Торжественная линейка «Вставай, страна огромная….», посвященная 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны
методическая разработка (7 класс) по теме

Наша школа, ГБОУ СОШ № 45, была создана до Великой Отечественной войны. Многие её выпускники и учителя в 1941 году ушли на фронт, многие погибли. В 2011 году был подготовлен особый сценарий проведения торжественных мероприятий, посвященных 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) у мемориала, расположенного в здании школы. Этот сценарий приведен ниже. Данная разработка заняла 1 место в окружном конкурсе "Растим патриотов России" в ЦАО г. Москвы в 2011 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov_rossii.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 45

Заместитель директора ГБОУ СОШ № 45

по воспитательной работе

Кокорина Ирина Леонидовна

Сценарий торжественной линейки у школьного мемориала, посвященной 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа – важнейший общественный институт, отвечающий за контролируемую социализацию подрастающего поколения. Формирование российской идентичности, уважительного отношения к истории и многонациональной культуре РФ, умения общаться и мирно решать возникающие конфликты – вот главные задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением в таком мегаполисе как Москва (Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг., Концепции развития воспитания в системе столичного образования). Решение этих задач невозможно без обращения к исторической памяти – этому связующему звену между поколениями и народами России, показывающему, что главные достижения в развитии российской государственности, общества, культуры были достигнуты совместным трудом всех жителей нашей Родины. Традиционно таким связующим звеном является память о Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) – самой трагической и героической странице в истории нашей страны в ХХ веке. Жизнь не стоит на месте: уходят ветераны, меняются требования к формам организации воспитательной работы, предполагающие использование возможностей информационных технологий, что находит своё отражение в национальном проекте «Наша новая школа». Поэтому перед каждой школой стоит задача – сохранить память о Великой Отечественной войне, сделать события тех лет близкими и личностно-значимыми для современных подростков, привлечь их к сохранению этой памяти, используя новые формы воспитательной работы.

Наша школа, ГБОУ СОШ № 45, была создана до Великой Отечественной войны. Многие её выпускники и учителя в 1941 году ушли на фронт, многие погибли. Мы бережно храним память об их подвиге, во время каждого значимого общешкольного мероприятия возлагаем цветы к мемориальной доске, проводим классные часы. Но в 2011 году был подготовлен особый сценарий проведения торжественных мероприятий, посвященных 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) у школьного мемориала, расположенного в здании ГБОУ СОШ № 45.

Данная методическая разработка и представлена на конкурс.

Цели методической разработки:

  1. Способствовать сохранению исторической памяти о подвиге народа во время Великой Отечественной войны
  2. Способствовать воспитанию гордости за свою Родину, уважения её культурного и исторического прошлого
  3. Способствовать  воспитанию толерантности, развитию дружеских отношений между народами

Расположение мемориала внутри школьного здания позволяет использовать весь арсенал технических средств при проведении торжественных мероприятий, но ограничивает число участников: в коридоре 1 этажа и фойе могут разместиться учащиеся трех - четырех классов и приглашенные гости. Эта специфика учитывается при отборе материала и определении конкретных задач памятных мероприятий.

В данной работе представлены два варианта проведения торжественной линейки.

Первые сценарий был реализован в рамках летнего городского лагеря для детей и подростков, работавшего в 2011 году на базе СОШ № 45 накануне 22 июня. В торжественной линейке принимали участие учащиеся 7 – 5 классов. Поскольку изучение истории Великой Отечественной войны начинается в курсе истории 9 класса, главное внимание при отборе материала было уделено изложению фактов, связанных с последствиями войны, её тяготами и величием подвига тех, кто вернул мир на нашу землю. Учащиеся 7 – 8 классов подготовили к торжественной линейке презентацию, показанную ученикам и послужившую иллюстрацией как к рассказу выступавших учеников, так и к выступлению ветеранов, приглашенных для участия в данном мероприятии.

Второй сценарий разрабатывался на базе первого и предназначен для проведения торжественной линейки в начале сентября для учащихся 4 – 5 классов. Поскольку в сентябре 2011 года в нашу школу пришло много новых учеников именно в эту параллель, для них были организованы специальные мероприятия, одной из целей которых было познакомить их с новой школой, её традициями, помочь быстрее адаптироваться в коллективе. Сценарий сентябрьской линейки включает в себя много материала из музея истории школы № 45, знакомит с судьбой выпускников школы – участников Великой Отечественной войны. Проводили данную линейку учащиеся 8 – 11-х классов, в ней также использовалась подготовленная учащимися презентация.

Необходимое материально-техническое обеспечение при проведении памятных мероприятий:

  1. мультимедийный проектор, компьютер и переносной экран;
  2. школьная радиосеть (проигрыватель) для музыкального сопровождения;
  3. метроном.

