ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Реферат
проект по естествознанию на тему
Научить наших студентов действовать - самая главная задача, которую необходимо решить. Организуя экологически ориентированную деятельность, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечивать возможность познания и усвоения системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда студентам передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера. Между тем с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздаётся модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.
Данная модель позволяет создавать такие условия, в которых учащийся успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных отношений, где он активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные знания, их система выступают при этом как средство познания и преобразования действительности,
а не как конечная цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty_kak_forma_organizatsii.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАБАРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Реферат
Выполнила:
Шпилевая Светлана
Николаевна,
преподаватель естественных
дисциплин
КГОУ СПО «Хабаровский
педагогический колледж»
Хабаровск
2010
-2-
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Метод проектов как условие становления компетентности студентов в сфере самостоятельной познавательной деятельности…………............................ 6
- История метода проектов ……………………………………..................6
- Педагогические особенности использования метода проектов в образовательном процессе ………………………………………......................7
Глава 2. Практическое применение метода проектов в экологическом образовании студентов в условиях педагогического колледжа ………………………………………………………………………………………..15
2.1. Виды проектов, используемые в экологическом образовании ………...15
2.2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в экологическом образовании …………………………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………….27
Список литературы …………………………………………………………………28
Приложение …………………………………………………………………………30
-3-
Всякая деятельность есть познание,
Всякое познание есть деятельность.
У.Матурана,Ф.Вареда
«Древо познания»
Введение
«Человек неразумен…умом обладает окружающая его среда» - афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо, прежде всего, овладеть языками Природы. В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый Алхимик говорит своему ученику: «Есть только один путь постижения - действовать!»
Научить наших студентов действовать - самая главная задача, которую необходимо решить. Организуя экологически ориентированную деятельность, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечивать возможность познания и усвоения системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда студентам передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера. Между тем с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздаётся модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.
Данная модель позволяет создавать такие условия, в которых учащийся успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных отношений, где он активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные знания, их система выступают при этом как средство познания и преобразования действительности,
а не как конечная цель.
-4-
За последнее время возросла общественная потребность в экологическом образовании и воспитании. Сегодня экологическое образование требует внедрение инновационных технологий обучения, которые обеспечивали бы обучение и воспитание студентов на экологических принципах, способствовали бы их подготовке к жизни в гармонии с окружающей средой, формированию экологически сознательного гражданина Российской Федерации, который мог бы самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные экологические последствия, способного к сотрудничеству с природой, творческого поиска, экологической инициативы.
В последние годы наряду с традиционными методами обучения широкое распространение получила такая форма организации деятельности учащихся, как проекты.
Актуальность проблемы экологически ориентированной деятельности студентов определяется научной интеграцией новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход.
В соответветсвии с этим целью данной работы является: теоретическое и практическое обоснование эффективности использования проектно-исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций студентов.
Объект исследования: проектно-исследовательская деятельность, как форма организации экологически ориентированной деятельности студентов.
Предмет исследования: формирование экологической компетентности студентов педагогического колледжа через проектно-исследовательскую деятельность.
Исследование проблемы предполагает решение следующих задач:
-5-
- Проанализировать педагогическую и методическую литературу, содержащую информацию о проектно-исследовательской деятельности как современной технологии обучения.
- Обосновать возможность и целесообразность использования метода проектно-исследовательской деятельности как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий.
- Обобщить опыт использования в практике преподавания экологии метода проектно-исследовательской деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- Теоретические: анализ литературы, изучение методических документов и материалов в сфере экологического образования;
- Диагностические методы: тестирование, беседа, наблюдение.
Новизна: 1) заключается в разработке модели формирования экологической компонентности студентов на основе проектного метода;
2) раскрыта сущность и особенности метода проектов как элемента системы учебной работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий.
3) разработаны рекомендации по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности со студентами.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материал по организации проектной деятельности в процессе обучения экологии для студентов всех специальностей.
-6-
Глава 1.
Метод проектов как условие становления компетентности студентов в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
1.1. История метода проектов.
