План-конспект урока по теме "Образование СССР" для 9 класса
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
методическая разработка урока для обучающихся 9 класса по теме "Образование СССР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_sssr.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9-м классе МАОУ гимназии № 76 по теме "Образование СССР"
Лысакова Оксана Анатольевна, учитель истории и обществознания
Цели урока:
Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.
Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.
Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Методическое оснащение:
карта «Российской федерации и стран Ближнего зарубежья»
изображение государственных символов СССР
карточки с вопросами
Учебные элементы урока:
Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
Предпосылки образования СССР (работа с учебником).
Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом). Приложение 1.
Сравнение планов объединения (работа со схемой).
Границы СССР (работа с картой).
Принятие конституции СССР .
Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.
ПОПС – формула.
Домашнее задание.
Итоговая отметка.
Ход урока
1. Мотивационная беседа
Мы должны понять, что образование СССР было не случайным событием, которое
способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.
2. Формулировка целей урока.
Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.
3. Национальные окраины в Гражданской войне (краткая хронология событий):
-противостояние в Украине : Центральная Рада в Киеве (+Германия) против избранного Всеукраинским съездом советов правительства в Харькове (+ Россия). В апреле 1918 Центральная Рада была разогнана, гетман Скоропадский по инициативе австро-германских властей
-победа советской власти в Белоруссии, Эстонии, Латвии. Оккупация немцами, создание народных республик. Вступление Красной армии в Прибалтику, создание советских республик 1918-1920
-1918 Армянская, Грузинская, Азербайджанская республики под властью умеренных социалистов. В 1920-1921 гг Красная армия, создание советских республик.
-1.11.1917 Туркестанская автономная социалистическая республика признала себя частью РСФСР. Басмачество.
-1920 Хорезмская и Бухарская народные республики.
-6.04.1920 Дальневосточная республика.
К 1921 году советские: РСФСР, УКРАИНА, БЕЛОРУССИЯ, ГРУЗИЯ, АРМЕНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ, ХОРЕЗМСКАЯ, БУХАРСКАЯ РЕСПУБЛИКИ.
Суверенные: Прибалтика, Финляндия и Польша(в т.ч. Западная Украина и Западная Белоруссия)
4. предпосылки объединения.:
- власть принадлежала коммунистическим партиям, входящим в состав РКП(б)
- хозяйственные связи
-общие внешнеполитические задачи
Договоры о взаимодействии, об объединении вооруженных сил, промышленности, транспорта, финансов. Внешней торговли.
5. Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом).
Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого воспользуемся документом на ваших столах. Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?» Приложение 1.
6. Сравнение планов объединения (работа со схемой).Приложение 3.
У вас на столах есть схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта, объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном устройстве отстаиваете вы. Аргументируйте свой ответ.
7. Работа с картой.
Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.
8. Принятие конституции СССР .
В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти
являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза.
9. Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.
ПОПС – формула.
П – позиция (я считаю…)
О – обоснование (потому что…
П – пример (например…)
С – следствие (следовательно…)
Какое значение имело образование СССР?
12. Домашнее задание:
параграф 19. Письменно заполнить в тетрадях таблицу «Противоречия национальной политики РКП (б)» Приложение 4
13. Итоговая оценка.
Приложение 1
Декларация прав народов России.
«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Приложение 2
Карточки с заданиями
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.
2. СССР – пример подлинно демократической федерации.
3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.
4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.
Приложение 3
Сравнение планов федерализации и автономизации
Линии сравнения | План автономизации И.В.Сталина | План федерализации В.И.Ленина |
Права республик | Самостоятельность республик в области культурной политики, строгое соблюдение единства и централизации управления, отсутствие права на отделение. | Равноправие, сохранение суверенных прав по определению внутренней политики, право свободного выхода из Союза. |
Компетенция центральных органов | Подчинение республиканских органов власти центральным органам власти РСФСР. | Сочетание властных полномочий центра и республиканских органов власти. |
Приложение 4.
Противоречия национальной политики РКП(б)
Мероприятия, способствовавшие развитию наций и народностей и укреплению их прав | Показатели | Действия, ущемлявшие права наций и народностей |
Государственное управление | ||
Культура | ||
Религия | ||
Экономика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...