Характеристика УМК
материал по истории по теме

Чекашкина Наталья Николаевна

 Характеристика УМК: всеобщая история 5-9 классы, История России 6-9 классы, обществознание 6-9 классы. (предмет, класс, автор, название, издательство, год издания, программа, характеристика содержания, характеристика методического аппарата, характеристика вопросов и заданий, структура УМК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_umk.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ с. Устиновка

Кавалеровского муниципального района

Морозова Наталья Николаевна

Характеристика УМК

2012 год

Всеобщая история 5-9 классы

1. Предмет, класс - история, 5 класс

2. Автор, название, издательство, год издания   -   Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, Всеобщая история. История древнего мира, Дрофа, 2010.

3. Программа - рабочая программа по истории 5 класса разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по истории» и соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения). Программы для ОУ. «История» (5-9 класс). Просвещение, 2004. Курс «История Древнего  мира».

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает период Всеобщей  истории от первобытного мира  до конца V века. Содержание имеет введение (Что такое «история Древнего мира», описание работы с учебником)  и заключение (представлен общий вывод по изученному материалу),  все темы поделены  на 4 больших раздела  («Первобытный мир»; «Древний Восток»; «Древняя Греция»; «Древний Рим»), каждый раздел поделен на главы, главы состоят из 58 параграфов.   Каждый параграф методически хорошо проработан.  Кроме того, параграфы красочно иллюстрированы, имеют вопросы и задания, фрагменты исторических документов, много карт. Во многих параграфах есть рубрика «Для любознательных». В  конце каждого параграфа рубрика «Я знаю, что…» на закрепление изученного материала.  В  интересной и доступной  форме рассказывается об эпохе Древнего мира, ее событиях и героях, стиль и форма изложения материала соответствует возрастным особенностям пятиклассников.   Параграфы небольшие, не перегружены информацией. Большое внимание уделяется  описанию быта, нравов, социальных связей, культуре, внешней политике. Нет словарика, новые термины записаны внизу страниц. Содержание позволяет заложить у учащихся основы знаний по истории. Развивает заинтересованность к исторической науке.  Учащиеся приобретают  интерес и уважение к истории древнего мира с его  высокой и гуманистической культурой (на примере античности); вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; понимают  преимущества эволюционного пути развития, как сохраняющего культуру; вырабатывают собственное отношение к традициям. Содержательные элементы курса  способствуют выработке качеств, которые помогли бы ребёнку  жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника включает документы, вопросы и задания, работу с иллюстрациями, картами. Методический аппарат предназначен для фиксации учеником результатов учебной деятельности, организации контроля и самоконтроля этих результатов, получения дополнительной информации. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, закрепления изученного материала, содержит разнообразные задания (работа с лентой времени, тесты, решение кроссвордов, путаницы, выявление лишнего понятия, филворды). Разноуровневые задания помогают становлению исторического мышления школьников, усвоению главных исторических фактов школьного курса истории Древнего мира, формируют основные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки. Электронный  тренажер помогает организовать повторение и проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий. Материалы для учителя имеют много игровых заданий, что позволяет делать уроки более интересными.

6. Характеристика вопросов и заданий - Вопросы в конце параграфов носят преимущественно практический характер, есть и разноуровневые задания. Разноуровневые задания помогают становлению исторического мышления школьников.

7. Структура УМК:-

  1. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история; Программа для ОУ. «История» (5-9 класс). Просвещение, 2004. Курс «История Древнего  мира».
  2. Учебник Е.В. Саплиной, Б.С. Ляпустина, Всеобщая история. История древнего мира, Дрофа, 2010;
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И. История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа, 2010.
  4. Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие.
  5.  Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
  6.  Рабочая тетрадь с электронным тренажером «Повторение и контроль знаний история Древнего мира 5 класс», Глобус, 2010;
  7. А.Б. Драхлер. Кроссворды по истории Древнего мира 5 класс, ВАКО, 2008;
  8. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев, ВАКО, 2009.
  9. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс  - история, 6 класс

2. Автор, название, издательство, год издания -   Агибалова Е. В., Донской Г. М., Сванидзе А. А История Средних веков, Просвещение, 2010.

3. Программа - рабочая программа по истории 6 класса разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по всемирной истории и истории России» и соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Программы для ОУ. «История» (6-9 кл), Просвещение 2008. Курс «Всеобщая История», Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история .

4. Характеристика содержания -    Учебник соответствует современному уровню научных представлений о Средневековье, отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Автор знакомит учащихся с ключевыми событиями, явлениями и процессами истории средневековой Европы, Византии, арабо-мусульманского Востока. Содержание учебника определяют важнейшие вехи истории – Великое переселение народов и образование варварских государств, расцвет и закат империи Карла Великого, проповедь Мухаммеда и возникновение ислама, деятельность императора Юстиниана и разгром Константинополя в 1204 году, Крестовые походы и падение Византии, Столетняя война и норманнское завоевание,  объединение Франции. Авторы, реализуют новые подходы, дается яркое и доступное описание основных событий и процессов средневековой истории стран Европы, Азии, Африки и Америки. Материал дан в соответствии с новой периодизацией средневековья и программой - с V по конец XV в.: От краха Западной Римской Империи до начала Великих географических открытий. Очень много красочных иллюстраций, имеются вопросы и задания, карты, исторические документы, нет словаря, новые термины, понятия расположены на полях учебника. Учитываются  возрастные особенности учащихся. Материал изложен в доступной форме. Параграфы не перегружены фактическим материалом.  Иллюстрации и карты способствуют визуальному изучению истории. Основные даты выделены в тексте параграфов и представлены на форзацах учебника. Удобен аппарат ориентировки (вопросы, документы выделены особым цветом, термины и даты особым шрифтом). Значительное внимание уделено историческим деятелям, культуре, религии, быту и нравам.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника включает документы, вопросы и задания, работу с иллюстрациями, картами, схемами. Методический аппарат включает задания разного уровня сложности, способствует пробуждению у школьников интереса к истории, активизирует их познавательную деятельность и развивает навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Рабочая тетрадь содержит разноуровневые задания к каждому параграфу учебника и повторительно-обобщающим урокам главам, предназначена для самостоятельной работы учащихся (работа со схемами, тесты, решение кроссвордов, заполнение контурных карт, работа с хронологией, заполнение таблиц, работа с терминами, найти ошибки в тексте). Данный аппарат помогает ученикам точнее и полнее представить историю Средних веков и учит некоторым приемам работы с историческим материалом. Электронный  тренажер помогает организовать повторение и проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий (заполнить кроссворд, филворд, работа с картами, тесты).

