Рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Бостанова Зухра Азретовна

 

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят6  осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ,  формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роли в истории и культуре;  охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину;  раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля «Что изучает история» на 4 часа, так как Государственный стандарт (Примерная программа основного общего образования по истории) предусматривает его объем не менее 5 часов (в программе «история Древнего мира», изд. Просвещение – 1 час).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_ist.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Терезинская средняя общеобразовательная школа №5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 5 класса

количество часов: 68 часов

Составила учитель Бостанова Зухра Азретовна

Рабочая программа составлена на основе:

Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений

Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение»,2009

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.

Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2004.

Всеобщая история. Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

2009



Структура документа

Примерная программа включает разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
  3. критерии оценки знаний учащихся;
  4. формируемые знания и умения ученика.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят6  осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ,  формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роли в истории и культуре;  охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину;  раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля «Что изучает история» на 4 часа, так как Государственный стандарт (Примерная программа основного общего образования по истории) предусматривает его объем не менее 5 часов (в программе «история Древнего мира», изд. Просвещение – 1 час).


основное содержание

с распределением учебных часов по разделам курса

п/П

Содержание учебного материала

Количество часов

Сроки

проведения

Домашнее задание

Используемый материал

Раздел I.От первобытности к цивилизации

Жизнь первобытных людей

Символика России.

1ч.

Иллюстрации

Что такое история?

1ч.

Выучить определения

Счет лет в истории.

1ч.

Ответить на вопросы 3-4 на с.30

Историческая память. Источники знаний о прошлом.

1ч.

Выучить определения.

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

1ч.

Заполнить контурную карту.

История 5 класс, Просвещение, 2002, Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Древнейшие люди.

1ч.

§1пересказать и ответить на вопросы на с.11

Родовые общины охотников и собирателей.

1ч.

§2 пересказ, ответить на вопрос №4

Презентация, иллюстрации

Возникновение искусства и религиозных верований.

1ч.

§3 пересказ, заполнить таблицу

Презентация

Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности

Возникновение земледелия и скотоводства.

1ч.

§4 пересказ, ответить на вопрос №3

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Появления неравенства и знати.

1ч.

§5 пересказ, повторить основные понятия

История 5 класс, Просвещение, 2002

Раздел II  Древний Восток(20 часов)

Древний Египет

Государство на берегах Нила.

1ч.

§6 пересказ

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007,

Атлас Древнего мира,

ЗАО «Новый диск», 2005

Как жили земледельцы и ремесленники.  

1ч.

§7,8 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Жизнь египетского вельможи.  

1ч.

§8, пересказ

Военные походы фараонов.

1ч.

§9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48

Тест, «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005

Искусство и религия древних египтян

1ч.

§10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.

Письменность и знания древних египтян

§11, ответить на вопросы

История 5 класс, Просвещение, 2002

Древнейшие цивилизации Месопотамии

Древнее Двуречье

§13 пересказ

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

§14 пересказ, ответить на вопросы

История 5 класс, Просвещение, 2002

Восточное Средиземноморье в древности

Финикийские мореплаватели

§15 пересказ

Презентация, иллюстрации

Библейские сказания Библейские сказания

§16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний

Древнееврейское царство

§17 пересказ, ответить на вопросе на с.81.

К/р №1 по теме: «Древние государства Востока: Египет, Месопотамия, Финикия»

Повторить основные понятия раздела

Раздаточный материал

Великие военные империи Ближнего Востока 

Ассирийская военная держава.

§18 пересказ

Персидская держава «царя царей»

§19 подготовить пересказ близкий к тексту.

Военные деятели Древнего мира

Подготовить сообщение об одном из деятелей

Электронный тест «Древнееврейское царство и Ассирийская держава»

Древняя Индия

Природа и люди Древней Индии

  §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Индийские касты

§21 пересказ, ответить на вопрос 33 на с. 100.

Древний Китай

Чему учил китайский мудрец Конфуций

§22 пересказ

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Первый властелин единого Китая

§23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене.

Государства Древнего Востока (обобщающий урок)

Повторить имена и даты

Таблица «Государства Западной Азии»

Раздел III Античность(40 часов)

Древняя Греция (21 час)

Греки и критяне

§24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре.

Микены и Троя

§25 составить конспект

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»

§26, 27 пересказ

Религия древних греков

§28 пересказ

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

§29 пересказ, выучить понятия

К\Р №2 по теме: «Империи Ближнего Востока и Древняя Греция»

Зарождение демократии в Афинах

§30 пересказ

 «Афины при Перикле»

Древняя Спарта

§31  пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144

Тест

Борьба Афин и Спарты

1ч.

§30-31, заполнить сравнительную таблитцу

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

§32, Вопрос №2 (работа с картой)

Карточки «Греческая колония Ольвия», иллюстрация,

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Олимпийские игры в древности

§33 вопрос №4 на с.154

Презентация

Победа греков над персами в Марафонской битве

§34 пересказ

Презентация, электронный тест «Мараф. битва»

Нашествие персидских войск на Элладу

§35 пересказ вопрос №3 на с.163

Карточки,

 Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

В гаванях афинского порта Пирей

§36.  Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин»

В городе богини Афины.   В театре Диониса

§37,39 Подготовить сообщение об Акрополе.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007,

История 5 класс, Просвещение, 2002

В афинских школах и гимназиях

§38 пересказ. Вопрос №3 на с.176

Афинская демократия при Перикле

§40 пересказ

Иллюстрация «Перикл», электронный тест

Города Эллады подчиняются Македонии

§41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском.

Поход Александра Македонского на Восток

§42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском.

Электронная карта, Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

В Александрии Египетской

§43 пересказ. Повторить понятия.

К/р №3 по теме «Культурные достижения Древней  Греции»

Древний Рим (19 часов)

Древнейший Рим

§44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии.

Завоевание Римом Италии

§45 пересказ.

Устройство Римской республики

§46 пересказ. Составить план пересказа.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Вторая война Рима с Карфагеном

§47 составить опорный конспект

Презентация,

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

§48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа.

«Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005

Рабство в Древнем Риме

§49 пересказ. Ответить на вопрос №3 на с.230

Земельный закон  братьев Гракхов

§51 пересказ

Восстание Спартака

§52 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238

Единовластие Цезаря

§53 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре

Установление империи

§54 составить опорный конспект.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Соседи Римской империи

§54 Составить план пересказа.

«Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005

В Риме при императоре Нероне

§55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне.

Первые христиане и их учение

§56 пересказ

Расцвет империи во II веке

§57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре.

«Вечный город» и его жители

§58 пересказ . Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору)

Римская империя

§59

Взятие Рима варварами

§60

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Семь чудес света

§47-60 повторить

К/р.  №4 «Наследие Древнего мира»


критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  1. глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  2. твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  3. неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  4.  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  5. отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

        *Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004


Формируемые Знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен

  1. знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  2. знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. знать изученные виды исторических источников;
  4. уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  5. уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  6. уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  7. уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  8. использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  9. выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  10. группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  11. объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  12. выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  13. определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  14. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  15. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Рабочая программа. История Древнего мира 5 кл. Составила Бостанова З.А. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...