Творческий отчет
методическая разработка по истории по теме

Пашаев Шовлет Новрузбекович

 

Использование технологий разноуровневого и развивающего

                                                                                                             обучения на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_pashaev.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

преподавателя истории

Пашаев Шовлет Новрузбекович

ТЕМА: Использование технологий разноуровневого и развивающего

обучения на уроках истории.

                                                  Интерес к учению появляется только тогда,                        

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…

В.А. Сухомлинский

В последнее время в нашей стране происходят стремительные социальные, политические и экономические изменения. Эти изменения сказываются и в образовательном секторе, который подвергается социальному давлению. Новые поставщики информационной продукции конкурируют с образовательными учреждениями в обеспечении образования. Диапазон образования, предлагаемого школьными и университетскими системами, все более оспаривается и подвергается сомнению.

В результате, новые методы обучения и учебные программы сегодня более не воспринимаются молодым поколением как нечто бесспорное и безусловное. Меняются сами отношения между преподавателями и учащимися.

Если мы будем по-прежнему строить наши уроки на традиционном понимании образования, то возникнет риск неприятия молодого поколения.

То, что нужно в классе, это комплексные, то есть интерактивные и динамичные методы преподавания. Такие методы позволяют учащимся не только приобрести декларативное знание определенных исторических фактов, но и развить социальные навыки – приобрести те практические знания, которые он сможет применить в конкретных, каждодневных социальных ситуациях. Такие методы могут оказать учащимся помощь в развитии их социальной компетентности.

Мой опыт преподавания истории все более убеждает меня в том, что история является уникальной дисциплиной, которая по-своему формирует сознание и воображение. Изучение предмета важно осуществлять без навязывания учащимся единственно правильного мировоззрения. Необходимо реализовать право учащихся на свободный выбор взглядов, убеждений, критически воспринимать информацию, критически мыслить и быть «конструктивными скептиками», отдавать на уроке приоритет диалогу, избегать монолога, руководствоваться принципами успешности, не только преподносить фактические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, дискуссии и сравнения, а также выражать свою оценку событий.

Все это можно достичь, на мой взгляд, прежде всего, через внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение

К необходимости использования технологий разноуровневого обучения меня подвела практика преподавания. Учет индивидуальных особенностей и познавательных способностей учащихся позволяет наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала.

К внутренней дифференциации групп я подошел самостоятельно и сначала делил группы на уровни по личным наблюдениям. Затем в порядке самообразования я познакомился с теорией разноуровневого обучения, разработанной Т.И. Шамовой, «Обучение и развитие» Л.В. Занкова.

Я с благодарностью перенял то, чего мне не хватало из теоретических познаний.

Знакомясь с литературой, в первую очередь с работами Т.И. Шамовой, я уяснил, что многоуровневое обучение предполагает:

  1. учет индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента);
  2. умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.);
  3. анализ имеющегося опыта учащихся, накопленных ими знаний;
  4. учет направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Диагностику уровня подготовленности учащихся провожу через:

  1. тестирование
  2. самостоятельное знакомство учащегося в течение 10 минут с новым учебным текстом средней сложности и выполнение задания, направленного на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях. Полученные результаты анализирую, на их основе определяя несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовлю дифференцированный учебный материал, определяя формы контроля.

Опыт подсказывает, что успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учащимися уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к учащимся как к субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы (пары смешанного и постоянного состава, малые подвижные и большие разноуровневые группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

Успех многоуровневого подхода к обучению зависит от ряда условий:

  1. уровня образования и развития реальных возможностей учащихся;
  2. прогнозирование ожидаемых успехов в учебе;
  3. выбор более рациональных методов и средств обучения;
  4. дифференцированного подхода к учащимся;
  5. творчества преподавателей в учебном процессе;
  6. разработки основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на каждом уровне;
  7. разработки новых форм оценки качества знаний учащихся.

Развивающее обучение

С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающегося обучения. Ее принципы нашли отражение, в частности, в работах Якиманской И.С. и Запорожнец Н.И., Занкова Л.В.

Для формирование интеллектуальной, творческой личности необходимо развивающее обучение, где ребенок является полноценным субъектом деятельности, где у учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения:

  1. анализировать сложившиеся ситуации и делать выводы;
  2. видеть разные функции одного и того же объекта;
  3. устанавливать связи данного объекта с другими;
  4. видеть существенные признаки и отсеивать несущественные;
  5. сравнивать, классифицировать.

Я выбрал для своей педагогической деятельности технологию Запорожнец Н.И., потому что целевые ориентации и дидактические принципы этой технологии способствуют реализации целей моей педагогической деятельности:

  1. развитию познавательной активности учащихся;
  2. формированию интеллектуальной творческой личности, умеющей реализовать свои творческие планы.

Суть технологии заключается в следующем:

  1. за каждым видом мыслительной деятельности (анализом, доказательством, обобщением, абстрагированием, синтезом и др.) стоят соответствующие учебные приемы (составление плана, сравнительных таблиц, определение понятий, пересказ и др.).

Задача состоит в том, чтобы научить учащихся этапам работы, из которых складывается умственная деятельность всех проводимых операций с тем, чтобы формировать умение переносить данные приемы в новую ситуацию, к новому источнику знаний.

Таким образом, использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельность и умственное развитие учащихся.

Обучение – ведущая движущая сила психологического развития учащегося, становление у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики.

Развивающее обучение отличается от объяснительно-сообщающего (традиционного) типа обучения характером преподавания и учения. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, реализации сущностных сил ребенка. Естественно, речь идет об интеллектуальном развитии ученика, то есть о формировании у него тех свойств и качеств личности, от которых зависит продуктивность умственной деятельности.

Система формирования приемов и навыков включает следующие этапы:

  1. объяснение преподавателем приемов учебной работы и важнейших мыслительных операций;
  2. применение памяток-предписаний с перечнем конкретных шагов действий (по алгоритму);
  3. использование однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником;
  4. выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также  обобщать и систематизировать полученные знания.

Необходимость разноуровневого и развивающего обучения предполагает:

  1. все здоровые дети, не отнесенные к разряду умственно отсталых, способны к обучению.
  2. При любой методике обучения, при самой лучшей его организации одни ученики продвигаются успешнее и достигают больших высот, чем другие. Иначе говоря, обучаться могут все, но не всем ученикам дается обучение одинаково легко и просто.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....