Единая Всекубанская Неделя ОПК
материал (история) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinaya_kubanskaya_pravoslavnaya_nedelya.docx | 964.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
Единая Всекубанская
Неделя основ
православной культуры
(28.02-5.03.2011гг)
№ 384 от 01.03.2011 на № 223 от 21.02.2011 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ 26 ______________О.Д.Турдыева «___»___________2011г. |
ПРОГРАММА
предметной Недели основ православной культуры
МОУ СОШ 26 ст-цы Пшехской, 28.02.2011г. – 5.03.2011г.
Девиз Недели «Русь святая, храни веру православную»
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные, участники | Место проведения |
1. | Открытие недели | 28.02.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н., зам. директора по ВР Баранник Н.В. | Актовый зал |
2. | Тематическая выставка литературы «Построй храм в душе своей», «Православная культура» | 28.02.2011 – 5.03.011 | Зав. библиотекой Аганян М.Л. учитель Майборода Н.Н. | Школьная библиотека Кабинет кубановедения, ОПК |
3. | Благотворительная акция «Тепло души моей» | 28.02.2011 – 5.03.011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н., кл.рук. 1-11-х кл. | |
4. | Просмотр фильма «Дивное Дивеево» (10-е кл.) | 28.02.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н. | Кабинет кубановедения, ОПК |
5. | Конкурс кроссвордов «Святая Русь» (9-е кл.) | 1.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н. | Кабинет кубановедения, ОПК |
6. | Беседа «Пасха. Светлое Христово Воскресение» (история празднования), для учащихся 5-6-х кл. Выступление лекторской группы | 1.03.2011 – 4.03.2011 | Руководители: учитель ОПК Майборода Н.Н., учитель истории Соловьева Л.И. Участники: Скороходова М. – 9б кл, Члалян А. – 9б кл, Миронова А. -9б кл, Желткова А. – 11 кл. | Кабинет кубановедения, ОПК |
7. | Заочная экскурсия «Храм – дом Божий. Первые Храмы на Кубани» (8-е кл.) | 2.03.2011 | Руководитель: учитель ОПК Майборода Н.Н. Участники: Грудачев В. – 8в кл, Жбир А. – 9а кл, Цепцура А. – 9а кл, Клепалова И. – 11 кл. | Кабинет кубановедения, ОПК |
8. | Выставка детских творческих работ «Храмовое зодчество» (макеты) 7-9 –е кл. | 2.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н. учитель ИЗО Королева Р.М. | Рекреация школы, 2 этаж |
9. | Конкурсы детских рисунков: «Мой любимый православный праздник» (1-9-е кл.) «Масленичный блин» (6-7-е кл.) | 3.03.2011 | Учитель ИЗО Королева Р.М., учитель ОПК Майборода Н.Н. | Рекреация школы, 2 этаж |
10. | Конкурс чтецов «Люблю тебя, моя Россия, и вечный звон твоих колоколов!» (5-7 –е кл.) | 4.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н., учитель истории Соловьева Л.И., учитель литературы Новосельцева Н.В. | Кабинет кубановедения, ОПК |
11. | Беседа «Сергий Радонежский» (10-е кл.) | 5.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н. | Кабинет кубановедения, ОПК |
12. | Подведение итогов недели (награждение) | 5.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н. | Кабинет кубановедения, ОПК |
13. | Экскурсия в храм Рождества Пресвятой Богородицы ст.Пшехской | 5.03.2011 | Учитель ОПК Майборода Н.Н., учитель истории Соловьева Л.И. | Храм |
Учитель кубановедения и ОПК Н.Н.Майборода
Отчёт
о проведении
Единой Всекубанской Недели Основ православной культуры
в МОУ СОШ 26
ст. Пшехской
Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
РАЗРАБОТКА БЕСЕДЫ
«ПАСХА.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО
ВОСКРЕСЕНИЕ»
(история празднования)
Учитель кубановедения и ОПК
Майборода Н.Н.
2011
уч. год
Цель:
Изучение православной религиозной традиции, истории христианства.
Оформление:
Запись на доске: Пасха. Светлое Христово Воскресение.
Стих: Христос Воскрес!
На праздник Бога
Весь мир полюбим горячей.
