Урок по обществознанию 9класс
материал по истории (9 класс) по теме

Максимова Наталия Исаковна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_vyshe_vlasti.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию 9 класс

Автор:  Максимова Наталия Исааковна   -  учитель истории и обществознания

Тема: «Право выше власти»

Цели: 

  1. образовательная: усвоить новое понятие, отработать умения и навыки его применения.
  2. воспитательная: способствовать формированию способности работы в группе, коммуникабельности, навыкам учебного сотрудничества.
  3. развивающая: развитие творческого, критического мышления у учащихся.

Задачи данного урока:

  1. помочь учащимся понять одну из ключевых идей правового устройства государства – идею возвышения права над властью;
  2. актуализация прежних знаний, умений и навыков;
  3. формирование нового понятия и способов действия с ним;

Форма урока - групповая.

Основные понятия: право, государство, политический режим, власть, форма    правления,  тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Методическое оснащение: мультимедиа проектор, учебник, словарь

Тип урока: изучение нового материал.

План урока.

1.Организационный момент, целепологание, мотивация.

2. Повторение ранее изученного.

3. Новая тема

4. Закрепление

5. Итог. Домашнее задание. Оценивание.

Ход урока.

1. Организационный момент, целепологание, мотивация.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами нет темы урока, мы по ходу урока сами попробуем ее сформулировать. Для оказания помощи есть словарь, которым вы можете воспользоваться.

2. Повторение ранее изученного.

 –На прошлом уроке мы начали разбирать тему «Роль права в жизни человека» и узнали особенности построения нашего государства. На сегодняшний день в мире существует огромное количество государств и все они разные. Но мы с вами научились на прошлом уроке их объединять в различные группы.

Давай те вспомним, что такое государство?            СЛАЙД№1

Какие признаки характеризуют государство?              

 - суверенитет, публичная власть, налоги и сборы, законодательная  деятельность, единство территории.

                                                                              ВЫВЕШИВАЮ ПРИЗНАКИ

По форме правления могут быть?                              СЛАЙД №2 -3   

- республика, монархия

По территориальному устройству?                                                                - федерация, унитарное государство.

По тому как управляют государством (политический режим)    СЛАЙД №4-6

Смотрите мы с вами повторили основные отличительные особенности государства  - это: кто регулирует властью? Где действует эта власть, и как эта власть управляет государством.

Что же объединяет, какое общее слово объединяет все эти характеристики государства?  ВЛАСТЬ    Напомните, что такое власть?  

Власть – это возможность и способность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей.

Без чего власть не может существовать? ПРАВА  Что такое право?         Право – это совокупность норм, правил поведения, которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются силой.

3. Новая тема:

I Групповая работа.

Сегодня в мире   много государств, где существуют признаки правового государства. Когда, где и кем они были придуманы. Вы помните из истории, что когда образовались первые государства, народ хорошо почувствовал на себе его силу. Принуждение, насилие – стали характерными чертами государственного управления. Люди поняли, что жизнь была бы лучше, если бы сила, которой обладает государство, было справедливым.

Как должно строиться отношение права к власти и власти к праву?

Давайте мы попробуем определить, что говорили по этому поводу  величайшие мудрецы античности.

 - Платон  (427 – 347 г.до н. э.)

 - Аристотель (384 – 322 г. до н.э.)

 - Цицерон (106 – 43 г. до н.э.)

Каждая группа рассматривает взгляды одного из мудрецов. Ваша задача определить основные идеи по вопросам права и власти. Результаты групповой работы фиксируем на листочках. Работа на 5 минут.

II Анализ результатов деятельности

РЕЗУЛЬТАТ.

Платон:   - государство возможно только там, где господствует справедливый  

                    закон;

                 - в справедливых законах – спасение государства и все блага.

Аристотель: - необходимо господство справедливых законов, права;

                      - где отсутствует власть права, там не может быть и разумно

                         организованного государства.

Цицерон: - не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву;

                 - государство должно подчинятся праву;

                 - все равны перед законом;

                 - государство должно признавать, уважать и защищать

                   неотъемлемые права человека.

