«Вклад российских математиков и физиков в Победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны».
классный час по естествознанию (7 класс) на тему
Сценарий конференции/ Цель мероприятия:
1. Определить вклад математиков и физиков в победу в годы Великой Отечественной войны;
2. Воспитание чувства патриотизма, любви и преданности к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konferentsii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий конференции
«Вклад российских математиков и физиков в Победу над фашистской Германией
в годы Великой Отечественной войны».
Цель мероприятия:
- Определить вклад математиков и физиков в победу в годы Великой Отечественной войны;
- Воспитание чувства патриотизма, любви и преданности к Родине.
Подготовительная работа:
- Выяснить, кто из ученых-математиков, физиков принимал участие в боевых действиях;
- Определить, какие задачи приходилось решать математикам и физикам в годы Великой Отечественной войны;
- Изучение литературных источников;
- Сравнительный анализ полученной информации;
- Отбор информации для конференции;
- Приготовить презентацию.
Вступление (учитель):
В гимназии сложилась традиция проводить классные часы, беседы, смотры, конкурсы, посвященные дням воинской славы.
История России богата знаменательными событиями.
27 января - День снятия блокады в Ленинграде(1944),
2 февраля - День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом (1943 г.),
23 февраля – День защитников Отечества.
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Но в победу над врагами вносили свой вклад и мирные жители. Сегодня мы хотим вам рассказать о вкладе ученых математиков и физиков в победу над фашистской Германией.
Ученик: Реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось. Мы знаем о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.
Ученик: 21 июня 1941 г в высших учебных заведениях страны заканчивались экзамены, в лабораториях институтов решались в основном мирные проблемы. Молодые и умудренные опытом ученые создавали новые теории, не подозревая, что и они послужат делу разгрома врага. Студентка механико – математического факультета МГУ Женя Руднева (в последующем прославленная летчица, Герой Советского Союза) записала в дневнике: «Сданы все зачеты! Все экзамены! Все! Все! Жизнь прекрасна и удивительна!» А на следующее утро на весь народ обрушилась грозная весть – война!
Ученик: Высвечивается 4 слайд, начинаем петь песню «Вставай, страна огромная!».
Ученик: Часть ученых поехала в эвакуацию, чтобы в лабораториях и на исследовательских установках, опираясь на свои знания, создавать разработки, нужные фронту. Лозунг “Всё для фронта, всё для Победы!” в те годы был не только приказом, но естественной потребностью почти каждого человека.
Вторая часть людей науки пошла в действующую армию или в Народное ополчение, чтобы сражаться с оружием в руках.
Ученик: Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны был избран член - корреспондентом АН СССР.
Ученик: В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Юрий Владимирович Линник (1915-1972).
Ученик: Предложил использовать рупор для усиления звучания радиоприемника. Российский ученый, популяризатор физико- математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Один из первых пропагандистов идей К.Э.Циолковского. Автор свыше 100 книг («Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Межпланетные путешествия» и др.), которые переведены на 24 языка и на которых воспиталось не одно поколение людей.
Ученик: В начале войны немецкая армия имела значительное преимущество в численности войск, оружий и танков.
Ученик: Научная работа не прекращалась и в тяжёлых условиях фронта и тыла. Перед учёными были поставлены задачи усовершенствования боевой техники, создания новых видов оружия.
Ученик: Над проблемами самолётостроения работали не только отдельные учёные, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов совершенствовании боевых самолётов, прежде всего увеличение их скорости, позволило Александру Сергеевичу Яковлеву и Сергею Алексеевичу Лавочкину создать грозные истребители, Сергею Владимировичу Илюшину - неуязвимые штурмовики, Андрею Николаевичу Туполеву и Владимиру Михайловичу Петлякову – мощные бомбардировщики, а Николаю Николаевичу Поликарпову – легендарный ПО-2.
Ученик: Расчетные формулы, предложенные выдающимся советским математиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, позволили ликвидировать вибрацию в крыльях самолетов, возникающую при больших скоростях и приводящую к саморазрушению самолета и неминуемой катастрофе. Практические инженерные рекомендации ученого позволили увеличить устойчивость самолета.
Ученик: Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую – "запереть" на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. Удалось обнаружить, что мины – магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.
Ученик: Немцы использовали для подрыва кораблей магнитные мины, которые притягивались металлическими корпусами кораблей.
Ученик: Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров, в будущем автор нашего учебника по алгебре.
Используя свои работы в области теории вероятностей, Колмогоров дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятности использовалась и для определения наилучших методов места нахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага.
Например, встал такой вопрос: «Как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских торговых лодок?» Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встречи большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.
Ученик: Тут математика пришла на помощь. Её методы были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими.
Ученик: Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет ли на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Песня «Катюша»
Ученик: Расчёты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая.
Ученик: Знаменитая «Катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой.
Ученик: Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу решил член-корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев. Он определил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это позволило обеспечить максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.
Ученик: Перевооружение армии коснулось и броне – танковых войск.
Ученик: Сконструированный до войны Кошкиным Михаилом Ильичом танк Т-34, в годы войны был усовершенствован Морозовым Александром Александровичем.
Ученик: T-34 (“тридцатьчетвёрка”) – самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводивших страх на врагов машиной.
Ученик: В 1943г. под руководством инженеров Ж.Я. Котина , А.И.Благонравова, Н.Л.Духова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2.
На базе танка ИС-2 было создано несколько тяжёлых самоходных установок, в том числе ИСУ-152.Эта машина совмещала в себе мощь пулевого орудия, подвижность и надёжную броневую защиту. Её прозвали «царь-пушка»
Ученик: слайд 35 – стих О. Бергольц. Далее: блокада длилась 900 долгих дней и ночей. Дорога жизни связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград с Большой землей.
Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. ой землёй.
Ученик: Тяжёлый грузовик, идущий по льду нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому, же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Для автомобилей была предписана определённая скорость.
Ученик: Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро было поручено группе ученых Ленинградского физико–технического института во главе с членом – корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко.
Ученые выработали правила безопасности движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости машин.
Ученик: Крупнейший ученый, сделавший блестящие открытия в различных областях физики, Абрам Федорович Иоффе во время войны сумел направить весь научный потенциал Ленинградского физико–технического института на решение проблем обороны страны – и за это ему благодарна Россия.
Ученик: А.Ф. Иоффе для партизанских отрядов разработал «Партизанский котелок», служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. При нагревании воды вырабатывался электрический ток, а кипяток можно было использовать для приготовления пищи.
Ученик: Петр Леонидович Капица. Создал установку для получения жидкого кислорода, которая использовалась для лечения раненых бойцов.
Ученик: Сергей Иванович Вавилов. Разработал методы и средства светомаскировки военных объектов.
Учитель: Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?
Говорят, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию. Мы увидели: война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.
Как писал выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Методическая разработка урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
Физики,внесшие вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной Войны
Презентация, посвященная работам ученых физиков в годы ВОВ .Будет полезна при работе с детьми во внеурочное время. Расчитана для учащихся 7-9 классов....
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...
Материал для проведения внеклассного мероприятия к Дню победы "Медицинские работники в годы Великой Отечественной войны"
Материал для проведения внеклассного мероприятия, повященного Дню Победы, для студентов первого курса Медицинского училища....
Конкурс "История моей семьи в годы Великой Отечественной войны, вклад в Великую Победу
Полынова Руслана, Кировская СОШ...
СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ ПАМЯТИ, посвященной 78-ой годовщине со дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Сценарий может использоваться как для проведения торжественной линейки в школе. так и для проведения митинга....