Всем нужно счастья много, много.
Все просят солнечных лучей.
Символы, орнаменты (рисунки).
Учитель:
Дорогие ребята, нашу встречу с вами мы посвящаем Светлому Христову Воскресению, или Пасхе Господня. В этом году Пасха приходится на 24 апреля, а предшествует ей Великий Пост, который начнется 7 марта.
Начать нашу встречу мы хотели бы со сказки, привезенной с Карпат, называется она «Писанка ты моя». Автор ее Владимир Приходько. А писанка – это расписанное разными красками яйцо.
Ученица:
Пекун-щезбы, злой дух, проснулся не в духе. Вьюга выла, изо всех дыр дуло. Казалось бы , живи да радуйся. Но Пекун на календарь поглядел и грустно подумал, что недаром люди говорят: «Дуй, не дуй, не к Рождеству пошло, к великодню». И расстроился.
Был он раньше молодым да проворным. А теперь стал старым и немощным. Поубавилось в нем прежнего дьявольского духу. Он ждал конца света. Вот-вот, рассчитывал, наступит. А конец света не наступал. Все как-то оттягивался. Откуда же взяться хорошему настроению.
В черном глухом ущелье, где живет Пекун-щезбы, нет ни радио, ни телевизора. Никакой тебе информационной программы «Время». Никакого «Марафона». Приходится посылать в мир гонцов. Старым, прадедовским способом узнавать новости. Скверным новостям умилялся, добрым печалился. Известно, злой дух. Что нам хорошо, то ему плохо. И наоборот.
В который раз умчались гонцы по разным направлениям. Сегодня пора возвратиться. И возвратились. Спрашивает Пекун-щезбы:
- Ну как там, в мире? Есть сироты при живых родителях: те, кого мамка забыла, а тетя на порог не пустила?
- Есть!- дружно отвечают гонцы. – Все детдома забиты.
- Это хорошо, - говорит Пекун. - А дети бросают мать без пропитания?
- Бросают! – кричат гонцы.
Улыбается злой дух. Доволен. Видно, конец света не за горами. Допытывает:
- Сестры и братья меж собою враждуют? Сосед на соседа клевещет?
Брань слышна?
И с этим все в порядке. Враждуют. Бранятся. Радуется Пекун-щезбы. Совсем размягчился да размечтался. Может, уже наступает конец света? Вот попируем... И тут задает он последний, очень важный вопрос:
- А дарят ли люди друг другу эти... ну как их... запамятовал... писанки?
В смущенье кивают головами гонцы:
- Дарят. Парубки девчатам. Девчата парубкам. И детям дарят, чтоб играли. Из дома в дом носят.
Страшной гримасой исказилось лицо злого духа. Даже гонцов дрожь пробрала. А вроде, привычные. Мечется Пекун-щезбы в безудержной ярости. Новую рубаху на себе изорвал.
Пока пишут, пока дарят друг другу писанки на великодень – стоит свет. Стоит и вовек не кончится!
Учитель:
Сказка эта старая. А о каком великодне идет речь в сказке?
(ответы детей) Правильно – о Пасхе, празднике Светлого Христова Воскресения, воскресения из мертвых Иисуса Христа.
Вот как об этом написано в Библии: «В полночь с субботы на воскресенье, на третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив печатей и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Вдруг случилось землетрясение. С небес сошел ангел. Лицо его блистало как молния, а одежда была как снег. Он отвалил камень от двери Гроба Господня, чтобы все видели, что Христа уже там нет. Римские воины в испуге застыли, словно мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
Пасха всегда празднуется торжественно и весело.
Как, в вашей семье празднуют пасху? (ответы детей.)
На пасху принято печь куличи, готовить творожную пасху, красить яйца, ходить друг к другу в гости.
Всем известен древний христианский обычай – обмениваться на Пасху крашеными яйцами и христосоваться. Протягивают тебе яйцо и говорят: «Христос воскрес!» А ты отдаешь свое и отвечаешь: «Воистину воскрес!» И троекратно целуетесь в знак любви.
За что же такая честь выпала на долю такого простого и обыденного предмета, как яйцо?
