы.

2.Установление тоталитарных режимов связано: 1) с необходимостью осуществления модернизации; 2)с мировым экономическим кризисом; 3)с укреплением демократических традиций; 4) с необходимостью ускоренного развития.

3.Основные черты тоталитаризма: 1)многопартийная система; 2)концентрация власти в руках единственной партии; 3)обеспечение в стране основных гражданских прав и свобод; 4)идеологическое многообразие.

4.Что такое фашизм: 1)либеральное движение; 2)демократическое движение; 3)политическое течение, проповедующее национальную исключительность и уничтожение «неполноценных» народов; 4)учение об установлении мирового господства.

5.Причины установления нацистской диктатуры в Германии: 1)ущемленные национальные чувства немцев; 2)развитые демократические традиции; 3)демагогические, популистские лозунги лидеров фашистской партии; 4)стабильное экономическое развитие.

6. Чертами нацистской идеологии являются: 1)единая идеология; 2)неприятие демократии; 3)милитаризация всех сторон жизни государства; 4)геноцид отдельных народов.

2.Причины прихода фашистов к власти.

Учитель: При изучении феномена фашизма кажется порой невероятным, что народы, давшие миру Данте, Гете, Гуттенберга, смогли породить такое чудовище. Почему из группы маргиналов нацисты всего за десять лет сумели стать единственной правящей партией? Каким образом фашизм сумел заручиться безоговорочной поддержкой как трудящихся масс, так и армии, буржуазии, интеллектуалов? Из-за чего столь прекрасно организованные партии центра и левого крыла (прежде всего марксисты: коммунисты и социал-демократы) оказались бессильными перед лицом чернорубашечников?

Работа в группах с текстами. Выполнение заданий.

1 группа: Как повлияли итоги 1 мировой войны на развитие и положение Германии? Какие настроения по поводу Версальского мира преобладали в Германии?  В  чем непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

2 группа: Какое влияние оказал мировой экономический кризис на Германию?

В чем причины особой остроты кризиса?

3 группа: Какие партии были популярны в Германии в годы Веймарской республики? Почему им не удалось прийти к власти?

4 группа: В чем причины роста популярности нацистской партии? Какие лозунги она использовала для прихода к власти и завоевания поддержки народа?

5 группа: Какие методы использовали фашисты? Какие группы населения их поддерживали? Почему?

Организация групповой и индивидуальной работы.

                                        Тексты для работы групп.

                                                       1 группа

«По решениям Парижской конференции 1919 года Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию, присоединенные к Германии после франко-прусской войны 1870 -1871 гг. Район Саара, богатый углем, был выведен из-под юрисдикции Германии, его судьбу предстояло решать референдуму. Колонии Германии были переданы под контроль Лиги наций, которая передала мандаты на управление ими странам Антанты. Округа Эйпен и Мальмеди передавались Бельгии. Северный Шлезвиг получала Дания, часть Силезии была отдана Чехословакии, Данциг был отдан под контроль Лиги Наций. От Германии в пользу Польши были отторгнуты территории с преобладающим немецким населением. Германия была признана виновной в развязывании войны, В 1921 году была определена сумма репараций в 132млрд. марок и срок ее возмещения  - 50 лет. Условия Версальского мира представлялись многим немцам несправедливыми. Вопрос о размерах  и порядке выплаты контрибуции оставался спорным. В 1921 году после отказа Германии выплатить Франции 228 млрд. марок золотом, она оккупировала Рурский угольный бассейн. В ходе переговоров сума репараций была уменьшена, но Германия не смогла в срок внести платежи. В ответ французы в 1923 году вновь оккупировали Рур, что развалило германскую экономику, вызвало катастрофическую инфляцию. В марте 1922 года один доллар США стоил 670 марок, а в августе – 4500 марок, в ноябре 1923 года – 4,2 биллиона марок».

«Мирный договор не сделал ничего для экономического восстановления Европы, ничего для того, чтобы превратить побежденные Центральные державы в добрых соседей, чтобы дать устойчивость вновь созданным государствам, образумить  Россию. Клемансо думал о том, как бы задушить экономическую жизнь врага. Ллойд-Джордж – как бы поудачнее совершить сделку и привезти домой нечто такое, что выдержит критику на неделю. Президент США – как бы не сделать  чего-либо противного справедливости и праву. Основная экономическая проблема Европы, истощенной и разлагающейся на глазах, была единственным вопросом, к которому оказалось невозможным привлечь внимание».