6. Характеристика вопросов и заданий - Многочисленные и разнообразные задания, предназначенные для работы с иллюстрациями, документами, картами. Вопросы в конце параграфов носят преимущественно практический характер. Вместе с тем, в учебниках присутствуют и разноуровневые вопросы, рассчитанные на работу со школьной аудиторией, обладающей разной степенью подготовки. Контрольные вопросы и задания различных типов и уровней, тесты дают учителю и ученику четкий и конкретный перечень знаний и умений.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история;  Программа для ОУ. «История» (6-9 кл), Просвещение 2008. Курс «Всеобщая История»,
  2. Учебник Агибаловой Е. В., Донского Г. М., Сванидзе А. А История Средних веков. 6 класс,  Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  Е.А. Крючковой «История средних веков. 6 класс. Просвещение, 2010;
  4. Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, Дрофа, 2007;
  5. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира, ВАКО, 2009;
  6. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. С.Н. Степанько, Учитель, 2009.
  7. Электронное издание по курсу «Всеобщая история», History 6;  Media Cordis, 2009.
  8. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 7 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс, Просвещение, 2009.

3. Программа - рабочая программа по истории 7 класса разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по всемирной истории и истории России» и соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Программы для ОУ. «История» (6-9 кл), Просвещение 2008. Курс «Всеобщая История», Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень.  Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу,  рассматриваются  основные вехи мировой истории с 1500 по 1800 гг: Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, первые революции Нового времени, Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях), Эпоха Просвещения. Время преобразований, Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Большое внимание уделено культуре, быту и нравам эпохи. Введение знакомит с понятием «Новое время», его основными понятиями и хронологическими рамками, в заключении представлен общий вывод по изученным эпохам.   Параграфы  методически хорошо проработаны, текст соответствует возрастным особенностям семиклассников. Каждый параграф содержит обязательный для изучения текст и дополнительный. Даются  образные описания ключевых, поворотных событий, исторических личностей; широко представлены исторические документы, цветные иллюстрации, схемы, карты. К каждому параграфу есть вопросы и задания. В рубрику «Расширяем горизонт истории» включен дополнительный материал, он содержит интересные сведения об исторических деятелях, о людях, деятельность которых определила ход европейской и мировой истории в Новое время. Эта рубрика позволит лучше понять изучаемую эпоху, расширит кругозор учащихся.  В учебник включены словарь  понятий и терминов, хронологическая таблица. Приводится список рекомендуемой  литературы, ресурсы Интернета по истории Нового времени для дополнительного изучения. Удобен аппарат ориентировки (вопросы, документы выделены коричневым  цветом, термины и даты жирным  шрифтом, выводы и текст, на который нужно обратить особое внимание коричневой полосой).

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника включает документы, фрагменты научных статей, вопросы и задания, работу с иллюстрациями, схемами, картами, ориентированные на развивающее обучение. Данный методический аппарат помогает ученикам точнее и полнее представить историю Нового времени и учит некоторым приемам работы с историческим материалом; несет научную доказательность и помогает лучше освоить основной текст. Рабочая тетрадь содержит разноуровневые задания к каждому параграфу учебника, предназначена для самостоятельной работы учащихся (тесты, решение кроссвордов, заполнение контурных карт, работа с хронологией, заполнение таблиц, анализ документа, выбор правильных суждений, работа с терминами, творческие задания по культуре). Предлагаемые задания позволяют лучше понять изучаемую эпоху, учат сопоставлять факты, решать проблемы, проверять знания. Электронный  тренажер помогает организовать повторение и проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий (заполнить кроссворд, филворд, работа с картами, тесты).

6. Характеристика вопросов и заданий - в начале каждого параграфа есть вопросы на повторение «Вспомните из раннее изученного»; разноуровневые вопросы и задания, имеются к каждому параграфу, рубрика «Подведем итоги» помогает проверить как учащиеся поняли и усвоили материал. Есть задания ориентированные на совместную деятельность  детей, на выполнение творческих работ (написание эссе, подготовка сообщений), есть задания со значком* по выбору учащихся.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история ; Программа для ОУ. «История» (6-9 кл), Просвещение 2008. Курс «Всеобщая История»
  2. Учебник Юдовской А.Я. Всеобщая  история. История Нового времени 1500-1800,  Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история 1500-1800» в 2х частях, Просвещение, 2009;
  4. Атлас и контурные карты по Новой истории 7 класс, Дрофа, 2008;
  5.  К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по Новой истории, ВАКО, 2008;
  6. Электронное издание по курсу «Всеобщая история», History 7;  Media Cordis, 2009.
  7. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 8 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Юдовская А.Я., П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Всеобщая  история. История Нового времени, 1800-1913,  Просвещение, 2009;

3. Программа - рабочая программа по истории 8 класса разработана на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по всемирной истории и истории России» и соответствует «Требованиям к уровню изучаемого предмета», «Базисному плану ОУ» и определяет необходимый уровень знаний и навыков школьников. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Программы для ОУ. «История» (6-9 кл), Просвещение 2008. Курс «Всеобщая История», Программы курса «Всеобщая история», Дрофа, 2004,  Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история .