Ученица:
Чтобы понять, откуда в нашем народе такой обычай – красить на Пасху яички, а потом дарить друг другу, я расскажу вам о Марии Магдалине. Это она узнала, что Иисус воскрес, когда пришла ко гробу, чтобы омыть душистым маслом израненное тело. Она нашла камень отваленным, и Ангел сказал ей, что Христос воскрес... Мария Магдалина, как и другие ученики, стала ходить из страны в страну и рассказывать про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес, и про то, чему Он учил людей.
Однажды пришла она в Рим во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее сразу пропустили к императору Тиверею.
В те времена, приходя к императору, люди приносили подарок. Богатые- драгоценности, а бедные – что могли. И вот Мария, у которой кроме горячей веры в Иисуса Христа никаких драгоценностей не было, протянула ему простое яичко и громко сказала:
- Христос воскрес!
Удивился император и ответил:
- Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? В это поверить так же трудно, как в то, что это белое яичко может стать красным!
И пока он говорил эти слова, яичко стало менять цвет: потемнело и наконец, стало ярко-красным!
Вот как со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яичко.
Ученица:
Однако яйца почитали и раньше, еще в дохристианские времена. В древности люди считали, что Вселенная, наш с вами мир, возникала из мирового яйца. Представляете, какое это должно быть огромное яйцо, чтобы из него появились миллиарды миллиардов звезд и планет?!
У каждого народа есть свои легенды о яйце. Во многом они схожи друг с другом.
Китайцы думали, что обычное куриное яйцо – это символ единства неба и земли.
Египтяне рассказывали о том, как птица Великий Гоготун снесла яйцо, из которого появилось солнце.
А древнегреческие предания говорят, что весь наш мир из яйца, положенного птицей Феникс – сказочной птицей, которая, дожив до 500 лет, сжигала себя на костре, но затем, как, ни в чем не бывало, возрождалась их пепла молодой и прекрасной, с новым золотым оперением.
Ученица:
Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивается с верхней половиной яичной скорлупы, а нижняя ее половина олицетворяла подземный мир.
Яйцо считали источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Ведь и, правда, в каждом обычном яйце – зародыш будущей жизни, нового мира.
В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. Вспомните русскую народную сказку про Кощея Бессмертного. Где была спрятана его смерть? (в яйце). А кто назовет еще сказку про яйцо? «Курочка
ряба».
Недаром яйцо попало в русские пословицы, поговорки, загадки. Можете вспомнить?
Учитель:
Примеры пословиц и поговорок:
1.Дорого яичко ко Христову дню.
2. Выеденного яйца не стоит. (Пустячное, простое дело)
3. Яйца курицу не учат.
Загадки:
1.Под ледком – ледком стоит чашечка с медком. (Яйцо)
2.Лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят. (Год, месяц, недели, дни)
Приметы:
1. Первое яйцо от черной курицы охраняет скот от волков.
2. По яичному белку, выпущенному в стакан с чистой водой, гадали о будущем.
Вечный вопрос: что появилось первым – яйцо или курица?
Как вы думаете? (ответы детей) Но на этот вопрос до сих пор никто не нашел ответа.
Ученица:
Освященному в церкви яйцу приписывали магические свойства: оно спасало от пожара, помогало скотине от болезней, оберегало урожай от града. На Пасху люди обмениваются яичками, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови.
А как могли выразить предки свое глубокое уважение к нему? Конечно, украсив любимый предмет. Так возникли крашенки.
О том, как просто и красиво покрасить яйца, я вам сейчас расскажу.
1) в предварительно замоченную луковую шелуху положить яйца и сварить их вкрутую. Вынуть их и положить в холодную воду. Таким образом, окрашенные яйца получаются оранжево-коричневого цвета.
2) перед тем как сварить яйцо, нарисуйте на нем узор восковым карандашом или свечкой. Только не нажимайте слишком сильно! Положите в воду немного пищевого красителя и сварите яйцо. Оно окрасится. Воск же снимите, рисунок останется белым.
Позднее на яйца стали наносить рисунок. Расписывание яиц – целая наука: каждый рисунок имеет свою историю и значение.
