Разработка урока по теме "Великие реформы 60-70 -х годов XIX века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Великие реформы 60—70-х гг. XIX в. третий урок темы «Эпоха великих реформ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_reformy_60-70_godov.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Каримова Елена Рифовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 5
Тема: «Эпоха великих реформ»
Урок 3. Великие реформы 60—70-х гг. XIX в.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой
- На основе изучения содержания реформ 60—70-х годов подвести учащихся к пониманию того, что эти реформы стали заметным явлением в истории России, несмотря на их непоследовательность, стали шагом на пути приобщении России к общеевропейским процессам.
- Развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать иллюстративный материал, документы, ставить и разрешать проблемы.
Новые термины: земства, гласные, курия, имущественный ценз, городская дума, всеобщая воинская повинность
Оборудование: АРМ, презентация (портреты Александра II, Д.А. Милютина, схемы
План урока:
1. Земская реформа
2. Городская реформа
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Итоги и значение реформ
Ход урока.
Приложение 1
ДОКУМЕНТ 1(для V группы)
Из Положения о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.)
«Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространение полезных первоначальных знаний.
Ст. 2. К начальным народным училищам относят: 1). Ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые за счет местных обществ и частично за счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2). Ведомства Министерства государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые за счет общественных сумм. 3). Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4). Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.
Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) Закон Божий (краткий катехизис и Священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно...
Ст. 6. В училищах могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания...»
ДОКУМЕНТ 2
Из Устава гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.)
«§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.
§ 2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии подразделяются на классические и реальные.
§ 3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.
§ 4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.
§ 5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные...
§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или за счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц...
§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковнославянским и словесность, 3) и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6) и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, 10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы), 11) и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.
§ 40. В реальных гимназиях преподаются: а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковнославянским и словесность, 3) история, 4) география, 5) чистописание; б) в большем объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реформы 60-70 - х годов XIX века
урок истории для 8 класса...
разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»
познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века....
Урок-презентация "Великие реформы 60-70-х гг. XIX века"
Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы-переломный этап истории России. В год 150-летия великих реформ эта тема снова становится актуальной. Реформы Александра II доказали, что раскреп...
Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"
Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....
Контроль уровня знаний понятий по §19-24 "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века. Социально-экономическое положение России. Либералы и консерваторы
Работа составлена на 2 варианта, содержит 5 заданий - как тестовых, так и с открытым вариантом ответа. Работа применительна как текущий контроль знаний учащихся....
Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"
Разработка урока истории. 10 класс. Работа в группах....