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень.  Используются современные методологические подходы, основанные на достижении российской и мировой исторической науки. Авторы использовали цивилизационно-формационный подход к изучаемым событиям, который позволяет показать все стороны развития общества в XIX -  начале XX века. Учитываются возрастные особенности учащихся 8 класса, содержатся интересные сюжеты из всеобщей истории, информация о выдающихся людях, живших в то время. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу,  рассматриваются  все стороны развития общества в XIX - начала XX в: Становление индустриального общества. Строительство новой Европы. Страны Западной Европы на рубеже XIX - начала XX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Две Америки. Традиционный общества в XIX  в.: новый этап колониализма. Международные отношения в конце XIX - начала XX в. Большое внимание уделено культуре, быту и нравам эпохи. Введение дает определение перехода  «От традиционного общества к обществу индустриальному в процессе модернизации»,  основными понятиями и хронологическими рамками, в заключении представлен общий вывод по изученным эпохам.   Параграфы  методически хорошо проработаны, текст соответствует возрастным особенностям восьмиклассников. Каждый параграф содержит обязательный для изучения текст и дополнительный. Даются  образные описания ключевых, поворотных событий, исторических личностей; широко представлены исторические документы, цветные иллюстрации, схемы, карты. К каждому параграфу есть вопросы и задания. В конце учебника включен словарь терминов. Удобен аппарат ориентировки (вопросы и задания выделены коричневым  цветом, документы - горизонтальной чертой,  термины и даты жирным  шрифтом, выводы и текст, на который нужно обратить особое внимание курсором).

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника включает документы, вопросы и задания, карты, хронологию, репродукцию картин, работу с иллюстрациями,  таблицами, ориентированные на развивающее обучение, на умение решать проблемы, способствующие социализации личности школьника. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, закрепления изученного материала, содержит познавательные  задания различного уровня сложности (тесты, решение кроссвордов, составление таблиц, схем, работа с контурными картами, терминами, хронологией, продолжите фразу). Разноуровневые задания помогают анализировать, сравнивать, систематизировать материал, работать с картой, решать тестовые задания. Электронный  тренажер помогает организовать повторение и проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий (заполнить кроссворд,  работа с картами, документами, тесты).

6. Характеристика вопросов и заданий - Большая часть заданий после параграфов имеет разноуровневый, познавательный, творческий характер, позволяющий учителю организовать самостоятельную работу восьмиклассников, как на уроке, так и дома. Вопросы рассчитаны  на работу со школьной аудиторией, обладающей разной степенью подготовки. Вопросы и задания ориентированы на развивающее обучение, умение решать проблемы.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения). Блок 2. Всеобщая история;  Программа курса «Всеобщая история», Дрофа, 2004
  2. Учебник Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной, Всеобщая  история. История Нового времени, 1800-1913,  Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «История Нового времени 1800-1913» в 2х частях, Просвещение, 2009;
  4. Атлас и контурные карты по Новой истории 8 класс, Дрофа, 2008;
  5. Ю.И. Максимов. Тесты по истории Нового времени к учебнику Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Всеобщая  история. История Нового времени, 1800-1913»,Экзамен, 2010.
  6.  К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по Новой истории, ВАКО, 2008;
  7. Электронное издание по курсу «Всеобщая история», History 8;  Media Cordis, 2009.
  8. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 9 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, Всеобщая история. Новейшая история 9 класс, Просвещение, 2009.

3. Программа - Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история. Авторская программа Сороко-Цюпа А.О,  Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX – начала XXI века;  Программа курса «Всеобщая история», Дрофа, 2004

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу,  рассматриваются  все стороны развития общества в  XX веке: Новейшая история. Первая половина ХХ века. Новейшая история. Вторая половина ХХ века. 2 больших раздела из 32 параграфов. В введении дается определение понятия «Новейшая история», хронологические рамки эпохи, в заключении - глобальные проблемы современности.  Параграфы хорошо проработаны методически, учитываются возрастные особенности учащихся 9 класса, содержатся интересные сюжеты из всеобщей истории, биографии выдающихся людей. Широко представлены исторические документы, цветные иллюстрации, схемы, таблицы,  карты. К каждому параграфу есть вопросы и задания. В начале параграфа на повторение  «Вспомним ранее изученное», в конце параграфа на закрепление, отдельно вопросы и задания к таблицам.  Даются  образные описания ключевых, поворотных событий, исторических личностей; в учебник включен исторический словарь. Удобный  аппарат ориентировки (вопросы и задания выделены,  синей полосой и знаком вопроса или синим цветом, документы - горизонтальной синей чертой со специальным значком,  термины и даты жирным  шрифтом, новые слова - курсором внизу страницы). Большое внимание уделено внутренней и внешней политике, политическому развитию.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника ориентирован на творческое изучение учебного материала,  включает в себя документы, вопросы и задания, карты, работу с иллюстрациями,  таблицами. Предназначен  для фиксации учеником результатов учебной деятельности, организации контроля и самоконтроля этих результатов, получения дополнительной информации. Методический аппарат учебника способствует пробуждению у школьников интереса к истории, активизирует их познавательную деятельность и развивает навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, содержит познавательные  задания различного уровня сложности (заполнение и анализ таблиц, диаграмм, работа с историческими документами, выполнение тестовых заданий, разгадывание кроссвордов, заполнение контурных карт). Работа в тетради позволит учащимся всесторонне закрепить изученный на уроках материал. Разноуровневые задания помогают анализировать, сравнивать, систематизировать материал, работать с картой, решать тестовые задания. Электронный  тренажер помогает организовать повторение и проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий (заполнить кроссворд,  работа с картами, документами, тесты).