Ученица:
Вот, к примеру, узор «бараньи рожки». Легенда гласит, что он оберегает от мороза. На Киевщине и Кубани в холода надевали суконную шапку – еломок, украшенную сверху цветком с бараньими рожками. Этот узор с оберегом перешел и на яйцо.
А вот другая роспись – «метелики» (бабочки). Она пришла с Херсонщины. Порхает по яйцу стайка бабочек. Верхний ряд всегда летит вправо, нижний влево. И обратите внимание: основа крылышек – спираль. Считается, что спираль передает человеку космические силы.
Ученица:
Так можно рассказывать о каждом узоре. Чтобы вам, ребята, было легче разгадать язык рисунков, я познакомлю вас со значением основных символов и орнаментов. (Приложение 1)
Ученица: Любимой игрой на Руси, на Пасху, было катание яиц. Дощечку или картонку приставляли к стене и по ней катили вареное яйцо, которое должно было коснуться разложенных невдалеке призов – крашеных яиц или игрушек – сувениров.
Крашеными пасхальными яйцами обычно играют в «биточки»: ударяют яйца друг о друга и глядят, чье яйцо уцелело. Чтобы стать победителем, надо выбирать яйцо с крепкой скорлупкой. Самые крепкие яйца те, что при постукивании о зуб издают звонкий четкий звук. Выбрав такого крепыша, можете смело вызывать на бой любого соперника. Только глядите, чтобы у него не оказалось поддельное яйцо – деревянное.
Учитель: Вот видите, ребята, какое значение в народе придавали яйцу, как люди почитают Великий праздник – Пасху! И в завершении нашей встречи хочется поздравить вас и ваших близких с наступающим праздником – Светлым Христовым Воскресением!
Приложение 1
Солнечные знаки
Знаки воды-символы вечной жизни
Символ связи с потусторонним миром
Символ бессмертия
Знак движения Солнца по небу
Символ силы и мужества
Фотоматериал урока
Оформление доски
Выступление лекторской группы
Члалян Анжелика рассказывает сказку «Писанка ты моя»
Скороходова Марина рассказывает о первом пасхальном яичке.
Миронова Анастасия рассказывает о значении символов и орнаментов.
Учащиеся 5 -х классов слушают выступление лекторской группы.
Краснодарский край, Белореченский район, станица Пшехская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
Разработка на тему:
«ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ.
Первые храмы на Кубани».
(заочная экскурсия)
Учитель кубановедения и ОПК
Майборода Н.Н.
2011
уч. год
Цель экскурсии:
Составить у учащихся представление о православном храме, его разновидностях и назначении.
Задачи:
1) Обратиться к истокам храмового строительства на Кубани;
2) Сосредоточить внимание учащихся на преемственности религиозных и нравственных традиций казачества;
3) Сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой Родины.
Оборудование:
1.Оформление доски: запись «Храм- дом Божий. Первые храмы на Кубани», детский рисунок, фото-иллюстрация храма;
2. Стенд «Православная Кубань»;
3. Использование видеофильма «Святые места Кубани»: Кафедральный собор святой Екатерины (г. Краснодар), Свято – Троицкий собор (г.Краснодар).
Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами совершим заочную экскурсию, и поговорим о первых православных храмах на Кубани.
А кто мне может назвать архитектурное сооружение ст-цы Пшехской, на территории парка?
Как часто и с кем бывают там дети?
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию рассказ об истории храма Рождества Пресвятой Богородицы в ст-це Пшехской.
Ученица:
Датой основания станицы Пшехской считается 18 июля 1862 года. Сразу же по заселению казаки заложили в станице часовню. А в 1871 году на пособие от войска была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Здание храма было деревянным, а ограду поставили железную. Жалование священнику и псаломщику платило Войско, на содержание же церкви казаки выделили 99 десятин земли. На общественные деньги построили кирпичный дом, в котором разместилась церковно-приходская школа и квартира для учителя.
По данным архива Ставропольской епархии, в станице Пшехской в 1910 году зарегистрировано: 5241 прихожанин, 756 дворов, 272 рождения, 41брак, 137 смертей. Кроме рождений и смертей, церковь также регистрировала отдельно число офицерских и казачьих детей мужского пола как будущих казаков действительной службы.
