"Вставай страна огромная"
презентация к уроку по истории (9 класс) по теме
27 февраля
Урок взаимопосещения в ходе декады «общественных дисциплин» 9б кл.
Тема урока: Вставай страна огромная. (Урок первый)
Тип урока : систематизации новых знаний.
Вид урока: нетрадиционный.
Цели и задачи урока :
Образовательные:
· ознакомиться с началом Великой Отечественной войны, состоянием обороноспособности СССР и ее последствиями;
· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;
Развивающие:
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;
Основные понятия: План «Ост», план «Барбаросса», Ставка Верховного Главнокомандования, план «Тайфун», Дорога жизни, .
Ход урока.
- Проверка домашнего задания. Выполнение тестового задания
- Актуализация предварительных знаний учащихся.
Ознакомимся с некоторыми документальными источниками:
Смысл директивы наркома обороны СССР, отданной по приказу И.В. Сталина вечером 22 июня 1941 года:Перейти в решительное контрнаступление, разгромить ударные группировки противника и перенести войну на территорию агрессора.
Письмо домой немецкого офицера Альберта Неймгена в начале декабря 1941 года:
«Я видел тяжелые пушки, которые вечером будут обстреливать Кремль. Я видел полк наших пехотинцев, которые первыми должны пройти по Красной площади. Это конец, дядюшка, Москва наша, Россия наша... Тороплюсь. Зовет начальник штаба. Утром напишу тебе из Москвы...».
• Сравни два источника. В чем противоречие, какой возникает вопрос?
Почему немецко-фашистские войска удалось остановить только под Москвой?
Из предыдущих тем мы помним о стратегических целях германского фашизма. И вот летом 1940 года Гитлер принимает решение о нападении на СССР.
Используя текст §20 пункт 1, ответьте на вопросы:
- Какие планы подготовили немецкое командование по захвату СССР? охарактеризуйте эти планы.
- План «Барбаросса» (в честь императора Фридриха Барбароссы) – план молниеносной войны. Внезапное нападение всеми силами по всей территории Западных границ Советского Союза, разгром ее армии и захват г. Москвы, Ленинграда и районы Донбасса. Закончить войну на линии Архангельск – Волга, уничтожив промышленность Урала авиа-налетами.
- План «Ост» («Восток») – захват восточной части СССР.
- Почему, имея достоверные информации о готовящемся вторжении гитлеровской Германии, не были приняты соответствующие контрмеры? Какие меры могли предпринять при этом со стороны СССР?
Сталин, считал эти сведения дезинформациями. Боясь неадекватности и гнева Генсека Сталина, подчиненные способствовали поддержки ложных мнений. Такое мнение доминировало до последнего дня перед началом вторжения немцев. Запоздалое правильное решение Сталина о скрытном занятии боевых позиций и замаскировки аэродромов, не смогла повлиять на ход событий. Директива с рекомендациями не дошли до командования войсками. Только командующий ВМФ принял самовольное решение об атаке немецких бомбардировщиков в случае нападения.
Далее обучающийся выступает с ученическим сообщением о начале вторжения немецко-фашистских войск и как защищался Брестская крепость.
Почему немцы были поражены стойкостью советских воинов?Беседа с классом.
Используя текст §20 пункт 2, ответьте на вопрос:
Какие ошибки сделала Ставка Верховного Главнокомандования и Советское Правительство?
- Не правильно оценила создавшуюся ситуацию и обстановку на фронте;
- Не владела обстановкой на фронте в целом из-за срыва связи на фронтах диверсантами;
- Не правильно была выбрана тактика боевых действий;
- Не правильно было выбрано рассредоточение войск и тыловое обеспечение боеприпасов, топлива, продуктов питания;
- Не были приняты меры по маскировке техники и военных складов;
- В приграничных районах не было принято обстановки боевой готовности, 22 июня было выходным днем и многие военные были отпущены по домам и отдыхали;
- Не была проведена мобилизация среди населения;
- Были демонтированы старые, но отсутствовали новые укрепления на границе.
Используя текст §20 пункт 2, ответьте на вопрос:
Какие меры приняло Советское правительство организации отпора фашистской агрессии?
- Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29.06.1941 г. — программа превращения страны в единый военный лагерь;
- Образование Государственного комитета обороны как чрезвычайного органа, сосредоточившего всю полноту власти в стране в период войны;
- Создание Ставки Главного командования (переименованной в Ставку Верховного главнокомандования);
- Проведение всеобщей мобилизации. Введение военного положения;
- Осуществление эвакуации. Перестройка экономики на военный лад;
- Организация подпольного и партизанского сопротивления в оккупированных районах.