6. Характеристика вопросов и заданий - В конце параграфов предлагаются вопросы и задания для итогового обобщения, которые дифференцированы по сложности и видам деятельности. Это позволяет широко использовать индивидуальный подход в обучении. Многочисленные и разнообразные задания, предназначенные для работы со схемами, иллюстрациями, документами, картами. Контрольные вопросы и задания различных типов и уровней, тесты дают учителю и ученику четкий и конкретный перечень знаний и умений. Вопросы и задания дифференцированы по сложности и видам деятельности и носят поисковый, творческий характер.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения) Блок 2. Всеобщая история;  Программа курса «Всеобщая история», Дрофа, 2004 ;
  2. Учебник,  О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа, Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, Просвещение, 2010;
  4. Сороко-Цюпа А. О. Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХI века. 9 кл; Методические рекомендации
  5. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

История России по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  6-9 классы

1. Предмет, класс - история, 6 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Данилов А.А., Косулина Л.Г,  История России с древнейших времен до конца XVI века, Просвещение, 2009 г.

3. Программа - Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения). Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. В сборник включены авторские программы к известным учебникам по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI—XVIII век. 7 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX—начало XXI века. 9 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс; Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс. 2010 г.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает период Отечественной истории с V в.  до конца XVI века. Содержание имеет введение (раскрываются задачи, цели и источники исторического образования, своеобразие развития России с древнейших времен до конца XVI века)  и заключение (представлен общий вывод по изученным эпохам),  разбито на 3 главы  («Русь Древняя»; «Политическая раздробленность на Руси»; «Русь Московская») состоящих из 28 параграфов.   Каждый параграф методически хорошо проработан.  Кроме того, параграфы красочно иллюстрированы, имеют вопросы и задания, фрагменты исторических документов,  «Запомни новые слова» - объяснение новых слов, понятий, терминов.   В  доступной и увлекательной форме рассказывается о древнейшем периоде русской истории, стиль и форма изложения материала соответствует возрастным особенностям шестиклассников (мне кажется только изложение вопросов земельных отношений об основных слоях древнерусского общества не соответствуют возрастному уровню шестиклассников).  Есть  параграфы, которые перегружены информацией, особенно в начале учебника, что создает проблемы в усвоении прочитанного материала. Большое внимание уделяется  описанию быта, нравов, мировоззренческих ценностей русского народа и его соседей, интересным фактам русской истории.

 5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. Методический аппарат учебника включает документы, вопросы и задания, работу с иллюстрациями, картами. Методическое пособие позволяет учителю понять логику организации учебной деятельности и, используя  контрольно-измерительные материалы, осуществить контроль знаний и оценку  уровня  подготовки обучающихся. Рабочая тетрадь предназначена для фиксации учеником результатов учебной деятельности, организации контроля и самоконтроля этих результатов, получения дополнительной информации.

6. Характеристика вопросов и заданий - Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике разнообразны, достаточны для каждого урока,  позволяют высказывать свою точку зрения, учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогают отслеживать результаты обучения и развития учащихся.   Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.  Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.  Нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

7. Структура УМК -

  1. Примерная программа по истории 5-9 класс(стандарты второго поколения) ; Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г
  2. Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г,  История России с древнейших времен до конца XVI века, Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  Данилова А.А., Косулиной Л.Г,  История России с древнейших времен до конца XVI века, Просвещение, 2011;
  4. Атлас и контурные карты по истории России 6 класс, Дрофа, 2007;
  5. С.В. Агафонов. Тематическое и  поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI  века, Экзамен, 2009;
  6. Тесты по истории России к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г,  История России с древнейших времен до конца XVI века. Экзамен, 2009;
  7. Н.Ю. Бухарева. Истории России с древнейших времен до конца  XVI века. Дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды), Учитель, 2009;
  8. К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс, ВАКО, 2010.
  9. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 7 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Данилов А.А., Косулина Л.Г,  История России: Конец XVI - XVIII век, Просвещение, 2009 г.

3. Программа - Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения). Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г.. В сборник включены авторские программы к известным учебникам по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI—XVIII век. 7 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX—начало XXI века. 9 класс; Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс; Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс. 2010 г.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает период Отечественной истории  конца XVI - XVIII века. Содержание не имеет введения, есть заключение (общий вывод),  разбито на 5 глав  («Россия на рубеже XVI - XVII веков»; «Россия в XVII веке»; «Россия при Петре I»; «Россия в 1725-1762 годах»; «Россия в 1762-1801 годах») состоящих из 33 параграфов.  Учитывает  возрастные особенности учащихся. Материал изложен в доступной, увлекательной форме. Параграфы не перегружены фактическим материалом, хорошо подобраны документы, иллюстрации, исторические деятели.  Иллюстрации и карты способствуют визуальному изучению истории.  В конце каждого параграфа есть терминологический словарь «Запомните новые слова», сформулированы выводы (выделены синей полосой), обобщение по теме. Это позволяет учащимся контролировать самим процесс усвоения нового материала. Авторы стараются проследить причинно-следственные связи, значения исторических событий и явлений. Основные даты выделены в тексте параграфов и представлены на форзацах учебника. Удобен аппарат ориентировки (вопросы, документы выделены особым цветом, термины и даты особым шрифтом).