С приходом на Кубань Советской власти храмы стали закрывать. Священники подверглись репрессиям. Не избежал трагической судьбы, был расстрелян и священник Пшехской церкви. 12 октября 1929 года отца Михаила арестовали и 27 февраля 1930 года приговорили к высшей мере наказания.
В 1933 году храм был закрыт и разграблен. Кресты и купола сорвали, само здание церкви дважды пытались поджечь. Не получилось. Но горе постигло людей, творивших святотатство.
Хотя потом здание служило в качестве сельского Дома культуры, люди были уверены, что дух Божией Матери – заступницы небесной – не покинул этот храм. И тому есть объяснение. Старожилы рассказывали, что перед началом Второй Мировой войны в небе видели Богородицу, которая парила над бывшей церковью и как будто предупреждала людей о ждущих их страшных испытаниях. Свидетелями явления стали многие станичники.
С уходом богоборческой власти стало возрождаться казачество, а с ним и храмы. И 21 сентября 1995 года при содействии атамана станицы Пшехской открылась вновь освященная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Учитель:
Без сомнения, храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был построен 140 лет назад, это – самое значимое архитектурное сооружение станицы. С этим храмом, реконструированным взамен сельского клуба, у старожилов станицы связано много воспоминаний: возрождение храма, престольные праздники, крещение детей, отпевание усопших.
Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.
(Демонстрация Кубанских храмов. Стенд «Кубань православная»)
Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь не мыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церкви, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. Ибо это дом Божий.
Внутреннее помещение церкви очень красиво. На стенах – росписи, фрески, иконы. Церковная утварь, одежда священнослужителей тоже привносит декоративно – символический элемент в создание особенной атмосферы. Единство архитектуры, изобразительного искусства, музыки, содержания Священных книг – все это составляет синтез храмового искусства.
Никто никого не обязывает ходить в храм. Идущие туда никаких поощрений не получают. Напротив, в церкви христианам приходится потрудиться и потратится на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?
Потому что храм – это дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Помнят православные христиане: «Кому церковь – не мать, тому Бог –
не отец».
Бывает, ходит человек много лет мимо храма. Может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни) когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни. О вечности. И направляется он в храм, и становится ему дом Божий самым главным и родным домом.
Ученица:
У слова «ХРАМ» несколько синонимов: «СОБОР», «ЦЕРКОВЬ», «ЧАСОВНЯ». Все эти слова также означают место, где собираются верующие во Христа для молитв, таинств и богослужений.
Собор – это главный храм города, в котором имеется несколько других храмов. Богослужение в нем совершается духовенством нескольких храмов. В торжественные дни в соборе, как правило, богослужение совершают высшие духовные лица.
Часовня – небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, отраженном в церковном календаре, или в честь архангелов или чудотворных икон.
Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается размеров, пропорций, украшений и цветового оформления, формы купольных завершений и их количества.
Храм как дом Божий не был придуман людьми. Библия рассказывает, что ветхозаветный пророк Моисей получил во время пребывания на горе Синай в божественном откровении образ СКИНИИ, ставшей прообразом храма Божия (XIII в.до Р.Х.). Скиния (греч., означает «шатер», «переносная палатка»). Это был храм израильтян в пустыне, которых Моисей выводил из египетского плена в землю обетованную.
Согласно Библии, Сам Господь определил способ сооружения Скинии. Это свидетельствует о том, что в храме ничто не может быть случайным: устроение, назначение, украшение, цвет – все имеет духовное происхождение и глубокий символический смысл.
Ученица:
Кубань – земля древняя. Летопись упоминает, что в 1073 году преподобный Никон, игумен Киево – Печерский, удалился на остров Тмутораканский (Таманский) и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы. Благодатию Божею и молитвами преподобного Никона возросло то место, и образовался там славный монастырь, во всем подобный Печерскому. Ко времени колонизации Россией предгорий Кавказа никаких следов от христианской Таматархи не осталось.
(Литературная композиция)
Ученица: О, еслиб вдруг они заговорили
Часовни, церкви, храмы и соборы,
То колокольным звоном возвестили,
Что родом все они из Межигорья,
Что древний Межигорский монастырь
И церковь Покрова почти два века
Святыней чтил чубатый богатырь,
А в немощи – пристанище калекам.
