ИКТ на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему

Описывается применение ИКТ на разных этапах урока: во время опроса, при изучении нового материала,при закреплении. Указывается список электронных учебников и интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_istorii.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования: «Применение ИКТ на уроках истории и

                                                              обществознания.»

                                                 Кабочкина И.В.

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя                

                  общеобразовательная школа №1» г.Протвино, Московская область

                    Аннотация статьи: в работе раскрывается актуальность,перспектива и преимущества использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе и на уроках истории и обществознания.

               Современное общество предъявляет к учителю все больше требований, заставляя его постоянно самообразовываться и развиваться. «Только  учась сам, можешь научить другого» - этот девиз с недавних пор стал главным в моей педагогической деятельности. Четыре года назад, когда в школу стало поступать мультимедийное оборудование и некоторые классы стали оснащаться компьютерами, мне было страшно просто подойти и включить компьютер, а сегодня я уже не представляю себе урок без применения ИКТ. Хочется поделиться своим опытом освоения новых технологий.

              Прежде всего, необходимо изучить нормативные документы, которыми вы будете руководствоваться  в своей работе. Для меня это:

  1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года).
  2.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года)    
  3.  «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года)
  4.  Закон Московской области «Об образовании».

              Актуальность и перспективность  использование ИКТ в образовании сегодня понятна всем. Использование ИКТ является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. За ИК технологиями - будущее. Они будут видоизменяться, но останутся в наших уроках навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

            Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

 - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

 - использование ИКТ позволяет  достигать устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

 - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

            За годы моей  работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

 – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников ;

 – работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал ;

 – работа в FrontPage: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися;

 – работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов;

           Применение данных форм работы позволяет  стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.

           Ещё одна разновидность электронных  средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции,

словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. На сегодняшний день, рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу.

             Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что :

   1)        программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

   2)        задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

   3)        есть возможность для повторения материала;

   5)        программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими историческое  явление;

   6)        повышается  роль самоконтроля в процессе обучения.

            В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:

1. История Росси с древнейших времён до XVI века (VI класс).

2. История России XVII-XVIII век (VII класс).

3. История России XIX века (VIII класс).

4. Россия в конце XIX- XX веке (IX класс).

5. Готовимся к ЕГЭ по истории.

6. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.

7.История России 1945-2008 гг. Электронный учебник к учебнику А.В. Филиппова. 11 класс.

8.История России 20 век.Электронный учебник к учебнику Данилова.9 класс.

9.Энциклопедия России электронный вариант.

10.Обществознание 10-11 класс.Электронный учебник к учебнику Кравченко 10-11 кл.

         Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука . Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ; кинохрониками, документами, уникальными фонограммами . Они являются одновременно учебником,  атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске и в параграфе учебника, а подборка интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов  существенно облегчает работу .  

         Я выделила следующие преимущества электронных учебников:

1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает урок интересным.

 2. Учебный материал излагается в доступной форме.

3. Анимированные схемы и презентации помогают изучать историю в наглядной форме, что способствует  лучшему запоминанию.

4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют  увидеть и представить историческое событие.  

        Рекомендую всем учителям истории использовать электронные учебники в работе, корректируя и устраняя недочеты.

        Следующим этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Power Point. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением, комментарием учителя).  Очень полезно использовать на уроках презентации, как собственные, так и ученические.  Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам и курсам. В старших классах ученики с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, об исторических личностях, интересных фактах и событиях, демонстрируя их классу и комментируя. Часто, информация ученических презентаций используется мною в дальнейшей работе и помогает в подготовке к уроку. Можно заимствовать презентации коллег, из Интернета и др.

       Современные технические новинки позволяют активно использовать в нашей работе цифровые фотографии и видеофрагменты  школьных мероприятий, встреч с интересными людьми, интервью, рассказов ветеранов и др. Это значительно расширяет возможности использования краеведческого, школьного и классного материала на уроках. Я часто практикую на уроках истории и краеведения  презентации по материалам школьных Музея Боевой славы и музея «Родник», отрывки из видеозаписей воспоминаний и рассказов ветеранов войны, интервью с интересными людьми, учителями и родителями, ветеранами и руководителями школы. Этот «местный» материал вызывает огромный интерес учащихся, тем более, что они зачастую являются его авторами. Ребята с удовольствием готовят по заданию учителя презентации-отчеты о проведенных поездках, мероприятиях, соревнованиях, поисковой и научно-исследовательской деятельности и активно используют их на уроках и классных часах .Такая система  незаменима и в воспитательной работе, например на родительских собраниях.

          Подведем итоги. Использование ИКТ в процессе обучения позволило мне:

1. Значительно повысить мотивацию учащихся , их уровень обученности и качество знаний. По итогам 2010 г. качество знаний по истории и обществознанию – 100%;

2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

    По итогам ЕГЭ в 2010 г. наивысший балл по истории – 82; по обществознанию – 80;

 3. Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня. По итогам 2009-2010 учебного года мои ученики завоевали 8 призовых мест в городских олимпиадах, из них  4 первых места по истории, обществознанию и праву в 9 и 11 классах.  Ученица 11 класса Бабкина Анна стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

         Еще несколько слов хотелось бы сказать о роли ЭОРов (электронные образовательные ресурсы ) в самообразовании учителя .   В этом учебном году я впервые стала использовать их в работе. На Образовательном портале «Мой университет» предлагается разнообразная тематика курсов повышения квалификации. Такая форма повышения педагогического мастерства мне очень нравится: во-первых она бесплатна, а так же увлекательна и интересна, что дает возможность учителю двигаться вперед и быть интересным не только своим ученикам, но и коллегам.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...