                                                                                                                         Дж. Кейнс.

Одним из самых существенных недостатков Версальского мирного договора явилось отсутствие в нем точной суммы репарационных платежей. В странах Антанты господствовала установка: «Боши заплатят за все». Разоренная же войной германская экономика была не способна осуществить эти платежи. Сумма же выплат оказалась столь высокой, что германское правительство объявило по выплатам дефолт. Постоянные недоимки, нарушения графика погашения репараций, а затем и почти полное прекращение этих выплат Германией привели к Саарскому кризису 1924 года. Тогда недовольное французское правительство ввело в Саарскую область войска, что натолкнулось на полное непонимание и осуждение мирового сообщества, а в Германии привело к возникновению стихийного протеста и забастовкам на шахтах.

2 группа

Мировой экономический кризис 1929-1932 годов с особой силой ударил по Германии, экономика которой еще не оправилась от потрясений послевоенного периода, несла бремя репараций. Таким образом, разрушительные последствия мирового кризиса для экономики Германии были катастрофическими. Промышленное производство сократилось почти наполовину, сельскохозяйственное — на 31 %. Доля Германии в мировом промышленном производстве снизилась с 14, 6 % в 1928 г. до 8, 9 % в 1932 г. Экспорт Германии сократился на 58 %. Кризис разорил сотни тысяч мелких промышленников и торговцев. Число полностью безработных, по официальным данным, достигло в 1932 году 5,6 млн. человек. Лишь треть немецких рабочих имела полную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промышленность была загружена только на 35, 7 %.  Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 году была на 47 % меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в страну нищеты, безработицы, хронического недоедания, безысходности и отчаяния для миллионов людей. Историки сходятся во мнении, что именно неспособность предыдущих немецких правительств справиться с экономическим кризисом и послужила причиной разочарования в Веймарской республике широких слоев немецкого народа.  Предлагаемая Гитлером  программа решения экономических трудностей соответствовала как интересам крупных немецких производителей, которых страшила возможность прихода к власти коммунистов, так и представителям мелкой и средней буржуазии, а шестимиллионной армии безработных она давала шанс обрести достойное существование.

3 группа

В ходе кризиса резко возрастает влияние оппозиционных политических сил, в     программных документах которых предлагались радикальные меры для решения острых проблем. Опыт демократии в Германии был еще не достаточен, демократическое правительство быстро теряло поддержку. В Германии не нашлось лидера, который бы смог найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии. Растет численность и популярность двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и национал-социалистической немецкой рабочей партии (НДСАП). Авторитетом продолжает пользоваться и социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Единые действия коммунистов и социал-демократов, в сумме располагавших не меньшей поддержкой в рейхстаге, чем партия Гитлера, могли предотвратить установление фашистской диктатуры. Однако лидеры КПГ, считая, что Германия стоит на пороге социалистической революции, продолжали исходить из установок Коминтерна, враждебных социал-демократам. Призывы к единым антифашистским действиям КПГ обращала лишь к рядовым социал-демократам, одновременно утверждая, что лидеры СДПГ такие же враги интересов рабочего класса как и национал-социалисты. Лидеры социал-демократов также не скрывали своей неприязни к коммунистам. В этих условиях партия Гитлера наращивала свою мощь.  Другой политической причиной, обусловившей приход фашизма к власти в Германии, стала объективная слабость политсистемы Веймарской республики. Хотя ее конституция в то время и считалась самой демократичной, экономический кризис, реваншизм, тяга к политическому экстремизму правого и левого толка приводили к парламентской и правительственной чехарде. Возникнув как крайне правое националистическое полувоенизированное течение, фашизм для восхождения к власти в полной мере использовал противоречия, терзавшие немецкое общество того времени, а также возможности демократических институтов. Фашизм стал главным идейно-политическим оппонентом марксизма, пользовавшегося в Германии большой популярностью. Однако раскол в международном рабочем движении на социал-демократов, коммунистов и троцкистов, ведших между собой непримиримую борьбу и неспособных противопоставить единый фронт фашизму, весьма облегчили приход гитлеризма сначала в Рейхстаг (1928 г.), а затем и установление нацистской диктатуры в государстве (1933 г.).

