ИКТ на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему
Описывается применение ИКТ на разных этапах урока: во время опроса, при изучении нового материала,при закреплении. Указывается список электронных учебников и интернет-ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_istorii.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования: «Применение ИКТ на уроках истории и
обществознания.»
Кабочкина И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» г.Протвино, Московская область
Аннотация статьи: в работе раскрывается актуальность,перспектива и преимущества использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе и на уроках истории и обществознания.
Современное общество предъявляет к учителю все больше требований, заставляя его постоянно самообразовываться и развиваться. «Только учась сам, можешь научить другого» - этот девиз с недавних пор стал главным в моей педагогической деятельности. Четыре года назад, когда в школу стало поступать мультимедийное оборудование и некоторые классы стали оснащаться компьютерами, мне было страшно просто подойти и включить компьютер, а сегодня я уже не представляю себе урок без применения ИКТ. Хочется поделиться своим опытом освоения новых технологий.
Прежде всего, необходимо изучить нормативные документы, которыми вы будете руководствоваться в своей работе. Для меня это:
- Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года)
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года)
- Закон Московской области «Об образовании».
Актуальность и перспективность использование ИКТ в образовании сегодня понятна всем. Использование ИКТ является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. За ИК технологиями - будущее. Они будут видоизменяться, но останутся в наших уроках навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- использование ИКТ позволяет достигать устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
За годы моей работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:
– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников ;
– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал ;
– работа в FrontPage: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися;
– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов;
Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции,
словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. На сегодняшний день, рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что :
1) программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
2) задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
3) есть возможность для повторения материала;
5) программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими историческое явление;
6) повышается роль самоконтроля в процессе обучения.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
1. История Росси с древнейших времён до XVI века (VI класс).
2. История России XVII-XVIII век (VII класс).
3. История России XIX века (VIII класс).
4. Россия в конце XIX- XX веке (IX класс).
5. Готовимся к ЕГЭ по истории.
6. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.
7.История России 1945-2008 гг. Электронный учебник к учебнику А.В. Филиппова. 11 класс.
8.История России 20 век.Электронный учебник к учебнику Данилова.9 класс.
9.Энциклопедия России электронный вариант.
10.Обществознание 10-11 класс.Электронный учебник к учебнику Кравченко 10-11 кл.
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука . Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ; кинохрониками, документами, уникальными фонограммами . Они являются одновременно учебником, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске и в параграфе учебника, а подборка интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов существенно облегчает работу .
Я выделила следующие преимущества электронных учебников:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает урок интересным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают изучать историю в наглядной форме, что способствует лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют увидеть и представить историческое событие.
Рекомендую всем учителям истории использовать электронные учебники в работе, корректируя и устраняя недочеты.
Следующим этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Power Point. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением, комментарием учителя). Очень полезно использовать на уроках презентации, как собственные, так и ученические. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам и курсам. В старших классах ученики с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, об исторических личностях, интересных фактах и событиях, демонстрируя их классу и комментируя. Часто, информация ученических презентаций используется мною в дальнейшей работе и помогает в подготовке к уроку. Можно заимствовать презентации коллег, из Интернета и др.
Современные технические новинки позволяют активно использовать в нашей работе цифровые фотографии и видеофрагменты школьных мероприятий, встреч с интересными людьми, интервью, рассказов ветеранов и др. Это значительно расширяет возможности использования краеведческого, школьного и классного материала на уроках. Я часто практикую на уроках истории и краеведения презентации по материалам школьных Музея Боевой славы и музея «Родник», отрывки из видеозаписей воспоминаний и рассказов ветеранов войны, интервью с интересными людьми, учителями и родителями, ветеранами и руководителями школы. Этот «местный» материал вызывает огромный интерес учащихся, тем более, что они зачастую являются его авторами. Ребята с удовольствием готовят по заданию учителя презентации-отчеты о проведенных поездках, мероприятиях, соревнованиях, поисковой и научно-исследовательской деятельности и активно используют их на уроках и классных часах .Такая система незаменима и в воспитательной работе, например на родительских собраниях.
Подведем итоги. Использование ИКТ в процессе обучения позволило мне:
1. Значительно повысить мотивацию учащихся , их уровень обученности и качество знаний. По итогам 2010 г. качество знаний по истории и обществознанию – 100%;
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
По итогам ЕГЭ в 2010 г. наивысший балл по истории – 82; по обществознанию – 80;
3. Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня. По итогам 2009-2010 учебного года мои ученики завоевали 8 призовых мест в городских олимпиадах, из них 4 первых места по истории, обществознанию и праву в 9 и 11 классах. Ученица 11 класса Бабкина Анна стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.
Еще несколько слов хотелось бы сказать о роли ЭОРов (электронные образовательные ресурсы ) в самообразовании учителя . В этом учебном году я впервые стала использовать их в работе. На Образовательном портале «Мой университет» предлагается разнообразная тематика курсов повышения квалификации. Такая форма повышения педагогического мастерства мне очень нравится: во-первых она бесплатна, а так же увлекательна и интересна, что дает возможность учителю двигаться вперед и быть интересным не только своим ученикам, но и коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...