Казачья вольница осталось не у дел,
Когда царица, свет Екатерина,
Огнем и силой разметала Сечь,
Кого пустила по миру, кого – по миру.
Заглохла Межигорская обитель,
Ценнейших книг возы, церковное добро
Отправлены в Полтаву, Киев, Питер,
Примолкла степь. Прощай, Днипро!
Ученица: Если б мы понимать научились
Звон Кубанских колоколов,
Мы бы их рассказать попросили
О дальнейшей судьбе казаков.
Усомнишься ль в их удали, силе,
Сечевик – это храбрость и стать.
Повелела им Екатерина
У Кавказа границу держать.
Власть монаршая, ты укротила
Гордый нрав боевых казаков,
Только эта царская «милость»
Лучше участи батраков.
Под знамена к своим атаманам
Вновь спешит запорожцев семья.
Ждет нелегкая служба в Кубани
И... обещанная земля.
Ученица: Чтил казак и царя, и Отечество,
Ну, а веру – превыше всего.
Православному человечеству
Рубежи охранять,
Дикий край обживать,
Целину поднимать суждено.
Ученица: В конце XVIII века на одной из окраин Российской империи прочно осело несколько десятков тысяч людей исключительно глубокой религиозности, необычайной твердости в вере и преданности святому Православию. Все 38 куреней, которые были и в Запорожье, распределили по своим местам и начали свою жизнь с сооружения храма.
Я – самый первый на Кубани храм –
Казачья скиния, а попросту – палатка,
Переселенцам сам Потемкин в дар
Меня вручил для веры и порядка.
Окутаны столбы тугою парусиной,
Иконостас расписан на холсте...
Стал Карасунский кут заветной Палестиной
Чубатым рыцарям, как братьям во Христе.
Мой православный крест, как луч зари
В краю язычников, магометан и староверов
Первопроходцам – казакам опорой был,
В лишеньях душу грел святою верой.
Ученица:
Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа 1972 года, на бывших княжеских холмах Тмуторакани высадился первый отряд казаков. А что было дальше, так представил поэт Иван Варавва:
Предание гласит, что следом церковь,
Что привезли из Запорожской Сечи
На множестве возов больших, быками,
К прибытию сюда архиерея.
Станичники – казаки всей громадой,
Как было, без гвоздей, опять собрали.
На каменный фундамент посадили,
Колокола старинные подняли
И сверху утвердили купола.
Сработан был храм мастером умелым
В годину Наливайко и Пелея
Без скоб и без единого гвоздичка,
И назывался храм Святого Покрова.
Вслед за деревянной, выросла на Тамани и белокаменная церковь, опять же во имя Покрова Божьей Матери. Построен, на средства казаков, при активном попечении черноморского войскового судьи Антона Андреевича Головатого.
Ученица:
24 июля 1794 года Указом Екатерины II учрежден Черноморский казачий мужской монастырь Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь. Он унаследовал традиции Запорожского Киево-Межигорского монастыря. Располагался на острове в устье рек Бейсуг и Бейсужек, при впадении в Лебяжий лиман. Императрица предчувствовала на десятилетия вперед: много будет убитых, израненных, увечных в борьбе за Кавказ.
Декабрист Павел Александрович Катенин писал из «теплой» ссылки:
Цепь пресловутая всепетого Кавказа
Непроходимая, безлюдная страна,
Притон разбойников, поэзии зараза!
Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?
Творенье божье ты иль чертова проказа?
Скажи, проклятая, зачем ты создана?
В мужской монастырь по старинному запорожскому обычаю уходили воины, не могущие уже по немощи старческой держать саблю в ослабевших руках.
Ученица:
Следом за мужским монастырем возникает женская Мария Магдалинская пустынь, где временами проживало от 200 до 500 монахинь и послушниц. Поразительной красоты большой белый собор, выстроенный в византийском стиле (1849г.) Синие маковки куполов, увенчанные позолоченными крестами. Пирамидальные серебристые тополя, вокруг высокая белая ограда. Все это возвышалось и царило над ровной степью. У ограды мирно пасется монастырский скот, среди которого выделяются верблюды и ослики, придавая общему ландшафту какой-то библейский вид. Покой и тишина царили кругом, нарушаемые лишь соборным колоколом.