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику есть рабочая тетрадь, позволяющая на уроке разнообразить формы и методы работы (составление таблиц, заполнение схем, работа с картой, кроссворды, тестовые задания). Методический аппарат позволяет организовать поисковую и самостоятельную работу с документами и материалами, картами и иллюстрациями. Контрольно-измерительные материалы позволяют осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашнего задания и закрепления полученных знаний на уроках.

6. Характеристика вопросов и заданий - Вопросы и задания способствуют отработке основного содержания материала, присутствуют задания направленные на анализ причинно-следственных связей, значения исторических событий, нацеливающих на формулирование и аргументацию собственных мнений и оценок исторических событий, обеспечивающих формирование навыков анализа исторических источников, развивающих умение сравнивать события и явления. Возможно добавление заданий на актуализацию ранее изученного материала и по ходу параграфов, заданий, ориентирующих на поиск дополнительной информации за пределами учебника, заданий творческого характера, заданий, позволяющих организовать обобщающее повторение после изучения разделов учебника.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по истории 5-9 класс(стандарты второго поколения) ; Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г;
  2. Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России: Конец XVI - XVIII век, Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России: Конец XVI - XVIII век, Просвещение, 2011;
  4. С.В. Агафонов. Тематическое и  поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI  века, Экзамен, 2009;
  5. Н.Ю. Колесниченко. Истории России конец  XVI - XVIII век. Дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды), Учитель, 2009;
  6. К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс, ВАКО, 2010.
  7. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 8 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Данилов А.А., Косулина Л.Г.,  История России:  XIX век,  Просвещение, 2009 г.

3. Программа - Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения). Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г..

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает XIX век России. В предисловии описываются все стороны экономической, политической и общественной жизни страны, требующие преобразований, в заключении общий вывод бурного развития страны, перемены. Две большие главы («Россия в первой половине XIX века», «Россия во второй половине XIX века») разделены на 39 параграфов, по изучению внутренней и внешней политики в XIX веке.  Содержание учебника выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам. Текст написан точным, ясным языком, понятным для учащихся 8 класса. Объём  параграфов не перегружен,  достаточно много справочного материала. Даны полные характеристики царям и политическим лидерам. Интересно описаны исторические события, которые подтверждены историческими документами, высказываниями и мнениями. Много хороших иллюстраций, есть красочные репродукции картин, карты (жаль не по всем темам),  четко выделены термины (курсором)  и вывод к параграфам (другим шрифтом). Имеется исторический словарь «Расширяем словарный запас». Основные даты выделены в тексте параграфов и представлены на форзацах учебника. Большое внимание уделяется описанию внутренней и внешней политики России периода XIX века, описанию быта и  культуры.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику идет рабочая тетрадь. Методический аппарат позволяет организовать поисковую и самостоятельную работу с документами и материалами, картами и иллюстрациями. Дает  интересный дополнительный материал, разнообразные документы, вопросы и задания для  устных и письменных ответов учащихся, темы для дискуссий и работы в группах, схемы, тесты, кроссворды, исторические игры. Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволяет привить школьникам навыки работы с тестовым материалом, постепенно готовя их к ГИА и ЕГЭ.

6. Характеристика вопросов и заданий - Вопросы в конце параграфа способствуют усвоению содержания урока учащимися. Задания после параграфа дают возможность повторить материал, сравнить, выделить главное в тексте, отработать новые термины. Позволяют ознакомиться с альтернативными точками зрения по важнейшим дискуссионным вопросам с учетом возрастных особенностей учащихся.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по истории 5-9 класс(стандарты второго поколения) ; Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г;
  2. Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России:  XIX век, Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России:  XIX век. В двух частях, Просвещение, 2011;
  4. Е.В. Симонова.  Поурочные разработки по истории России:  XIX век, Экзамен, 2009;
  5. Тесты по истории России к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г,  История России с древнейших времен до конца XVI века. Экзамен, 2009;
  6. Е.В. Симонова. ЕГЭ. История 8 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания, Экзамен, 2009.
  7. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

1. Предмет, класс - история, 9 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Данилов А.А., Косулина Л.Г.,  Брандт М.Ю., История России:  XX  - начало XXI века, Просвещение, 2009 г.

3. Программа - Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, (стандарты второго поколения). Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г..

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает период Отечественной истории  XX - начала XXI века. Содержание не имеет введения и заключения,  разбито на 9 разделов  («Россия на рубеже XIX - XX веков»; «Великая Российская революция 1917-1921гг»; «СССР на путях строительства нового общества»; «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг»; «СССР в 1945-1953 гг»; «СССР в 1953- середине 60-х гг. ХХ в.»; «СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. ХХ в.»; «Перестройка СССР (1985-1991)»; «Россия в конце ХХ - начале XXI века») состоящих из 56 параграфов.  Учитываются  возрастные особенности учащихся. Материал изложен в доступной, интересной форме. Параграфы не перегружены фактическим материалом, хорошо подобраны документы, иллюстрации, даются характеристики историческим деятелям, есть цветные репродукции картин, карты к некоторым темам, схемы, диаграммы. В конце каждого параграфа имеется исторический словарь «Расширяем словарный запас» и «Даты». К каждому разделу «Выводы», где для повторения перечисляются основные факты изученного материала.  Такое содержание способствует формированию учебной мотивации у учащихся, предполагает использование разных методических приемов на уроке. После текста параграфов даются главные выводы и основные даты, упомянутые в нем, что способствует более успешному их запоминанию.  Красочное  оформление. Цветные иллюстрации, карты, диаграммы призваны создать цельный зрительный образ изучаемой эпохи. Большое внимание уделяется общественно-политическому развитию страны, внутренней политике, экономике России, мировоззренческим ценностям, идеологии, внешней политике. Значительное место уделяется проблеме формирования и развития демократических институтов в российском обществе и вопросу отношений общества и власти (государства).

