Итоговое повторение по теме"Эпоха Средневековья"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Материал представляет собой разработку урока итогового повторения по курсу эпохи Средневековья для 6 класса. Разработка сделана в конкурсно-игровой форме, сочетает групповые и индивидуальные формы работы.  Есть описание каждого этапа задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок итогового повторения по курсу средних веков.

Автор: Сергеева Ирина Владимировна, МБОУ Ивановская ООШ»

Цель: закрепить основные положения курса по истории средних веков; развитие навыков и навыков повторения большого по объёму материала; через элементы игры заинтересовать учащихся в углубленном познании материала по истории.

Оборудование: записи на доске, игровой материал («стрелы», слоги, карточки, разрезное задание)

Тип урока: повторительно-обобщающий

  1. Ход урока

  1. Огмомент. Знакомство учащихся с ходом урока, его целями
  2. Повторение материала

1. Конкурс «Стрелы Робин Гуда». Условия конкурса: обучающимся задаётся 20 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает «стрелу».

1.Своеобразная наука, ищущая философский камень, способный обращать в золото любой металл. (Алхимия)

2.Какие церкви образовались после 1054 года (Католическая и православная)

3. Лучший образец изделия (Шедевр)

4. Что такое инквизиция и индульгенция ( Церковный суд и грамота о прощении грехов)

5. Стили средневековой архитектуры ( Романский и готический)

6. На каком языке велось обучение в средневековых университетах (На латинском)

7. Что такое «Книга Страшного суда» (Книга переписи населения)

8. За каким столом проводили свои беседы рыцари короля Артура»(Круглым)

9. Сколько всего было организовано крестовых походов (8)

10. Какие технические изобретения и открытия XV-XVI веков вы знаете ? (Водяной двигатель, механические часы, мушкеты, каравеллы и т.д.)

11. Сколько лет длилась Столетняя война (116 лет)

12. Где находилась улица Соломы и почему получила такое название (Париж, студенты слушали на улице лекции, сидя на соломе)

13. Сколько времени нужно было прожить в городе, чтобы  стать свободным (Год и один день)

14. Что такое «чёрная смерть? (эпидемия чумы, унесшая треть населения Европы)

15. Что означал щит, прибитый к домам  в занятых крестоносцами городах  (Этот дом уже кем-то занят и подвергается грабежу)

16. Почему вы не захотели бы примерить на себя «испанский сапожок» (Так называлось орудие пытки)

17. Каким образом рыцари могли молиться в походах, не  посещая церковь? ( Воткнув в землю свой меч, в рукояти которого лежали святые мощи)

18. Продолжите фразу «Вассал моего вассала…» и объясните, что она означает. ( Слугу своего слуги нельзя заставить что-либо сделать)

19. Каким образом жители города Рима узнали об избрании нового папы? (Из трубы здания, где его избирали, шёл дым)

20. Почему Филипп IV Красивый получил ещё и прозвище «Король-фальшивомонетчик ? (Приказал добавлять в золотые и серебряные монеты менее ценные металлы)

Конкурс №2. «Мы - юные историки». Учащиеся работают парами. Им необходимо собрать разрезанный «документ» и догадаться о чём в этом документе идёт речь. Все задания разные для каждой группы.

Из какого произведения взят отрывок, чьё имя пропущено. («Песнь о Роланде»)

Граф видит – все усилья бесполезны,

И тихо восклицает в сокрушеньи:

«Мой Дюрандаль булатный, меч пресветлый

Да не послужит сталь твоя неверным.

Пусть лишь христианин тобой владеет,

Пусть трус тебя во веки не наденет!

С тобой я покорил большие земли

Наш Карл пышнобородый – их владетель.

Он нами правит с пользою и честью»

Почуял граф – приходит смерть ему.

Холодный пот струится по челу.

Идёт он под тенистую сосну,

Ложится на зелёную траву,

Свой меч и рог кладёт на грудь.

К Испании лицо он повернул,

Чтоб было видно Карлу корою,

Когда он с войском будет тут,

Что граф погиб, но победил в бою.

Лишь трёх бойцов земле не предал Карл:

То были Оливье, Турпен, ….

Им грудь рассечь велел он пополам,

Извлечь и в шелк закутать их сердца,

Зашить в оленью кожу их тела.

Везти домой в трёх мраморных гробах,

Но до того, как положить туда,

Обмыть настоем перца и вина.

Догадаться, какое слово пропущено в документе  (Янычар)

Набирают их из детей христианского народа, живущего под турецкой властью по несколько сотен через два года в третий, малых ребят лет восьми, девяти и дести. К ним приставлены доктора, которые должны рассмотреть каждого в лицо и рассудись, к чему каждый мальчик должен быть годен. Самые лучшие берутся на службу к турецкому султану, других разбирают турецкие военачальники. Они приучаются стрелять, рубить саблями, бросать копья, скакать через рвы и исполнять всякую службу, какую прикажет старший. Потом тех молодых людей, кто покажет свою храбрость, принимают в чин старших. Из потом выходят самые жестокие злодеи, и из всех турецких солдат они самые безжалостные к христианам. А боевые люди они самые неукротимые, и в них султан имеет надёжную защиту.