4 группа

Какие программные положения нацистской партии могли вызывать поддержку масс? На каких чувствах немцев играла эта программа?

Программа Немецкой Рабочей Партии является временной программой. После реализации настоящей программы, партийные руководители отказываются от попыток выдвижения новых программных целей только лишь для того, чтобы обеспечить дальнейшее существование партии посредствам искусственного наращивания недовольства в народных массах.

1. Мы требуем объединения всех немцев в Великую Германию на основе права народов на самоопределение.

2. Мы требуем равноправия для немецкого народа наравне с другими нациями и отмены положений Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров.

3. Мы требуем жизненного пространства территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания нашего народа и для расселения его избыточной части.

11. Уничтожения нетрудовых и легких доходов, а также сломления процентного рабства.

13. Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов).

14. Мы требуем участия рабочих и служащих при распределении прибыли крупных коммерческих предприятий.

15. Мы требуем разработки и создания по-настоящему достойного пенсионного обеспечения.

16. Мы требуем создания здорового среднего сословия и его сохранения, а также немедленного изъятия из частной собственности крупных магазинов и сдачи их в наем, по низким ценам, мелким производителям. Мы требуем ведения достаточно строгого учета по поставкам товаров от мелких производителей, осуществляемых на основании государственных заказов, заказов общин и земель.

17. Мы требуем проведения земельной реформы соответствующей потребностям и интересам нации, принятия закона о безвозмездной конфискации земли для общественных нужд. Аннулирования процентов по земельным закладным, запрещение спекуляций землей.

18. Мы требуем безжалостной борьбы против тех, кто своей деятельностью вредит интересам общества. Мы требуем введения смертной казни для преступников, совершивших преступление против немецкого народа, ростовщиков, спекулянтов и др., вне зависимости от их религиозной или расовой принадлежности.

20. Чтобы обеспечить каждому способному и старательному немцу возможность получить высшее образование и занять руководящее положение, государство должно заботиться о всестороннем широком развитии всей нашей системы народного образования. Программы всех учебных заведений должны быть приведены в соответствие с требованиями практической жизни. С самого начала развития сознания ребенка школа должна целенаправленно обучать его пониманию идей государственности. Мы требуем, чтобы особо талантливые дети бедных родителей, несмотря на их положение в обществе и род занятий, получали бы образование за счет государства.

21. Государство должно направить все усилия на оздоровление нации обеспечить защиту материнства и детства, запретить детский труд, улучшить физическое состояние населения путем законодательного введения общеобязательных тренировочных занятий и физических упражнений, поддержки клубов, занимающихся физическим развитием молодежи.

5 группа.

Почему нацистам удалось добиться поддержки большинства населения?

Какими методами они пользовались, завоевывая власть? Можно ли назвать лозунги фашистов популистскими? Звучат ли подобные призывы сегодня?

Фашизм упирает на чувство долга, чести нации, патриотизма, моральное поведение. Однако в борьбе с политическими оппонентами, моральные принципы отсутствовали, в арсенале партии с самого начала были запугивание, террор, унижение. Следование этому принципу двоемыслия, который органически присущ любой тоталитарной системе, на первых порах приносит очевидную выгоду, но конечный результат плачевен.

Нацистская пропаганда фашизма сыграла огромную роль в общей направленности германской истории. Гитлер широко использовал свою способность активизировать большие массы людей. Он требовал проводить политические митинги только вечером, когда психические и физические возможности человека ослаблены. Он размывал психику людей, делал её более восприимчивой, а затем сосредотачивал её на ограниченном числе лозунгов, которые повторял непрестанно, повсюду и постоянно: 1)«уничтожение марксизма»; 2) разрыв Версальского договора; 3) завоевание России; 4) гарантия «социальной безопасности» внутри; 5) восстановление «национального престижа» Германии и всех немцев.

Эти главные лозунги повторялись во всех речах, статьях, перед всеми кругами населения, со всех трибун и страниц газет.