                 - право должно быть выше власти.

Есть ли что то общее во взглядах мудрецов? Что они хотели сказать о праве и власти? Давайте расставим соответствие.           СЛАЙД №7  

Одно над другим.  Право должно возвышаться над властью. Не только рядовые граждане, но и сама публичная власть (государство) должна подчинятся праву, действовать в рамках закона.

Какая же сегодня тема урока?

«Право выше власти»    (запись в тетради)      ОТКРЫТИЕ ТЕМЫ

 III Теория разделения властей

Легко ли управлять государством? Сама жизнь утверждает, что без четкой организации власти не будет порядка в обществе. А значит не будет, ни господства права над властью, ни законов.

 Что же надо сделать? Какой существует выход с данной ситуации?

Поищем ответ в учебниках на стр. 179 второй абзац снизу, читаем ищем ответ.                                      РЕЗУЛЬТАТ

Одни должны принимать законы (законодательная)

Вторые управлять (исполнительная)

Третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей(судебная)                                                

ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ     Кто автор этой идеи?

4. Закрепление.

1. Богиня правосудия «Фемида». Почему она с повязкой на глазах, мечом и весами?                                       СЛАЙД № 8

2. Перестановка слов темы урока. Что поменяется. К чему это может привести?

5. Итог. Домашнее задание. Оценивание.

Итог Какой вывод можно сделать на основе  высказывания на стр. 180  - последний абзац?

1. соединить силы государства  2. справедливость права

Это правовое государство. Особенности правового государства мы разберем на следующем уроке

Д/з эссе «Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего»,

        & 38.

 

Приложение.

Платон

  1. «Прекраснее всего, когда сила не у законов, а в руках царственного мужа, обладающего разумом»

  1. «Право есть господство того, что считается правильным»

  1.   «Важнейшее свойство справедливости есть, равенство»

  1. «Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать»

  1. «Правосудие укрепляет власть».

  1. «Государство возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Цицерон

  1. «Все мы – рабы законов, именно благодаря этому мы можем быть свободны»

  1. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона».

  1. «Дух умеренности должен быть духом законодателя»

  1. «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели»

  1. «Государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву».

  1. «Под действие закона должно попадать все, в том числе и само государство»

Аристотель

  1. «Не должно быть никакой силы над государством».

  1. «Правосудие основа государства»

  1. «Без закона не возможна жизнь в государстве»

  1. «Право и власть понимает тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению»

  1. «Необходимо господство справедливых законов, права. Там, где отсутствует власть права, не может быть и разумно организованного государства».

Словарь терминов к уроку.

Власть – это возможность и способность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей.

Толковый словарь В.И.Даля «власть есть право, сила и воля над чем-то, свободы действий и распоряжений.

Власть позволяет одному человеку господствовать над другими, диктовать, заставлять делать то, к чему люди могут относиться без энтузиазма.

Право – это система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.

Право – это совокупность норм, правил поведения, которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются силой государства,  становясь общеобязательными для исполнения всеми.

Государство – основной институт политической системы, форма и средство организации общества.

Закон – это принимаемые в особом порядке нормативно-правовые акты, регулирующие важнейшие стороны общественной жизни и обладающие высшей юридической силой.

Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь  человека с государством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Взаимоотношения» (9класс)

Урок - закрепление в серии уроков на тему: "Взаимоотношения"....

Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"

Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"...

контрольная работа по обществознанию 9класс

Контрольная работа по обществознанию по учебнику Болюбова...

Презентация по обществознанию 9класс. Тема "Политика". Урок "Гражданское общество и правовое государство".

Урок изучения нового материала.План: 1.Что такое ГО? 2.Структура ГО; 3.Подсистемы ГО; 4.Взаимоотношения ГО и государства; 5.Правовое государство....

Рабочая программа. Обществознание. 9класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основеАвторской программы по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию 9класс

Рабочая программа составлена на основании УМК  Боголюбова Л.Н....