Проектная деятельность не новая в мировой педагогике. Так называемый метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Идеями Дж. Дьюи являются - преодоления противоречия между личностью и обществом - между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать - посредством «учение через делание». Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции прагматического обучения являются методы, обеспечивающие собственные открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.
Килпатрик считал, что основу учебных программ должна составлять опытная деятельность ребёнка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее выработать учебную программу, она создаётся детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. Основная задача проектов - вооружение ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.
В 20-х годах 20 века метод проектов начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной
-7-
подготовки детей. Данный метод был исключён из школы вместе с его преимуществами. [21]
Но, как это часто бывает, за борт было выброшено всё ценное, что содержалось в данном методе. Но это получило дальнейшее своё развитие в системах образования зарубежных стран в теориях и практике продуктивного, а также экспериментального обучения.
Единственной образовательной отраслью, в которой идеи учебного проектирования в какой-то мере сохранились, является профессиональное образование.
Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов.
Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность студентов на всех этапах обучения. [15] В настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Основной ценностью проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы.
1.2. Педагогические особенности использования метода проектов в образовательном процессе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Потребовались новые методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учение;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-8-
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательных интересов учащихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов.
Цель проектного обучения состоит в создании условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно и с интересом приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.), наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение;
- развивают аналитическое мышление.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. [7]
Проект с точки зрения студентов - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность.
-9-
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формируется как задача достижения цели в определённых условиях.
Достижению цели проекта подчиняются все действия студентов и преподавателя.
Представляем этапы работы преподавателя и студентов при организации проектной деятельности.
Поисковый этап
- Определение тематического поля и темы проекта
- Поиск и анализ проблемы
- Постановка цели проекта
Преподаватель | Студент |
|
в результате обсуждения в группе) цель проекта |
-10-
Аналитический этап
- Анализ имеющейся информации
- Поиск информационных источников
- Сбор и получение информации
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности
- Составление плана реализации проекта; пошаговое планирование
- Анализ ресурсов
Преподаватель | Студент |
|
информации
данного этапа работы |
-11-
Практический этап
- Выполнение запланированных технологических операций
- Текущий контроль качества
- Внесение (по необходимости) изменений в конструкцию и технологии
Преподаватель | Студент |
правил техники безопасности
временных рамок этапов деятельности
|
действия самостоятельно, в группе или комбинированном режиме
самоконтроль и обсуждает его результаты
консультируется с преподавателем |
Презентационный этап
- Подготовка презентационных материалов
- Презентация проекта
- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, публикация, включение в банк проектов и т.д.)
Преподаватель | Студент |
по вопросам подготовки презентации
|
презентации
консультируется с преподавателем
задаёт вопросы |
-12-
Контрольный этап
- Анализ результатов выполнения проекта
- Оценка качества выполнения проекта
На основе выделенных Е.С.Полат параметров оценки проектов была разработана шкала оценки рукописи проекта и шкала оценки защиты. [Приложение № 1а, 1б]
Таким образом, технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе. Из авторитарного «ментора» он превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и помощника. Его задачами становятся компонентное системное руководство студентами, оказание им поддержки на всех этапах работы.
Ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует обучаемых на создание образовательного продукта и его представления в рамках устной или письменной презентации, а не на изучение какой-либо темы.
К использованию методов проектов предъявляется ряд требований:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
2. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения;
3. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состояние данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и пр.);
4. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
-13-
5. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
6. Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы из решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта, пр.)
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении учебного заведения ресурсы.
В теории и практике учебного проектирования выделяют разнообразные типы и виды проектов.
Классификация проектов
- По характеру результата:
- проекты-инсценировки
- информационным
- обзорный
- продукционный
- По форме:
- видеофильм
- рекламный ролик
- журнальный репортаж
- интервью и т.д.