Закрепление урока: повторение об ошибках Советского руководства по подготовке к предстоящей войне, об ошибках в начальном этапе военных действий. Повторение о мерах принятых Советским правительством организации отпора агрессии.
Итоги урока и домашнее задание: читать §20 стр. 212-219. Подготовиться к продолжению темы – стр. 219-227.
Изучите таблицу на стр. 213 и ответьте на вопрос:
- Сравни предвоенные планы, силы и подготовку СССР и Германии. У кого и почему было преимущество?
- Какие были допущены ошибки и какие меры приняло Советское правительство организации отпора фашистской агрессии?
- Перечисли причины поражений Красной Армии летом 1941 года. На твой взгляд, что необходимо знать и делать нам - гражданам современной России, чтобы никогда не повторилась эта трагедия? 22 июня 1941 года тысячи выпускников советских школ вместо того, чтобы готовиться к экзаменам в институты, пошли добровольцами в армию. Попробуй представить и описать мысли и чувства этих молодых юношей и девушек, обратившись к воспоминаниям членов твоей семьи, переживших Великую Отечественную войну.
Учебник Д.Д. Данилов. История России. Общеобразовательная школа 2100. М. БАЛАСС. 2010 г.
Тема урока: Вставай страна огромная. (Урок второй)
Тип урока : систематизации новых знаний.
Вид урока: нетрадиционный.
Цели и задачи урока :
Образовательные:
· ознакомиться с началом Великой Отечественной войны, состоянием обороноспособности СССР и ее последствиями;
· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;
Развивающие:
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;
Основные понятия: План «Ост», план «Барбаросса», Ставка Верховного Главнокомандования, план «Тайфун», Дорога жизни, .
Ход урока. Изучите документы на стр. 220 и фотографии к ним, используя текст §20 пункт 3 и используя карту на стр. 220, ответьте на вопрос:
Почему в начальный период войны так много было советских военнопленных?
Какие усилия сделал советский народ и правительство СССР для остановки врага?
Какие меры предприняло руководство СССР лично И.В. Сталин?
В чем вы видите главные ошибки руководства СССР в начальный период войны?
Как изменились планы немцев осенью 1941 года?
Используя текст §20 пункт 3 и используя карту на стр. 220, ответьте на вопрос:
Что значила Москва для советского народа, и что для Сталина и Правительства страны?
Какие стратегические меры были предприняты для остановки противника и организации контрнаступления советских войск?
Почему враг не устоял, и был вынужден отступать? Выявите причины.
Какое значение имело контрнаступление Красной армии 1941-42 гг. под Москвой?
Закрепление урока: подводится итоги первого года войны.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) началась с поражений Красной Армии. Ценой огромных потерь к зиме 1941 года немецко-фашистские войска удалось остановить у Ленинграда, в районе Донбасса, отбросить от Москвы.
Итоги урока и домашнее задание: §21 стр. 219-227. Подготовиться к уроку §22.
1. Сравни цели и результаты немецкого наступления к концу сентября 1941 года (за 3 месяца войны) и сделай вывод - насколько был реализован план «Барбаросса»?
2. Укажи две группы причин: 1) почему немцы смогли вплотную подойти к Москве; 2) почему советским войскам удалось отстоять Москву.
3. Перечисли причины, благодаря которым немцы не смогли реализовать план блицкрига (молниеносной войны) против СССР. Какие из них, на твой взгляд, являются главными?
Учебник Д.Д. Данилов. История России. Общеобразовательная школа 2100. М. БАЛАСС. 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstavay_strana_ogromnaya_chast1.zip | 1.28 МБ |
vstavay_strana_ogromnaya_chast2.rar | 2.93 МБ |
chast3.rar | 1.23 МБ |
chast4.rar | 2.21 МБ |
Подписи к слайдам:
ПИСЬМО ДОМОЙ НЕМЕЦКОГО ОФИЦЕРА АЛЬБЕРТА НЕМГЕНА…
«Перейти в решительное контрнаступление, разгромить ударные группировки противника и перенести на территорию агрессора».
« Я видел тяжелые пушки, которые вечером будут обстреливать Кремль. Я видел полк наших пехотинцев, которые первыми должны пройти по Красной площади. Это конец, дядюшка, Москва наша, Россия наша… Тороплюсь. Зовет начальник штаба. Утром напишу из Москвы…».