 Гитлер был организатором, создавшим и подчинившим себе огромную политическую иерархию. Он умел играть на идеологических потребностях определенных кругов населения, чтобы направлять недовольство мелкобуржуазных либо обездоленных, аполитичных, озлобленных слоев общества к реакционным целям. Он спекулировал на самых консервативных политико-идеологических традициях Германии, чтобы сделать действенными свои установки для больших групп населения, ориентируя их в духе национализма, антикоммунизма и милитаризма.   Для консервативных кругов буржуазии, особенно из тяжелой индустрии, которые стремились к свержению парламентской демократии, разгрому рабочего движения и к установлению диктатуры, представляли интерес фашистские группировки вроде НСДАП и лидеры формации Адольфа Гитлера. Они, как и раньше, были для них желательными партнерами. Пусть в период экономической стабилизации(1924 – 1929 гг.) влияние нацистов упало, но контакты с ними лидеров крупной индустрии и банковского капитала не прекращались.

Пропаганда в руках нацистов оказалась с самого начала мощным средством. В угрюмую, серую, голодную жизнь обывателей после войны вдруг ворвались хлесткие лозунги «спасителей», игравших на самых низменных инстинктах. Гитлер и его новый соратник Геббельс в исполненных фанатизма речах обещали нации указать пути к выходу из всех бед. Появилась масса новых знаков и символов, перенятых у итальянских фашистов. Обыватели увидели «древнеримское» приветствие вытянутой рукой. По улицам маршировали только что созданные штурмовые отряды (СА). Возглавивший их капитан Рем обнаружил, что на военных складах' лежит много неиспользованных рубах коричневого цвета. Он одел в них свое воинство, превратив коричневый цвет в один из символов фашизма.

Нацисты, учитывая психологическое воздействие всевозможных деталей, придали громадное значение внешним формальным актам и их режиссуре.

Были введены церемониалы «появления фюрера» перед аудиторией, которую предварительно искусно доводили до исступленного ожидания. Появились необычайные спектакли «освящения флагов», марши и парады в наиболее людных местах. Гитлер засел в мюнхенской библиотеке, изучая геральдику и журналы по искусству, пока не нашел образец для официального партийного знака и кокарды – орла с распластанными крыльями.

Партия, построенная по строго военному принципу, объявляла себя «национальной» и вместе с тем «плебейской», «народной». Используя демагогические приемы и театральные эффекты, она старалась «завоевать улицу». Мещанству, мелкой и средней буржуазии нацисты все более импонировали. Бюргеры привыкли бояться выступлений масс как социальной угрозы. А здесь их самих звали в наступление. «Нам нужна сила, чтобы добиться наших целей»,– многократно повторял Гитлер. И мелкий буржуа - почувствовал: вот, она, сила, его защита. Как хорошо было смотреть на штурмовиков, разъезжающих по улицам на грузовиках с лозунгом «Пока маршируют СА, Германия будет жить!». В течение года, начиная с ноября 1919 г., Гитлер выступил 31 раз. Его аудитории становились все более многолюдными. Везде он повторял одно и то же, призывал к одному и тому же, больше всего обращая внимание на внешнюю форму выступлений. «Господин Гитлер... пришел в бешенство и орал так, что ничего нельзя было разобрать»,– писалось в отчете об одном из его выступлений". Но это действовало. Партия поставила задачу: не реже одного раза в восемь дней устраивать где-нибудь массовые митинги.

Используя успех, Гитлер поставил ультиматум партии: он должен иметь в ней диктаторские полномочия. «Без железного руководства партия... за короткое время распадется». На чрезвычайном собрании НСДАП в конце июля 1921 г. ему вручили полноту власти. Немедленно он превращает штурмовые отряды в свою личную гвардию. Наступление справа на демократию принимает организованные формы.

Так шел вперед напористый фанатик – контрреволюционер, обладавший извращенной буйной фантазией, дьявольской целеустремленностью, холодным авантюризмом, способностью к исступленной демагогической риторике, замешенной на истерическом артистизме. Он рвался все дальше и добивался успеха. Не потому, что действительно был серьезным политическим лидером. Но он уловил настроения среды, верно избрал хозяев, которым оказался по нутру. Он ловко играл на бедствиях и отчаянии одних, расчете других, невежестве третьих.

Вот одно из самых ранних воспоминаний о Гитлере. Мы находим его в записи, сделанной представителем американского военного атташе в Берлине Т. Смитом, посланным в Мюнхен в середине ноября 1922 г. разузнать, кто такой Гитлер.

Смиту удалось встретиться, прежде всего, с генералом Людендорфом, который целиком поддерживал Гитлера и был весьма близок с ним.