- По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские
- практикоориентированные
- творческие
- ролево-игровые
-14-
- информационные
- По профилю знаний:
- монопроекты
- межпредметные
- надпредметные
- По характеру координации
- с открытой координацией
- со скрытой координацией
- По уровню контактов:
- региональные
- международные
- По количеству участников:
- индивидуальные
- парные
- групповые
- По продолжительности:
- краткосрочные
- среднесрочные
- долгосрочные
- По типу объекта проектирования:
- морфологическое
- социальное
- экзистенциальное
Успешно организованный проект при соответствующей поддержке преподавателя может способствовать решению целого ряда задач:
- развитие личности (развитие умений решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий);
- развитие чувства успешности;
- организация единой системы воспитательной работы, налаживание взаимодействий между преподавателем и учащимся, а также между преподавателями при интегрированном междисциплинарном проекте.
-15-
Глава 2.
Практическое применение метода проектов в экологическом образовании студентов в условиях педагогического колледжа.
2.1. Виды проектов, используемые в экологическом образовании.
В экологическом образовании метод проектов один из самых продуктивных. В основе метода лежит развитие познавательных навыков и критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, видения мира как объекта постоянной заботы.
Внедрение в учебный процесс экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что подразумевает экологическую мотивацию учебной деятельности и проблемно-креативную направленность, обретение студентами экологических знаний и навыков самостоятельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на благополучие экологической среды.
При организации работы над проектом должны использоваться разнообразные виды деятельности:
Познавательная Работа над учебными проектами,
организация и проведение мониторинга
окружающей среды.
Ценностно-ориентировочная Моделирование различных отношений
к окружающей среде через игровые
роли, формирование умения принимать
решения в ситуациях выбора;
проектирование индивидуального
экологического пространства.
-16-
Эстетическая Развитие способности выражать свои
эмоции, чувства, настроение худо-
жественными средствами: в стихах,
рисунках, эссе и т.п.
Преобразовательная Реальная деятельность по улучшению
состояния своего социоприродного
окружения.
Коммуникативная Общение, являющееся условием
познания, условием выработки
человеком системы ценностей,
условием труда.
Из всех видов проектов, в экологическом образовании доминируют:
Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к формам и жанру конечного результата. Это может быть настенная газета, сценарий праздника, видеофильм, печатный альманах и т.д. Основным методом работы становятся «мозговой штурм», «синектика», метод творческой группы.
Информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и
-17-
представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация и т.д.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с
самого начала характер результата деятельности его участников, этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. В качестве примера приведем такие формы конечного результата как: программа деятельности студенческого научного экологического общества, экспозиция «Мусор от «А» до «Я», проект благоустройства территории колледжа, проект озеленения колледжных участков.
На базе Хабаровского педагогического колледжа работает студенческое научное общество, целью которого является создание условий для развития творческого потенциала и навыков самостоятельной исследовательской деятельности студентов в рамках реализации модели выпускника.
На протяжении ряда лет автор является руководителем экологического структурного подразделения СНО, в работе которого используется проектная деятельность.
Результаты выполнения проектов в студенческом научном обществе показали обоснованность и целесообразность использования метода проектов.
Исследовательские проекты наших студентов получают призовые места, грамоты, дипломы на краевых конкурсах, региональных научно-практических конференциях.
Дворникова Татьяна, награждена дипломом победителя в номинации «Город как среда жизни человека» краевого конкурса опытно-экспериментальных и исследовательских работ студентов средних специальных учебных заведений Хабаровского края «Урбанизация и охрана окружающей среды».
Студентка Тюлюш Алина награждена дипломом за успехи в учебно-исследовательской и практической природоохранной деятельности.
-18-
В своей работе мы стремимся создавать творческую атмосферу на занятиях.
«Поддерживать потребность учащихся в поисковой активности – это одно из условий, которое заставит их влиться в творческий процесс обучения,
воспитает в нем стремление к открытиям, любовь к умственному труду и как результат желание активно участвовать в научно-исследовательской деятельности». [17]
Примерами разработки экологического проекта сочетающего индивидуальные и групповые формы работы студентов, могут служить технологические карты следующих проектов.
Проект №1.
Тема: Влияние комнатных растений на воздушный микроклимат учебных кабинетов.
