Брежневское время: иллюзия и реальность.
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок в 11 классе с применением проектной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_seminaru_dlya_menya_2.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Брежневское время: иллюзии и реальность.
Тема проекта: Брежневское время: кризис власти или кризис системы?
Тип урока: изучения нового материала
Методы: постановка проблемных заданий, подготовка проектов по темам, заполнение таблиц, дискуссия по проектам, оценка и взаимооценка проектов, выполнение заданий ЕГЭ в группах.
Темы мини-проектов:
- Реформы в промышленности, результаты, причины неудач.
- Политика и идеология
- Социальная политика
- Жизнь людей
- Герои того времени
Типы проектов: исследовательский, информационный, творческий, монопроект с элементами творческого, краткосрочный (4 урока), групповой.
Оборудование: компьютер, проектор, предметы музейной экспозиции, портрет Л.И. Брежнева, вымпелы победителя соцсоревнования, смайлики, формы таблицы, алгоритмы выступлений, анкеты.
Цель: формирование целостного представления о роли брежневского периода в истории нашей страны.
Задачи:
- Раскрыть причины, содержание, итоги, причины неудач экономических реформ, проводимых в СССР;
- Показать нарастание кризисных явлений в жизни общества, связанных с кризисом модели общественного развития;
- Проследить и проанализировать изменения социальной структуры и положения различных слоев советского общества;
- Раскрыть понятие «двойная мораль»;
- Развивать навыки проведения исследовательской работы, анализа, обобщения результатов и представления продукта проектирования;
- Учиться выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- Формировать умения поиска и отбора информации, практического применения школьных знаний в различных ситуациях;
- Воспитывать ответственность, организованность, коммуникабельность.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о целой эпохе в нашей истории – брежневском времени. Определение цели урока (ответы об-ся).
Вы представите результаты своей работы над проектами, обсудите проекты групп, проанализируете достоинства и недостатки работ, получите возможность представить то время, попытаетесь определить свое отношение к нему, а так же определить связь брежневского периода развития с современностью. Индивидуально вы заполните таблицу, составите словарь урока. Вы будете оценивать выступления групп, задавать вопросы и вручать смайлики, характеризующие ваше отношение к защите проекта.
«СССР в 1964-1982 гг.»
Сферы жизни | Положительные явления | Отрицательные явления |
Итак, наш урок предваряла серьезная работа над проектами.
Организационный момент. Метод «погружения в эпоху».
Обучающиеся выбирают из разложенных на столе предметов те, которые, по их мнению, относятся к теме проекта группы. Мотивируют свой выбор. Звучит песня «Я, ты, он, она - вместе целая страна». Пока представители групп выбирают «свои» предметы, об-ся формулируют цель и проблему урока.
Выступления групп с объяснением отобранных предметов и предложений по определению цели и проблемы урока.
2. Защита проектов.
А) Учитель: Вызовы времени:
- НТР в странах Запада. Нарастание отставания в экономической сфере.
- Общественно-политический и социальный подъем уровня жизни (государство благоденствия) при широкой демократии. В условиях смягчения тоталитаризма рост критических настроений в обществе.
- затяжной и вялотекущий характер кризиса (мощная государственная бюрократическая машина; несформированность гражданского общества; психология уравнительной справедливости).
На какие вызовы удалось дать достойный ответ?
С чем это связано? Могли ли реформы быть удачными? Назовите обязательные условия успеха реформ.
Проблема: Кризис власти или кризис системы? Справедливо ли считать брежневское время периодом застоя?
Задание: Подобрать аргументы, подтверждающие вашу оценку этого периода.
Б) Представление проекта и его защита. Вопросы группам. Оценка выступлений.
Об-ся выставляют оценки-смайлики: «улыбка», «равнодушие», «огорчение».
Группа Экономисты.
Тема мини проекта: «Экономическое развитие страны в брежневское время»
Цель: выявление главных тенденций в развитии экономики
Проблема: Можно ли было обеспечить дальнейшее развитие в рамках командной экономики
Гипотеза: Модель плановой, директивной экономики исчерпала возможности для роста.
План выступления.
- Косыгинская реформа. Результаты и оценка.
- Причины свертывания.
- Нарастание отставания в эконом. Развитии
- Причины. Что нужно было сделать для создания эффективной экономики.
- Последствия развития в прежнем направлении ( экст. рост; не внедряются достижения НТР; энергозатратность; отсутствие стимулов; несуны; теневая экономика; дефицит.
Вывод: невозможность развития в условиях ком-адм. системы.
Группа Политики. ( Песня из кин-ма «Мелодия для флейты»).
Тема мини проекта «Политическое развитие страны в брежневский период»
Цель: показать определяющую роль политики в развитии советского общества
Проблема: кризис власти или кризис системы.
Гипотеза: Политика руководства страны способствовала нарастанию кризисных явлений в обществе.
План выступления.
- Позиция партноменклатуры: цели. Рост численности управленческого аппарата.
- Лозунги развитого социализма.
- Расширение демократии: слово и дело.
- Рост протестного движения. Пассивность общества ( двойная мораль, апатия), активные формы протеста (диссиденты, правозащитники, Саблин).
Вывод: окостеневшая, потерявшая стимулы к развитию система не могла обеспечить движения вперед.
Группа: Социологи
Тема мини проекта: «Социальный состав советского общества. Социальная политика»
Цель: дать представление о социальном развитии советского общества
Проблема: Советское общество называют единой общностью - советским народом. Так ли это?
Гипотеза: советское общество неоднородно.
План выступления.
- Социальная структура советского общества.
- Положение различных слоев общества.
- Социальная сфера: зравохранение и образования. Успехи и тенденции.
- Анализ соцопросов.