план «Барбаросса» — план ведения военной кампании против СССР был разработан в течение лета 1940 г. предусматривал проведение молниеносной (6 — 7 недель) войны (Блицкриг). Цель плана — выйти на линию Архангельск — Астрахань, захватить европейскую часть СССР.
Подписи к слайдам:
Подписи к слайдам:
В течение 3 недель противник, используя превосходство в танках и авиации, продвинулся на северо-западном направлении до 500 км, на западном – до 550 км и на юго-западном – до 300-350 км. Красная Армия потеряла около 1 млн. бойцов, в том числе 724 тыс. пленными. Враг оккупировал территорию Латвии, Литвы, значительную часть Украины, Белоруссии и Молдавии. Ожесточённое сопротивление было оказано лишь в ряде районов, как, например, при обороне Брестской крепости, в которой 3,5-тысячный гарнизон удерживался в течение месяца.
Почти месяц 3 тысячи защитников Бреста отбивали атаки более 12 тысяч немцев, поддержанных танками и авиацией.
Художник П. Кривоногов
Подписи к слайдам:
1) В стране было введено военное положение: мобилизация всех военнообязанных,введение сверхурочных работ на предприятиях, отмена выходных дней и отпусков, закрепление рабочих и служащих за предприятием на весь период войны.
2) Создан Государственный комитет обороны, сосредоточившийвсю полноту власти в стране. (Председателем ГКО был Сталин.)
3) Созданы:Ставка Верховного главнокомандования, военные советы фронтов и армий. Во главе вооруженных сил был поставлен Сталин.4) Организован главный штаб партизанского движения.5) В армии и введен институт военных комиссаров, сыгравший вгоды войны огромную роль в укреплении организованности идисциплины в войсках.
6.) Осуществлена мобилизация коммунистов и комсомольцев. В первые три месяца войны на фронт ушли более одного миллиона коммунистов и более двух миллионом комсомольцев, одна треть состава ЦК партии.7.) Было введено обязательное военное обучение и всеобщая обязательная подготовка всего населения к противовоздушной обороне.8.) Создан совет эвакуаций, организовавший в 1941 году эвакуацию на восток страны более 1360-ти крупных предприятий.9.) Для систематического информирования населения о событиях на фронте и в тылу врага организовано Советское информационное бюро.10.) Сформирована антигитлеровская коалиция. 12 июля 1941 года СССР и Англия заключили соглашение «О совместных действиях в войне против Германии». 23 июля к соглашению примкнули США.
За 19 дней войны Красная Армия потеряла 6 тысяч танков (немцы 2 тысячи), 3,5 тысяч самолетов (немцы – менее 1 тысячи), более 1 млн. солдат убитыми, ранеными и пленными (немцы – 0,1 млн.).
«…русские всюду сражаются до последнего человека»
Художник Н. Бут
Перечисли: какие меры приняло Советское правительство организации отпора фашистской агрессии?
Только в полдень 22 июня было объявлено по радио советским гражданам о начале Великой Отечественной войны председателем Совнаркома СССР В.М. Молотова.
1.Сравни предвоенные планы, силы и подготовку СССР и Германии. У кого и почему было преимущество?2.Какие были допущены ошибки и какие меры приняло Советское правительство организации отпора фашистской агрессии?3.Перечисли причины поражений Красной Армии летом 1941 года. На твой взгляд, что необходимо знать и делать нам – гражданам современной России, чтобы никогда не повторилась эта трагедия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вставай страна огромная!
Разработка урока с презентацией по истории России XX век - начало XXI века на тему: "Вставай страна огромная"....
Торжественная линейка «Вставай, страна огромная….», посвященная 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны
Наша школа, ГБОУ СОШ № 45, была создана до Великой Отечественной войны. Многие её выпускники и учителя в 1941 году ушли на фронт, многие погибли. В 2011 году был подготовлен особый сценарий проведения...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Вставай, страна огромная"
Сценарий создан для лицейской акции "Салют, Победа!" и посвящен первым дням войны....
Литературно-музыкальная композиция «Вставай, страна огромная…» (70-летию Московской битвы посвящается)
Литературно - музыкальная композиция“Вставай, страна огромная….”(посвященное разгрому немецко-фашистскихзахватчиков под Москвой) На сце...
Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)
Урок литературы в 11 классе(2 часа)Тема: «Вставай, страна огромная!»(Поэзия периода Великой Отечественной войны).Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.Класс: 11б.Тип уро...
"Вставай, страна огромная..."
Внеклассное мероприятие по истории и литературе...
Вставай, страна огромная...
Презентация, посвященная празднику 9 Мая. ...