О. Русь моя! (урок - турнир)
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок итогового повтрения по истории России 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_itogovyy_urok.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"О, Русь моя!"
Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс
Цели урока:
- Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения учениками.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, путем вовлечения всего класса в учебный процесс через игру.
- Развитие интереса к истории, любознательности, речи учащихся в форме устных ответов.
Оборудование:
- карты “Киевская Русь в 9-12 в.”, “Феодальная раздробленность Руси”, “Образование и расширение Российского государства в 14-16 в”;
- карточки с заданиями;
- магнитная доска;
- костюмы для участников театрализованных фрагментов.
Подготовительный этап:
- разбивка на команды. Придумать название, девиз, эмблему команды.
- домашнее задание: подготовить инсценировку на историческую тему и вопросы команде – сопернице по ней
Тип урока: игра-турнир
Эпиграф урока:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…
И вечный бой! Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи,
Останови…
Идут, идут испуганные тучи, закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь
Покоя нет! Степная кобылица несётся вскачь!
(А.Блок)
Ход урока
Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф урока). Этот образ несущейся вскачь степной кобылицы – это символ не только выступившей против монголо – татар Московской Руси, это символ всей средневековой русской истории. А как вы усвоили историю средневековой Руси, покажет наше сегодняшнее состязание. И хотя у нас сегодня будет особенный урок, но нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда?
В нашем турнире участвуют две команды (знакомство: название, девиз, эмблема). За ходом турнира ведёт наблюдение “Счётная палата” (центр оценивания ответов)
1 тур: “Грамотейка” На магнитной доске написаны исходные слова (Феодалы, Повинности, Зависимые люди, Монголо – татары). Продолжить исходный ряд историческими терминами, которые есть на магнитных карточках и объяснить их: оброк, бояре, барщина, холоп, князья, закуп, рядович, баскак, ярлык, иго, дань, десятина, помещики, смерды.
2 тур: “Кто есть кто?” Участникам турнира предстоит назвать имена исторических деятелей, о которых “Повесть временных лет” говорит так:
*В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса.… Не имел и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах…(Святослав)
*И начал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за двором теремным. И приносили им жертвы, называя богами. (Владимир)
*Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, если его не убить. (Игорь)
*Любил он книги, читая их часто, и ночью, и днём. (Ярослав)
*Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык. (Кирилл и Мефодий)
*И установила она на Русской земле уставы, уроки и погосты, упорядочив сбор дани. (Ольга)
3 тур: “Кот в мешке” Каждой команде предлагается для коллективного обсуждения из мешка вытянуть один вопрос. Время на обсуждение – 30 сек.
*Как называлась форма землевладения, описанная в отрывке? Какие формы землевладения вам известны ещё? Назови их сходство и различие?
“Боярская усадьба “Веселые пеньки”, в которой жил Никита, расположилась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбой крыльцом. Усадьба была видна издалека.
По сторонам боярского дома выстроились людские избы для житья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями для сена и для дров. На краю усадьбы чернела закопчённая кузница, тут же, на плотине, перегородившей речку, образовав запруду, шумела неугомонным колесом старая мельница. Немного вдоль речки протянулись крестьянские избы”.
*Писатель А.Митяев в книге “Ветры Куликова поля”, пишет о событиях того времени: “Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен.
Два всадника – с востока и с запада – устремились на него – один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой; другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи”.
О каком периоде русской истории идёт речь? Докажите?
4 тур: “Берегись ошибиться!” Многие исторические события стали литературными сюжетами, исторические личности – героями литературы. В этом туре, по стихотворному отрывку необходимо узнать историческое событие и назвать, когда оно произошло?
*Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы. (1147 год – основание Москвы)
*Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство, с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. (1237 – нашествие монголо-татар на Русь)
*Позади остался дом и тепло людское.
Впереди сверкало льдом озеро Чудское…
Ведь спасли они тогда Русскую землицу –
Сёла, пашни, города и, стало быть, столицу! (1242 – Ледовое побоище)
*Был на Руси Иваном III введён он для суда,
И властью княжеской, исконной, в нём на двенадцати листах
В порядке собрались законы, в стране единым правом став.
