План-конспект урока по теме "Образование СССР" для 9 класса
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

методическая разработка урока для обучающихся 9 класса по теме "Образование СССР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_sssr.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9-м классе МАОУ гимназии № 76 по теме "Образование СССР"

Лысакова Оксана Анатольевна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.

Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.

Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Методическое оснащение:

карта «Российской федерации и стран Ближнего зарубежья»

изображение государственных символов СССР

карточки с вопросами

Учебные элементы урока:

Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.

Предпосылки образования СССР (работа с учебником).

Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом). Приложение 1.

Сравнение планов объединения (работа со схемой).

Границы СССР (работа с картой).

Принятие конституции СССР .

Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.

ПОПС – формула.

Домашнее задание.

Итоговая отметка.

Ход урока

1. Мотивационная беседа

Мы должны понять, что образование  СССР было не случайным событием, которое

способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти  противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.

2.  Формулировка целей урока.

Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.

3. Национальные окраины в Гражданской войне (краткая хронология событий):

-противостояние в Украине : Центральная Рада в Киеве (+Германия) против избранного Всеукраинским съездом советов правительства в Харькове (+ Россия). В  апреле 1918 Центральная Рада была разогнана, гетман Скоропадский по инициативе австро-германских властей

-победа советской власти в Белоруссии,  Эстонии, Латвии. Оккупация немцами, создание народных республик. Вступление Красной армии в Прибалтику, создание советских республик 1918-1920

-1918 Армянская, Грузинская, Азербайджанская республики под властью умеренных социалистов. В 1920-1921 гг Красная армия, создание советских республик.

-1.11.1917 Туркестанская автономная социалистическая республика признала себя частью РСФСР. Басмачество.

-1920 Хорезмская и Бухарская народные республики.

-6.04.1920 Дальневосточная республика.

К 1921 году советские: РСФСР, УКРАИНА, БЕЛОРУССИЯ, ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ, ХОРЕЗМСКАЯ, БУХАРСКАЯ РЕСПУБЛИКИ.

Суверенные: Прибалтика, Финляндия и Польша(в т.ч. Западная Украина и Западная Белоруссия)

4. предпосылки объединения.:

- власть принадлежала коммунистическим партиям, входящим в состав РКП(б)

- хозяйственные связи

-общие внешнеполитические задачи

Договоры о взаимодействии, об объединении вооруженных сил, промышленности, транспорта, финансов. Внешней торговли.

5. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом).

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого воспользуемся документом на ваших столах.  Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?» Приложение 1.

6. Сравнение планов объединения (работа со схемой).Приложение 3.

У вас на столах есть  схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта,  объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном  устройстве отстаиваете вы. Аргументируйте свой ответ.

7. Работа с картой.

Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.

8. Принятие конституции СССР .

В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти

являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.

9. Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.

ПОПС – формула.

П – позиция (я считаю…)
О – обоснование (потому что…
П – пример (например…)
С – следствие (следовательно…)

Какое значение имело образование СССР?

12. Домашнее задание:

параграф 19. Письменно заполнить в тетрадях таблицу «Противоречия национальной политики РКП (б)» Приложение 4

13. Итоговая оценка.


Приложение 1

Декларация прав народов России.

«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».

Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Приложение  2

Карточки с заданиями

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.

2. СССР – пример подлинно демократической федерации.

3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.

4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.

Приложение 3

Сравнение планов федерализации и автономизации

Линии сравнения

План автономизации И.В.Сталина

План федерализации В.И.Ленина

Права республик

Самостоятельность республик в области культурной политики, строгое соблюдение единства и централизации управления, отсутствие права на отделение.

Равноправие, сохранение суверенных прав по определению внутренней политики, право свободного выхода из Союза.

Компетенция центральных органов

Подчинение республиканских органов власти центральным органам власти РСФСР.

Сочетание властных полномочий центра и республиканских органов власти.

Приложение 4.

Противоречия национальной политики РКП(б)

Мероприятия, способствовавшие развитию наций и народностей и укреплению их прав

Показатели

Действия, ущемлявшие права наций и народностей

Государственное управление

Культура

Религия

Экономика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...