Координатор проекта: С.Н.Шпилевая (преподаватель экологии).
Цель проекта:
- Образовательная:
а) изучение влияния комнатных растений на воздушный микроклимат учебных кабинетов;
б) формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности, связанной с развитием компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Развивающая: развитие внимания, целеустремленности, исследовательских навыков.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Работа над проектом:
Распределение обязанностей в студенческой группе, планирование индивидуальной работы каждого участника проекта. Студенты ведут исследование, используя визуальный, химический, статистический и теоретический (изучение специальной литературы) методы.
-19-
Один участник проводит биохимический анализ воздуха в кабинетах с различным количеством комнатных растений;
Другой участник проекта ставит опыты по изучению фитонцидных свойств комнатных растений и проводит их анализ;
Третий участник проводит анализ статистических данных заболеваемости студентов (связанных с воздухом).
Во время работы каждого участника проекта ведется совместная работа преподавателя и студентов.
Консультации с преподавателем помогают студентам найти ответы на такие вопросы:
- Что является содержанием проекта?
- Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом?
- Как можно найти информацию?
- Какую литературу можно использовать?
- Как будем решать проблемы?
- Как организовать деятельность?
- Что будет результатом проекта?
После завершения индивидуального проектирования студенты координируют свои проекты и готовятся к защите комплексного проекта.
Результаты работы представляются в форме открытой защиты проекта, проводится презентация с использованием мультимедиа.
На защиту проекта приглашают преподавателей и студентов других групп.
Заканчивается защита обсуждением результатов работы и рефлексией.
Проект 2.
Тема: Ландшафтный дизайн: благоустраиваем территорию колледжа.
Тип проекта: социальный
Предметно-содержательный признак: межпредметный
Продолжительность: долгосрочный
-20-
Координатор проекта: С.Н.Шпилевая, преподаватель экологии
Обоснование проекта: благоустройство территории колледжа необходимо для создания привлекательного внешнего вида, для поддержания репутации образовательного учреждения.
Благоустроенная территория является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития студентов.
Актуальность проекта: благоустройство территории – необходимое условие регулирования накопившихся социальных, экологических и культурных проблем нашего общества.
Цель проекта: обустройство прилегающей к Хабаровскому педагогическому колледжу территории.
Задачи: - создание постоянно действующей площадки для реализации потребности контакта с природой,
- уход и наблюдения,
- формирование экологической культуры студентов ХПК;
- обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности,
- формирование нравственно-патриотических качеств личности, активной жизненной позиции.
Работа над проектом:
В группе студентов организуется деятельность по овладению знаний о проведении благоустройства территорий.
Затем группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек.
Первая группа проводит социологический опрос среди студентов Хабаровского педагогического колледжа и жителей домов, прилегающих к территории колледжа на предмет необходимости благоустроенной территории.
Вторая группа работает над созданием макетов и моделей благоустроенной территории.
-21-
Третья группа организует агитационную и просветительную работу по привлечению жителей домов, студентов и спонсоров для участия в создании площадки (через листовки, радио, СМИ).
Четвертая группа студентов составляет смету расходов на благоустройство территории.
Результаты работ каждой группы оформляются в портфолио проекта в виде графиков, диаграмм, фото макетов, компьютерных разработок, листовок, видеосюжеты, публикуется статья в городской газете, выступление с докладом на научно-практической конференции исследовательских работ.
В приложении № 2 представлен сценарий экологического журнала и его видеоверсия созданный студентами колледжа в результате работы над проектом «Человек и природа: гармония или трагедия»
Данный журнал был продемонстрирован в межпоселенческом социально-культурном молодежном центре Хабаровского муниципального района во время проведения районной экологической акции «Внимание! Экологическая тревога!» и получил высокую оценку.
Время требует практически от каждого преподавателя естественных дисциплин умения пользоваться этим методом. Его использование в процессе обучения - это своеобразный показатель высокой классификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эту методику относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде, всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Проектная технология - одна из инновационных технологий обучения и воспитания, которая обеспечивает формирование экологических компетенций студенты всегда с большим увлечением включаются в эту работу.