Монастыри разрушены и разграблены в двадцатые годы прошлого века. В 1995 году по благословению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси на территории Краснодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района учрежден женский скит (малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на земле Черноморского казачьего войска.
Ученица:
Церкви и те погибают Вмещал собор Черноморцев
От старости и от травм, До тысячи человек.
Но был еще на Кубани Знамена казачьего войска
Храм, что всем храмам храм. Хранил он без малого, век.
В граде Екатеринодаре Здесь молодость присягала,
На площади крепостной На верность Отчизне клялась.
Из дерева прихожане Здесь песнь войскового хора
Собор возвели Войсковой. Под звон колокольный лилась.
Пожалованы царицей А службы вел сам Российский,
Дари три тыщи рублей. Священник и педагог.
Найдены книги, ризница Достойный сын Юга России,
Святых Межигорских церквей. Да рано призвал его Бог...
Храм Воскресенья Господня! В некрополе рядом с храмом,
Величественней не найти. Который истлел давно.
Будто бы Запорожье Первые атаманы
Воскресло в Кубанской степи. Спят непробудным сном.
Средств никаких не жалели.
Чтоб помянуть старину.
Паства о славе радела,
С юга прикрыв страну.
Учитель:
С 1802 по 1879 год просуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь.
Ученица:
Первый каменный храм в Екатеринодаре – церковь Всех Скорбящих радости при богадельне на территории бывшего Свято-Фоминского кладбища – был возведен по проекту штабс капитана Петрова при непосредственном участии атамана генерала Заводовского в конце 30- х начале 40-х годов XIX века и освящен в 1844 году. Церковь была построена в стиле классицизма.
Построенная в комплексе с больницей и богадельней церковь пространственно и семантически противостояла Воскресенскому войсковому собору на территории крепости, построенному в 1800 году. По свидетельству современников, к 1840-м годам деревянное соборное здание уже пришло в ветхость из-за технических недостатков в строительстве: при его возведении не были использованы ни каменный фундамент, ни железные связи бревен. Церковь при богадельне могла являться олицетворением прочности и надежности.
Ученица:
Следующей значительной церковной постройкой в Екатеринодаре стал новый Войсковой собор во имя Александра Невского. В 1852 г. началась его закладка. По утверждению В.Бардадыма, проект Войскового собора святого Александра Невского составлен архитектором Иваном Черником, который еще в 1830 году был направлен Войском в Петербург для обучения в академии художеств. Получив после окончания академии право на пенсионерскую командировку, а позже и звание академика, Иван Черник надолго в Екатеринодар не приезжал и жил большей частью в Санкт – Петербурге. Оттуда и прислал он проект Войскового собора; осуществление проекта было поручено его младшему брату, также архитектору Елисею Чернику.
Войсковому архитектору Елисею Чернику на строительство собора было отведено 4 года. Оно растянулось на 20 лет. Черник не дожил до окончания строительства собора и освящения храма.
В 1872 году в Екатеринодаре было закончено строительство белокаменного Александро – Невского собора.
В собор перенесена богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовным центром Кубанского казачьего войска и местом проведения самых торжественных церемоний становится Александро-Невский Собор, работы местных архитекторов, братьев Ивана и Елисея Черников.
Учитель:
Все остальные сохранившиеся по сей день церкви Екатеринодара были возведены в первые полтора десятилетия XX века. К этому времени он превратился в крупный активно развивающийся город. Численность его населения возрастала, и существующие храмы не могли удовлетворить потребностей. Были возведены Свято-Троицкая, Георгиевская и Ильинская церкви и семипрестольный собор Св. Екатерины. Троицкий, Георгиевский и Ильинский храмы были построены в соответствии с наиболее распространенной тенденцией того времени – историзмом в его новой стадии.
Ученица:
Совершенно иная традиция предшествует появлению храма во имя Св.Екатерины. Он также принадлежит историзму, но ориентирован на византийскую архитектуру, которая к началу XX века была уже относительно подробно изучена и стилистически отделена от древнерусской.