Генерал сказал американцу, что он «раньше думал, что большевизм должен быть уничтожен сначала в России, прежде чем он будет повержен в Германии». Теперь он изменил мнение: «Большевизм надо сначала устранить в Германии». Людендорф говорил, что союзники «должны поддержать сильное германское правительство, которое было бы в состоянии уничтожить марксизм». Оно никогда не может быть создано «при современных хаотических парламентских отношениях», но лишь «образовано патриотами». Генерал убежден: «Фашистское движение должно стать началом национального пробуждения Европы».

На следующий день Смит встретился с Гитлером. Первое впечатление: «Баснословный демагог, Я до этого никогда не слушал такого упорного и фанатичного человека». Гитлер охарактеризовал ему свое движение как «союз практических и духовных творцов против марксизма». Смит сделал вывод: «Только диктатор может спасти Германию…»                                                                                

Выступления групп с ответами на вопросы, обсуждение, записи в тетрадь.                    

Заполнение таблицы: «Причины и последствия прихода фашистов к власти».

Причины прихода фашистов к власти

ПОСЛЕДСТВИЯ

Несправедливые условия Версальского мира

Развитие национализма и шовинизма,

Появление идеи реванша

Глубина кризиса, падение жизненного уровня

Неверие основной части населения в                          

Возможности правительства решить    

Экономические трудности  

Раскол социалистического движения

Завоевание НСДАП большинства в

Парламенте

Выдвижение простых и понятных лозунгов

Поддержка НСДАП различными слоями

По решению экономических и социальных

населения.

Проблем                                              

Поддержка крупного капитала

Использование непарламентских

методов,

создание штурмовых отрядов  

Недооценка фашистской угрозы

Рост военной и политической мощи

Европейскими странами

фашистской Германии                                

Дискуссия: Почему в 20 веке возникает такой феномен как фашизм?                    

Какие внешние обстоятельства способствовали нарастанию мощи гитлеровской Германии?  Сообщение по теме.

Внесение дополнений в таблицу.

Существует ли сегодня похожая ситуация? В чем причины этого явления?

Объясните эпиграф урока. Согласны ли вы с позицией автора?

3.Нацистская идеология.

Учитель:

Чтобы правильно оценить первые шаги пришедших к власти нацистов, необходимо не упустить из виду два обстоятельства. Первое: действительно, завоевание «восточного пространства» составляло внешнеполитическую «сверхзадачу» германских фашистов. Второе: они понимали, что для решения этой «сверхзадачи» мало построить новые танки, самолеты и создать многочисленную армию, Надо переделать души людей. Заставить десятки миллионов немцев думать, как они, фашисты, а несогласных – замолкнуть. Иными словами, извратить сознание. Превратить молодежь в свирепых германских воинов-тевтонов. Снова вложить в их руки меч Зигфрида. Выбить из голов моральные ценности.

Возможно ли это было в ХХ столетии?

Оказалось – да. Но для этого потребовалась, во-первых, мощная пропаганда – грандиозная, тотальная, бьющая больше на инстинкты, чем на разум. Ей предстояло заставить если не всех немцев, то возможно большее их число забыть прежние верования или неверия и проникнуться чем-то новым, заманчиво неизвестным. По-новому осмыслить себя и окружающее. Культ войны и победы. Культ смерти. Новый рыцарский орден – эсэсовцы. Мертвые головы на фуражках. Немецкий воин, разрывающий версальские цепи,– на миллионах плакатов. И манифестации. Одна грандиознее другой. И над всем этим – вождь, «фюрер», в которого надо верить и за которым необходимо  идти.

И, во-вторых, террор. Искоренение «внутренних врагов», которых можно увидеть, на которых можно указать пальцем, которых можно строем отправить в концлагеря, где первой фразой, обращаемой к ним эсэсовской охраной, было: «Нация вас отвергла». Отверженные нацией! С ними можно было делать в застенках все что угодно. Мы видели, что нацисты вышли из террора, мрака и крови первой мировой войны,. Насилие они сделали идолом своего поклонения, не видели в этом мире ничего выше силы и поверили, что они всемогущи. Внутри и вовне. И начали с силы, и ею же собирались все кончить. И далее: его задача – диктатура, подчинение политики и экономики подготовке войны, максимальное вооружение Германии в последующие пять-шесть лет и, наконец, завоевательная война.

Что же представляет собой идеология нацизма?

                                      Работа в группах с текстами.                                                

Задание: назвать основные черты нацистской идеологии. Каковы ее особенности?