В планах воспитательной работы ГБОУ СОШ № 45 эти две линейки занимают особое место: одна подводит итоги учебного года, а вторая – открывает его, задавая направление и тон всей деятельности по патриотическому воспитанию молодежи и подростков.

Результатами проведенных мероприятий стали рост интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны и к истории своей школы, их стремление принять участие в мероприятиях, посвященных 70-й годовщине Московской битвы. В результате у нас появилась новая презентация о выпускниках школы – участниках битвы под Москвой, макет «Ни шагу назад». (декабрь 1941 г.)».


СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ

«Вставай, страна огромная….», посвященной 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны

22 июня 2011 года

Учитель:  Учитель: Тебе 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного  грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подо зреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

Ученик: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины.

Ученик: Война… От Бреста до Москвы – 1000 км., от Москвы до Берлина – 1600 км . Итого  - 2600 км , если считать по прямой. Кажется, мало, правда? На самолете такое расстояние можно преодолеть за 4 часа, а вот перебежками, по-пластунски – 4 года- 1418 дней.

Ученик: Война… это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик: Война …это 1710 сожженных  городов и более 70 тысяч сёл и деревень. Это 25 миллионов людей, оставшихся без крова.

Ученик: Война - это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. Это 20 часов у станка в день.

Учитель: Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины учителя и ученики нашей школы.

Ученик: В  первые дни войны им было по 17-20 лет, их жизнь только начиналась…

Ученик: Мальчишки с Пироговских улиц

                Ушли в войну и не вернулись.

                 Шли с Малых кочек и Больших,

                 Шли с Усачевской ….Сколько ж их!

Ученик: Они остались молодыми,

                 Для нас любимыми, родными,

                 И фотографии ребят

                 В музее памяти хранят.

Ученик: 36 фамилий высечено на нашем школьном мемориале, 36 имен значится в нашей книге памяти.

Ученик: Героев известных и безымянных миллионы.

Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых, кто воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу.

Ученик:      Помните! Через века, через года, -

                          Помните!

                          О тех, кто уже не придет никогда,-

                          Помните!

Ученик:    Не плачьте!

                        В горле сдержите стоны.

                        Горькие стоны.

                        Памяти павших будьте достойны!

                        Вечно достойны!

                               

Ученик:    Люди! Покуда сердца стучатся,-

                         Помните!

                         Какой ценой завоевано счастье,-

                         Пожалуйста,  помните!

                               

Ученик :     Песню свою отправляя в полет,-

                         Помните!

                         О тех, кто уже никогда не споет,-

                         Помните!

                               

Ученик :    Детям своим расскажите о них,

                        Чтоб запомнили!

                        Детям детей расскажите о них,

                         Чтоб тоже запомнили!

                               

Объявляется минута молчания ( Звучит печальная музыка)

Учитель: Сегодня на нашей торжественной линейке присутствуют участники трагических и героических событий тех лет. (Называем ветеранов).

Аплодисменты. Слово предоставляется…. (выступает ветеран)

Цветы.

Ученик: Дорогие ветераны!

                 Носите ордена!

                 Они вам за Победу,

                 За раны честные даны.

                 Носите ордена!

 Ученик:  В них теплятся рассветы,

                  Что отстояли Вы

                  В окопах той войны!

                  Носите ордена!

Ученик:   Вы можете гордиться:

                   Над 41-м мощь ракет встает.

                   Носите ордена.

                   В них, как живые, лица

                   Солдат, что крепко спят

                   Который год.

                   Носите ордена!

 Ученик:    Молодыми вы ушли на фронт, страна доверила вам свою судьбу. Вы самоотверженно, не щадя своей жизни, боролись за нашу мирную жизнь. И победили.

 Ученик:    Носите ордена

                     И в праздники и в будни,

                     На строгих кителях

                     И модных пиджаках.

                     Носите ордена,

                     Чтоб видели все люди

                     Вас, вынесших войну на собственных плечах.

Ветеранам вручаются цветы.


СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ

«Вставай, страна огромная….», посвященной 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны

Сентябрь 2011 года

Учитель:  Тебе 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.

Ученик: Последним мирным днем 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. А в школах проходили выпускные вечера.

Ученик: Было обычное жаркое лето.

           Прабабушка мне рассказала об этом.

           Все отдыхали: кто с мамой на даче,

           Кто на реке загорал и рыбачил.

           В лагере детском ребята играли,

           Горя и бед до поры не видали.

Ученик:  Вдруг грохот раздался.

            И все потемнело,

            Словная огромная птица влетела.

             Рвутся снаряды,

             Огонь полыхает,

             Огненный враг на страну нападает.

