8 класс. Новая история .IIчасть
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
От Австрийской империи к Австро - Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_istorii.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс. Новая история, II часть
Тема урока: От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса (Подробный конспект урока)
Цели урока:
Учитель: сегодня на уроке мы
- рассмотрим развитие Австрийской империи, ее социально-экономические и политические особенности;
- продолжим формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, определять понятия, выделять признаки понятий;
Сегодня мы продолжим изучать страны Западной Европы в сер. XIX в., а также успехи и проблемы индустриального общества.
Предметом нашего интереса будет Австрийская империя, её превращение в Австро-Венгрию.
Основные понятия и термины: национальное возрождение, империя, двуединая монархия.
Оборудование урока: карта «Европа после наполеоновских войн», учебник "Новая История". Автор Юдовская А. Я.
Оформление доски: дата урока, его тема и план, вопросы для закрепления изученного материала.
Домашнее задание: §23, документ и вопросы на стр. 187, выводы к III гл.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
Прежде чем обратиться к империи Габсбургов, вспомним тему, изученную на прошлом уроке.
Откройте учебник на стр. 179.
Вопрос № 1. Расскажите о политическом устройстве Итальянского королевства. Будьте внимательны! Возможно, у вас появятся уточнения и дополнения к ответам одноклассников.
Ожидаемый ответ 1 ученика: после объединения Италия формировалась как конституционная монархия. Король делил законодательную власть с двухпалатным парламентом (сенат и палата депутатов). Сенаторы назначались королем, а депутаты избирались. Избирательным правом пользовались только 2% жителей страны. Исполнительная власть принадлежала монарху.
Учитель:
Вопрос № 2. Согласны ли вы с авторами учебника, назвавшими раздел параграфа «Плата за отсталость страны - эмиграция»?
Ожидаемый ответ 2 ученика
Ответ: Да, согласен. Италия имела очень низкий уровень доходов на душу населения при 12 часовом рабочем дне. Отсталый аграрный Юг стал своего рода «внутренней колонией». На рудниках надрывались женщины и дети. Но и такой работы не хватало. Население покидало родину в поисках лучшей жизни. Уезжали, в основном, молодые люди.
Учитель:
Вопрос № 3. Определите характер внешней политики Италии и покажите на карте ее колонии.
Ожидаемый ответ 3 ученика: внешняя политика Италии носила колониальный характер. Развивающаяся промышленность нуждалась в сбыте товаров, которые были не лучшего качества и в Европе продавались плохо. Отсутствие емкого внутреннего рынка (нищета населения) толкало правительство к захвату колоний, в которых можно было торговать без конкуренции. В Африке были захвачены Эритрея, Сомали, Триполи и Киренаика (Ливия)
Учитель:
Есть дополнения?
Выставление оценок в журнал, комментирование, рецензия.
Вводное слово учителя.
А теперь переходим к Австрийской империи. Давайте вспомним, что XIX век часто называют “веком национализма”. В то время этот термин не имел негативного оттенка. Европа, в которой развивались буржуазные отношения, считала совершенно естественным и разумным положение о том, что представители каждой нации имеют право жить в собственном государстве. Не случайно именно в это время активизируется борьба немцев и итальянцев за объединение и создание национального государства, что успешно решается в 1870 и 1871 гг. Совсем другую задачу приходилось решать многочисленным народам, живущим в составе Австрийской империи. Различные по языковому и конфессиональному составу, традициям и экономическому укладу народы также мечтали создать свои национальные государства. Но для этого им надо было выделиться из состава “лоскутной” Австрийской (с 1867 г. – Австро-Венгерской) империи. Упорная борьба народов Австрийской империи за создание собственных государств продолжалась весь XIX век и успешно решилась в начале XX века, после Первой мировой войны. Давайте вспомним и восстановим ход событий с начала XIX в.
В итоге мы должны ответить на следующие вопросы:
На доске.
- Причины преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию.
- Согласны ли вы с тем, что распад империи был неизбежен? Почему?
План урока (на доске)
- Австрийская империя к 30-40-м гг. XIX в.
- Национальное возрождение славянских народов.
- Революция 1848 г.
- Политическое устройство Австро-Венгрии.
- Начало промышленной революции.
- Накануне крушения.