Вывод: Не смотря на улучшения в здравоохранении и образовании, нарастание проблем в этих сферах. Рост разрыва в уровнях жизни правящих слоев и народа.
Группа «Жизнь и быт»
Цель: выявление характерных черт жизни советских людей.
Проблема: Нарастание жилищно-бытовых проблем на фоне видимого благополучия.
Гипотеза: Система не могла обеспечивать дальнейший рост благосостояния советского общества.
План выступления.
- Решение жилищной проблемы.
- Доходы и расходы советской семьи.
- Изменения в быту.
- Организация досуга.
Выводы:
Группа Герои и «антигерои» эпохи.
Тема мини проекта « Герои и «антигерои» эпохи»
Цель: создание галереи героев того времени.
Проблема: Сравнение качеств героев и антигероев
3. Рефлексия ответы на вопросы урока
На какие вызовы удалось дать достойный ответ?
С чем это связано? Могли ли реформы быть удачными? Назовите обязательные условия успеха реформ.
Проблема: Кризис власти или кризис системы? Справедливо ли считать брежневское время периодом застоя?
Задание: Подобрать аргументы, подтверждающие вашу оценку этого периода.
написание мини сочинения.
4. Работа в группах с заданиями ЕГЭ.
С5. Ниже приведены две точки зрения на причины «застоя» в общественно-политической и эконо мической жизни СССР:
- Отказ от реформирования системы был вы зван личными качествами Л.И. Брежнева.
- «Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. В конце 1960-х гг. произошел фактический отказ от проведения экономической рефор мы 1965 г.
Какие возможности развития экономики существовали в тот период? Назовите не менее двух. В чем состояли причины экономических трудностей 1970-х — первой половины 1980-х гг.? Приведите не менее трех причин.
С6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В результате начатой в 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина экономической реформы по совершенствованию пла нирования и стимулированию труда производителей произошел прирост национального дохода СССР, увеличение валового об щественного продукта.
Укажите не менее двух положений, отражающих её итоги в 1970-е гг. Приведите не менее двух причин, которые предопределили судь бу реформы.
С7. Сравните внутриполитическую ситуацию в СССР в конце 1940-х и конце 1970-х гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характери стик), а что различным (не менее трех различий).
1. В качестве общих характеристик могут быть названы:
- однопартийная политическая система
- преследование инакомыслящих
- жесткий партийный контроль над всеми сферами жизни
- нежелание лидера серьезно реформировать существующую систему
7.2. Различия | |||
Внутриполитическая ситуация в СССР в конце 1940-х гг. | Внутриполитическая ситуация в СССР в конце 1970-х гг. | ||
- высокий авторитет лидера (культ лично сти) | - низкий авторитет лидера и всего руково дства | ||
|
государственных во просов
| i |
С4. Назовите основные черты общественно-политической жизни СССР в 1964-1985 гг. приведите не менее трех примеров событий, отражающих эти черты.
- Подведение итогов урока.
Подсчет смайликов. Ответы на вопросы анкеты.
1.Какую роль ты выполнял в ходе работы над проектом?
2. Чему научился, что узнал?
3. Интересно ли было работать по этому методу?
4. ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ групп. Какие проблемы тебе пришлось решать? Какова степень работы каждого? Оцените работу.
Анкета по итогам выполнения проектной работы.
С какими трудностями столкнулись в процессе работы? (любое количество ответов)
- формулировка темы, проблемы, гипотезы;
- выбор методов исследования;
- методика проведения эксперимента,
- представление практической значимости исследования;
- анализ, систематизация и обобщение данных;
- проведение опросов и анкетирование;
- представление результатов исследования;
- не было трудностей;
- другое (указать, что именно).
Можно ли улучшить работу?
- да, если бы начать выполнять работу сначала, то выполнил ее совершенно по-другому;
- нет, работа полностью раскрывает все проблемные вопросы;
- другое (указать, что именно).
Рационально ли вы распределили время?
- да;
- нет;
Что в работе над проектом понравилось больше всего? (любое количество ответов)
- работа в группе;
- работа с информацией;
- оформление результатов;
- проведение исследования;
- выступление перед зрителями;
- другое (указать, что именно).
Получили ли вы удовлетворение от работы над проектом?
- да;
- нет;
- другое (указать, что именно).
Хотели бы вы участвовать в других проектно-исследовательских работах?
- да;
- нет;
- другое (указать, что именно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курение: иллюзии и реальность. Сценарий внеклассного мероприятия.
Борьба с вредными привычками всегда актуальна. В данном мероприятии есть масса интересного: краткая историческая справка, инсценировка с элементами юмора....
Готовность СССР к войне: иллюзии или реальность?!
Урок-диспут в 11 классе, посященный одной из спорных тем Советской истории готовности СССР к войне....
Внеклассное мероприятие "Курение:иллюзия и реальность"
Данное внеклассное мероприятие посвящено одной из наиболле актуальных проблем на сегодняшний день - курению.Предварительное анкетирование помогает представить какова ситуация с курением в школе и как ...
Курение, иллюзии и реальность (Игровой урок, посвященный проблемам курения)
Девиз: Укорачивать жизнь - преступление?Цель: Воздействия на чувства школьников, затронуть чувства, разбудить эмоции, заставить задуматься. Уметь анализировать и оценивать влияние вредных привычек на ...
Курение: иллюзии и реальность
Классный час о вреде курения...
Урок-конференция "Природа - лучшая аптека". "Курение - иллюзии и реальность".
Окружающие нас растения являются хорошими лекарственными средствами, которые хорошо мы должны знать.Курить - здоровью вредить. Каждый выбирает для себя сам....
"Одаренность.Иллюзия и реальность."
Лекция с элементами тренинга для педагогов "Одаренность. Иллюзия и реальность"...