"Неделя истории как форма внеаудиторной деятельности студентов"
методическая разработка по истории по теме

Потапова Галина Николаевна

Преподавание дисциплины «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и внеаудиторной работы  по дисциплине в частности.

Неделя истории – это одна из многочисленных форм внеаудиторной деятельности.

Внеаудиторная деятельность  – это такая работа студентов, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется преподавателем и содействует углублению знаний студентов в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_istorii.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Неделя истории как форма проведения внеаудиторной деятельности……….4

1.1  Цели и задачи недели истории

1.2  Формы проведения мероприятий

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Приложения


Введение

Преподавание дисциплины «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и внеаудиторной работы  по дисциплине в частности.

Неделя истории – это одна из многочисленных форм внеаудиторной деятельности.

Внеаудиторная деятельность  – это такая работа студентов, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется преподавателем и содействует углублению знаний студентов в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.


Неделя истории как форма внеаудиторной деятельности студентов

1.1 Цели и задачи недели истории

Цели и задачи  проведения Недели истории выражаются следующим содержанием:

  1. усиление интереса к истории в целом, истории нашей Родины, родного края;
  2. понимание закономерностей, связь их с современностью;
  3. сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности студентов  и педагогическому замыслу преподавателя;
  4. развитие познавательного интереса, любознательности студентов.

Для организации и проведения  Недели истории  требуется большая подготовка. Чтобы данный вид деятельности прошел успешно необходимо:

  1. определить цели и задачи мероприятий, их содержание;
  2. определить деятельность студентов и руководящего этой деятельностью преподавателя;
  3. составить план проведения Недели истории,  с указанием  темы и формы мероприятий, времени  их проведения, исполнителей.

При составлении плана Недели истории преподавателю следует учитывать условия, в которых работает техникум, взвесить возможности свои и студентов, выявить их интересы. К планированию Недели истории нужно  привлекать самих студентов, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.

Проведение Недели истории – это не развлечение для студентов, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования, способствовать  развитию студентов, расширять их кругозор. В ходе Недели истории между преподавателем  и студентами  возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль преподавателя  истории осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. определение содержания работы;
  2. установление  студентам заданий;
  3. указание основных источников получения знаний;
  4. помощь в выборе форм работы;
  5. консультирование студентов в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
  6. изучение совместно со студентами  выявленных ими исторических сведений;
  7. участие в оформлении собранного студентами  материала;
  8. использование этого материала в учебной работе.

Для  выполнения поставленных задач и решения вопросов организационного плана возникает  необходимость  в  тесном  взаимодействии и сотрудничестве преподавателя и студента, умении преподавателя  увлечь, «зажечь», заинтересовать участников.

Поэтому внеаудиторная  работа по дисциплине «История», частью которой является Неделя истории, требует от преподавателя  постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа даёт преподавателю широкий простор для проявления инициативы и творчества и помогает в совершенствовании  мастерства.

Неделя истории способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду студентов.

Они должны уметь:

  1. находить нужную книгу в библиотеке;
  2. составлять библиографию по теме;
  3. пользоваться справочной литературой;
  4. готовить рефераты по нескольким источникам;
  5. выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией;
  6. приобщаться  к исследовательской работе.

Неделю истории нельзя назвать относительно новой формой работы, тем не менее, она вносит неоценимый вклад во внеаудиторную  работу со студентами.

Во время проведения исторической Недели студенты  выпускают стенные газеты по дисциплине.  Например, газету  «Вестник истории», « История  края» и т.д.  Проводится конкурс на лучшую стенную газету.

Такие мероприятия, как экскурсия по родному краю, поход в музей тоже становятся  интересными и запоминающимися в ходе Недели истории. Выполнение творческих работ, составление кроссвордов, отображение исторических событий в рисунках с обязательным письменным пояснением сюжета, оформление альбомов и фоторепортажей по тематике недели, участие в турнире знатоков истории, конкурсе рефератов – вот далеко не весь перечень мероприятий, входящих в содержание Недели истории.