5. Характеристика методического аппарата - достаточно хороший методический аппарат, позволяет получить ту или иную дополнительную информацию, несет обучающий акцент, развивает творческое мышление, повышает интерес к предмету. Основным компонентом является учебник, к нему идет рабочая тетрадь. Организация самостоятельной работы с картами, диаграммами, терминами и т.д.  Использование тестов, разноуровневых заданий для групповой и индивидуальной работы при проверке знаний учащихся продолжает прививать школьникам навыки работы с тестовым материалом,  готовя их к ГИА и ЕГЭ. Методический аппарат включает вопросы и задания, ориентированные на развивающее обучение, на умение решать проблемы, способствующие социализации личности школьника.

6. Характеристика вопросов и заданий - Ко всем темам предложены разноуровневые варианты  опроса учащихся. Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике разнообразны (для повторения, для закрепления, к документам, на рассуждение, на высказывание точки зрения), они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогают отслеживать результаты обучения и развития учащихся.  Позволяют не только закрепить весь пройденный материал, вспомнить изученное, но и сравнить важнейшие исторические явления.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по истории 5-9 класс(стандарты второго поколения) ; Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г;
  2. Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г, Брандт М.Ю., История России:  XX  - начало XXI века, Просвещение, 2009;
  3. Рабочая тетрадь  Данилова А.А., Косулиной Л.Г, Брандт М.Ю., История России:  XX  - начало XXI века, Просвещение, 2011;
  4. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев.  Поурочные разработки по истории России:  XX  - начало XXI века, ВАКО, 2009;
  5. Е.Н. Сорокина. Поурочные планы по истории России. 9 класс: методическое пособие с дидактическим материалом, Планета,  2011.
  6. Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. ГИА (в новой форме). История 9 класс. Типовые тестовые задания, Экзамен, 2009;
  7. Е.В. Симонова. ГИА. История 9 класс. Тематические тренировочные  задания, Экзамен, 2008.
  8. Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.

Обществознание 6-9 класс

1. Предмет, класс - обществознание, 6 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др., Обществознание. 6 класс, Просвещение, 2010.

3. Программа - рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для ОУ Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др., Примерной программы по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень.  Открывает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия для подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах. Все содержание  разбито 6 глав (тем), а главы на  21 параграф. Учитываются  возрастные особенности учащихся 6 класса. Материал изложен в доступной, интересной форме. Параграфы не перегружены фактическим материалом, много хороших, красочных иллюстраций, это часть учебной информации. В тексте параграфов есть слова выделенные жирным шрифтом, эти слова объяснены в словаре. Каждая новая глава (тема) начинается  сообщениями «О чем ты узнаешь», и «На какие вопросы ответишь», это помогает лучше уяснить, какие материалы будут изучаться и какие вопросы являются самыми главными.  Текст параграфа не единственный источник информации ему сопутствуют компоненты (вопросы и задания, рубрики). В рубрике «Жил на свете человек» можно узнать об интересных фактах из жизни людей, оставивших заметный след в памяти народа. Эта информация полезна для расширения кругозора.  В рубрику «Путешествие в прошлое» включены сведения о жизни, обычаях, достижениях людей в далекие времена. В рубрике «Поэтическое слово» расположены стихи, фрагменты прозы, связанные с темой параграфа. В рубрике «Картинная галерея» помещены репродукции картин, они помогают лучше понять тему урока. В конце каждого параграфа имеются вопросы и задания. Многие параграфы заканчиваются рубрикой «Учимся…», там помещены правила, памятки, которые помогают справиться с заданиями раздела «Практикум». Большое внимание уделяется изучению личности, межличностным отношениям, труду, патриотизму.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику идет рабочая тетрадь. Методический  аппарат очень хороший много различных рубрик, позволяет получить дополнительную информацию, развивает творческое мышление, повышает интерес к предмету. Настраивает на поисковую и самостоятельную работу с документами, материалами и иллюстрациями. Содержит задания разного уровня сложности, направленные на расширение кругозора, развитие памяти, мышления и аналитических способностей учащихся. Рабочая тетрадь содержит разноуровневые задания к каждому параграфу учебника, предназначена для самостоятельной работы учащихся (тесты, решение кроссвордов, заполнение схем, таблиц,  выбор правильных суждений). Предлагаемые задания позволяют лучше понять изучаемый предмет, проверять знания.

6. Характеристика вопросов и заданий - вопросы и задания к тексту разноуровневые они заставляют задуматься и самостоятельно сделать вывод. В рубрике «Обсудим вместе» встречаются дискуссионные вопросы, на высказывание учащимися своей точки зрения. Каждый параграф завершается вопросами для самопроверки «Проверь себя», отвечая на них дети самостоятельно смогут подготовиться к беседе, повторить и закрепить изученный материал. Задания рубрики «В классе и дома» предназначены для индивидуального и группового выполнения, есть задания отмеченные звездочкой они более трудные, рассчитаны на сильных учеников, работающих с дополнительной литературой.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
  2. Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Городецкой и др., Обществознание. 6 класс, Просвещение, 2010.
  3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, Просвещение 2010
  1. И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. Государственная символика России, ЦНСО, 2008.