Учитель:
Давайте вспомним, какие территории отошли к Австрийской империи по решениям Венского конгресса после наполеоновских войн?
Ученик 1 работает с картой. Опережающее домашнее задание
Ответ: после Венского конгресса в 1814 году к Австрийской империи отошли две итальянские области: Ломбардия и Венеция.
Учитель: Какие причины привели к революции в Европейских странах в 1848 – 1849 гг., названной «весной народов»?
Ученик 2 работает с картой. Опережающее домашнее задание
Ответ: причинами революции были:1) неурожайные годы в Европе; 2) рост цен на продовольствие; 3) мировой промышленный кризис; 4) борьба за демократизацию, против пережитков традиционного общества, за национальную независимость. Буржуазия стремилась к власти, угнетённые классы боролись с эксплуататорами за улучшение жизни.
Учитель: Рассмотрим первый пункт нашего плана
К 30-40-м гг. XIX в. Австрийская империя раскинулась на пространстве от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были подвластны государству. В его состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, а также часть территории таких современных стран, как: Италия, Румыния, Польша и Украина. Подвластные династии Габсбургов народы были бесправны, не имели возможности свободно развивать экономику и культуру, исповедовать свои религии, подвергались политике онемечивания. В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, населявшим её. Был ли возможен такой путь?
Учитель: что мешало развитию государства? Для ответа на этот вопрос прочтите статью параграфа «Мир вчерашнего дня» на странице 181.
Ожидаемый ответ: развитие страны сдерживали феодальные пережитки: зависимость крестьянства, цеховые ограничения, внутренние таможенные пошлины.
Монархия препятствовала просвещению народа, существовала цензура.
Учитель:
Но и в таких сложных условиях развивался капитализм, строились фабрики, началась промышленная революция. Наряду с этим продолжалось
национальное возрождение славянских народов. Национальное Возрождение славянских народов — процесс становления национального самосознания у находившихся под властью Османской или Австрийской империй южных, западных и восточных славян в конце XVIII — середине XIX вв. и подчас связанный с борьбой за политическую независимость. Переходим ко второму пункту плана.
В истории южных славян, чехов, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха национального возрождения.
Это выразилось в развитии национальной культуры. Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов. Постепенно национальное движение обрело политические черты: распространялись идеи общеславянской солидарности.
Развивалось движение за создание литературного языка в Словакии. На национальное движение большое влияние оказали успехи борьбы венгров против навязывания им немецкого языка. Венгерский язык стал официальным языком империи. Но венгры не считались с интересами других народов, это приводило к конфликту между ними и славянами, что мешало совместной борьбе против Габсбургов. Тем не менее, национальное возрождение было не остановить.
В империи назревал революционный кризис, который был вызван не только экономической реакционной политикой Габсбургов, не только бедствиями, которые принесли «голодные сороковые», но и стремлением народов империи к национальной независимости.
Европейские революции середины XIX в. приблизили революцию в Австрийской империи.
Революция 1848 г.
В 40-е гг. Австрийская империя вступила в глубокий политический кризис. Напоминаю вам, что империя – это большое многонациональное образование, управляемое из одного центра принятия решений в интересах всего политического пространства; одновременно это, как правило, континентальная империя с обширными окраинами без чёткого выделения метрополии.
Власть не пользовалась поддержкой ни буржуазии, ни низших слоев населения. В империи развивались национальные и освободительные движения.
13 марта в Вене вспыхнула революция, восставшие требовали принятия конституции и смены правительства.
Император пошел на уступки.
Обнародованная в мае конституция устанавливала высокий имущественный ценз для избирателей. Попытка распустить Национальную гвардию привела к новому восстанию. Оно вспыхнуло в октябре 1848 г., но было жестоко подавлено. Однако, опасаясь новой вспышки протеста, правительство вынудило отречься от престола императора Фердинанда. Корону вручили Францу Иосифу (1830-1916 гг.). Новый император распустил австрийский рейхстаг и ввел конституцию.
Революция охватила Чехию и Венгрию. 12 июня 1848 г. Началось восстание в Праге. Но также было подавлено.
15 марта 1848 г. началось восстание в Венгрии. Было сформировано первое венгерское правительство, проведена крестьянская реформа, политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах не венгерских народов даже не был поставлен. Венгры отказывали в праве на национальную независимость, которой добивались сами, национальным меньшинствам и потеряли своих союзников.