                                                              Текст.

Главная цель фюрера: завоевание нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация. Эту главную цель фюрер сформулировал ясно, точно, без малейших сомнений.  Следуя геополитическим теориям Карла  Хаусхофера, считавшего восточное направление экспансии наиболее приемлемым для Германии, Гитлер в книге «Майн кампф» в главе "Ориентация на Восток и восточная политика" ясно дал понять, что в случае прихода к власти он намерен возродить древний дух " и следовать путем тевтонских рыцарей на восток. Было ошибкой, писал он, проводить торгово-колониальную политику во всех направлениях.  «Необходимо, прежде всего, завоевать новые территории в самой Европе». При этом Гитлер ссылался на «моральное право немцев на приобретение чужих территорий и земель». В качестве обоснования этого права он приводил следующие аргументы: прирост населения Германии ежегодно достигает почти 900 тыс. человек, прокормить «армию новых граждан» становится все труднее, и это может привести к «голоду и обнищанию». «Если бы германский народ был в расовом отношении монолитным, то рейх уже сегодня стал бы властелином земного шара». Обещания, что все германские захваты будут осуществляться во имя мира, повторялись и в 30-е гг., когда Гитлер, став канцлером Третьего рейха, обосновывал свою агрессивную политику необходимостью спасения и укрепления мира. Гитлер считал, что всюду, где находится хотя бы один немец, рейх имеет право вступить со своей армией, чтобы "охватить своими границами" и этого немца. «Мы требуем территорий и колоний, для того, чтобы прокормить наш народ и поселить там избыток нашего населения».  «Мы, национал-социалисты... приостановим бесконечную миграцию немцев на юг и запад и обратим наши взоры на земли, расположенные на востоке... Говоря сегодня о жизненном пространстве в Европе, мы в основном можем иметь в виду лишь Россию и ее вассальные пограничные государства. Сама судьба указывает нам этот путь».

Из программы НСДПА.

Будучи сформулированными Адольфом Гитлером, Готфридом Федером и Антоном Декслером, они впервые оглашены 24 февраля 1920 года непосредственно Адольфом Гитлером в мюнхенской пивной «Хофбройхаус». Как он впоследствии отмечал в своей знаменитой работе «Mein Kampf» «под радостные возгласы почти двух тысяч человек и каждый отдельный пункт был одобрен всеобщим ликованием».

1. Мы требуем объединения всех немцев в Великую Германию на основе права народов на самоопределение.

3. Мы требуем жизненного пространства территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания нашего народа и для расселения его избыточной части.

4. Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесен к немецкой нации, а также являться гражданином Германии

В  начале XX века в Германии очень широко были распространены статьи и брошюры с изложением расовой теории, которые превозносили германскую и всячески унижали семитскую расу — евреев. Евреев относили к низшей, «неполноценной» расе. Итоги первой мировой войны усилили расистские настроения. Писатели-расисты, разочарованные поражением, воспевали благородного немецкого солдата с чистой кровью. Евреи изображались виновниками всех постигших Германию бед. Так были сформированы стереотипы положительного немецкого героя-арийца и отрицательного еврея. Эта теория превосходства рас и была принята нацистами.

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам».

Расовая теория НСДАП основывалась на следующих положениях.

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас — над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп. Так негры были отнесены нацистами к низшей расе, а евреи, вообще исключались из иерархической лестницы и были поставлены в положение «вне закона» (Нюрнбергские законы, Холокост).

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания. Как и в теории Чезаре Ломброзо, некоторые из этих низших представителей должны обладать врожденными криминальными склонностями.

4. Вера в законность господства высших рас над низшими.

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)  Смертельный же удар наносит смешение с инородной кровью.

Недочеловек — это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгами, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание. Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек. Итак, не все то, что имеет человеческий облик, равно. Горе тому, кто забывает об этом.  Помните об этом».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

А. Гитлер План «Ост» (нем. Generalplan Ost) — секретный план немецкого правительства Третьего рейха по геноциду и этническим чисткам на территории Восточной Европы, планировавшейся в случае победы над СССР во Второй мировой войне, а освобождённые территории планировалось заселить немцам.

 План предусмотрел различный процент германизации для различных покорённых славянских и других народов.  «Негерманизированные» должны были быть выселены в Западную Сибирь. Исполнение плана должно было гарантировать, что завоёванные территории приобрели бы безвозвратно немецкий характер.