В настоящее время много разработок различных мероприятий, открытых уроков можно прочитать в газетах, журналах, методической литературе, но в данном случае следует соблюсти баланс и не надо браться сразу за множество форм работы, мероприятий. На первый взгляд, это кажется интересным, разнообразным, но каждое мероприятие, каждый день Недели истории, и даже каждый час требует большой подготовки и продуманности. Преподавателю необходимо рассчитывать  свои силы и силы студентов. План Недели истории должен содержать только то, что осуществимо и может быть доведено до конца. В противном случае у студентов появится  неверие в реальность намеченного, исчезнет  интерес к работе.

1.2 Формы проведения мероприятий

Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными:

  1. игры-реконструкции;
  2. конкурсы;
  3. викторины;
  4. литературно-исторический монтаж;
  5. парад военных разных эпох;
  6. исторический КВН;
  7. «круглый стол»;
  8. деловые игры;
  9. пресс-конференции.

Всё зависит от возрастных особенностей участников, их склонностей, настроения, желания.

Большое значение играют современные информационные технологии, они могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и проведении Недели истории.

Таким образом, с помощью Недели истории  студенты:

  1. расширяют своё мировоззрение;
  2. отрабатывают навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников;
  3. учатся  излагать  полным ответом  перед аудиторией;
  4. сближаются в совместной познавательной деятельности;
  5. приобретают навыки коммуникативного общения.

Для мобилизации внимания студентов, создания рабочей обстановки необходимо разобрать вопросы организационного характера. При определении тематики работ следует учитывать актуальность  тем, наличие интереса у студентов к направлениям тематики. Желательно  предоставлять возможность самостоятельно формулировать тему работы самому студенту. Из опыта работы следует отметить, что в рамках Недели истории студенты достаточно емко и лаконично определяют и формулируют тему своей работы. При организации и проведении тематических самостоятельных работ в рамках Недели истории можно выделить следующие темы студенческих работ:

  1. Почетные граждане города Кстово.
  2. Город Кстово-капелька России.
  3. Огни города Кстово.
  4. Достопримечательности города Кстово.
  5. Остановись, мгновение!
  6. Этапы развития города Кстово.
  7. Величие и безобразие реки Волги.
  8. Кстовчане в боях за Родину.
  9. Из века в век.
  10. История завода в истории города.
  11. Есть на Волге город молодой и звонкий.
  12. Великие люди моего края.
  13. Город, в котором я живу.
  14. Предприятие человеческих судеб.
  15. История завода.
  16. Родной город.
  17. Замечательный уголок России и нефтеперерабатывающий завод.
  18. Храним истории следы.
  19. Завод и люди, связавшие с ним свою судьбу.
  20. Люди и специальности завода.
  21. Родная сторонка.
  22. И пусть поколения знают.
  23. Завод-юбиляр.
  24. История семьи в истории завода.
  25. Строения и памятники кстовчанам от завода.
  26. Рабочие династии.
  27. Лукойл и спорт.

Это далеко не весь перечень тем, которые раскрывают в своих самостоятельных работах студенты под непосредственным руководством преподавателя дисциплины «История».


Заключение

Любые формы и методы внеаудиторной работы студентов среднего специального  учебного заведения должны отвечать современным требованиям и постоянно совершенствоваться. Самостоятельная работа может иметь успех, станет нормой жизни для студентов, когда в ходе ее работы будут применяться моральные стимулы к наиболее активным студентам-участникам.


Список использованной литературы

  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Тематические праздники по истории России. М. – 2004.
  2. Никитина И. П. Методика подготовки и проведения Недели истории. М., Дрофа.  2006.
  3. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории .Волгоград. Учитель.2005.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга  в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...

« Нестандартные формы организации учебного занятия как средство повышения познавательной деятельности студента»

ОглавлениеВведение……………………………………………………………………… .4Глава 1 Теоретические основы  нестандартных уроков1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 61.2 Нестандартные уроки при изучении м...

ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Реферат

Научить наших студентов действовать - самая главная задача, которую необходимо решить. Организуя экологически ориентированную деятельность, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модел...

Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций

Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....

2.4. Организация различных форм внеурочной деятельности студентов

Организация различных форм внеурочной деятельности студентов.Студентами подготовлены доклады:1. Наука математика.2. Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.3. Социальный экологическ...

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов по дисциплине: ОУД. 03 Иностранный язык

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной деятельности предназначено для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.03 Иностранный язык всех специальностей.В результате освоения...