Какое наказание ожидало тех, кому эти слова были произнесены? (Отлучение от церкви)

Во имя отца и сына и святого духа, пресвятой девы Марии, Иоанна крестителя, Петра и Павла и  всех святых, предаём проклятию, восставшего против нас и отлучаем от святого причастия. Да постигнет его наше проклятие в его доме, житнице, постели и поле, в дороге, в городе и замке. Да будет он проклят в сражении, в молитве, в разговоре, в молчании, в еде, в питье, во сне. Да будут прокляты все его чувства: зрение, слух, обоняние, вкус. Взываю к сатане со всеми его посланниками, да не примут они покоя пока не доведут этого грешника до вечного стыда, пока не погубят его верёвка или вода, не разорвут дикие звери или не истребит огонь. Да осиротею его дети, да овдовеет его жена. Предписываю тебе, сатана, чтобы, как я гашу теперь этот светильник, так ты погасил свет его очей. Да будет так, да будет так! Аминь, аминь!

О чём идёт речь в этом стихотворении? Что является предметом продажи? (Индульгенция)

Когда я отпущенья продаю,

Как можно громче в церкви говорю,

Я проповедь вызваниваю гордо, её на память знаю твёрдо,

И неизменен текст мой всякий раз:

Сказав сперва, откуда я взялся,

Патенты все выкладываю я,

Сначала от владетелей мирских –

Защитою печать мне служит их,

Чтобы никто не смел мне помешать

Святые отпущенья продавать.

Затем раскладываю булл немало,

Что дали папы мне, да кардиналы,

Да патриархи всех земных концов;

Прибавлю несколько латинских слов –

И проповедь я ими послащу,

К усердью слушателей обращу.

Затем их взор прельщу ларцами,

Набитыми костьми и лоскутами,

Что всем мощами кажутся на вид…

Так каждый год на хитрой этой ловле

Я марок сто сбираю сей торговлей.

Конкурс №3. Найдите соответствие. На доске записаны историческое события. Обучающиеся должны слева прикрепить дату, а справа прикрепить имя исторического лица.

500 г.Образование государства у франков  Хлодвиг

630г. Создание арабского государства  Мухаммед

800 Образование Франкской империи  Карл Великий

1066 г. Завоевание Англии  Вильгельм

1337-1453 гг Столетняя война  Жанна д`Арк

1389 Битва на Косовом поле  Милош Обилич

1419 –1434 Гуситские войны  Ян Гус

1445 Изобретение книгопечатания  Гутенберг

Конкурс № 4. Шарады. Составить слова из предложенных слогов.

  1. Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое- участники освободительной борьбы против засилья немцев в одной из европейских стран. (Гу-си-ты)
  2. Первый слог – начальная буква алфавита, второй – человек, не имеющий ни прав, ни собственности, целое – коренной житель Аравии (А-раб)
  3. Первый слог – самый  большой житель океана, второй – вы его скажете, если вам будет больно, целое – страна, где впервые стали писать на бумаге, делать фарфор и носить шёлковую одежду. (Кит-ай)
  4. Первый слог – место, где никто не бывал, но все говорят, что там хорошо, второй- местоимение, целое – презрительное название завоёванных турками народов – стадо. (Рай-я)

  1. Конкурс №5 «Гостиница»

На доске записаны слова. Их нужно распределить  в 5, 4, 3, 2, 1 местные номера, в зависимости от того, к чему относится это слово и сказать название номера.

Слова: Шедевр, конклав, кардинал, ученик, подмастерье, белый дым, мастер, король, барон, герцог, граф, вассал, девиз, герб, Средневековье.

5 Король, барон, герцог, граф, вассал. (Феодальная лестница)

4. Шедевр, ученик, подмастерье, мастер (Мастерская ремесленника)

3. Факультет, студент, магистр. (Университет)

2. Девиз, герб (Рыцарь)

1. Средневековье.

III.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Эпоха Средневековья. Витражное искусство»

Цель:Познакомить учащихся с декоративным искусством ЗападнойЕвропы эпохи Средневековья....

итоговый урок по теме "Эпоха Рюриковичей"

Данный урок проводится с использованием интернета, дополняется презентацией позволяет обобщить знания и формировать умения самостоятельной работы с различными источниками....

Итоговый урок по теме "Рождение средневекового мира"

Форма проведения урока - игра-квест...

Тест по теме "Эпоха Средневековья" - 10 класс

Тест для итогового урока в 10 кл "Эпоха Средневековья" Курс - Всеобщая история....

Итоговое повторение по теме «МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».

Работа содержит задания нескольких типов и направлена на комплексное выявление знаний, полученных по итогам курса "История Нового времени" за 7 класс. Подойдет в качестве админитративной сре...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...