             Гибнут простые, мирные люди,

             Кто уцелел, никогда не забудет:

             От боли стонала родная земля.

             Страшное слово узнала – «Война!»

(Звучит фонограмма песни «Священная война» А. Александрова)

Ученик: Грозный сорок первый …Как он изменил судьбы людей. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства на войну».

(Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая…»)

Ученик: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

                Стали  тихими наши дворы.

                Наши мальчики головы подняли,

                Повзрослели они до поры.

                На пороге едва помаячили

                И ушли за солдатом солдат.

                До свидания, мальчики, мальчики,

                Постарайтесь вернуться назад.

Ученик: Наша школа во время войны надела солдатскую шинель. На первых двух этажах формировались полевые госпитали, а на третьем и четвертом этажах находился 325 отдельный батальон противовоздушной обороны.

Ученик: А учителя и ученики уходили на фронт.

Ученик: Мальчишки с Пироговских улиц

                Ушли в войну и не вернулись.

                 Шли с Малых кочек и Больших

                 Шли с Усачевской ….Сколько ж их!

Ученик: Они остались молодыми

                 Для нас любимыми, родными,

                 И фотографии ребят-

                 В музее памяти хранят.

Это стихотворение написала ученица нашей школы Атэа Андреевна Каррик, которая прошла всю войну.

Ученик: 36 фамилий высечено на нашем школьном мемориале, 36 имен значится в нашей книге памяти.

Ученик: Это были замечательные ребята. Боровский Вацлав – художник, скромный и удивительно способный человек. Не будь войны, он бы стал великим художником.

Виктор Кузьмин, выпускник 39 года, погиб, защищая Сталинград. Не вернулся с боевого задания летчик Игорь Ходак. Коля Воробьев бесстрашно вступил в бой с пятью вражескими самолетами в небе над Перекопом. Смертельно раненный он сумел посадить свой самолет.

Ученик: Абрамов Виктор ушел добровольцем на фронт и погиб в прибалтийском местечке Вепрей. Ему только исполнилось 18 лет.

Владислав Егоров, боец пулеметного расчета,  погиб во время тяжелейших боев под Ельней. Ему было 17.

Ученик: Раскидала друзей и близких

                Беспощадная та война,

                Только вставшие обелиски

                Сохраняют их имена,

                Только списки мемориалов

                Память вечную сохранят,

                Да в торжественных школьных залах

                Мы расскажем про наших ребят.

  Учитель: Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых, кто воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу.

Объявляется минута молчания (звучит песня А. Эшпая и Е. Винокурова «Сережка с Малой Бронной…»

Возложение цветов к школьному мемориалу

Учитель: Сегодня на нашей торжественной линейке присутствуют участники трагических и героических событий тех лет. (Называют ветеранов).

Аплодисменты. Слово предоставляется…. (выступает ветеран)

Ветерану вручаются цветы.

Ученик: Дорогие ветераны!

                 Носите ордена!

                 Они вам за Победу,

                 За раны честные даны.

                 Носите ордена!

 Ученик:  В них теплятся рассветы,

                  Что отстояли Вы

                  В окопах той войны!

                  Носите ордена!

Ученик:   Вы можете гордиться

                   Над 41-м мощь ракет встает.

                   Носите ордена.

                   В них, как живые, лица

                   Солдат, что крепко спят

                    Который год.

                    Носите ордена!

 Ученик:    Молодыми вы ушли на фронт, страна доверила вам свою судьбу. Вы самоотверженно, не щадя своей жизни, боролись за нашу мирную жизнь. И победили.

 Ученик:    Носите ордена

                     И в праздники и в будни

                     На строгих кителях

                     И модных пиджаках.

                     Носите ордена,

                     Чтоб видели все люди

                      Вас, вынесших войну на собственных плечах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный фестиваль, посвященный 70-годовщине Победы Великой Отечественной войне «Строки рождённые войной»

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения в духе Памяти о Великой Отечественной войне.Эта сценка позволит зрителям совершить путешествие во времени и почувствовать атмосферу тех голодных...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Митинг "Свеча Памяти" , посвященный 75 летию начала Великой Отечественной войны

Традиционно в День Памяти и скорби на территории нашего села у обелиска Скорбящей матери проводится митинг.  Данный сценарий приводится: дети, родители и односельчане  вспоминают скорбную да...

Взаимодействие с родителями в работе над памятным плакатом «Символы Победы», посвященному 76 годовщине в Великой Отечественной войне.

Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через ознакомление их с историей победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войнеЗадачи:Воспиты...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 78-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. «ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»

Общешкольное мероприятие, посвященное празднованию 9 мая, проводится накануне праздника Победы и относится к серии мероприятий по патриотическому воспитанию детей, является одним из заключительных, по...