«Вклад российских математиков и физиков в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны».
классный час по естествознанию (7 класс) на тему

Грибовская Мария Михайловна

Сценарий конференции/ Цель мероприятия:

1.     Определить вклад математиков и физиков в победу в годы Великой Отечественной войны;

2.     Воспитание чувства патриотизма, любви и преданности к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_konferentsii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конференции

«Вклад российских математиков и физиков в Победу над фашистской Германией

в годы Великой Отечественной войны».

 Цель мероприятия:

  1. Определить вклад математиков и физиков в победу в годы Великой Отечественной войны;
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви и преданности к Родине.

Подготовительная работа:

  1.  Выяснить, кто из ученых-математиков, физиков  принимал участие в боевых действиях;
  2.  Определить, какие задачи приходилось решать математикам и физикам в годы Великой Отечественной войны;
  3. Изучение литературных источников;
  4. Сравнительный анализ полученной информации;
  5. Отбор информации для конференции;
  6. Приготовить презентацию. 

Вступление (учитель):

В гимназии сложилась традиция проводить классные часы, беседы, смотры,               конкурсы, посвященные дням воинской славы.

История России богата знаменательными событиями.

27 января -  День снятия блокады в Ленинграде(1944),

2 февраля - День разгрома немецко-фашистских войск  под Сталинградом (1943 г.),

23 февраля – День защитников Отечества.

 Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.          

Но в победу над врагами вносили свой вклад и мирные жители. Сегодня мы хотим вам рассказать о вкладе ученых математиков и физиков в победу над фашистской Германией.

Ученик: Реальных участников  событий Великой Отечественной войны почти не осталось. Мы знаем о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Ученик: 21 июня 1941 г в высших учебных заведениях страны заканчивались экзамены, в лабораториях институтов решались в основном мирные проблемы. Молодые и умудренные  опытом ученые создавали новые теории, не подозревая, что и они послужат делу разгрома врага. Студентка механико – математического факультета МГУ Женя Руднева (в последующем прославленная летчица, Герой Советского Союза) записала в дневнике: «Сданы все зачеты! Все экзамены! Все! Все! Жизнь прекрасна и удивительна!»  А на следующее утро на весь народ обрушилась грозная весть – война!

Ученик: Высвечивается 4 слайд, начинаем петь песню «Вставай, страна огромная!».

Ученик: Часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг “Всё для фронта, всё для Победы!”  в те годы был не только приказом, но естественной потребностью почти каждого человека.

    Вторая часть людей науки пошла в действующую армию или в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках.

Ученик: Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он  храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны  был избран член - корреспондентом АН СССР.

Ученик: В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Юрий Владимирович Линник (1915-1972).

Ученик: Предложил использовать рупор для усиления звучания радиоприемника. Российский ученый, популяризатор физико- математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Один из первых пропагандистов идей К.Э.Циолковского. Автор свыше 100 книг («Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Межпланетные путешествия» и др.), которые переведены на 24 языка и на которых воспиталось не одно поколение людей.

Ученик: В начале войны немецкая армия имела значительное преимущество в численности войск, оружий и танков.

Ученик: Научная работа не прекращалась и в тяжёлых условиях фронта и тыла. Перед учёными были поставлены задачи усовершенствования боевой техники, создания новых видов оружия.

Ученик: Над проблемами самолётостроения работали не только отдельные учёные, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов совершенствовании боевых самолётов, прежде всего увеличение их скорости, позволило Александру Сергеевичу Яковлеву и Сергею Алексеевичу Лавочкину создать грозные истребители, Сергею Владимировичу Илюшину - неуязвимые штурмовики,  Андрею Николаевичу Туполеву и Владимиру Михайловичу Петлякову – мощные бомбардировщики, а Николаю Николаевичу Поликарпову – легендарный ПО-2.

Ученик: Расчетные формулы, предложенные выдающимся советским математиком  Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, позволили  ликвидировать вибрацию в крыльях самолетов, возникающую при больших скоростях и приводящую к саморазрушению самолета и неминуемой катастрофе. Практические инженерные рекомендации ученого позволили увеличить устойчивость самолета.

Ученик: Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. Удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.

Ученик: Немцы использовали для подрыва кораблей магнитные мины, которые притягивались металлическими корпусами кораблей.

Ученик: Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров, в будущем автор нашего учебника по алгебре.

Используя свои работы в области теории вероятностей, Колмогоров дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятности использовалась и для определения наилучших методов места нахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага.

Например, встал такой вопрос: «Как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских торговых лодок?» Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встречи большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.

Ученик: Тут математика пришла на помощь. Её методы были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими.

Ученик: Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет ли на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.

Песня «Катюша»

Ученик: Расчёты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая.

Ученик: Знаменитая «Катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в                        городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой.

Ученик: Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете.   Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев. Он  определил наивыгоднейшую  крутизну нарезки стволов орудий. Это позволило обеспечить максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.

Ученик: Перевооружение армии коснулось и броне – танковых войск.

Ученик: Сконструированный до войны Кошкиным Михаилом Ильичом танк Т-34, в годы войны был усовершенствован Морозовым Александром Александровичем.

Ученик: T-34 (“тридцатьчетвёрка”) – самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводивших страх на врагов машиной.

Ученик: В 1943г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина , А.И.Благонравова, Н.Л.Духова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2.

На базе танка ИС-2 было создано несколько тяжёлых самоходных установок, в том числе ИСУ-152.Эта машина совмещала в себе мощь пулевого орудия, подвижность и надёжную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка»

Ученик:  слайд 35 – стих О. Бергольц. Далее: блокада длилась 900 долгих дней и ночей.  Дорога жизни связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград с Большой землей.

Общее     количество грузов, перевезённых в Ленинград по  Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. ой землёй.

Ученик: Тяжёлый грузовик, идущий по льду нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому, же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Для автомобилей  была предписана определённая скорость.

Ученик: Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро было поручено группе ученых Ленинградского физико–технического института во главе с членом – корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко.  

Ученые выработали правила безопасности движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости машин.

Ученик: Крупнейший ученый, сделавший блестящие открытия в различных областях физики, Абрам Федорович Иоффе во время войны сумел направить весь научный потенциал Ленинградского физико–технического института на решение проблем обороны страны – и за это ему благодарна Россия.

Ученик: А.Ф. Иоффе для партизанских отрядов разработал «Партизанский котелок», служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. При нагревании воды вырабатывался электрический ток, а кипяток можно было использовать для приготовления пищи.

Ученик: Петр Леонидович Капица. Создал установку для получения жидкого кислорода, которая использовалась для лечения раненых бойцов.

Ученик: Сергей Иванович Вавилов. Разработал методы и средства светомаскировки военных объектов.

Учитель: Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?

    Говорят, что любая война, помимо разрушений, несёт в  себе и созидательную функцию. Мы увидели: война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны  признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.

    Как писал выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Физики,внесшие вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной Войны

Презентация, посвященная работам ученых физиков в годы ВОВ .Будет полезна при работе  с детьми во внеурочное время. Расчитана для учащихся 7-9 классов....

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Материал для проведения внеклассного мероприятия к Дню победы "Медицинские работники в годы Великой Отечественной войны"

Материал для проведения внеклассного мероприятия, повященного Дню Победы, для студентов первого курса Медицинского училища....

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ ПАМЯТИ, посвященной 78-ой годовщине со дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Сценарий может использоваться как для проведения торжественной линейки в школе. так и для проведения митинга....