-22-
Так студентам входящих в состав научного общества было предложено ответить на вопросы анкеты с целью выявления интереса к проектной деятельности. [Приложение № 3]
Обработка результатов проходила по форме:
- общее количество опрошенных принимали за 100%;
- определили сколько % студентов предпочли тот или иной ответ;
- по этим показателям построили диаграмму. [Приложение № 4а, 4б]
На основе полученных результатов сделали выводы:
При подготовке проекта книги - как источник информации используют 57,7% студентов, 19,2% пользуются Интернетом и лишь 15,4% прибегают к помощи преподавателя. Можно утверждать, что в проектной деятельности преподаватель, не основной источник информации, используя книги, Интернет, и т.д. у студента формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция.
По данным психологов, у человека в памяти остаётся примерно 10% из того, что он слышит,50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает. 65,4 % опрошенных понимают значение проектной деятельности, 82,3% студентов извлекают пользу от участия в проектной деятельности. По мнению опрошенных студентов, использование метода экологических проектов даёт возможность применить предварительно приобретённые жизненные и учебные навыки в конкретной экологической ситуации метод учит вносить коррективы в процессе работы, уметь алгоритмизировать свою деятельность и процентовать её результаты.
Таким образом, экологическое проектирование способствует эффективному формированию у студентов экологической культуры, экологического мышления и сознания. Проектно-исследовательская деятельность является одним из обязательных условий становления экологической компетентности как одной из составляющих образованности человека.
-23-
2.2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в экологическом образовании.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок
и педагогических средств.
Сегодня делается акцент на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Это требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов проектной и исследовательской деятельности.
Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделения принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемого исследования, определение необходимых ресурсов.
Проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе.
Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствие с личностными качествами студентов. Форма работы должна быть приоритетной. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить
-24-
возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Для каждого участника образовательного процесса необходимо расставить акценты при планировании проектной деятельности.
При этом преподавателю нужно знать:
Как:
- согласовать тематические планы предметов, в рамках которых
выполняется учебный проект или исследование;
- подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП;
- выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;
- составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся;
- подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или
исследованием;
- адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своей группы, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
- разработать учебный проект или исследование;
- оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования;
- осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять;
- С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?
-25-
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу.
Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы
избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками
(стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения
и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно - технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.
-26-
Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к
работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо
обеспечить заинтересованность студентов в работе над проектом или исследованием - мотивации, которые будут давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Поскольку проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат; формирование ЗУН проектной и последовательной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что основной для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
-27-
Заключение
Исследуя наиболее важные психолого-педагогические и практические аспекты использования методов проектов в преподавании экологических дисциплин, можно сделать следующие выводы:
- Метод проектов имеет большие педагогические возможности для экологического обучения и воспитания, а так же формирования экологического мировоззрения;
- Во время выполнения проектов решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- создание образа целостных экологических знаний для понимания закономерностей взаимодействия людей с окружающей средой;
- повышение мотивации в получении дополнительных экологических знаний с целью превращения экологического знания, мышления и идей в материальную силу прогресса общества;
- изучение методов научного познания применительно к окружающей среде;
- выработка способности к рефлексии и интерпретации полученных результатов;
- развитие исследовательских и экологических качеств личности и совершенствование экологического образа мышления;
- формулирование экологической компетенции;
- организация базового алгоритма социального поведения на основе экологизации сфер общественной и производственной деятельности.
Работая над проектом традиционная связь «преподаватель-студент» меняется на связь «студент-преподаватель» Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых сумма меняется (учебно-воспитательный результат).
-28-
Список литературы:
- Алексеев, С.В. Экологический практикум школьника. Методическое пособие для учителей /Н.В. Груздева, Э.В. Гущина;- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-144с.
- Актуальные проблемы науки и образования: Сборник научных трудов / Под общ. редакцией А.В.Шатиловой.- Балашов: Издательство «Николаев»,2004.-168с.