Служил “Судебник тот не мало, права хоть были не равны,
Все ж произвола меньше стало, один закон для всей страны. (1497 – Судебник Ивана 3)
*Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живёт. (1380 – Куликовская битва)
*И на город полусонный, что в туманах потонул,
Вдруг нахлынул отдалённый, отдалённый грозный гул.
Вот по улицам столицы побежал людской поток,
Обезумевшие лица, крики, плач и топот ног.
“Люди добрые, беда! Тохтамыш идёт сюда!” (1382 – набег Тохтамыша на Москву)
*А когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать московского князя Ивана.
Государь прочитал и, спокоен, и строг, повернулся к Ахматовым людям,
бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда, иго тяжкое сброшено было. (1480 – Стояние на реке Угре)
5 тур: “Клиоклип” В качестве домашнего задания команды готовят инсценировки на историческую тему. Задача соперников – узнать историческое событие и ответить на вопросы команды соперницы.
6 тур: “Блиц-конкурс” Каждой команде по очереди задаётся по 13 вопросов. Они касаются исторических дат, личностей, событий, названий, терминов. Нужно дать как можно больше правильных ответов.
Блиц 1:
*Прозвище князя Всеволода (Большое гнездо)
*Место, где произошло Ледовое побоище (Чудское озеро)
*Столица Древнерусского государства (Киев)
*Сбор в пользу государства (налог)
*Победитель крестоносцев в Ледовом побоище (А. Невский)
*Праздник 7 января (Рождество)
*Князь, который ввёл христианство на Руси (Владимир)
*Картина, написанная по сырой штукатурке (Фреска)
*Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле (Мамай)
*Земельное владение, выдаваемое на Руси за службу (Поместье)
*Платежи крестьян феодалу продуктами или деньгами своего хозяйства (Оброк)
*Когда Русью правил “денежный мешок?” (14 век)
*Жилище феодала (Замок)
Блиц 2:
*Когда свинья представляла собой военную опасность? (1242 – Ледовое побоище)
*Предводитель русских на Куликовом поле? (Дмитрий Иванович)
*Имя князя, прозванного “Мудрым” (Ярослав)
*Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
*Легендарный основатель династии русских князей (Рюрик)
*Хозяйство, где ничего не продаётся и ничего не покупается (Натуральное)
*Все работы в хозяйстве феодала (Барщина)
*Бог грома и молний у восточных славян (Перун)
*Сборник законов Киевской Руси (“Русская Правда”)
*Материал для письма в Древнем Новгороде (Береста)
*Земельное владение, передаваемое по наследству (Вотчина)
*Правитель, какого государства жил в “Сарае”? (Батый)
*Какой русский город был назван “злым”? (Козельск)
7 тур: “Конкурс Мудрецов” Разгадай кроссворд (см. приложение)
Итог игры: счётная палата подводит итоги, определяет команду – победительницу.
Заключительное слово учителя: Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать
Литература:
История в художественно – исторических образах с древнейших времен до конца 18 века. Хрестоматия для учителя/ сост.А.В. Шестаков – М.: Просвещение, 1985.
.
По горизонтали:
1.Конный воин в доспехах.
2.Один из первых правителей Золотой Орды.
3.Сборщики дани.
По вертикали:
4.“Мать городов русских”
5.Столица Золотой Орды.
6.Жилище кочевников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок турнир при обобщении темы "Электрические явления"
Удивительное электричество.Урок турнир при обобщении и повторении темы "Электрические явления"....
Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)
Материал предназначен учителям истории...
Путешествие в Древнюю Русь открытый урок
способствовать развитию памяти, внимания, мышления; закрепить навыки работы с заданиями с исторической картой; продолжить развивать умение учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы....
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Применение 3d-ручки на уроках геометрии
Методическая разработка "Применение 3d-ручки на уроках геометрии"...
"А в сердце светит Русь" интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе.
Тема природы в творчестве Сергея Есенина и в музыке 20 века....
" Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности." Конспект занятия с видеороликом. 5-6 класс.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 5-6 КЛАСС.Использование технологии 3D-ручки на уроках и в проектной деятельности.Цель: Создать условия для овладения образовательной технологией 3Д моделирования и 3Д рисования.З...