Замечания и предложения Ветцеля

Ветцель предполагал изгнание десятков миллионов славян за Урал. Поляки, согласно Ветцелю, «являлись наиболее враждебно настроенным к немцам, численно большим и поэтому самым опасным народом».

Уничтожение или изгнание 80-85 % поляков. На территории Польши должны были оставаться только приблизительно 3-4 миллиона человек.

Уничтожение или изгнание 50-75 % чехов (около 3,5 млн человек). Остальные подлежали онемечиванию.

Уничтожение 50-60 % русских в европейской части Советского Союза, ещё 15-25 % подлежали депортации за Урал.

Уничтожение 25 % украинцев и белорусов, ещё 30-50 % украинцев и белорусов подлежали использованию в качестве рабочей силы.

«Generalplan Ost», как следует понимать, подразумевал также «Окончательное решение еврейского вопроса» , согласно которому евреи подлежали тотальному уничтожению.  В Прибалтике латыши считались более подходящими для «германизации», а литовцы и латгальцы — нет, поскольку среди них было слишком много «славянских примесей».  Согласно предложениям  Ветцеля, русский народ должен был подвергаться таким мерам, как ассимиляция («онемечиванию») и сокращение численности через сокращение рождаемости — подобные действия определяются как геноцид.

Из директивы А.Гитлера министру по делам

восточных территорий А.Розенбергу

о введении в действие Генерального плана «Ост»

(23 июля 1942 г.)

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…

Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…

Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год».

Генрих Гиммлер:

«Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода — интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания культуры… Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим людям-зверям. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботиться о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым еще больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними».

«Русский должен умереть, чтобы мы жили». Солдаты вермахта

2 октября 1941 в Брянской области

Учитель: Нацистская идеология обосновывала политику и практику фашизма, оправдывает массовые казни и убийства. Эти идеи могли получить развитие только в тоталитарном государстве, при полном отсутствии демократии. Они находятся в непримиримом антагонизме с современными документами о правах человека, с принципами демократии,  они противоречат и «Концепции национальной политики Российской Федерации», утвержденной в 1996 году.

Изложение группами итогов работы, записи в тетрадь.

Слайд: «статьи « Всеобщей декларации прав человека», «Конституции Р.Ф.»        

Заполнение таблицы: «Идеи нацизма и права человека».

Положения нацистской теории

В документах о правах человека

Агрессивность-стремление завоевать и покорить другие государства

Крайний национализм и расизм- признание других народов «неполноценными», их физическое уничтожение

Организация беседы по вопросам.                                                                                        

Как утверждение гитлеровского режима должно было повлиять на политику государства, на жизнь людей, на развитие международных отношений.

4.Практика фашизма.

Просмотр фрагмента фильма Ромма «Обыкновенный фашизм»

Учитель организует дискуссию по вопросам: Чем грозит миру фашизм? Как он влияет на человека? Какие бы аргументы вы использовали в споре с современными фашистами? Как, на ваш взгляд, проблему борьбы с фашизмом решают люди, государства, Человечество? Что нужно делать каждому из нас, чтобы не допустить проявлений бытового неофашизма?

Объясните следующее высказывание пастора Мартина Нимеллера:

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.                      

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить презентации на темы:

1.План «ОСТ» и судьба СССР.

2.Фабрики смерти.

3.Холокост.

4. На советской земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль СССР в разгроме фашистской Германии в годы 2 мировой войны (материалы к уроку).

Представлены материалы к уроку для повторения и обобщения по теме "Великая Отечественная война", высказывания  лидеров стран Европы и США , деятелей культуры и цитаты из европейских и американски...

Италия в период фашистской диктатуры Муссолини

Презентация к уроку по всеобщей истории в 9 классе...

Итоги Великой отечественной войны в победе над фашистской Германии

итегрированный урок по английскому языку и истории...

«Вклад российских математиков и физиков в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий конференции/ Цель мероприятия:1.     Определить вклад математиков и физиков в победу в годы Великой Отечественной войны;2.     Воспитание чувства ...

Игра-конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны» Посвящается 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией.

Предлагаемая игра проводится в форме внеклассного мероприятия. Материал может быть использован как для внутришкольного, так и для районного или городского уровня. Игра предполагает исследовательскую д...