- Белогрудова, В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условии проектного метода /В.П. Белогрудова // Иностранные языки в школе.-2005.-№8.- с. 6-11
- Богомолова, А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся /А.А. Богомолова // Биология в школе.-2006.-№5.-35-38.
- Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе /О.В.Брыкова, Т.В.Громова. - М.: Чистые пруды, 2006.-32с.
- Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности /Т.В. Громова/ /Практика административной работы в школе.-2006.-№7.-49-53
- Грищенко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход /Л.И. Грищенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008-240с.
- Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения». /В.В. Гузеев/ / Директор школы.-1995.-№6. с.39-47
- Захарова, Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: дис. канд. пед. наук. - Якутск,2002-136с.
- Иванов, А.И. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Методические рекомендации для преподавателей и студентов педагогических колледжей. /С.Н. Боровик, Е.П.Ягодкин. - М.: Изд. ИПР СНО,2005.-105с.
- Кондратьев, К.Л. Глобальные изменения на рубеже тысячелетий/К.Л.Кондратьев/ / Вестник РАН.-2000.-т.70.-№9
-29-
- Конурова-Идрисова, З.К. Некоторые эффективные методы в экологическом образование и воспитание [электронный ресурс] /З.К. Конурова-Идрисова.-2008.- Режим доступа: [http://www.rusnauka.com/12/APSN_2007/pedagogika/20687. doc/htm], свободный. – Загл. с экрана
- Корякина Н.И. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий /М.А. Жевлакова, П.Н.Корнилов.- СПб: Союз художников,2000г.
- Куприенко, Л.С. Организация индивидуальных исследований в рамках коллективной проектной деятельности. /Л.С.Куприенко//Экология в школе-2009.-№4.-1-52.
- Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. /О.М.Железнякова, М.А.Петухов.- М.:Мастерство,2002-288с.
- От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании. - М.;РХТУ,1999г.
- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2008.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина.-М.:Академия,2007.-264с.
- Рохлов, В.С. Организация проектной деятельности в школе //Биология.-2005.-№14(768)
- Смирнова, М.В. Обучение детей исследовательской деятельности //Экология в школе.-2009г.-№3.-1-52.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика /А.В. Хуторской. СПБ: Питер, 2001-544 с.
- Янина, Л.Г. Метод проектов: практика применения в системе экологического образования школьников //Экология в школе-2009.-№4.- 1-52
-30-
Приложение
Приложение 1а.
Шкала оценки рукописи проекта
Показатели | Градация | Баллы | |
1. Обоснованность темы проекта - целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта | обоснована: аргументы целесообразны | 2 | |
обоснована; целесообразна часть аргументов | 1 | ||
не обоснована, аргументы отсутствуют | 0 | ||
2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта | конкретны, ясны, соответствуют | 2 | |
неконкретны, неясны или не соответствуют | 1 | ||
цель и задачи не поставлены | 0 | ||
3. Инструменталъность гипотезы — обеспечивает гипотеза или нет достижение цели проекта | инструментальна. целесообразна | 2 | |
инструментальность сомнительна | 1 | ||
явно нецелесообразна или отсутствует | 0 | ||
4. Фундаментальность обзора - использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме | использованы основные работы | 2 | |
использована часть основных работ | 1 | ||
основные работы не использованы | 0 | ||
5. Всесторонность и логичность обзора - освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы | освещена значительная часть проблемы | 2 | |
проблема освещена фрагментарно | 1 | ||
проблема не освещена | 0 | ||
6. Теоретическая значимость обзора - представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки | модель полная и обоснованная | 2 | |
модель неполная и слабо обоснованная | 1 | ||
модель объекта отсутствует | 0 | ||
7. Обоснованность методик доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов | применение методик обосновано | 2 | |
методики обоснованы не достаточно | 1 | ||
методики не обоснованы | 0 | ||
8. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися) | выполнимы самостоятельно | 2 | |
выполнимы под наблюдением специалиста | 1 | ||
выполнимы только специалистом | 0 | ||
9. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | эксперимент логичен и обоснован | 2 | |
встречаются отдельные неувязки | 1 | ||
эксперимент не логичен и не обоснован | 0 | ||
10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов - графики, гистограммы, схемы, фото | использованы все возможные способы | 2 | |
использована часть способов | 1 | ||
использован только один способ | 0 | ||
11. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | приводятся и обсуждаются разные позиции | 2 | |
разные позиции приводятся без обсуждения | 1 | ||
приводится и обсуждается одна позиция | 0 | ||
12. Оригинальность позиции автора - наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты | позиция автора полностью оригинальна | 2 | |
автор усовершенствует позицию другого исследователя | 1 | ||
автор придерживается чужой точки зрения | 0 | ||
13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы 14. Контрастность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, ссылок на других Частностей, общих мест, ссылок на других частностей | соответствуют; гипотеза оценивается | 2 | |
частично; гипотеза только упоминается частично; гипотеза только упоминается | 1 | ||
не соответствуют; гипотеза не оценивается | 0 | ||
выводы конкретны отдельные выводы неконкретны выводы неконкретны | 2 1 0 |
Приложение 1 б.