Революция в Венгрии была подавлена.
- 13 марта революция в Вене.
- 15 марта восстание в Венгрии.
- 12 июня 1848 восстание в Праге
- Октябрь – новое восстание в Вене.
Под влиянием революции Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. отменил ее.
Что изменилось в империи после революции?
О политическом устройстве Австро-Венгрии расскажет ученик 3, выполнивший опережающее задание.
Ответ:
Для сохранения империи Франц Иосиф согласился на компромисс. В 1867г. было заключено австро-венгерское соглашение, преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств – Австрию и Венгрию.
- 1867 г. империя стала двуединой монархией.
Австро-Венгерская империя (Королевства и земли, представленные в ?Рейхсрате, а также земли венгерской короны Святого Стефана);
император имел титулы императора Австрии и короля Венгрии;
- империя стала конституционной монархией;
- три общих министерства: военное, финансовое, иностранных дел;
- общий флаг, армия, финансовая система;
- не было таможенных границ;
- и Австрия, и Венгрия имели свои парламенты и свое правительство (избирательное право имели только 6-7% населения).
Власти не смогли решить национальные проблемы, в дальнейшем это ускорит распад империи
Учитель: Базой развития любого государства является экономика.
Переходим к следующему пункту плана:
Начало промышленной революции.
После соглашения о создании Австро-Венгрии в империи значительно ускорились темпы экономического развития. Начался промышленный подъем: выросли крупные центры транспортного машиностроения. Оружейные заводы отправляли свою продукцию во многие страны мира.
Центром индустриального развития стали чешские земли, они давали 60% промышленной продукции.
В Венгрии ведущей отраслью стала переработка продуктов с/х. Бурно развивалось ж/д строительство, обработка металлов, машиностроение.
К началу ХХ века быстро развивался монополистический капитализм. Появилось около двухсот картелей, металлургический концерн «Шкода», немецким фирмам Круппа и Сименса принадлежали машиностроение, электрическая, химическая отрасли.
Медленно происходили изменения в с/х. Шел процесс расслоения крестьянства на бедных и зажиточных, десятки тысяч крестьян в поисках лучшей доли эмигрировали из страны.
Основная масса сельских жителей жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь.
Накануне крушения.
Мы должны отметить, что создание двуединой монархии не уничтожило старых противоречий, а добавило новые. Чем больше независимости предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям, тем активнее было стремление отдельных народов выйти из состава империи. Национальное самосознание росло, и в начале ХХ века империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.
Императорское окружение надеялось, что победоносная война (в 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз) предотвратит распад империи. В реальности это приведет к Первой мировой войне и крушению государства.
Вывод:
- Империя переживала острый политический кризис.
- Политика незначительных компромиссов не разрешала национальных противоречий.
- Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности вело к распаду империи.
- Попытка укрепить империю в ходе победоносной войны привела к развязыванию мировой войны и крушению империи.
Закрепление.
Теперь вы сможете ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
На доске.
- Назовите причины преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию.
Ответ:
Главной причиной преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию, прежде всего, стала национальная борьба за независимость. В этой борьбе преуспели венгры, которые добились независимости во внутренних делах.
- Согласны ли вы с тем, что распад империи был неизбежен. Почему?
Ответ:
Да, согласны. Распад империи был неминуем из-за неспособности властей решить национальные и экономические проблемы.
Подведение итогов урока, комментирование ответов, выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест для 9 класса. Новейшая история, начало ХХв.
тестовая работа по курсу Новейшая истори "Начало ХХв"....
Тестирование по теме "Религиозные войны и укрепелние абсолютной монархии во Франции". 7 класс. "Новая история".
Тестирование по теме "Религиозные войны во Франции"....
Календарно - тематическое планирование 8 класс новая история 2 часа в неделю
Календарно - тематическое планирование 8 класс новая история 2 часа в неделю....
Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история
Урок раскрывает сущность гуманистической мысли на примере творчества Ф.Рабле, Т.Мора, Э.Роттердамского. Материал содержит конспект урока и презентацию....
Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России
Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России...
Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в....
Проверочные тесты 9 класс(Новая истори)
Тесты предназначены для промежуточной аттестации учащихся 9 классов....