1. Предмет, класс - обществознание, 7 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., Обществознание. 7 класс, Просвещение, 2009.

3. Программа - рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для ОУ Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др., Примерной программы по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010..

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Продолжает авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия для подготовки учащихся к изучению обществознания в 8-9 классах.  Все содержание  разбито на 4 главы (темы), а главы на  21 параграф. Учитываются  возрастные особенности учащихся 7 класса. Материал доступный и интересный. Большое внимание уделяется изучению отношений между людьми, правилам поведения, правам и обязанностям, изучению законов, экономике, воздействию человека на природу. Каждый параграф также как и в 6 классе предваряется с вопросами и заданиями на повторение «Вспомни», это дает возможность связать новый материал с уже знакомым. Тексту параграфа  сопутствуют вопросы и задания; рубрики знакомые по учебнику  6 класса «Поэтическое слово», «Жил на свете человек», «Путешествие в прошлое», эти рубрики интересные, поучительны, с иллюстрациями. Иллюстрации помогут лучше усвоить главное, так же имеются различные схемы, таблицы. В разделе «Подростку на заметку» собраны фрагменты из официальных документов, законов, нормативных актов. Эти документы позволят детям понимать себя как участников общественной жизни.  К 7 классу учащиеся уже привыкают пользоваться словарем, многие специальные термины и сложные слова выделены в тексте жирным шрифтом. Развивая свой словарный запас, дети смогут объяснять изученный материал. В конце учебника в разделе «Заключение», помещен материал для итогового повторения, он позволит детям оценить, насколько успешно они занимались и чего достигли. Удобен аппарат ориентировки.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику идет рабочая тетрадь. Методический  аппарат очень хороший много различных рубрик, позволяет получить дополнительную информацию, развивает творческое мышление, повышает интерес к предмету. Настраивает на поисковую и самостоятельную работу с документами, материалами и иллюстрациями. Содержит задания разного уровня сложности, направленные на расширение кругозора, развитие памяти, мышления и аналитических способностей учащихся. Рабочая тетрадь содержит разноуровневые задания к каждому параграфу учебника, предназначена для самостоятельной работы учащихся (тесты, решение кроссвордов, заполнение схем, таблиц,  выбор правильных суждений). Предлагаемые задания позволяют лучше понять изучаемый предмет, проверять знания.

6. Характеристика вопросов и заданий - вопросы и задания к тексту разноуровневые, теоретические они заставляют задуматься и самостоятельно сделать вывод. В рубрике «Обсудим вместе» встречаются дискуссионные вопросы, способствующие формированию умений аргументированно высказывать  свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками. Каждый параграф завершается вопросами для самопроверки «Проверь себя», отвечая на них, дети самостоятельно смогут подготовиться к беседе, повторить и закрепить изученный материал. Наряду с теоретическими заданиями учебник включает и практические задания рубрика «Учимся…».  Задания рубрики «В классе и дома» предназначены для индивидуального и группового выполнения, задания познавательные различного уровня сложности. Есть задания отмеченные звездочкой они более трудные, рассчитаны на сильных учеников, работающих с дополнительной литературой.  Благодаря различным заданиям детям интереснее подводить итоги совместной или индивидуальной работы. Развитию интереса к предмету способствует также работа с дополнительной литературой на уроках. Наличие тестовых заданий позволит постепенно подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
  2. Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Городецкой и др., Обществознание. 7 класс, Просвещение, 2010.
  3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, Просвещение 2010
  4. В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. Государственная символика России, ЦНСО, 2008.
  5. Поздеев А.В, Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс, ВАКО, 2009.

1. Предмет, класс - обществознание, 8 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., Обществознание. 8 класс, Просвещение, 2011.

3. Программа - рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для ОУ Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др., Примерной программы по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Является составной частью линии учебников для основной школы по обществознанию. Большое внимание уделяется вопросам личности, общества, духовной жизни, социальной сфере и экономике. Успешное освоение содержания поможет учащимся ориентироваться в окружающем мире и усвоить более сложные проблемы курса в последующем. Все содержание  разбито на 4 главы (темы):  Личность и общество; Сфера духовной жизни; Экономика; Социальная сфера, а главы на  21 параграф. Учитываются  возрастные особенности учащихся 8 класса. Материал доступный, не перегружен информацией, практически не содержит иллюстраций,  достаточно много справочного материала. Интересно описаны  события, которые подтверждены  документами, высказываниями, мнениями и фактами.   Каждый параграф  предваряется с вопросами  на повторение «Вспомните», это дает возможность связать новый материал с уже знакомым, «Подумайте», позволит дать ответ в конце урока на поставленный вопрос. Четко  выделены  многие специальные термины и сложные слова (курсором и жирным шрифтом), которые можно найти в словаре. Есть рубрика «Говорят мудрые». К каждой главе «Выводы», где для повторения перечисляются основные факты изученного материала.  Такое содержание способствует формированию учебной мотивации у учащихся, предполагает использование разных методических приемов на уроке. После текста параграфов есть вопросы и задания «Проверь себя», «В классе и дома», что способствует закреплению изученного материала, более успешному его запоминаю. Есть список Интернет-ресурсов.