Шкала оценки защиты проекта
Показатели | Градация | Баллы | ||
в ы с т у п л е н и е | 1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта | соответствует полностью | 2 | |
есть несоответствия (отступления) | 1 | |||
в основном не соответствует | 0 | |||
2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания | структурировано, обеспечивает | 2 | ||
структурировано, не обеспечивает | 1 | |||
не структурировано, не обеспечивает | 0 | |||
3. Культура выступления - чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории | рассказ без обращения к тексту | 2 | ||
рассказ с обращением тексту | 1 | |||
чтение с листа | 0 | |||
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах | доступно без \уточняющих вопросов | 2 | ||
доступно с уточняющими вопросами | 1 | |||
недоступно с уточняющими вопросами | 0 | |||
5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования | целесообразна | 2 | ||
целесообразность сомнительна | 1 | |||
не целесообразна | 0 | |||
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) | соблюдён (не превышен) | 2 | ||
превышение без замечания | 1 | |||
превышение с замечанием | 0 | |||
дискуссия | 7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения | все ответы чёткие, полные | 2 | |
некоторые ответы нечёткие | 1 | |||
все ответы нечёткие/неполные | 0 | |||
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении | владеет свободно | 2 | ||
иногда был неточен, ошибался | 1 | |||
не владеет | 0 | |||
9. Культура дискуссии - умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопросы | ответил на все вопросы | 2 | ||
ответил на большую часть вопросов | 1 | |||
не ответил на большую часть вопросов | 0 |
Приложение 2.
Экологический проект.
Сценарий экологического журнала
Тема: «Человек и природа: трагедия или гармония»
Студент №1. Человек и природа взаимосвязаны, они составляют единую систему. Природа – общий дом всего человечества. Наш дом в опасности! Планета Земля медленно погибает. Её гибель – это наша гибель.
Студент №2. «Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!..
Студент №1. Наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живем, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомбы замедленного действия, готовые в любой момент взорваться!
Студент № 2. Бомба замедленного действия – вода. Вода необходима для всех растений, животных и конечно для человека. Но запасы воды на Земле ограничены, их ничем нельзя ни заменить, ни увеличить.
Воде, без которой невозможна никакая жизнь, в свою очередь требуется жизнь. Безжизненная вода – смерть для всех нас. Загрязнение воды вредит растениям, животным, вызывая их вымирание.
Мировой океан стал самой большой «сточной канавой» мира. Огромные нефтяные пятна на поверхности океана задушат все живое в воде и на берегу.
Студент № 1. Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
Преподаватель: Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Студент №1. Бомба замедленного действия – воздух.
Катастрофически растет во всем мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами становиться непригодным для жизни.
Студент №2. В микрорайоне «А» ход жизни прост
Район построен в зоне производств,
А в зоне производств, больших и малых
Дымиться едкий мусор на отвалах.
Химический и пыльный воздух душен
Наполовину фтором он разрушен,
Куда не глянешь - всюду горы шлака
Здесь красок жизни нет, и много мрака.