По утверждению Бардадыма, архитектор собора Св. Екатерины Иван Мальгерб, готовя проект будущего храма, ездил с целью изучения современной ему храмовой архитектуры в столицы – Москву и Петербург. Однако для знакомства с крупнейшей для этих лет постройки в византийском стиле ехать в столицы не было необходимости. В Ново – Афонском монастыре в Абхазии по проекту Н.Никонова возводился с 1880 по 1900 год храм Св. Пантелеймона и это событие имеет значительный резонанс в церковных и архитектурных кругах.
Примечательно, что проектные работы, а затем строительство Троицкого и Екатерининского храмов ведутся Мальгербом практически одновременно. Троицкий заложен в 1899году, освещен в 1910году. Храм Св.Екатерины – соответственно в 1900 и 1914 годах. Как многие зодчие этого времени, сформировавшиеся и работавшие в ситуации архитектуры выбора, Мальгерб выбирал стиль, для своей постройки исходя из задачи, которая перед ним стояла, и из традиции. Поэтому, возводя большой семипрестольный храм, он выбирает византийский стиль, связанный в сознании людей того времени с грандиозностью, парадностью, репрезентативностью и кроме того, освященный тысячелетней традицией.
(Просмотр видеофильма: «Кафедральный собор святой Екатерины», «Свято-Троицкий Собор»)
Учитель:
И в завершении нашей с вами заочной экскурсии я предлагаю вам, ребята, посмотреть выставку работ наших учеников «Храмовое зодчество»
Фотоматериал урока
Оформление доски
Выступление лекторской группы
Клепалова И., Жбир А., Цепцура А
Жбир А. рассказывает о
возникновении женского монастыря
«Мария Магдалинская пустынь»
.
Цепцура А. рассказывает о строительстве «Войскового собора во имя Александра Невского.
Тематическая выставка литературы:
«Построй храм в душе своей»
(школьная библиотека)
«Православная культура», «Кубань православная»
(Кабинет Кубановедения и ОПК)
Конкурс детских рисунков:
«Мой любимый православный праздник»
Работы учащихся отмеченные грамотами
«Яблочный спас» Рустамов А. 7 «А» «Храм» Саргсян Н. 6 «А»
«Пасха» Материнко Л. 3 «Б» «Рождество» Материнко Л. 3 «Б»
«Встречая пасху» Черепанова З. 6 «Б» «Пасха» Майборода Н. 3 «Б»
«Христос воскрес» Турова Е. 4 «Б» «Дорога в храм» Панчук Е. 7 «А»
«Если б мы понимать научились звон Кубанских колоколов» Бохонова Д. 7 «Б»
«Масленичный блин»
Работы учащихся отмеченные грамотами
«Блинчатая семейка» «Блинчик масленый»
Шакирова Э. 7 «Б» Эфения И. 6 «Б»
Газета «Масленица» «Солнечный блин»
Туманова О. 3 «Б» Хацкевич О. 7 «А»
Конкурс чтецов
«Люблю тебя, моя Россия,
и вечный звон твоих колоколов!»
Участники- победители конкурса
Калугина В., Колесникова Е. 7 «А»
Слоян М. 5 «А» Адои С. 5 «В»
Шумкина К. 5 «Б» Саргсян Н. 6 «А»
Экскурсия в храм Рождества Пресвятой Богородицы
ст. Пшехской
Встреча с настоятелем храма отцом Андреем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»
Цели:· воспитывать любовь к Кубанской земле;· развитие интереса к истории родного края;·...
ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЛАВНОЕ СЛОВО В ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ»
Классный час посвящен Дню Матери. На мероприятие приглашаются не только дети, но и мамы....
Единый Всекубанский классный час
Литературно-музыкальная композиция "Ой, да Краснодарский край!"...
Единый Всекубанский классный час "Краю-75: помним, гордимся, наследуем!"
Разработка классного часа для учащихся 11 класса на 1 сентября 2012 года, посвящена дню рождения Краснодарского края....
Единый всекубанский классный час "Судьба и Родина едины"
Классный час по кубановедению...
Единый Всекубанский классный час по теме_СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ_для учащихся 9-11 классов
Цель классного часа: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной ...
Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!».
Единый всекубанский урок : «Судьба и Родина едины!»....
Комментарии
Разработки уроков