5. Характеристика методического аппарата - Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику идет рабочая тетрадь. Методический аппарат позволяет организовать поисковую и самостоятельную работу с документами и материалами, схемами и таблицами. Дает  интересный дополнительный материал, разнообразные документы, вопросы и задания для  устных и письменных ответов учащихся, темы для дискуссий и работы в группах. Большое внимание уделано работе с дополнительным материалом по печатным средствам массовой информации и Интернета, способствующим развитию интереса к предмету, формированию аналитического мышления у учащихся. Развитию интереса к предмету также способствует работа с дополнительной литературой. Методический аппарат позволят работать в группах и индивидуально.

6. Характеристика вопросов и заданий - Разноуровневые вопросы и задания  заставляют задуматься и самостоятельно делать выводы. Задания рубрики «В классе и дома» предназначены для индивидуального и группового выполнения, задания познавательные различного уровня сложности. Каждый параграф завершается вопросами для самопроверки «Проверь себя», отвечая на них, дети самостоятельно смогут подготовиться к беседе, повторить и закрепить изученный материал.  Противоречивость и сложность многих вопросов обществознания позволяет организовать дискуссии. Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволяет привить школьникам навыки работы с тестовым материалом, постепенно готовя их к ГИА и ЕГЭ.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
  2. Учебник Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др., Обществознание. 8 класс, Просвещение, 2011.
  3. Рабочая тетрадь  «Обществознание», Боголюбов Л.Н,  Просвещение, 2010.
  4. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей. Л.Н Боголюбов, Просвещение, 2010.
  5. Е.Н. Калачева. Обществознание 8 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум по выполнению типовых итоговых тестовых заданий, Экзамен, 2009.
  6. Поздеев А.В. универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 класс, ВАКО, 2008.

1. Предмет, класс  - обществознание, 9 класс

2. Автор, название, издательство, год издания - Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др., Обществознание. 9 класс, Просвещение, 2010.

3. Программа - рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для ОУ Российской Федерации, программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др., Примерной программы по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010.

4. Характеристика содержания - Учебник отвечает требованиям образовательных стандартов, включен в Федеральный перечень. Курс «Обществознание» для 9 класса является продолжением начатого в 8 классе систематического, целостного рассмотрения общества в единстве экономической, социальной, духовной и политической сфер человеческой деятельности, ее правового регулирования. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Большое внимание уделяется вопросам политики и права. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях между органами власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Тема «Право» вводит учащихся в обширный и сложный мир права и закона. Рассматриваются вопросы теории права, отрасли права. Особое внимание уделено элементам конституционного строя. Реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами. Учитываются  возрастные особенности учащихся 9 класса. Материал доступный, не перегружен информацией, практически не содержит иллюстраций,  достаточно много справочного материала. Интересно описаны  события, которые подтверждены  документами, высказываниями, мнениями и фактами.   Каждый параграф  предваряется с вопросами  на повторение «Вспомните», это дает возможность связать новый материал с уже изученным, «Подумайте», позволит дать ответ в конце урока на поставленный вопрос. Четко  выделены  многие специальные термины и сложные слова (курсором и жирным шрифтом), которые можно найти в словаре в конце учебника. Есть рубрика «Говорят мудрые». К каждой главе «Выводы», где для повторения перечисляются основные факты изученного материала.  Такое содержание способствует  формированию учебной мотивации у учащихся, предполагает использование разных методических приемов на уроке. После текста параграфов есть вопросы и задания «Проверь себя», «В классе и дома», что способствует закреплению изученного материала, более успешному его запоминаю. Есть список  Интернет-ресурсов.

5. Характеристика методического аппарата -  Учебник является основным компонентом. В дополнение к учебнику идет рабочая тетрадь. Методический аппарат учебника ориентирован на творческое изучение учебного материала,  включает в себя документы, вопросы и задания,  работу с  таблицами, схемами. Методический аппарат  предназначен  для фиксации учеником результатов учебной деятельности, организации контроля и самоконтроля этих результатов, получения дополнительной информации.  Способствует  пробуждению у школьников интереса к обществознанию, активизирует их познавательную деятельность и развивает навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Рабочая тетрадь позволяет на уроке разнообразить формы и методы работы (составление таблиц, заполнение схем,  кроссворды, работа с терминами, тестовые задания), организовать работу учащихся на уроке и дома. Дает возможность систематизировать изучаемый материал, накапливать полезные сведения и развивать необходимые умения.

6. Характеристика вопросов и заданий - вопросы и задания разноуровневые, направлены на работу с дополнительным материалом, средствами массовой информации, Интернета, дают возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности. Задания рубрики «В классе и дома» предназначены для индивидуального и группового выполнения, задания познавательные различного уровня сложности. Каждый параграф завершается вопросами для самопроверки «Проверь себя», отвечая на них, повторят и закрепят изученный материал.  Многие вопросы позволяют организовать дискуссии.  Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволяет привить школьникам навыки работы с тестовым материалом, постепенно готовя их к ГИА и ЕГЭ.

7. Структура УМК:

  1. Примерная программа по учебным предметами. Обществознание 5-9 классы: проект, Просвещение, 2010, авторская программе Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
  2. Учебник Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцова, Обществознание. 9 класс, Просвещение, 2010.
  3. Рабочая тетрадь  «Обществознание», Боголюбов Л.Н, Просвещение, 2010.
  4. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей. Л.Н Боголюбов, Просвещение, 2010.
  5. Е.Н. Калачева. Обществознание 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Тематические тренировочные задания, Экзамен, 2009.
  6. Конституция РФ
  7. Поздеев А.В. универсальные поурочные разработки по обществознанию. 9 класс, ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование характеристик электрического тока

Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...

Характеристика нормативной документальной базы в формировании компетентностных характеристик по истории выпускника школы.

Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные культуросообразные виды действи...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...