Студент №1. Люди, живущие в промышленных районах «приговорены» к отравлениям, стрессам, наследственным изменениям в организме.
Преподаватель. Что натворили мы в 20 веке!
Что стало с экологией Земли
Леса сжигали, засоряли реки
Мы и не делать этого могли
Могли не портить внутренние воды
Ужиться мог с природой человек
Могли не строить в городах заводы
А как же нам прожить грядущий век
Прожить без техногенных катаклизмов
И не рискуя умереть в дыму
С безвредною водой для организма…
Внемлите, люди, слову моему
Чтоб человечеству от газов не погибнуть
От вымирание живое уберечь
Нам надо одно правило постигнуть
Планету нашу надо нам беречь!
Студент №2. Бомба замедленного действия – перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, истончение озонового слоя в атмосфере.
Студент №1. Бомба замедленного действия – парниковый эффект, грозящий вызвать таяние полярных льдов и «утопить» в морской пучине целые страны.
Слайд.
Преподаватель. Дадим несколько рекомендаций для тех, кто хочет внести свою лепту в дело охраны окружающей среды.
Придерживаясь этих правил, мы сможем потом сказать своим детям:
«Мы сделали все возможное, чтобы миро стал хоть чуточку чище».
Слайд.
Студент №2. Вы сможете поддержать экологов, если поставите свою подпись под письмами протеста против вредных производств. Это будет ваш вклад в оздоровление окружающей среды.
Студент №1. Настало время сказать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
Студент №2. А мы взрываем в одуванчике бомбы. Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Преподаватель. Наиболее активные борцы за экологию объединяются в международные организации, такие как «Гринпис», «Друзья природы», проводят акции протеста, пикетирование предприятий, загрязняющих окружающую среду и даже рок-концерты в её защиту.
Вместе: Будем же беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!
Студент №1. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Студент №2. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.
Студент №1. Я живу на Земле,
Где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный
Промытый грозой.
Где в печи розовеет
Пшеничная корка.
Где сплавляет пучина
Свинец с бирюзой.
Я живу на Земле
Среди замятей снежных.
Где над летом горит
Семицветный венец.
На Земле,
Успокоившей столько мятежных.
Столько щедрых Мечтой обуянных сердец.
На Земле,
Осчастливленной солнечным светом,
Изнывающей в лунной
Несбыточной мгле.
Непонятной безжизненным
Стылым планетам
Трижды грешной
И трижды прекрасной Земле.
На Земле.
Что живет, как огромное чудо,
И не может,
Не будет
Дымиться в золе.
В самый трудный,
В последний наш час
Не забудем
Благодарно сказать:
«Я жила на Земле».
(Видеоверсия экологического журнала прилагается)
Приложение 3.
Анкета для студентов, выявляющая интерес к проектной деятельности.
№ | Вопросы | Результат |
1. 2. 3. | Какими источниками информации Вы пользуетесь при подготовке проекта? а) книги; б) Интернет; в) педагог; г) другие Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) да; б) нет Есть ли для Вас польза от участия в проектной деятельности? а) да; б) нет | Книги – 57,7% Интернет – 19,2% Педагог – 15,4% Другие – 7,7% Да – 34,6% Нет – 65,4% Да – 82,3% Нет - 17,7% |
Приложение 4а.
Диаграмма 1. Источник информации при подготовки проекта.
Приложение 4б.
Диаграмма 2. Значимость для студентов работы над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности студентов в условиях инновационной деятельности БОУ ОО СПО «Омский АТК» на примере интеграции дисциплин ОиУПАП и Иностранного языка (немецкого)
Статья о проектной деятельности студентов на примере интеграции спец. дисциплины и иностранного языка...
Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...
Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения
ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...
Презентация выступления на тему: "Экологические проекты как средство организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся".
Метод экологического проекта основывается на использование нескольких компонентов: интеллектуального, личностного, внутренней готовности субъекта воплотить свои взгляды в реальные дела....
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)
Данная работа показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...
«Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31
laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...